Сегодня понедельник 29 апреля 2024 г. 02:08
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№74март 2013Тема номера
Позабыты хлопоты, остановлен бег, Вкалывают роботы. Счастлив человек?
С тех пор как ровно столетие назад Генри Форд внедрил на своём заводе конвейер, произошёл качественный скачок производительности труда. До начала работы сборочной линии автомобили строили так, как строят дома: рабочие собирали машину снизу доверху на одном месте. Себестоимость такой сборки была столь высока, что стать обладателями авто могли только богачи. Конвейер, резко повысив производительность труда (к примеру, среднее время сборки шасси сократилось в восемь раз: с 12,5 до полутора часов), снизил себестоимость, и автомобиль, подешевев втрое, превратился в товар массового потребления. С 1915 до 1924 их выпуск вырос в десять раз. Но вместе с тем изобретение Форда (которое он подсмотрел то ли на почте при сортировке корреспонденции, то ли на ферме при разделке туш) превратил его рабочих в конвейерный придаток, практически в роботов.

Свободу человеку!
Рост эффективности производства в XXI веке имеет качественно другой вектор: он связан, прежде всего, с автоматизацией, то есть высвобождением человека и заменой его роботами. Кстати, самый первый механический человек встречается в чертежах Леонардо да Винчи. Современные инженеры уже воплотили идею гения эпохи Возрождения в реального механического рыцаря. Сам термин «робот» пришёл в наш обиход из романа К. Чапека «Р.У.Р». Первым современным роботом стала механическая рука, управляемая программой, записанной на магнитную ленту, разработанная для General Motors в 1961 году. Американский автопром и в автоматизации стал первопроходцем. С тех пор счёт населения в Стране железных помощников человека идёт на миллионы.
Больше всего высокотехнологичных помощников применяют японцы. На эти цели по долгосрочной программе развития роботостроения разработанной до 2016 года в Японии планируют потратить около 260 млрд долларов, доведя объем продаж продукции робототехнической промышленности до 73,8 млрд долларов. Так японцы решают проблему кадрового дефицита, связанную со старением населения. Будучи довольно закрытой страной, не исповедующей толерантности к чужакам, идею привлечения мигрантов на островах не приветствуют.
Однако в последние годы Китай рванул вперёд и в этой области, становясь наиболее динамично растущим рынком робототехники. Несмотря на то, что рабочая сила здесь достаточно недорогая (хотя это преимущество по мнению многих экспертов уходит в прошлое), популярность «железных» работников растёт. Не последнюю роль в драйвере роста отрасли сыграло и то, что с 2008-го по 2011-ый шанхайские компании и НИИ получили 40 млн юаней на исследовательские работы и ещё 60 млн юаней на развитие местного производства. В планах территории к 2020-му году производить половину всех промышленных роботов страны и получать в бюджет до 80 млрд юаней ежегодно.

Кто подаст тапочки?
Япония удерживает пальму первенства не только в производстве. Инженеры Страны восходящего солнца активно трудятся над разработкой роботов «с человеческим лицом», то есть андроидов, видимо, намереваясь в скором времени воплотить в жизнь лозунг: «Бытовой робот — в каждый дом!». Следом по показателю роботизации на душу населения следует объединенная Европа, где счёт роботонаселения идёт на сотни тысяч, ежегодно прирастая десятками тысяч. В США роботов хватит, чтобы населить средний по размеру российский город. Наша страна в этом рейтинге передовым странам уступает на порядок: в год внедряется около двух сотен промышленных роботов, причём до 90% из уже имеющегося парка — старожилы ещё со времён Союза. Между тем промышленные роботы дают возможность построить не только эффективное, но и гибкое производство, выпуская на одном и том же оборудовании различные виды продукции, меняя только программы.
Областей применения умных машин в жизни человека становится всё больше. А сфер, где чудо современной техники представить невозможно — всё меньше. Собственно, если открыть справочник рабочих профессий, наверно не будет ни одной, где человека не смогла бы заменить техника. Роботы доят коров, пашут землю, делают операции и разносят лекарства в больницах, продают лекарства в аптеках, выдают книги в библиотеках, чистят бассейны и в качестве «умного» чемодана носят вещи за пассажиром. При этом трудятся в десятки раз быстрее человека, не ошибаясь и не теряя времени и документов. Их работоспособность не зависит от настроения и состояния здоровья, а уж об их неутомимости и говорить не приходится: теоретически они могут пропадать на работе круглосуточно и круглогодично и при этом (о чудо!) не подвержены вредным привычкам. 

Сколько получает робот?
Говоря об экономической целесообразности применения автоматизированных линий на производстве, специалисты упоминают и безукоризненное «машинное» качество, что крайне актуально в нашем мире, и невероятную по сравнению с человеком производительность труда. Автоматизация позволяет экономить не только на заработной плате, но и на всевозможных налоговых отчислениях, больничных, бесплатных путёвках в санатории и прочей «социалке».
Однако стоимость цифрового работника, несмотря на поступательное снижение цен (на 75% за 20 лет), всё ещё исчисляется десятками тысяч евро. Готовая роботизированная линия под ключ доходит и до сотни тысяч. Хотя, если сопоставить эти вложения с заработной платой реального работника, даже без учёта качественных выигрышей, резон есть. К примеру, при зарплате квалифицированного американского оператора станка в 50 тысяч долларов в год робот заменит двух операторов и при стоимости 250 тысяч долларов за 15 лет работы принесет прибыль в 3,5 млн долларов. Учитывая, что зарплаты в России гораздо скромнее, окупаемость наступит ещё быстрее.

Гости из будущего
Основа роста автоматизации российского сектора машиностроения — сварка, где Россия потихоньку начинает догонять Запад. Дело в том, что хороший сварщик в нашей стране —  специалист дефицитный. Но это капля в море, учитывая области возможного применения роботов в промышленности: резка и сборка, упаковка и маркировка, обслуживание станков и покраска, манипулирование и паллетирование. Для отечественных производителей робототехнические комплексы в большинстве своём остаются гостями из будущего, пригласить которых может себе позволить только достаточно крупное производство: кредиты слишком дороги.                                                                                                 
Надо ли говорить, что почти 100% современных автоматизированных комплексов, которые эксплуатируются в цехах отечественных машиностроительных предприятий — иностранного производства. Почему? Ответ банален: отечественных аналогов нет по причине весьма скромного госфинансирования этой наукоёмкой отрасли. Нет и специальной госпрограммы поддержки развития роботостроения в России: Указ Президента РФ от 7.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» приоритетными направлениями развития науки и техники в стране объявил нанотехнологии, телекоммуникацию, биотехнологии, экологию, космос и энергоэффективность. Роботизация российской промышленности в списке не значится. Исключение составляют разве что научные исследования в этом направлении для нужд военных, МЧС и космической промышленности.
Кроме того и производить-то особо некому: как отмечают эксперты, машиностроение нынче вообще ощущает огромный кадровый голод. Опытные спецы стареют, а молодёжь в отрасли составляет не более пяти процентов. Между тем прогнозы Международной федерации робототехники сводятся к тому, что к 2020 году объем рынка будет оцениваться в 500 млрд долларов, то есть по сравнению с сегодняшним объёмом вырастет в 60 раз.
Правда, надежда всё-таки есть: в прошлом году студенты Дальневосточного федерального университета одержали победу в мировом первенстве по телеуправляемым необитаемым подводным аппаратам среди 20 команд из США, Китая, Великобритании и других стран, причём, не в первый раз.

Счастье в труде?
Если представить крайнюю, но сегодня далеко не фантастическую ситуацию (как известно, функция наиболее ярко характеризуется именно в экстремальных точках): всё в нашем мире производят роботы, возникает вопрос: а что останется делать гомо сапиенсу? Похоже, человечеству придётся крепко задуматься о том, чем занять неожиданно свалившееся на него свободное время. Очевидно, что огромный импульс развития получит в этом случае индустрия развлечений. Впрочем, часть свободного времени люди смогут смело потратить на поиск нового смысла жизни и придумывание слоганов на замену ставшему вдруг архаичным: «Счастье в труде». Но это уже вопрос философский.
А ведь стоит только снизиться затратам на производство умных машин, и социальные проблемы дадут о себе знать тотчас. Исследование, проведённое в 1970-х годах, показало полярное отношение к автоматизации и её последствиям рабочих социалистических и капиталистических стран. В первых более 95% к процессу относились положительно. В капстранах оптимизм своих не пуганных ещё безработицей коллег разделяли втрое меньше опрошенных. Надо полагать, сегодня ответы тех и других не очень бы разнились. 
В развитых странах уже до 60% населения находят себя в сфере услуг. С появлением автоматизированных линий высвободится еще больше людей. Рынок труда изменится кардинально, что повлияет на социум не меньше, чем появление ядерного оружия или освоение космоса. Решать эту проблему развитым странам надо уже сегодня.
Впрочем, автоматизацию не стоит воспринимать как исключительно негативное явление для работников промышленного предприятия. В перемещении трудовых ресурсов с заводов в сферу услуг можно найти положительные моменты. Прежде всего то, что тяжелого физического труда на загрязненных предприятиях становится меньше.

Демографических проблем в Стране машин не наблюдается
Исследования, в частности, Международной федерации робототехники (IFR), успокаивают мировую общественность: роботы сами же и создадут рабочие места. Правда, по их «вине» сократятся низкоквалифицированные рабочие, а на вновь открывшиеся производства по выпуску и обслуживанию автоматов понадобится образованный и квалифицированный персонал. Сегодня по всему миру без устали трудится более миллиона  роботов, благодаря чему уже появился миллион высококвалифицированных рабочих мест. Ежегодно спрос на них в мире растёт на треть. Главными драйверами по-прежнему выступают автопроизводители и военные. Если темпы спроса сохранятся, а федерация уверена, что так и будет, в ближайшую пятилетку появится еще до пяти миллионов рабочих мест для человека, дай бог, за это же время цена автоматизации производства станет привлекательнее. Демографические проблемы Стране машин неведомы.


"Промышленные страницы Сибири" №3 (74) март 2013 г.

Свободу человеку!
Рост эффективности производства в XXI веке имеет качественно другой вектор: он связан, прежде всего, с автоматизацией, то есть высвобождением человека и заменой его роботами. Кстати, самый первый механический человек встречается в чертежах Леонардо да Винчи. Современные инженеры уже воплотили идею гения эпохи Возрождения в реального механического рыцаря. Сам термин «робот» пришёл в наш обиход из романа К. Чапека «Р.У.Р». Первым современным роботом стала механическая рука, управляемая программой, записанной на магнитную ленту, разработанная для General Motors в 1961 году. Американский автопром и в автоматизации стал первопроходцем. С тех пор счёт населения в Стране железных помощников человека идёт на миллионы.
Больше всего высокотехнологичных помощников применяют японцы. На эти цели по долгосрочной программе развития роботостроения разработанной до 2016 года в Японии планируют потратить около 260 млрд долларов, доведя объем продаж продукции робототехнической промышленности до 73,8 млрд долларов. Так японцы решают проблему кадрового дефицита, связанную со старением населения. Будучи довольно закрытой страной, не исповедующей толерантности к чужакам, идею привлечения мигрантов на островах не приветствуют.
Однако в последние годы Китай рванул вперёд и в этой области, становясь наиболее динамично растущим рынком робототехники. Несмотря на то, что рабочая сила здесь достаточно недорогая (хотя это преимущество по мнению многих экспертов уходит в прошлое), популярность «железных» работников растёт. Не последнюю роль в драйвере роста отрасли сыграло и то, что с 2008-го по 2011-ый шанхайские компании и НИИ получили 40 млн юаней на исследовательские работы и ещё 60 млн юаней на развитие местного производства. В планах территории к 2020-му году производить половину всех промышленных роботов страны и получать в бюджет до 80 млрд юаней ежегодно.

Кто подаст тапочки?
Япония удерживает пальму первенства не только в производстве. Инженеры Страны восходящего солнца активно трудятся над разработкой роботов «с человеческим лицом», то есть андроидов, видимо, намереваясь в скором времени воплотить в жизнь лозунг: «Бытовой робот — в каждый дом!». Следом по показателю роботизации на душу населения следует объединенная Европа, где счёт роботонаселения идёт на сотни тысяч, ежегодно прирастая десятками тысяч. В США роботов хватит, чтобы населить средний по размеру российский город. Наша страна в этом рейтинге передовым странам уступает на порядок: в год внедряется около двух сотен промышленных роботов, причём до 90% из уже имеющегося парка — старожилы ещё со времён Союза. Между тем промышленные роботы дают возможность построить не только эффективное, но и гибкое производство, выпуская на одном и том же оборудовании различные виды продукции, меняя только программы.
Областей применения умных машин в жизни человека становится всё больше. А сфер, где чудо современной техники представить невозможно — всё меньше. Собственно, если открыть справочник рабочих профессий, наверно не будет ни одной, где человека не смогла бы заменить техника. Роботы доят коров, пашут землю, делают операции и разносят лекарства в больницах, продают лекарства в аптеках, выдают книги в библиотеках, чистят бассейны и в качестве «умного» чемодана носят вещи за пассажиром. При этом трудятся в десятки раз быстрее человека, не ошибаясь и не теряя времени и документов. Их работоспособность не зависит от настроения и состояния здоровья, а уж об их неутомимости и говорить не приходится: теоретически они могут пропадать на работе круглосуточно и круглогодично и при этом (о чудо!) не подвержены вредным привычкам. 

Сколько получает робот?
Говоря об экономической целесообразности применения автоматизированных линий на производстве, специалисты упоминают и безукоризненное «машинное» качество, что крайне актуально в нашем мире, и невероятную по сравнению с человеком производительность труда. Автоматизация позволяет экономить не только на заработной плате, но и на всевозможных налоговых отчислениях, больничных, бесплатных путёвках в санатории и прочей «социалке».
Однако стоимость цифрового работника, несмотря на поступательное снижение цен (на 75% за 20 лет), всё ещё исчисляется десятками тысяч евро. Готовая роботизированная линия под ключ доходит и до сотни тысяч. Хотя, если сопоставить эти вложения с заработной платой реального работника, даже без учёта качественных выигрышей, резон есть. К примеру, при зарплате квалифицированного американского оператора станка в 50 тысяч долларов в год робот заменит двух операторов и при стоимости 250 тысяч долларов за 15 лет работы принесет прибыль в 3,5 млн долларов. Учитывая, что зарплаты в России гораздо скромнее, окупаемость наступит ещё быстрее.

Гости из будущего
Основа роста автоматизации российского сектора машиностроения — сварка, где Россия потихоньку начинает догонять Запад. Дело в том, что хороший сварщик в нашей стране —  специалист дефицитный. Но это капля в море, учитывая области возможного применения роботов в промышленности: резка и сборка, упаковка и маркировка, обслуживание станков и покраска, манипулирование и паллетирование. Для отечественных производителей робототехнические комплексы в большинстве своём остаются гостями из будущего, пригласить которых может себе позволить только достаточно крупное производство: кредиты слишком дороги.                                                                                                 
Надо ли говорить, что почти 100% современных автоматизированных комплексов, которые эксплуатируются в цехах отечественных машиностроительных предприятий — иностранного производства. Почему? Ответ банален: отечественных аналогов нет по причине весьма скромного госфинансирования этой наукоёмкой отрасли. Нет и специальной госпрограммы поддержки развития роботостроения в России: Указ Президента РФ от 7.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» приоритетными направлениями развития науки и техники в стране объявил нанотехнологии, телекоммуникацию, биотехнологии, экологию, космос и энергоэффективность. Роботизация российской промышленности в списке не значится. Исключение составляют разве что научные исследования в этом направлении для нужд военных, МЧС и космической промышленности.
Кроме того и производить-то особо некому: как отмечают эксперты, машиностроение нынче вообще ощущает огромный кадровый голод. Опытные спецы стареют, а молодёжь в отрасли составляет не более пяти процентов. Между тем прогнозы Международной федерации робототехники сводятся к тому, что к 2020 году объем рынка будет оцениваться в 500 млрд долларов, то есть по сравнению с сегодняшним объёмом вырастет в 60 раз.
Правда, надежда всё-таки есть: в прошлом году студенты Дальневосточного федерального университета одержали победу в мировом первенстве по телеуправляемым необитаемым подводным аппаратам среди 20 команд из США, Китая, Великобритании и других стран, причём, не в первый раз.

Счастье в труде?
Если представить крайнюю, но сегодня далеко не фантастическую ситуацию (как известно, функция наиболее ярко характеризуется именно в экстремальных точках): всё в нашем мире производят роботы, возникает вопрос: а что останется делать гомо сапиенсу? Похоже, человечеству придётся крепко задуматься о том, чем занять неожиданно свалившееся на него свободное время. Очевидно, что огромный импульс развития получит в этом случае индустрия развлечений. Впрочем, часть свободного времени люди смогут смело потратить на поиск нового смысла жизни и придумывание слоганов на замену ставшему вдруг архаичным: «Счастье в труде». Но это уже вопрос философский.
А ведь стоит только снизиться затратам на производство умных машин, и социальные проблемы дадут о себе знать тотчас. Исследование, проведённое в 1970-х годах, показало полярное отношение к автоматизации и её последствиям рабочих социалистических и капиталистических стран. В первых более 95% к процессу относились положительно. В капстранах оптимизм своих не пуганных ещё безработицей коллег разделяли втрое меньше опрошенных. Надо полагать, сегодня ответы тех и других не очень бы разнились. 
В развитых странах уже до 60% населения находят себя в сфере услуг. С появлением автоматизированных линий высвободится еще больше людей. Рынок труда изменится кардинально, что повлияет на социум не меньше, чем появление ядерного оружия или освоение космоса. Решать эту проблему развитым странам надо уже сегодня.
Впрочем, автоматизацию не стоит воспринимать как исключительно негативное явление для работников промышленного предприятия. В перемещении трудовых ресурсов с заводов в сферу услуг можно найти положительные моменты. Прежде всего то, что тяжелого физического труда на загрязненных предприятиях становится меньше.

Демографических проблем в Стране машин не наблюдается
Исследования, в частности, Международной федерации робототехники (IFR), успокаивают мировую общественность: роботы сами же и создадут рабочие места. Правда, по их «вине» сократятся низкоквалифицированные рабочие, а на вновь открывшиеся производства по выпуску и обслуживанию автоматов понадобится образованный и квалифицированный персонал. Сегодня по всему миру без устали трудится более миллиона  роботов, благодаря чему уже появился миллион высококвалифицированных рабочих мест. Ежегодно спрос на них в мире растёт на треть. Главными драйверами по-прежнему выступают автопроизводители и военные. Если темпы спроса сохранятся, а федерация уверена, что так и будет, в ближайшую пятилетку появится еще до пяти миллионов рабочих мест для человека, дай бог, за это же время цена автоматизации производства станет привлекательнее. Демографические проблемы Стране машин неведомы.


"Промышленные страницы Сибири" №3 (74) март 2013 г.

Елена Баева.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru