Сегодня понедельник 29 апреля 2024 г. 07:29
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№74март 2013Финансы
Риски под защитой
Страхование грузов (КАРГО) — разновидность имущественного страхования, основная цель которого — защита перевозимых грузов от различных рисков в процессе их транспортировки от грузоотправителя к грузополучателю. Данная статья посвящена страхованию как инструменту защиты грузов. Мы расскажем, от каких рисков можно защититься, а чего опасаются сами страховщики, востребована ли эта услуга среди грузоперевозчиков и сколько стоит оформление объекта страхования.

Миллион рублей за тысячу
Как утверждают аналитики, в общем объеме коммерческих перевозок грузов по стране преобладает доля автомобильного и железнодорожного транспорта (около 30%, как утверждают эксперты). Но перевозка грузов остается одним из наиболее рискованных видов бизнеса. Особенно это касается автоперевозок, где при аварии высока вероятность полной утраты или существенного повреждения груза. Наличие страхового полиса от известной компании зачастую служит «спасательным жилетом», которым опытный собственник груза запасся заранее.
Эксперты приводят пример крупного убытка в Сибирском регионе, который произошел на трассе: это было возгорание полуприцепа, который перевозил груз нескольких известных компаний: в том числе бытовую технику, обувь. В результате пожара фура и весь груз были полностью уничтожены. Груз владельцы застраховали, поэтому страховая компания возместила понесенный ущерб. Общая сумма выплаты составила свыше 8 млн рублей.
Кражи, мошенничество, халатность и даже разбой на наших дорогах как были, так, к сожалению, и остаются. Но фуру с грузом на сумму в несколько миллионов рублей застраховать можно за 3–5 тыс. рублей. Понятно, что затраты на страхование заведомо несопоставимы с риском возможного убытка.
Если при экспортно-импортных операциях страхование грузов считается почти нормой, только страхуются грузы чаще в иностранных страховых компаниях иностранными контрагентами, то российские внутренние перевозки остаются в большинстве случаев вообще без страховой защиты. Реализация рисков приводит к материальному ущербу перевозимых грузов, а, следовательно, и к финансовым убыткам заинтересованных лиц.
Некоторые эксперты отмечают, что и страховые компании не всегда стремятся страховать грузы в силу несовершенства российского законодательства: правоприменительная практика со стороны различных органов власти не позволяет адекватно просчитать риски. Или же делает их слишком высокими.
В развитых странах Европы закон строго следит за соблюдением всех условий и нюансов договоров страхования. Ведь именно от деталей и зависит величина возможных убытков, а значит, цена риска и стоимость страхования. Страховщик должен точно понимать, за что он отвечает. У нас же суды порой решают вопрос, основываясь только на самом факте наличия договора страхования. А это, согласитесь, страховой компании невыгодно. Да и несправедливо, пожалуй.

На авось надейся, а сам не плошай
Сибирские предприниматели и промышленники перевозят грузы в основном железной дорогой и автомобильным транспортом. Организации, которые пользуются железной дорогой, знают, что этот перевозчик, согласно внутренним нормативным документам, несет ответственность за сохранность отправляемых грузов. Отправители уверены, что никакого форс-мажора не произойдет, а возможные ЧП возместит по договору поставки железная дорога, и не обращаются в страховые компании.
Привлекателен для грузоотправителей автомобильный транспорт: к примеру, от нас возят грузы в Республику Казахстан, в соседние сибирские регионы. Для любой страховой компании автоперевозки содержат солидные риски.

Ответственные за груз
Инициатором страхования груза может выступать как владелец груза, так и компания-грузоперевозчик. В ее интересах минимизировать риски заказчика, и тем самым представить свою компанию в выгодном свете.
Например, весьма известный грузоперевозчик, компания «ПЭК», для обеспечения дополнительных гарантий сохранности груза и возмещения ущерба по всем случаям повреждения или утраты предлагает услугу «Перевозка грузов с объявленной ценностью» и его страхованием на условиях «с ответственностью за все риски». Для того чтобы оформить страхование грузов, необходимо просто объявить или заявить ценность (стоимость) груза при сдаче его экспедитору.
Как сообщают в компании, в отношении грузов, заявляемых на страхование по генеральному договору страхования грузов для перевозок по территории РФ, устанавливается тарифная ставка в размере 0,1% от заявленной страховой суммы, но в любом случае не менее 50 рублей за отправку каждого индекса (кода) груза независимо от его стоимости и характера.
Объявление ценности и страхование необходимы для того, чтобы при полной или частичной утрате или порче груза не возникло затруднений в определении размеров убытка и для максимального сокращения сроков выплаты по страховым случаям.

Страховые процедуры
Большой проблемой страхования внутренних автомобильных перевозок в нашей стране является отсутствие нормативного документооборота. Например, не всегда оформляется даже такой базисный документ, как транспортная накладная. А если и оформляется, то вне соответствия требованиям законодательства. В результате бываетневозможно доказать ни факт перевозки, ни факт повреждения груза, ни соответствие перевозки общим условиям договора страхования. Невозможно обеспечить страховой компании право суброгации по отношению к виновному или ответственному лицу, что тоже может быть поводом для отказа в выплате возмещения. Это приводит к конфликтам на стадии урегулирования убытков, если договор страхования уже заключен.
Несколько лет назад страховщики должны были тщательно осматривать грузы перед отправкой, пломбировать их (к слову, сейчас такой практики у нас нет). Как в рассказывают в томском представительстве Росгосстраха, в их практике был случай, когда в специалисты застраховали груз, но по определенным причинам он отправился по месту назначения без внешнего осмотра представителями нашей компании. По дороге произошло ЧП, и в итоге машину нашли на обочине без водителя и груза (предприниматели отправляли в один из регионов дорогую видеоаппаратуру), а компании в судебном порядке предъявили иск на 9 млн рублей. Проведенное служебное расследование показало, что никаких следов отправления груза в пункт назначения из Томска не сохранилось: не удалось найти даже записей видеокамеры наружного наблюдения.
«После того случая компании — отправители и перевозчики подвергаются с нашей стороны тщательной проверке и жесткому контролю (мы проверяем, кем является перевозчик, которому принадлежат автомобили, всю сопроводительную документацию на товар, проверяем грузоотправителя и т. д.), — говорит Татьяна Синица, заместитель директора по корпоративному страхованию Томского филиала компании Росгосстрах. — Если репутация владельца груза и транспортной компании надежная, и они не принадлежат к разряду фирм-однодневок, тогда оформляется договор страхования или генеральный полис. Мы готовы развивать данное направление рынка страхования, имеем достаточно интересные предложения для клиентов—собственников грузов. Пока же, повторюсь, в общем объеме услуг, предоставляемых Томским филиалом физическим и юридическим лицам, объем страхования грузов очень мал».
Что касается объема страховых премий по страхованию грузов в Томске, по всем страховым компаниям он составляет 5, 8 млн рублей (это 0,2% от всего рынка страхования в городе). Для сравнения: объем страховых премий по страхованию автокаско по Томску — 141, 7 млн рублей, что составляет 5,6% от всего рынка страхования в Томске.


Татьяна Синица,
заместитель директора по корпоративному страхованию Томского филиала компании РОСГОССТРАХ

Сразу должна сказать, что предприятия и организации, которые работают в нашем регионе, занимаются грузоперевозками в небольших объемах, и, следовательно, особой активности по страхованию грузов не проявляют. Но собственно услуга предоставляется компанией Росгосстрах уже не одно десятилетие. Страхование грузов позволяет минимизировать риски при возникновении страховых случаев.
В принципе, услуга страхования грузов в нашей стране только получает распространение. Некоторые эксперты объясняют это недостаточно высоким уровнем общей страховой культуры населения. У многих собственников до сих пор бытуют «советские» представления о рисках и о страховании: никто ни за что не отвечает, никто ни за что не платит, и, авось, ничего не случится. Что касается Томской области, у нас ситуация особенная: регион находится в транспортном тупике, грузоперевозок и, соответственно, обращений в страховые компании немного: их общее число за год составляет менее одного процента от всего объема страховых услуг.
Компания Росгосстах включает в страховую сумму транспортные расходы, таможенные сборы и возмещает затраты клиента, направленные на спасение застрахованного груза и уменьшение убытка. При расчете тарифа мы учитываем специфику грузов, объемы, качество упаковки, наличия охраны, виды транспорта. Предлагаем достаточно широкое покрытие, которое включает в себя все основные риски: порчи или гибели груза по причине ДТП, пожара, подмочки, стихийных бедствий, а также из-за противоправных действий третьих лиц. При малой цене на услугу (генеральный полис можно оформить за 2 – 3 тысячи рублей) риски, которые берет на себя страховая компания, достаточно высоки. Но страховые выплаты в случае утраты, повреждения, порчи всего груза составляют 100% от ущерба.


"Промышленные страницы Сибири" №3 (74) март 2013 г.

P align=justify>Миллион рублей за тысячу
Как утверждают аналитики, в общем объеме коммерческих перевозок грузов по стране преобладает доля автомобильного и железнодорожного транспорта (около 30%, как утверждают эксперты). Но перевозка грузов остается одним из наиболее рискованных видов бизнеса. Особенно это касается автоперевозок, где при аварии высока вероятность полной утраты или существенного повреждения груза. Наличие страхового полиса от известной компании зачастую служит «спасательным жилетом», которым опытный собственник груза запасся заранее.
Эксперты приводят пример крупного убытка в Сибирском регионе, который произошел на трассе: это было возгорание полуприцепа, который перевозил груз нескольких известных компаний: в том числе бытовую технику, обувь. В результате пожара фура и весь груз были полностью уничтожены. Груз владельцы застраховали, поэтому страховая компания возместила понесенный ущерб. Общая сумма выплаты составила свыше 8 млн рублей.
Кражи, мошенничество, халатность и даже разбой на наших дорогах как были, так, к сожалению, и остаются. Но фуру с грузом на сумму в несколько миллионов рублей застраховать можно за 3–5 тыс. рублей. Понятно, что затраты на страхование заведомо несопоставимы с риском возможного убытка.
Если при экспортно-импортных операциях страхование грузов считается почти нормой, только страхуются грузы чаще в иностранных страховых компаниях иностранными контрагентами, то российские внутренние перевозки остаются в большинстве случаев вообще без страховой защиты. Реализация рисков приводит к материальному ущербу перевозимых грузов, а, следовательно, и к финансовым убыткам заинтересованных лиц.
Некоторые эксперты отмечают, что и страховые компании не всегда стремятся страховать грузы в силу несовершенства российского законодательства: правоприменительная практика со стороны различных органов власти не позволяет адекватно просчитать риски. Или же делает их слишком высокими.
В развитых странах Европы закон строго следит за соблюдением всех условий и нюансов договоров страхования. Ведь именно от деталей и зависит величина возможных убытков, а значит, цена риска и стоимость страхования. Страховщик должен точно понимать, за что он отвечает. У нас же суды порой решают вопрос, основываясь только на самом факте наличия договора страхования. А это, согласитесь, страховой компании невыгодно. Да и несправедливо, пожалуй.

На авось надейся, а сам не плошай
Сибирские предприниматели и промышленники перевозят грузы в основном железной дорогой и автомобильным транспортом. Организации, которые пользуются железной дорогой, знают, что этот перевозчик, согласно внутренним нормативным документам, несет ответственность за сохранность отправляемых грузов. Отправители уверены, что никакого форс-мажора не произойдет, а возможные ЧП возместит по договору поставки железная дорога, и не обращаются в страховые компании.
Привлекателен для грузоотправителей автомобильный транспорт: к примеру, от нас возят грузы в Республику Казахстан, в соседние сибирские регионы. Для любой страховой компании автоперевозки содержат солидные риски.

Ответственные за груз
Инициатором страхования груза может выступать как владелец груза, так и компания-грузоперевозчик. В ее интересах минимизировать риски заказчика, и тем самым представить свою компанию в выгодном свете.
Например, весьма известный грузоперевозчик, компания «ПЭК», для обеспечения дополнительных гарантий сохранности груза и возмещения ущерба по всем случаям повреждения или утраты предлагает услугу «Перевозка грузов с объявленной ценностью» и его страхованием на условиях «с ответственностью за все риски». Для того чтобы оформить страхование грузов, необходимо просто объявить или заявить ценность (стоимость) груза при сдаче его экспедитору.
Как сообщают в компании, в отношении грузов, заявляемых на страхование по генеральному договору страхования грузов для перевозок по территории РФ, устанавливается тарифная ставка в размере 0,1% от заявленной страховой суммы, но в любом случае не менее 50 рублей за отправку каждого индекса (кода) груза независимо от его стоимости и характера.
Объявление ценности и страхование необходимы для того, чтобы при полной или частичной утрате или порче груза не возникло затруднений в определении размеров убытка и для максимального сокращения сроков выплаты по страховым случаям.

Страховые процедуры
Большой проблемой страхования внутренних автомобильных перевозок в нашей стране является отсутствие нормативного документооборота. Например, не всегда оформляется даже такой базисный документ, как транспортная накладная. А если и оформляется, то вне соответствия требованиям законодательства. В результате бываетневозможно доказать ни факт перевозки, ни факт повреждения груза, ни соответствие перевозки общим условиям договора страхования. Невозможно обеспечить страховой компании право суброгации по отношению к виновному или ответственному лицу, что тоже может быть поводом для отказа в выплате возмещения. Это приводит к конфликтам на стадии урегулирования убытков, если договор страхования уже заключен.
Несколько лет назад страховщики должны были тщательно осматривать грузы перед отправкой, пломбировать их (к слову, сейчас такой практики у нас нет). Как в рассказывают в томском представительстве Росгосстраха, в их практике был случай, когда в специалисты застраховали груз, но по определенным причинам он отправился по месту назначения без внешнего осмотра представителями нашей компании. По дороге произошло ЧП, и в итоге машину нашли на обочине без водителя и груза (предприниматели отправляли в один из регионов дорогую видеоаппаратуру), а компании в судебном порядке предъявили иск на 9 млн рублей. Проведенное служебное расследование показало, что никаких следов отправления груза в пункт назначения из Томска не сохранилось: не удалось найти даже записей видеокамеры наружного наблюдения.
«После того случая компании — отправители и перевозчики подвергаются с нашей стороны тщательной проверке и жесткому контролю (мы проверяем, кем является перевозчик, которому принадлежат автомобили, всю сопроводительную документацию на товар, проверяем грузоотправителя и т. д.), — говорит Татьяна Синица, заместитель директора по корпоративному страхованию Томского филиала компании Росгосстрах. — Если репутация владельца груза и транспортной компании надежная, и они не принадлежат к разряду фирм-однодневок, тогда оформляется договор страхования или генеральный полис. Мы готовы развивать данное направление рынка страхования, имеем достаточно интересные предложения для клиентов—собственников грузов. Пока же, повторюсь, в общем объеме услуг, предоставляемых Томским филиалом физическим и юридическим лицам, объем страхования грузов очень мал».
Что касается объема страховых премий по страхованию грузов в Томске, по всем страховым компаниям он составляет 5, 8 млн рублей (это 0,2% от всего рынка страхования в городе). Для сравнения: объем страховых премий по страхованию автокаско по Томску — 141, 7 млн рублей, что составляет 5,6% от всего рынка страхования в Томске.


Татьяна Синица,
заместитель директора по корпоративному страхованию Томского филиала компании РОСГОССТРАХ

Сразу должна сказать, что предприятия и организации, которые работают в нашем регионе, занимаются грузоперевозками в небольших объемах, и, следовательно, особой активности по страхованию грузов не проявляют. Но собственно услуга предоставляется компанией Росгосстрах уже не одно десятилетие. Страхование грузов позволяет минимизировать риски при возникновении страховых случаев.
В принципе, услуга страхования грузов в нашей стране только получает распространение. Некоторые эксперты объясняют это недостаточно высоким уровнем общей страховой культуры населения. У многих собственников до сих пор бытуют «советские» представления о рисках и о страховании: никто ни за что не отвечает, никто ни за что не платит, и, авось, ничего не случится. Что касается Томской области, у нас ситуация особенная: регион находится в транспортном тупике, грузоперевозок и, соответственно, обращений в страховые компании немного: их общее число за год составляет менее одного процента от всего объема страховых услуг.
Компания Росгосстах включает в страховую сумму транспортные расходы, таможенные сборы и возмещает затраты клиента, направленные на спасение застрахованного груза и уменьшение убытка. При расчете тарифа мы учитываем специфику грузов, объемы, качество упаковки, наличия охраны, виды транспорта. Предлагаем достаточно широкое покрытие, которое включает в себя все основные риски: порчи или гибели груза по причине ДТП, пожара, подмочки, стихийных бедствий, а также из-за противоправных действий третьих лиц. При малой цене на услугу (генеральный полис можно оформить за 2 – 3 тысячи рублей) риски, которые берет на себя страховая компания, достаточно высоки. Но страховые выплаты в случае утраты, повреждения, порчи всего груза составляют 100% от ущерба.


"Промышленные страницы Сибири" №3 (74) март 2013 г.

Анастасия Рублева.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru