Сегодня понедельник 29 апреля 2024 г. 17:30
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№68сентябрь 2012Тема номера
Импорт по-русски: протестуем, но соглашаемся
Судя по статистическим сводкам Минпромторга, политика импортозамещения, недавно провозглашенная в нашей стране, демонстрирует первые результаты в Сибири: внешнеторговый оборот за I полугодие уменьшился до 16,1 млрд долл. Для кого-то это это первый звоночек надежды, для кого-то – сигнал к бедствию.

Необходимость ведения политики импортозамещения вызывает довольно неоднозначные мнения не только в нашей стране.  В прошлом веке, на заре становления «большой промышленности»,  многие страны считали, что во имя развития собственного товара нужно защищать внутренний рынок от товаров из других стран. Причем, в то время все самые ярые меркантилисты мира собрались именно в Латинской Америке, отчего она и стала той частью света, где программы по импортозамещению были неотъемлемым пунктом всей государственной политики.  Опыт этой страны можно назвать даже успешным, во всяком случае, таковым он точно был, пока в стране общими усилиями развивали легкую и пищевую промышленность. А когда решили перейти к тяжелой – успех не повторился, продукция оказалась  неконкурентоспособной  на мировом рынке и не нужной на внутреннем.
Страны Юго-Восточной Азии учли все ошибки Латинской Америки и продвинулись несколько дальше своего предшественника.
Они так же, как и в предыдущем опыте, сначала осваивали легкие виды промышленности, но вот при переходе на развития тяжелой промышленности  в корне изменили свой план действий: хитрые азиаты не стали замыкаться на внутреннем рынке и постепенно практически полностью переориентировали всю тяжелую промышленность на экспорт.
Такой «финт ушами» удался – и внутренний рынок страны оказался почти заполнен продуктами собственного производства, а на внешнем равных не было долго лет.
Для России политика импортозамещения имеет  свои плюсы. Во-первых, снижая импорт зарубежных товаров, мы автоматически поддерживаем отечественного производителя. Во-вторых, закупки оборудования за рубежом ставят российских бизнесменов в довольно жесткие рамки таможенных соглашений.  Ну и наконец,  в-третьих, срочное замещение некоторых импортных товаров местными нам просто необходимо, иначе, как выразился Путин, будучи еще премьер-министром, «мы тут все скоро деградируем». 
С другой стороны, российская промышленность очень сильно зависима от импорта – ограничив поток товаров в страну резко и не подготовив к этому отечественные заводы, мы рискуем остаться не только без высокотехнологичного оборудования, но и без обычных потребительских товаров в виде письменных ручек или ластиков.  Наша по-настоящему сильная сторона – это тяжелое машиностроение, преимущественно оборонного сектора. В остальном же рынки почти полностью загружены товарами со штампом «Made in ….», где последняя часть меняется в зависимости от страны-экспортера. 
Скудная экономика вряд ли может побороться за звание преуспевающей.  Именно поэтому многие эксперты считают, что прежде чем ограничивать ввоз, нужно проработать структуру внутреннего производства, приблизив ее к структуре потребления.  Особенно это должно коснуться Сибирского округа, где сконцентрировано множество предприятий военно-оборонной направленности.
Сегодня многие эксперты винят в проблемах внедрения импортозамещения исключительно его «совковое» происхождение. Отчасти это действительно так, ведь импортозамещение не мыслится у нас как что-то единственно нужное, скорее, наоборот. Бизнесмены создают себе прибыль средствами, которые кажутся им наиболее рациональными, и все просьбы поддержать отечественного производителя пропускают мимо себя, периодически парируя чем-то вроде «сначала произведите то, чем можно работать».
Добровольно меняют свои станки на отечественную продукцию только компании, попавшие под давление госпрограмм, либо очень крупные предприятия, способные позволить себе незначительные опыты по внедрению отечественного оборудования, дабы «дань отчизне воздать».

БАДы для промышленности
Какая же модель импортозамещения поможет сибирской промышленности? Во главу угла эксперты ставят постепенность. И действительно, резко ограничив ввоз товаров из-за рубежа, мы будем противоречить принципам международной торговли, к которой с учетом вступления в ВТО мы должны относиться особо щепетильно, иначе вообще рискуем остаться без  нужного оборудования, машин и продуктов.  Пока у нас нет равной импортному оборудованию по качеству собственной альтернативы, глупо отказываться от импортной продукции. 
Свою лепту вносят и пресловутые инновации, которые на российской земле,  увы, пока носят только популистский характер.  Государство похоже чуть-чуть перегнуло палку, объявив о новом курсе развития, направленного на модернизацию экономики и поддержку высокотехнологичных производств.  В противовес предыдущим просьбам о «постепенности реформ», инновации должны быть быстрыми и резкими.  Сейчас назвать их таковыми никак нельзя – российские инновации решают уже сформированную проблему, тогда как должны её предотвращать и предугадывать.
Продвигает инновации только модернизация существующих промышленных мощностей и развитие новых производств.  И в этом у нас уже есть  неплохие результаты: практически каждое предприятие округа (неважно какой отрасли) уже успело либо увеличить мощности своего производства, либо обновить станочный парк, либо в целом перестроить систему работы.

Таможня дает добро
По подсчетам Сибирского таможенного управления  в импорте в наш регион традиционно преобладают товары трех групп: продовольственная (сельскохозяйственная), химическая и машиностроительная. Лидируют в этом списке товары машиностроительной группы – спецтехника и различное обрабатывающее оборудование. В прошлом году импорт этой продукции составил почти 35% от всего объема ввезенных товаров. Причем, это вовсе не означает, что остальная часть оборудования конструируется и производится в пределах региона.
Дело в том, что таможенная статистика не учитывает товары, привезенные из других регионов России, то есть эти 35% –  это исключительно товары, прибывшие к нам через федеральную границу, а это значит, что к этому числу следует добавить еще несколько десятков процентов, которые производятся либо за пределами СФО, но в рамках границ страны, либо и вовсе имеют поставщика, зарегистрированного в России.
Это дает нам все основания утверждать, что потенциал сибирского рынка очень высок и спрос сильно опережает предложение, но тем не менее местными игроками рынок занят катастрофически мало. Корень зла кроется в том, что после создания новой экономики в начале 1990 –х  новоиспеченные русские бизнесмены не смогли во время сориентироваться, а тем временем зарубежные производители надежно укрепляли свои позиции в нашей же промышленности. Конечно, в легкой промышленности наверстать упущенное будет нелегко, но зато в исконно сибирских отраслях, таких, как например, угольная промышленность или металлургия, у нас есть некоторые шансы. 

Товар по акции не все берут
Совсем недавно правительство нашей страны объявило об окончательном и бесповоротном решении закрыть рынок энергомашиностроения для зарубежных производителей. Но если отечественные энергетические компании согласились перейти на полностью «родные» турбины, сетевое оборудование и трансформаторы, то другие отрасли не намерены так кардинально менять свой парк.
Закрытие рынка энергомашиностроения, похоже, не сильно сказалось на импорте машиностроительной продукции в Россию в общем. Уже три года подряд средний прирост импортной машиностроительной продукции в наш регион стабильно растет на 15-20% в год и, судя по всему, это не предел. Наиболее популярными среди сибирских потребителей оказались котлы, оборудование и механические устройства (из общего числа более половины импорта приходится именно на эту группу). Следующую ступень занимает сфера наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – 15%, электрические машины и связанное с ними оборудование – 10%.
Такой рост импорта связан, прежде всего,  с увеличением мощностей заводов. Пока отечественный производитель не справляется с заказами, в растущих угольных карьерах Кузбасса все чаще можно встретить горнодобывающие и строительные машины явно не российского происхождения.  И можно сказать, что в ближайшие лет пять мы точно будем наблюдать картину роста импорта, так как техническая база сибирских предприятий не может выполнить нужные заказы и в необходимом объеме – либо мощностей нахватает, либо оборудование слишком старое. Кстати, износ мощностей по подсчетам  одних  аналитиков составляет почти 60%, а у других и вовсе перевалило за 85% – правда где-то посередине.  К тому же предприятия испытывают дефицит не только в новом оборудовании, но и в кадровом составе, инновациях и инвестициях. Кстати, с привлечением последних дело обстоит действительно затруднительно – рентабельность низкая и инвестиции оказываются не только долгими, но и весьма рискованными.
Тем не менее, традиционные отрасли машиностроения, такие как энергетическое станкостроение и приборостроение, химическая и нефтяная промышленность просто необходимо развивать для того что бы мы могли говорить о надежной системе импортозамещения. Пока альтернатива неизвестна никто из промышленников не планирует отказываться от зарубежных поставщиков. «Мы в недавно проводили большую модернизацию завода, но честно говоря, ничего серьезного для станочного парка отечественного производства мы не приобрели.  Все оборудование для литейного производства – импортное, станки с ЧПУ – тоже», - рассказывает Константин Нотман, директор томского завода  «Сибэлектромотор» , – просто нет предложения на нашем рынке, которое могло бы конкурировать с заграничными аналогами» - сетует он.   Компания СУЭК тоже не стремится переходить на отечественное оборудование. Специалисты утверждают, что единственное преимущество отечественного предложения – низкая цена. Но к сожалению затраты на последующее обслуживание несопоставимы с ценой покупки.
Сложившаяся ситуация вынудила сибирские заводы объединиться в машиностроительный синдикат «Сибирское машиностроение», основной целью которого, как говорит  Валерий Жильцов, генеральный директор этого некоммерческого партнерства, является производство высокотехнологичного импортозамещающего оборудования. С горем пополам удалось разделить и определить регионы точечного развития. Например, для Новосибирской области приоритетным является электротехническое машиностроение, для Алтайского края – агропромышленный комплекс, для Томской области – медицинское и точеное машиностроение, а в Омской – оборудование для ТЭК и транспортное машиностроение.  Таким образом, считает Валерий Жильцов, удастся избежать внутренней конкуренции в регионе и работать максимально слаженно.

Незачет  у химиков
В области нефтехимической промышленности так же, как и в машиностроении, наблюдается стабильный рост импорта: среднегодовой прирост составляет 8,3%. Более 70% ввозимой продукции составляют продукты неорганической химии, органические и неорганические соединения драгоценных и редкоземельных материалов, которые в основном идут к нам из стран дальнего зарубежья , стран азиатского континента и Ближнего Востока. Подавляющее большинство импорта (90%) приходится на глинозем и основной его импортер это РУСАЛ, для которого мощностей Ачинского глиноземного комбината  катастрофически не хватает. Ачинский комбинат восполняет лишь 1/5 часть потребностей гиганта, остальное – помощь со стороны.
Пластмассы, лакокрасочные материалы, химические волокна и нити, катализаторы и шины – продукты столь нужные сибирским заводам, практически полностью поставляются из-за рубежа. Объемы собственного производства настолько ничтожны, что не восполняют и части всех потребностей. Спектр проблем на самом деле тот же, что и в машиностроении – кадры, старое оборудование и нехватка инвестиций.
С другой стороны рост именно химической промышленности может быть в скором времени хорошо простимулирован. Прежде всего в этом продукте будет нуждаться  вновь популярные в регионе отрасли лесопереработки и строительства.  Правда, стоит заметить, что существующие сегодня предприятия даже при условии полной модернизации не смогут удовлетворять все растущие потребности – нужны новые заводы.
Спорных моментов в политике импортозамещения превеликое множество – каждый раз задумывая что-то новое, мы вновь сталкиваемся  с вопросом «А готовы ли мы сами производить товары, которые сегодня к нам завозятся? Сможем ли мы приблизиться к уровню зарубежных производителей?» Ответ один: главное –  не бездействовать. Пока же те действия, которые мы предпринимаем, сложно назвать продуктивными не только на территории Сибири, но и по всей России. Для того чтобы мы могли производить не только легендарные БТРы, но и обычные электроинструменты, нашей промышленности просто необходимо срочное вмешательство.


"Промышленные страницы Сибири" № 9 (68) сентябрь 2012 г.

P align=justify>Необходимость ведения политики импортозамещения вызывает довольно неоднозначные мнения не только в нашей стране.  В прошлом веке, на заре становления «большой промышленности»,  многие страны считали, что во имя развития собственного товара нужно защищать внутренний рынок от товаров из других стран. Причем, в то время все самые ярые меркантилисты мира собрались именно в Латинской Америке, отчего она и стала той частью света, где программы по импортозамещению были неотъемлемым пунктом всей государственной политики.  Опыт этой страны можно назвать даже успешным, во всяком случае, таковым он точно был, пока в стране общими усилиями развивали легкую и пищевую промышленность. А когда решили перейти к тяжелой – успех не повторился, продукция оказалась  неконкурентоспособной  на мировом рынке и не нужной на внутреннем.
Страны Юго-Восточной Азии учли все ошибки Латинской Америки и продвинулись несколько дальше своего предшественника.
Они так же, как и в предыдущем опыте, сначала осваивали легкие виды промышленности, но вот при переходе на развития тяжелой промышленности  в корне изменили свой план действий: хитрые азиаты не стали замыкаться на внутреннем рынке и постепенно практически полностью переориентировали всю тяжелую промышленность на экспорт.
Такой «финт ушами» удался – и внутренний рынок страны оказался почти заполнен продуктами собственного производства, а на внешнем равных не было долго лет.
Для России политика импортозамещения имеет  свои плюсы. Во-первых, снижая импорт зарубежных товаров, мы автоматически поддерживаем отечественного производителя. Во-вторых, закупки оборудования за рубежом ставят российских бизнесменов в довольно жесткие рамки таможенных соглашений.  Ну и наконец,  в-третьих, срочное замещение некоторых импортных товаров местными нам просто необходимо, иначе, как выразился Путин, будучи еще премьер-министром, «мы тут все скоро деградируем». 
С другой стороны, российская промышленность очень сильно зависима от импорта – ограничив поток товаров в страну резко и не подготовив к этому отечественные заводы, мы рискуем остаться не только без высокотехнологичного оборудования, но и без обычных потребительских товаров в виде письменных ручек или ластиков.  Наша по-настоящему сильная сторона – это тяжелое машиностроение, преимущественно оборонного сектора. В остальном же рынки почти полностью загружены товарами со штампом «Made in ….», где последняя часть меняется в зависимости от страны-экспортера. 
Скудная экономика вряд ли может побороться за звание преуспевающей.  Именно поэтому многие эксперты считают, что прежде чем ограничивать ввоз, нужно проработать структуру внутреннего производства, приблизив ее к структуре потребления.  Особенно это должно коснуться Сибирского округа, где сконцентрировано множество предприятий военно-оборонной направленности.
Сегодня многие эксперты винят в проблемах внедрения импортозамещения исключительно его «совковое» происхождение. Отчасти это действительно так, ведь импортозамещение не мыслится у нас как что-то единственно нужное, скорее, наоборот. Бизнесмены создают себе прибыль средствами, которые кажутся им наиболее рациональными, и все просьбы поддержать отечественного производителя пропускают мимо себя, периодически парируя чем-то вроде «сначала произведите то, чем можно работать».
Добровольно меняют свои станки на отечественную продукцию только компании, попавшие под давление госпрограмм, либо очень крупные предприятия, способные позволить себе незначительные опыты по внедрению отечественного оборудования, дабы «дань отчизне воздать».

БАДы для промышленности
Какая же модель импортозамещения поможет сибирской промышленности? Во главу угла эксперты ставят постепенность. И действительно, резко ограничив ввоз товаров из-за рубежа, мы будем противоречить принципам международной торговли, к которой с учетом вступления в ВТО мы должны относиться особо щепетильно, иначе вообще рискуем остаться без  нужного оборудования, машин и продуктов.  Пока у нас нет равной импортному оборудованию по качеству собственной альтернативы, глупо отказываться от импортной продукции. 
Свою лепту вносят и пресловутые инновации, которые на российской земле,  увы, пока носят только популистский характер.  Государство похоже чуть-чуть перегнуло палку, объявив о новом курсе развития, направленного на модернизацию экономики и поддержку высокотехнологичных производств.  В противовес предыдущим просьбам о «постепенности реформ», инновации должны быть быстрыми и резкими.  Сейчас назвать их таковыми никак нельзя – российские инновации решают уже сформированную проблему, тогда как должны её предотвращать и предугадывать.
Продвигает инновации только модернизация существующих промышленных мощностей и развитие новых производств.  И в этом у нас уже есть  неплохие результаты: практически каждое предприятие округа (неважно какой отрасли) уже успело либо увеличить мощности своего производства, либо обновить станочный парк, либо в целом перестроить систему работы.

Таможня дает добро
По подсчетам Сибирского таможенного управления  в импорте в наш регион традиционно преобладают товары трех групп: продовольственная (сельскохозяйственная), химическая и машиностроительная. Лидируют в этом списке товары машиностроительной группы – спецтехника и различное обрабатывающее оборудование. В прошлом году импорт этой продукции составил почти 35% от всего объема ввезенных товаров. Причем, это вовсе не означает, что остальная часть оборудования конструируется и производится в пределах региона.
Дело в том, что таможенная статистика не учитывает товары, привезенные из других регионов России, то есть эти 35% –  это исключительно товары, прибывшие к нам через федеральную границу, а это значит, что к этому числу следует добавить еще несколько десятков процентов, которые производятся либо за пределами СФО, но в рамках границ страны, либо и вовсе имеют поставщика, зарегистрированного в России.
Это дает нам все основания утверждать, что потенциал сибирского рынка очень высок и спрос сильно опережает предложение, но тем не менее местными игроками рынок занят катастрофически мало. Корень зла кроется в том, что после создания новой экономики в начале 1990 –х  новоиспеченные русские бизнесмены не смогли во время сориентироваться, а тем временем зарубежные производители надежно укрепляли свои позиции в нашей же промышленности. Конечно, в легкой промышленности наверстать упущенное будет нелегко, но зато в исконно сибирских отраслях, таких, как например, угольная промышленность или металлургия, у нас есть некоторые шансы. 

Товар по акции не все берут
Совсем недавно правительство нашей страны объявило об окончательном и бесповоротном решении закрыть рынок энергомашиностроения для зарубежных производителей. Но если отечественные энергетические компании согласились перейти на полностью «родные» турбины, сетевое оборудование и трансформаторы, то другие отрасли не намерены так кардинально менять свой парк.
Закрытие рынка энергомашиностроения, похоже, не сильно сказалось на импорте машиностроительной продукции в Россию в общем. Уже три года подряд средний прирост импортной машиностроительной продукции в наш регион стабильно растет на 15-20% в год и, судя по всему, это не предел. Наиболее популярными среди сибирских потребителей оказались котлы, оборудование и механические устройства (из общего числа более половины импорта приходится именно на эту группу). Следующую ступень занимает сфера наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – 15%, электрические машины и связанное с ними оборудование – 10%.
Такой рост импорта связан, прежде всего,  с увеличением мощностей заводов. Пока отечественный производитель не справляется с заказами, в растущих угольных карьерах Кузбасса все чаще можно встретить горнодобывающие и строительные машины явно не российского происхождения.  И можно сказать, что в ближайшие лет пять мы точно будем наблюдать картину роста импорта, так как техническая база сибирских предприятий не может выполнить нужные заказы и в необходимом объеме – либо мощностей нахватает, либо оборудование слишком старое. Кстати, износ мощностей по подсчетам  одних  аналитиков составляет почти 60%, а у других и вовсе перевалило за 85% – правда где-то посередине.  К тому же предприятия испытывают дефицит не только в новом оборудовании, но и в кадровом составе, инновациях и инвестициях. Кстати, с привлечением последних дело обстоит действительно затруднительно – рентабельность низкая и инвестиции оказываются не только долгими, но и весьма рискованными.
Тем не менее, традиционные отрасли машиностроения, такие как энергетическое станкостроение и приборостроение, химическая и нефтяная промышленность просто необходимо развивать для того что бы мы могли говорить о надежной системе импортозамещения. Пока альтернатива неизвестна никто из промышленников не планирует отказываться от зарубежных поставщиков. «Мы в недавно проводили большую модернизацию завода, но честно говоря, ничего серьезного для станочного парка отечественного производства мы не приобрели.  Все оборудование для литейного производства – импортное, станки с ЧПУ – тоже», - рассказывает Константин Нотман, директор томского завода  «Сибэлектромотор» , – просто нет предложения на нашем рынке, которое могло бы конкурировать с заграничными аналогами» - сетует он.   Компания СУЭК тоже не стремится переходить на отечественное оборудование. Специалисты утверждают, что единственное преимущество отечественного предложения – низкая цена. Но к сожалению затраты на последующее обслуживание несопоставимы с ценой покупки.
Сложившаяся ситуация вынудила сибирские заводы объединиться в машиностроительный синдикат «Сибирское машиностроение», основной целью которого, как говорит  Валерий Жильцов, генеральный директор этого некоммерческого партнерства, является производство высокотехнологичного импортозамещающего оборудования. С горем пополам удалось разделить и определить регионы точечного развития. Например, для Новосибирской области приоритетным является электротехническое машиностроение, для Алтайского края – агропромышленный комплекс, для Томской области – медицинское и точеное машиностроение, а в Омской – оборудование для ТЭК и транспортное машиностроение.  Таким образом, считает Валерий Жильцов, удастся избежать внутренней конкуренции в регионе и работать максимально слаженно.

Незачет  у химиков
В области нефтехимической промышленности так же, как и в машиностроении, наблюдается стабильный рост импорта: среднегодовой прирост составляет 8,3%. Более 70% ввозимой продукции составляют продукты неорганической химии, органические и неорганические соединения драгоценных и редкоземельных материалов, которые в основном идут к нам из стран дальнего зарубежья , стран азиатского континента и Ближнего Востока. Подавляющее большинство импорта (90%) приходится на глинозем и основной его импортер это РУСАЛ, для которого мощностей Ачинского глиноземного комбината  катастрофически не хватает. Ачинский комбинат восполняет лишь 1/5 часть потребностей гиганта, остальное – помощь со стороны.
Пластмассы, лакокрасочные материалы, химические волокна и нити, катализаторы и шины – продукты столь нужные сибирским заводам, практически полностью поставляются из-за рубежа. Объемы собственного производства настолько ничтожны, что не восполняют и части всех потребностей. Спектр проблем на самом деле тот же, что и в машиностроении – кадры, старое оборудование и нехватка инвестиций.
С другой стороны рост именно химической промышленности может быть в скором времени хорошо простимулирован. Прежде всего в этом продукте будет нуждаться  вновь популярные в регионе отрасли лесопереработки и строительства.  Правда, стоит заметить, что существующие сегодня предприятия даже при условии полной модернизации не смогут удовлетворять все растущие потребности – нужны новые заводы.
Спорных моментов в политике импортозамещения превеликое множество – каждый раз задумывая что-то новое, мы вновь сталкиваемся  с вопросом «А готовы ли мы сами производить товары, которые сегодня к нам завозятся? Сможем ли мы приблизиться к уровню зарубежных производителей?» Ответ один: главное –  не бездействовать. Пока же те действия, которые мы предпринимаем, сложно назвать продуктивными не только на территории Сибири, но и по всей России. Для того чтобы мы могли производить не только легендарные БТРы, но и обычные электроинструменты, нашей промышленности просто необходимо срочное вмешательство.


"Промышленные страницы Сибири" № 9 (68) сентябрь 2012 г.

Анастасия Ульянова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru