Сегодня понедельник 29 апреля 2024 г. 19:15
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№68сентябрь 2012ЖКХ
Саморегулирование – выход для «коммуналки»?
Жилищно-коммунальное хозяйство…. При этом словосочетании, наверное, у многих возникнут одинаковые ассоциации: сколько денег не давай, а коммунальщикам всегда мало, цены на услуги постоянно растут, а вот качество тех самых услуг за ростом цен не поспевает. Что и говорить, ЖКХ остаётся самым проблемным местом социальной инфраструктуры России в целом и Сибири, в частности. Реформа ЖКХ длится уже более 10 лет, а особо ярких результатов так и не принесла. Многие радикально настроенные специалисты вообще называют её абсолютно провальной. И вот, представители правящей партии заявили: эффективным механизмом выхода нашей «коммуналки» на светлый путь станет создание в этой сфере института саморегулирования.

Это что ещё за зверь?
Что же такое саморегулирование? По определению некоторых специалистов, это самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль соблюдения требований указанных стандартов.
Соответственно, саморегулируемая организация — это некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определённого вида.
Проще говоря, это некий синдикат предприятий, которые должны подчиняться определённым установленным стандартам и требованием. И это обязательное условие для всех членов СРО. Контролирующие функции тоже частично переданы  СРО, и они выполняются в интересах обеих сторон — как поставщика, так и потребителя товаров или услуг.

СРО помогут законотворцам
По идее саморегулирование в коммунальной сфере должно устранить и пробелы в нашем законодательстве. К примеру, в действующем жилищном кодексе определена нормативно-правовая база реформирования системы ЖКХ, прописано, что управляющая организация обязана за плату выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам. А вот признаки этого самого «надлежащего» содержания и ремонта как-то указать забыли… Минимального перечня работ и услуг, которые помогли бы содержать дом в «надлежащем» состоянии, тоже нет, как нет и чётко регламентированных правил, требований. Всё это должно быть создано в СРО. По крайней мере, именно этого от саморегулирования ждут инициаторы его создания.

В чём плюсы?
Саморегулирование называют и жизненной необходимостью, и обязательным элементом экономики. А вот его отсутствие вызывает, по мнению некоторых аналитиков, коррупционное давление власти на бизнес. Это, конечно, хорошо, плюсы, якобы, для участников — предпринимателей явные. А вот что будет с этого потребителям?
В этом смысле, именно в сфере ЖКХ, уверены специалисты, как нигде необходимо саморегулирование, а не государственный контроль. И конечный потребитель, то есть, все мы — жильцы, только выиграем от обязательного саморегулирования в ЖКХ. Об этом говорил заместитель председателя комитета по собственности Государственной Думы РФ Евгений Богомольный на межрегиональной конференции управляющих и саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ, прошедшей в Иркутске: «В саморегулируемых организациях есть страховка, компенсационный фонд, из которого потребителям, в случае невыполнения организацией-членом СРО тех или иных своих обязательств будут осуществлены выплаты. Кроме того, за систематическое неисполнение обязательств, управляющая компания может лишиться членства в СРО. И если саморегулирование будет обязательным, это будет означать отстранение такой компании от профессиональной деятельности», - комментировал Богомольный.

Ложка дёгтя
Но здесь стоит немного пояснить. Если недобросовестные УК или ТСЖ — члены СРО не будут выполнять своих обязательств, их исключат из синдиката. И тогда они не смогут вообще осуществлять свою деятельность. Но это только в случае, когда СРО создано по первому типу, с обязательным членством всех субъектов предпринимательства этого вида деятельности, когда фактически отменяется государственно лицензирование. А даёт разрешение или запрет на работу на рынке своим членам сама СРО. И здесь непонятно, что лучше. С одной стороны — государственное лицензирование, оно как-то более привычно, больше доверия вызывает. А с другой стороны, и среди лицензированных государством организаций нечистых на руку хватает.
Да и насчёт так называемого «стабилизационного фонда» СРО ЖКХ тоже есть некоторые вопросы. В частности, создание этого фонда, из которого потом должны будут выплачивать компенсации потребителям за невыполнение обязательств одного из членов саморегулируемой организации, проще говоря, казны, из которой будут платить по долгам коллег, может привести к значительному подорожанию услуг ЖКХ.

Резюмируем
Кстати, не все ведь жулики в коммунальном хозяйстве. Есть и прозрачные, добросовестные организации, в которых порядок во всём и жильцы довольны. Таким рады в каждом доме, и им должны быть рады в саморегулируемой организации. Если добросовесьные предприятия будут иметь в СРО свой голос, то для оптимизма есть повод: может быть, всё-таки добросовестным предприятиям коммунальной сферы удастся сообща навести в ней порядок, раз уж это не удалось в полной мере государству и оно само снимает с себя ответственность?
Тем более, раз уж члены СРО ЖКХ должны будут взять на себя обязательства платить по долгам своих недобросовестных коллег, раз-два они это сделают, а потом и не станут принимать в свой круг непроверенные компании. Так с рынка вытеснят слабых и неспособных работать.
Но не все так просто. И вряд ли будущая система будет идеальной. Специалисты утверждают, чтобы ЖКХ страны вышло на новый уровень, здесь должна развиваться двухуровневая система саморегулирующих организаций. Во-первых, СРО УК с необходимым уровнем материальной ответственности за качество оказываемых слуг всеми членами объединения. Во-вторых, СРО ТСЖ, которые бы защищали права и интересы граждан — потребителей услуг. Именно таким образом, по мнению аналитиков, будут соблюдены интересы всех участников рынка.
Что нужно, чтобы запустить этот механизм? На первом этапе принят закон о СРО. Теперь дело за самими предпринимателями. А как всё будет на самом деле, скажется ли создание СРО позитивно на нашей коммуналке, покажет время. Пока известно, что в саморегулируемые организации объединяются предприятия коммунального комплекса десятков городов России, в том числе и в Сибири — Новосибирской области, Кузбасса. И отрицательных, да и положительны в общем-то тоже, отзывов о них ещё не было. Ждем!


"Промышленные страницы Сибири" № 9 (68) сентябрь 2012 г.

P align=justify>Это что ещё за зверь?
Что же такое саморегулирование? По определению некоторых специалистов, это самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль соблюдения требований указанных стандартов.
Соответственно, саморегулируемая организация — это некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определённого вида.
Проще говоря, это некий синдикат предприятий, которые должны подчиняться определённым установленным стандартам и требованием. И это обязательное условие для всех членов СРО. Контролирующие функции тоже частично переданы  СРО, и они выполняются в интересах обеих сторон — как поставщика, так и потребителя товаров или услуг.

СРО помогут законотворцам
По идее саморегулирование в коммунальной сфере должно устранить и пробелы в нашем законодательстве. К примеру, в действующем жилищном кодексе определена нормативно-правовая база реформирования системы ЖКХ, прописано, что управляющая организация обязана за плату выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам. А вот признаки этого самого «надлежащего» содержания и ремонта как-то указать забыли… Минимального перечня работ и услуг, которые помогли бы содержать дом в «надлежащем» состоянии, тоже нет, как нет и чётко регламентированных правил, требований. Всё это должно быть создано в СРО. По крайней мере, именно этого от саморегулирования ждут инициаторы его создания.

В чём плюсы?
Саморегулирование называют и жизненной необходимостью, и обязательным элементом экономики. А вот его отсутствие вызывает, по мнению некоторых аналитиков, коррупционное давление власти на бизнес. Это, конечно, хорошо, плюсы, якобы, для участников — предпринимателей явные. А вот что будет с этого потребителям?
В этом смысле, именно в сфере ЖКХ, уверены специалисты, как нигде необходимо саморегулирование, а не государственный контроль. И конечный потребитель, то есть, все мы — жильцы, только выиграем от обязательного саморегулирования в ЖКХ. Об этом говорил заместитель председателя комитета по собственности Государственной Думы РФ Евгений Богомольный на межрегиональной конференции управляющих и саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ, прошедшей в Иркутске: «В саморегулируемых организациях есть страховка, компенсационный фонд, из которого потребителям, в случае невыполнения организацией-членом СРО тех или иных своих обязательств будут осуществлены выплаты. Кроме того, за систематическое неисполнение обязательств, управляющая компания может лишиться членства в СРО. И если саморегулирование будет обязательным, это будет означать отстранение такой компании от профессиональной деятельности», - комментировал Богомольный.

Ложка дёгтя
Но здесь стоит немного пояснить. Если недобросовестные УК или ТСЖ — члены СРО не будут выполнять своих обязательств, их исключат из синдиката. И тогда они не смогут вообще осуществлять свою деятельность. Но это только в случае, когда СРО создано по первому типу, с обязательным членством всех субъектов предпринимательства этого вида деятельности, когда фактически отменяется государственно лицензирование. А даёт разрешение или запрет на работу на рынке своим членам сама СРО. И здесь непонятно, что лучше. С одной стороны — государственное лицензирование, оно как-то более привычно, больше доверия вызывает. А с другой стороны, и среди лицензированных государством организаций нечистых на руку хватает.
Да и насчёт так называемого «стабилизационного фонда» СРО ЖКХ тоже есть некоторые вопросы. В частности, создание этого фонда, из которого потом должны будут выплачивать компенсации потребителям за невыполнение обязательств одного из членов саморегулируемой организации, проще говоря, казны, из которой будут платить по долгам коллег, может привести к значительному подорожанию услуг ЖКХ.

Резюмируем
Кстати, не все ведь жулики в коммунальном хозяйстве. Есть и прозрачные, добросовестные организации, в которых порядок во всём и жильцы довольны. Таким рады в каждом доме, и им должны быть рады в саморегулируемой организации. Если добросовесьные предприятия будут иметь в СРО свой голос, то для оптимизма есть повод: может быть, всё-таки добросовестным предприятиям коммунальной сферы удастся сообща навести в ней порядок, раз уж это не удалось в полной мере государству и оно само снимает с себя ответственность?
Тем более, раз уж члены СРО ЖКХ должны будут взять на себя обязательства платить по долгам своих недобросовестных коллег, раз-два они это сделают, а потом и не станут принимать в свой круг непроверенные компании. Так с рынка вытеснят слабых и неспособных работать.
Но не все так просто. И вряд ли будущая система будет идеальной. Специалисты утверждают, чтобы ЖКХ страны вышло на новый уровень, здесь должна развиваться двухуровневая система саморегулирующих организаций. Во-первых, СРО УК с необходимым уровнем материальной ответственности за качество оказываемых слуг всеми членами объединения. Во-вторых, СРО ТСЖ, которые бы защищали права и интересы граждан — потребителей услуг. Именно таким образом, по мнению аналитиков, будут соблюдены интересы всех участников рынка.
Что нужно, чтобы запустить этот механизм? На первом этапе принят закон о СРО. Теперь дело за самими предпринимателями. А как всё будет на самом деле, скажется ли создание СРО позитивно на нашей коммуналке, покажет время. Пока известно, что в саморегулируемые организации объединяются предприятия коммунального комплекса десятков городов России, в том числе и в Сибири — Новосибирской области, Кузбасса. И отрицательных, да и положительны в общем-то тоже, отзывов о них ещё не было. Ждем!


"Промышленные страницы Сибири" № 9 (68) сентябрь 2012 г.


Лилия Звенигородова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru