Сегодня суббота 27 апреля 2024 г. 15:31
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№69октябрь 2012Финансы
Куда «идёт» топливный рынок Сибири?
Когда и насколько вырастут цены на бензин и дизельное топливо, от чего зависит их стоимость, и каковы тенденции на этом рынке в целом?

Начало сентября. Всех, кто имеет какое-либо отношение к транспорту: и владельцев нескольких «пазиков» на городском маршруте, и руководителей транспортных предприятий, да и простых автомобилистов — залихорадило. И есть от чего. Специалисты прогнозируют в скором времени очередное повышение цен на топливо. Кто-то даже говорит, что скачёк этот будет равен 15%! Подорожание это, как обычно, сезонное. Началась уборочная у сельхозтоваропроизводителей, спрос на топливо вырос, это и «толкает» цены вверх. По крайней мере, так объясняют аналитики. Есть и вторая причина — рост стоимости нефти. Но какая бы ни была причина, следствие одно, неутешительное для всех — поднимутся цены не только на бензин, но и на многие товары повседневного спроса, в первую очередь, на продукты питания. Итак, чего же нам ждать? Куда «идёт» топливный рынок Сибири? И «выручит» ли всех новое биотопливо?

Явление первое - сезонное
Традиционным видом топлива были и остаются углеводородные виды: газ, бензин и дизельное топливо. Традиционно растёт на них и стоимость — сезонно, два раза в год: весной, перед началом посевной, и в конце лета, перед началом уборочной. Нынешний год исключением не стал. Например, если по данным Росстата, в январе нынешнего года бензин подешевел на 0,5 %, то уже к апрелю цены поползли вверх. Причины этого явления специалисты называют разные. Первая, та, что на поверхности — увеличиваются объёмы закупок топлива из-за того, что селяне массово приобретают топливо в больших объёмах для осеннне-весенне-полевых работ. А уже повышенный спрос на горючее ведёт к его удорожанию.
Ранее мы воспринимали сие как некую неизбежность. Но теперь аналитики заявляют с большой долей уверенности: сезонных изменений цен на АЗС можно избежать! И это может произойти уже к следующему году. А всё из-за того, что производство бензина растёт. Так за январь 2012 года изготовлено на 10,8% больше бензина, чем в тот же месяц 2011 года, а к 2020 году объем производства топлива в России увеличится в два раза, что полностью покроет нужды внутреннего рынка.

Удорожание – дело техники?
Есть и другие, менее явные причины подорожания горючего. Например, среди них в информационно-аналитическом центре «Кортес» называют окончание неформальных договоренностей о заморозке цен между министерством энергетики и нефтяными компаниями. И здесь эксперты центра выводят обратную зависимость — увеличение ценника на АЗС повлечёт за собой удорожание оптовых цен. Кстати, специалисты утверждают, что из-за этой временной «фиксации» цен, нефтяники потерь не понесли.
В настоящее время месторождения нефти европейских регионов и Западной Сибири России разведаны на 65–70%, в Восточной Сибири и Дальнем Востоке — на 6–8%. Шельфы морей РФ на предмет нефтяных месторождений обследованы всего лишь на 1%. Но именно на эти труднодоступные районы приходится 46% перспективных и 50% прогнозируемых запасов нефти. И из-за того, что нефтяникам приходится уходить вглубь, применять новые и дорогостоящие технологии, растут цены на нефть, и, как следствие, на бензин.

Почему регионы-добытчики нефти платят за бензин втридорога?
Несмотря на то, что основные запасы нефти и газа России  сосредоточены в Сибири, мы — сибиряки покупаем розничное топливо отнюдь не дёшево. Хотя, логично можно предположить, что мы вообще должны заправляться по ценам, ненамного превышающим оптовые — у нас и поставщики (добывающие предприятия), и переработчики — под боком. Но и СФО от резких скачков цен на горючее не застрахован. А всё дело в удаленности заводов нефтепереработки от конечного покупателя. Немалую роль играет и доставка топлива до городов: перекачка по трубе намного дешевле, нежели привоз топлива железнодорожными бочками или бензовозами. А логистика трубопроводов выстроена далеко не между всеми сибирскими городами, оттого топливо всё ещё продолжают отправлять в цистернах.

Большой брат следит за ситуацией
Управление федеральной антимонопольной службы не дремлет. УФАС давно и пристально следит за ситуацией на топливном рынке. Здесь составили свою градацию причин изменений цен на топливо. В основном их делят на две группы: объективные и субъективные. К первым специалисты службы относят общие изменения ценовой конъюнктуры в мире, высокие налоги и акцизы на топливо. Вторые — недостаточные условия для развития конкуренции.
К компаниям, которые неправомерно завышают цены на топливо, УФАС РФ применяет конкретные меры. Например, в январе 2010 года специалисты Управления Хакассии обязали сочинского авиазаправщика снизить цены на топливо, когда компания, занимающаяся заправкой авиасудов в Абакане, устанавливала монопольно высокие цены на свои услуги, чем нарушила закон о конкуренции. И наказывают виновников в таких случаях самым, наверное, действенным и понятным для них способом — рублём, то есть весомым штрафом. В УФАСе говорят, что и впредь не допустят подъема цен, связанного с «монополистическими действиями нефтяных компаний». Хочется в это верить!

Биотопливо вытеснит углеводородное?
Биотопливо должно стать замечательной альтернативой углеводородному. Во-первых, по восполняемости. Если нефть относится к невосполняемым природным ресурсам, и по некоторым оценкам её должно хватить ещё всего на десяток лет, тот же рапс можно выращивать снова и снова хоть каждое лето. Во-вторых, по цене. Если биотопливо будут производить из растений, стоить оно должно не так уж дорого, из-за низкой цены на само сырьё. В-третьих, по экологичности. По данным борцов за чистоту окружающей среды, половина всех вредных выбросов в атмосферу — это выхлопные газы от автомобилей. А топливо из растений должно нагрузку на воздух всё же снизить.
Многие считают, что производство и использование биотоплива — некий миф, нечто далёкое и почти несбыточное. Ан нет! Например, в Восточно-Сибирском отделе Сибирского НИИ кормов ФГУП «Михайловское», который находится в Ужурском районе Красноярского края, уже сегодня отмечают возросшую популярность рапса как культуры, используемой для производства биотоплива. Именно из-за того, что спрос на эту культуру значительно вырос, здесь увеличили в этом году объём посевных площадей под неё — более чем на 30%.
«Рапс последнее время действительно пользуется огромным спросом, всё то, что мы выращиваем, у нас раскупают практически моментально, - говорит заведующая лабораторией масличных культур «Михайловского», кандидат сельскохозяйственных наук Ольга Познахарева. — Хозяйства Красноярского края покупают его не только на корма животным и птицам, но и на семена. Ведь в последнее время появилось ещё одно направление — использование масла рапса для производства биотоплива». Так что перспективы у этой культуры огромные. Тем более, в свете постоянного увеличения цен на бензин. Но даже в продвинутой Европе транспорт на рапсовом топливе — это пока экзотика. А значит, пройдет еще не одно десятилетие, прежде чем российские водители начнут рассматривать биотопливо как реальную альтернативу дорогому бензину.


"Промышленные страницы Сибири" №10 (69) октябрь 2012 г.

P align=justify>Начало сентября. Всех, кто имеет какое-либо отношение к транспорту: и владельцев нескольких «пазиков» на городском маршруте, и руководителей транспортных предприятий, да и простых автомобилистов — залихорадило. И есть от чего. Специалисты прогнозируют в скором времени очередное повышение цен на топливо. Кто-то даже говорит, что скачёк этот будет равен 15%! Подорожание это, как обычно, сезонное. Началась уборочная у сельхозтоваропроизводителей, спрос на топливо вырос, это и «толкает» цены вверх. По крайней мере, так объясняют аналитики. Есть и вторая причина — рост стоимости нефти. Но какая бы ни была причина, следствие одно, неутешительное для всех — поднимутся цены не только на бензин, но и на многие товары повседневного спроса, в первую очередь, на продукты питания. Итак, чего же нам ждать? Куда «идёт» топливный рынок Сибири? И «выручит» ли всех новое биотопливо?

Явление первое - сезонное
Традиционным видом топлива были и остаются углеводородные виды: газ, бензин и дизельное топливо. Традиционно растёт на них и стоимость — сезонно, два раза в год: весной, перед началом посевной, и в конце лета, перед началом уборочной. Нынешний год исключением не стал. Например, если по данным Росстата, в январе нынешнего года бензин подешевел на 0,5 %, то уже к апрелю цены поползли вверх. Причины этого явления специалисты называют разные. Первая, та, что на поверхности — увеличиваются объёмы закупок топлива из-за того, что селяне массово приобретают топливо в больших объёмах для осеннне-весенне-полевых работ. А уже повышенный спрос на горючее ведёт к его удорожанию.
Ранее мы воспринимали сие как некую неизбежность. Но теперь аналитики заявляют с большой долей уверенности: сезонных изменений цен на АЗС можно избежать! И это может произойти уже к следующему году. А всё из-за того, что производство бензина растёт. Так за январь 2012 года изготовлено на 10,8% больше бензина, чем в тот же месяц 2011 года, а к 2020 году объем производства топлива в России увеличится в два раза, что полностью покроет нужды внутреннего рынка.

Удорожание – дело техники?
Есть и другие, менее явные причины подорожания горючего. Например, среди них в информационно-аналитическом центре «Кортес» называют окончание неформальных договоренностей о заморозке цен между министерством энергетики и нефтяными компаниями. И здесь эксперты центра выводят обратную зависимость — увеличение ценника на АЗС повлечёт за собой удорожание оптовых цен. Кстати, специалисты утверждают, что из-за этой временной «фиксации» цен, нефтяники потерь не понесли.
В настоящее время месторождения нефти европейских регионов и Западной Сибири России разведаны на 65–70%, в Восточной Сибири и Дальнем Востоке — на 6–8%. Шельфы морей РФ на предмет нефтяных месторождений обследованы всего лишь на 1%. Но именно на эти труднодоступные районы приходится 46% перспективных и 50% прогнозируемых запасов нефти. И из-за того, что нефтяникам приходится уходить вглубь, применять новые и дорогостоящие технологии, растут цены на нефть, и, как следствие, на бензин.

Почему регионы-добытчики нефти платят за бензин втридорога?
Несмотря на то, что основные запасы нефти и газа России  сосредоточены в Сибири, мы — сибиряки покупаем розничное топливо отнюдь не дёшево. Хотя, логично можно предположить, что мы вообще должны заправляться по ценам, ненамного превышающим оптовые — у нас и поставщики (добывающие предприятия), и переработчики — под боком. Но и СФО от резких скачков цен на горючее не застрахован. А всё дело в удаленности заводов нефтепереработки от конечного покупателя. Немалую роль играет и доставка топлива до городов: перекачка по трубе намного дешевле, нежели привоз топлива железнодорожными бочками или бензовозами. А логистика трубопроводов выстроена далеко не между всеми сибирскими городами, оттого топливо всё ещё продолжают отправлять в цистернах.

Большой брат следит за ситуацией
Управление федеральной антимонопольной службы не дремлет. УФАС давно и пристально следит за ситуацией на топливном рынке. Здесь составили свою градацию причин изменений цен на топливо. В основном их делят на две группы: объективные и субъективные. К первым специалисты службы относят общие изменения ценовой конъюнктуры в мире, высокие налоги и акцизы на топливо. Вторые — недостаточные условия для развития конкуренции.
К компаниям, которые неправомерно завышают цены на топливо, УФАС РФ применяет конкретные меры. Например, в январе 2010 года специалисты Управления Хакассии обязали сочинского авиазаправщика снизить цены на топливо, когда компания, занимающаяся заправкой авиасудов в Абакане, устанавливала монопольно высокие цены на свои услуги, чем нарушила закон о конкуренции. И наказывают виновников в таких случаях самым, наверное, действенным и понятным для них способом — рублём, то есть весомым штрафом. В УФАСе говорят, что и впредь не допустят подъема цен, связанного с «монополистическими действиями нефтяных компаний». Хочется в это верить!

Биотопливо вытеснит углеводородное?
Биотопливо должно стать замечательной альтернативой углеводородному. Во-первых, по восполняемости. Если нефть относится к невосполняемым природным ресурсам, и по некоторым оценкам её должно хватить ещё всего на десяток лет, тот же рапс можно выращивать снова и снова хоть каждое лето. Во-вторых, по цене. Если биотопливо будут производить из растений, стоить оно должно не так уж дорого, из-за низкой цены на само сырьё. В-третьих, по экологичности. По данным борцов за чистоту окружающей среды, половина всех вредных выбросов в атмосферу — это выхлопные газы от автомобилей. А топливо из растений должно нагрузку на воздух всё же снизить.
Многие считают, что производство и использование биотоплива — некий миф, нечто далёкое и почти несбыточное. Ан нет! Например, в Восточно-Сибирском отделе Сибирского НИИ кормов ФГУП «Михайловское», который находится в Ужурском районе Красноярского края, уже сегодня отмечают возросшую популярность рапса как культуры, используемой для производства биотоплива. Именно из-за того, что спрос на эту культуру значительно вырос, здесь увеличили в этом году объём посевных площадей под неё — более чем на 30%.
«Рапс последнее время действительно пользуется огромным спросом, всё то, что мы выращиваем, у нас раскупают практически моментально, - говорит заведующая лабораторией масличных культур «Михайловского», кандидат сельскохозяйственных наук Ольга Познахарева. — Хозяйства Красноярского края покупают его не только на корма животным и птицам, но и на семена. Ведь в последнее время появилось ещё одно направление — использование масла рапса для производства биотоплива». Так что перспективы у этой культуры огромные. Тем более, в свете постоянного увеличения цен на бензин. Но даже в продвинутой Европе транспорт на рапсовом топливе — это пока экзотика. А значит, пройдет еще не одно десятилетие, прежде чем российские водители начнут рассматривать биотопливо как реальную альтернативу дорогому бензину.


"Промышленные страницы Сибири" №10 (69) октябрь 2012 г.

Лилия Звенигородова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru