Сегодня воскресенье 28 апреля 2024 г. 03:16
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№72январь 2013Тема номера
На старт, внимание, марш!
Основные инвестиции в наступившем году пойдут в Сибирь по давно накатанным сырьевым «рельсам». Крупный бизнес «по привычке» вкладывается в добычу и первичную переработку полезных ископаемых. Самый большой кусок инвестиционного пирога поделят между собой нефтегазовые и медные проекты. На втором месте — лес, золото и энергетика. И совсем небольшой ломтик, возможно, достанется высоким технологиям.

Счастливый финал
В 2013 году в Сибири финиширует сразу несколько крупных проектов. В тройке лидеров — предприятия Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО). Совместного проекта госкорпорации «РусГидро» и «РУСАЛа».
До конца года в полную силу должна заработать Богучанская ГЭС: планируется запустить все девять гидроагрегатов. Станцию строили с 1974 года с тридцатидвухлетним перерывом. Начиная с 2008-го, затраты на ее достройку составят около 80 млрд рублей. Уже сегодня БоГЭС называют самой современной среди крупных российских гидроэлектростанций.
Семилетний «марафон» закончится для Богучанского алюминиевого завода, инвестиции в который оцениваются примерно в 33 млрд рублей. К осени он должен выдать свой первый алюминий.
Здесь же, в Богучанском районе, в этом году планируется запустить крупный лесопромышленный комплекс. Вложения компании «Краслесинвест» в этот проект составят около 86 млрд. рублей. ЛПК будет производить беленую хвойную и лиственную крафт-целюлозу, а также пиломатериалы.
Порадовать «финалистом» обещает и туристический сектор. Власти Республики Бурятии заявляют об окончании в этом году всех работ по проекту особой экономической зоны «Байкальская гавань». Затраты в 56,6 млрд рублей делят между собой республиканский бюджет и частные инвесторы.

В разгаре дистанции
Пока только в середине «дистанции» находится самый затратный инвестпроект СФО по освоению уникальных эвенкийских запасов нефти и газа. По оценкам специалистов, Куюмбинское, Юрубчено-Тахомское и соседствующие с ними месторождения «хранят» около 584 миллионов тонн. И это — только разведанные запасы. Вложения госбюджета и недропользователей (основные — «Славнефть» и «Роснефть»), в освоение нефтегазовых богатств и создание инфраструктуры оцениваются более чем в 350 млрд. рублей.
Предстоит еще построить магистральный нефтепровод Куюмба-Тайшет длиной 703 километра. Он свяжет эвенкийские месторождения с трубопроводом Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). Компания «Транснефть» инвестирует в «нитку» около 100 млрд. рублей. Ввод в эксплуатацию намечен на конец 2016 года. Тогда же планируется начать на месторождениях основную добычу нефти и газа.

Финишная прямая
В этом году выходит на финишную прямую дочка «Металлоинвеста», «Байкальская горная компания» — с проектом освоения Удоканского месторождения меди в Забайкальском крае. Начать добычу планируется уже в 2014 году, а к 2017-му – выйти на проектную мощность: 36 млн. тонн руды в год с получением 474 тыс. тонн катодной меди.
Сегодня Удокан называют одним из крупнейших неразработанных медных месторождений мира и самым крупным в России. Минеральные ресурсы по категориям Measured + Indicated + Inferred («Оценённые + Выявленные + Предполагаемые») — 2,7 млрд тонн руды со средним содержанием меди 0,95%. Количество меди в них определено в 25,7 млн тонн. Реализация проекта оценивается в 150 млрд рублей.
На последний «круг» вышел и другой инвестиционный проект — «Большой Братск». На площадке Братского ЦБК «Группа «Илим», пятьюдесятью процентами акций которой владеет международная корпорация «International Paper», завершает строительство крупнейшей в мире линии по производству NBSK-целлюлозы. Пуск намечен на 2014 год. Запланированная сумма инвестиций — более 700 млн долларов.

Кризис жанра
Но некоторые амбициозные «заявки» так и не смогли сдвинуться с места или «забуксовали» в самом начале пути. В проекте пока остаются Енисейский завод ферросплавов и крупный международный авиахаб на базе аэропорта Емельяново.
Один из самых дорогих сибирских долгостроев — железная дорога Кызыл-Курагино. Крупнейший сегодня в России инфраструктурный проект, реализуемый в рамках частно-государственного партнерства.
Предполагалось, что 85,7 млрд. рублей в строительство вложит «Енисейская промышленная компания» (ЕПК). Дорога нужна ей для транспортировки угля с Элегестского угольного месторождения, которое предприятие и разрабатывает. Государство же планировало раскошелиться на 49,3 миллиарда.
Дорогу начали строить в 2011 году. Но сейчас Инвестфонд РФ заявляет об отказе от финансирования, поскольку частный инвестор свои обязательства в сумме 7,79 миллиардов рублей в 2012 году не выполнил. Причиной называют разногласия между двумя нынешними владельцами компании (акционерами «Русской медной компании») по поводу долгов, доставшихся «в наследство» от бывшего хозяина. Итог — начало масштабных работ снова откладывается на неопределенный срок
Другому «железнодорожному» проекту в Красноярском крае повезло больше. Строительство ветки Карабула-Ярки было завершено в 2012 году и обошлось примерно в 5,5 млрд. рублей.

В ожидании «свистка»
В 2013-ом Сибирь ожидает старта сразу нескольких «новичков». Так, Красноярский край готов запустить новый грандиозный проект. В конце 2012 года краевые власти подготовили заявку в Инвестфонд на софинансирование создания Ангаро-Енисейского кластера.
Проект охватывает территорию Енисейского, Мотыгинского, Северо-Енисейского и Саянского районов края. Включает строительство новых и развитие существующих предприятий горнодобывающей и перерабатывающей отраслей, листопрокатного и лесоперерабатывающего комплексов, автодорог и других объектов.
Капиталоемкость проекта оценивается в 272,1 млрд. рублей. 216,4 из них — вложения частных компаний. 45,7 млрд рублей — ассигнования Инвестфонда. 10 - средства краевого бюджета. Самый дорогостоящий объект кластера — Нижнеангарская ГЭС, обойдется в 80 млрд рублей.
На реализацию потребуется девять лет — с 2012 по 2021-ый. Согласие на участие уже дали девять крупных компаний, в том числе «Полюс», «Соврудник», «ЕвроСибЭнерго», «КрАМЗ».
Уже готова проектно-сметная документация на один из объектов комплекса — автомо¬бильный мост через Енисей в районе Лесосибирска. Его строительство планируется начать в 2013 году. Это станет первой «ласточкой» крупномасштабного проекта. Вторым «пойдет» новое лесоперерабатывающее производство, созданием которого компании «Полюс» и «СиблесПроект» намерены заняться тоже в текущем году.
Пока под вопросом остается возможность начала строительства в 2013 году Северской АЭС в Томской области. Если решение будет положительным, в 32 километрах от Томска может появиться новая атомная электростанция с реакторами ВВЭР-1150 третьего поколения. Общая стоимость проекта оценивается в 214 млрд. рублей.

Высокие технологии
Из немногочисленных проектов в сфере высоких технологий больше всего шансов быть запущенным в 2013-ом году — у инновационного кластера в закрытом городе Железногорске неподалеку от Красноярска.
Главным инвестором называют госкорпорацию «Росатом». Ядром кластера должны стать градообразующие железногорские предприятия — ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнёва и ФГУП «Горно-химический комбинат». Будут созданы промышленный парк, центр трансферта технологий и научно-образовательный центр.
Конечной продукцией кластера станут ядерные технологии, выпуск космических аппаратов, производство поликристаллического кремния и товаров на основе его использования.
Летом 2012 года железногорский проект был, наконец, включен в перечень приоритетных инновационных территориальных кластеров Российской Федерации. Если все пойдет по плану, к концу нынешнего года будут сформированы основные элементы инновационной системы. А с 2014 по 2020 годы — запущены десятки производств и создано несколько конкурентоспособных брендов.

Вопрос будущего
Если удастся найти частных соинвесторов, в рамках железногорского кластера стоит ждать запуска еще одного высокотехнологичного проекта — производства коллаген-хитозановых комплексов для создания уникальных перевязочных материалов. ОАО «Роснано» уже согласилось выделить половину нужной суммы — 344 миллиона рублей.
Другой сибирский кластер — инновационный образовательный центр (ИНО) может появиться в Томске. Но это пока вопрос будущего. Об организации на базе Томского университета центра образования, исследований и разработок пока много говорят, но конкретных шагов так и не сделано. По данным томской областной администрации, его создание может обойтись в 250 миллиардов рублей.

Восточный вектор
Надо сказать, что интересных идей и интеллектуальных ресурсов для их воплощения в Сибири хватает. Однако вкладываться в инновации частные инвесторы не торопятся. Инвестиции в высокие технологии по-прежнему остаются «привилегией» государства. Бизнес же охотно финансирует добычу и переработку сырья.
Ждать перемен, по мнению экспертов, в ближайшие несколько лет не стоит. Даже при условии, что «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года» декларирует смещение акцентов в сторону инновационного развития и новых приоритетов.
Неизменным, скорее всего, останется и «восточный вектор» сибирской экономики. Так, в Восточной Сибири около 57% инвестиционного потока связано с экспортом ресурсов на Восток, и только 30% — в Европейскую часть России и Европу.


Справка

По инвестиционной привлекательности среди сибирских регионов лидирует Красноярский край. Его инвестиционный потенциал оценивается как высокий при умеренном риске. Иркутская, Кемеровская и Новосибирская области попали в группу территорий со средним потенциалом и умеренным риском. Томская и Омская области, Бурятия и Алтайский край оказались среди регионов с пониженным потенциалом, но умеренным риском для инвесторов. Остальные территории Сибири — в более плохих условиях, в том числе Республика Тыва. Ее низкий потенциал сочетается с экстремальным риском.


"Промышленные страницы Сибири" №1 (72) январь 2013 г.

P align=justify>Счастливый финал
В 2013 году в Сибири финиширует сразу несколько крупных проектов. В тройке лидеров — предприятия Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО). Совместного проекта госкорпорации «РусГидро» и «РУСАЛа».
До конца года в полную силу должна заработать Богучанская ГЭС: планируется запустить все девять гидроагрегатов. Станцию строили с 1974 года с тридцатидвухлетним перерывом. Начиная с 2008-го, затраты на ее достройку составят около 80 млрд рублей. Уже сегодня БоГЭС называют самой современной среди крупных российских гидроэлектростанций.
Семилетний «марафон» закончится для Богучанского алюминиевого завода, инвестиции в который оцениваются примерно в 33 млрд рублей. К осени он должен выдать свой первый алюминий.
Здесь же, в Богучанском районе, в этом году планируется запустить крупный лесопромышленный комплекс. Вложения компании «Краслесинвест» в этот проект составят около 86 млрд. рублей. ЛПК будет производить беленую хвойную и лиственную крафт-целюлозу, а также пиломатериалы.
Порадовать «финалистом» обещает и туристический сектор. Власти Республики Бурятии заявляют об окончании в этом году всех работ по проекту особой экономической зоны «Байкальская гавань». Затраты в 56,6 млрд рублей делят между собой республиканский бюджет и частные инвесторы.

В разгаре дистанции
Пока только в середине «дистанции» находится самый затратный инвестпроект СФО по освоению уникальных эвенкийских запасов нефти и газа. По оценкам специалистов, Куюмбинское, Юрубчено-Тахомское и соседствующие с ними месторождения «хранят» около 584 миллионов тонн. И это — только разведанные запасы. Вложения госбюджета и недропользователей (основные — «Славнефть» и «Роснефть»), в освоение нефтегазовых богатств и создание инфраструктуры оцениваются более чем в 350 млрд. рублей.
Предстоит еще построить магистральный нефтепровод Куюмба-Тайшет длиной 703 километра. Он свяжет эвенкийские месторождения с трубопроводом Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). Компания «Транснефть» инвестирует в «нитку» около 100 млрд. рублей. Ввод в эксплуатацию намечен на конец 2016 года. Тогда же планируется начать на месторождениях основную добычу нефти и газа.

Финишная прямая
В этом году выходит на финишную прямую дочка «Металлоинвеста», «Байкальская горная компания» — с проектом освоения Удоканского месторождения меди в Забайкальском крае. Начать добычу планируется уже в 2014 году, а к 2017-му – выйти на проектную мощность: 36 млн. тонн руды в год с получением 474 тыс. тонн катодной меди.
Сегодня Удокан называют одним из крупнейших неразработанных медных месторождений мира и самым крупным в России. Минеральные ресурсы по категориям Measured + Indicated + Inferred («Оценённые + Выявленные + Предполагаемые») — 2,7 млрд тонн руды со средним содержанием меди 0,95%. Количество меди в них определено в 25,7 млн тонн. Реализация проекта оценивается в 150 млрд рублей.
На последний «круг» вышел и другой инвестиционный проект — «Большой Братск». На площадке Братского ЦБК «Группа «Илим», пятьюдесятью процентами акций которой владеет международная корпорация «International Paper», завершает строительство крупнейшей в мире линии по производству NBSK-целлюлозы. Пуск намечен на 2014 год. Запланированная сумма инвестиций — более 700 млн долларов.

Кризис жанра
Но некоторые амбициозные «заявки» так и не смогли сдвинуться с места или «забуксовали» в самом начале пути. В проекте пока остаются Енисейский завод ферросплавов и крупный международный авиахаб на базе аэропорта Емельяново.
Один из самых дорогих сибирских долгостроев — железная дорога Кызыл-Курагино. Крупнейший сегодня в России инфраструктурный проект, реализуемый в рамках частно-государственного партнерства.
Предполагалось, что 85,7 млрд. рублей в строительство вложит «Енисейская промышленная компания» (ЕПК). Дорога нужна ей для транспортировки угля с Элегестского угольного месторождения, которое предприятие и разрабатывает. Государство же планировало раскошелиться на 49,3 миллиарда.
Дорогу начали строить в 2011 году. Но сейчас Инвестфонд РФ заявляет об отказе от финансирования, поскольку частный инвестор свои обязательства в сумме 7,79 миллиардов рублей в 2012 году не выполнил. Причиной называют разногласия между двумя нынешними владельцами компании (акционерами «Русской медной компании») по поводу долгов, доставшихся «в наследство» от бывшего хозяина. Итог — начало масштабных работ снова откладывается на неопределенный срок
Другому «железнодорожному» проекту в Красноярском крае повезло больше. Строительство ветки Карабула-Ярки было завершено в 2012 году и обошлось примерно в 5,5 млрд. рублей.

В ожидании «свистка»
В 2013-ом Сибирь ожидает старта сразу нескольких «новичков». Так, Красноярский край готов запустить новый грандиозный проект. В конце 2012 года краевые власти подготовили заявку в Инвестфонд на софинансирование создания Ангаро-Енисейского кластера.
Проект охватывает территорию Енисейского, Мотыгинского, Северо-Енисейского и Саянского районов края. Включает строительство новых и развитие существующих предприятий горнодобывающей и перерабатывающей отраслей, листопрокатного и лесоперерабатывающего комплексов, автодорог и других объектов.
Капиталоемкость проекта оценивается в 272,1 млрд. рублей. 216,4 из них — вложения частных компаний. 45,7 млрд рублей — ассигнования Инвестфонда. 10 - средства краевого бюджета. Самый дорогостоящий объект кластера — Нижнеангарская ГЭС, обойдется в 80 млрд рублей.
На реализацию потребуется девять лет — с 2012 по 2021-ый. Согласие на участие уже дали девять крупных компаний, в том числе «Полюс», «Соврудник», «ЕвроСибЭнерго», «КрАМЗ».
Уже готова проектно-сметная документация на один из объектов комплекса — автомо¬бильный мост через Енисей в районе Лесосибирска. Его строительство планируется начать в 2013 году. Это станет первой «ласточкой» крупномасштабного проекта. Вторым «пойдет» новое лесоперерабатывающее производство, созданием которого компании «Полюс» и «СиблесПроект» намерены заняться тоже в текущем году.
Пока под вопросом остается возможность начала строительства в 2013 году Северской АЭС в Томской области. Если решение будет положительным, в 32 километрах от Томска может появиться новая атомная электростанция с реакторами ВВЭР-1150 третьего поколения. Общая стоимость проекта оценивается в 214 млрд. рублей.

Высокие технологии
Из немногочисленных проектов в сфере высоких технологий больше всего шансов быть запущенным в 2013-ом году — у инновационного кластера в закрытом городе Железногорске неподалеку от Красноярска.
Главным инвестором называют госкорпорацию «Росатом». Ядром кластера должны стать градообразующие железногорские предприятия — ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнёва и ФГУП «Горно-химический комбинат». Будут созданы промышленный парк, центр трансферта технологий и научно-образовательный центр.
Конечной продукцией кластера станут ядерные технологии, выпуск космических аппаратов, производство поликристаллического кремния и товаров на основе его использования.
Летом 2012 года железногорский проект был, наконец, включен в перечень приоритетных инновационных территориальных кластеров Российской Федерации. Если все пойдет по плану, к концу нынешнего года будут сформированы основные элементы инновационной системы. А с 2014 по 2020 годы — запущены десятки производств и создано несколько конкурентоспособных брендов.

Вопрос будущего
Если удастся найти частных соинвесторов, в рамках железногорского кластера стоит ждать запуска еще одного высокотехнологичного проекта — производства коллаген-хитозановых комплексов для создания уникальных перевязочных материалов. ОАО «Роснано» уже согласилось выделить половину нужной суммы — 344 миллиона рублей.
Другой сибирский кластер — инновационный образовательный центр (ИНО) может появиться в Томске. Но это пока вопрос будущего. Об организации на базе Томского университета центра образования, исследований и разработок пока много говорят, но конкретных шагов так и не сделано. По данным томской областной администрации, его создание может обойтись в 250 миллиардов рублей.

Восточный вектор
Надо сказать, что интересных идей и интеллектуальных ресурсов для их воплощения в Сибири хватает. Однако вкладываться в инновации частные инвесторы не торопятся. Инвестиции в высокие технологии по-прежнему остаются «привилегией» государства. Бизнес же охотно финансирует добычу и переработку сырья.
Ждать перемен, по мнению экспертов, в ближайшие несколько лет не стоит. Даже при условии, что «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года» декларирует смещение акцентов в сторону инновационного развития и новых приоритетов.
Неизменным, скорее всего, останется и «восточный вектор» сибирской экономики. Так, в Восточной Сибири около 57% инвестиционного потока связано с экспортом ресурсов на Восток, и только 30% — в Европейскую часть России и Европу.


Справка

По инвестиционной привлекательности среди сибирских регионов лидирует Красноярский край. Его инвестиционный потенциал оценивается как высокий при умеренном риске. Иркутская, Кемеровская и Новосибирская области попали в группу территорий со средним потенциалом и умеренным риском. Томская и Омская области, Бурятия и Алтайский край оказались среди регионов с пониженным потенциалом, но умеренным риском для инвесторов. Остальные территории Сибири — в более плохих условиях, в том числе Республика Тыва. Ее низкий потенциал сочетается с экстремальным риском.


"Промышленные страницы Сибири" №1 (72) январь 2013 г.


Наталья Дёмшина.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru