Сегодня пятница 3 мая 2024 г. 00:54
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№66август 2012Финансы
Лизинговые программы: каждому свое
Первая статья в цикле материалов о лизинге показала, что в посткризисный период спрос на покупку основных средств в лизинг стабильно растет, и это неудивительно. Большинство компаний, почувствовав стабильность бизнеса, задумываются о своем росте и укреплении позиций на рынке. В этом материале мы расскажем о том, что можно приобрести в лизинг и какие условия предлагают лизинговые компании сегодня.

В течение нескольких последних лет многие компании успели на практике оценить эффективность лизинга, и потому интерес к этому финансовому инструменту постоянно растет. Но, знакомясь с лизингом ближе, покупатель становится все более грамотным и ищет не просто стандартную программу получения, а то, что как нельзя лучше подойдет именно для него. Лизингодатели готовы удовлетворить этот спрос, постоянно разрабатывая новые гибкие программы и интересные продукты, отвечающие требованиям современного рынка. Основная задача таких продуктов — сделать лизинг простым, понятным и доступным.

Заодно с дилером
Многообразие этих продуктов может легко запутать того, кто задумался о получении лизинга впервые. Впрочем, все это можно легко разделить на две категории. Первая — это экспресс–программы, при которых финансирование осуществляется по упрощенному списку документов в сжатые сроки. При работе по таким программам лизинговые компании применяют скоринговую систему оценки рисков — если клиент ей удовлетворяет, поставка техники займет 3–5 рабочих дней с момента подачи документов клиента в лизинговую компанию. «Эти программы пользуются наибольшим спросом, так как у лизингополучателя часто просто нет времени ждать несколько недель, пока в лизинговой компании пройдут стандартные процедуры согласования», — говорит Владимир Шилов, директор Красноярского филиала ГК «Интерлизинг».
Вторая категория — это совместные программы лизинговых компаний с поставщиками техники или оборудования. Как правило, по совместным программам лизингополучателю предлагают более выгодные условия лизинга по конкретной марке техники. Это может быть либо сниженный аванс, либо низкое (а порой и нулевое) удорожание. Иногда в рамках программы лизингополучателю предлагаются дополнительные бонусы в виде бесплатной страховки, бесплатной установки дополнительного оборудования и многое другоге.
«Программы сотрудничества с дилерами автотранспорта на данный момент наиболее «продвинутые», — полагает Денис Белан, директор филиала Группы компаний «Балтийский лизинг» в Красноярске. — Обычно лизингодатели разрабатывают и финансируют совместные с дилерами программы продвижения. Дилеры предоставляют скидки лизинговой компании, а лизинговая компания отражает эти скидки в условиях финансирования для клиентов. Отсюда и возникает пресловутый «Лизинг под 0%».
Условия совместных программ обычно предполагают скидки на продукцию от производителя, выгодные условия лизингового финансирования (минимальное удорожание, минимальный размер аванса или ежемесячного платежа). Зачастую предусматривается возможность для клиента получать сервисное обслуживание, техническую помощь на дороге,  эвакуацию при неисправности в течение всего срока лизинга. Поставщик при этом имеет дополнительный доход за счет сервиса автотранспорта или техники.

Вернуть или не вернуть?
Существует, однако, и иная классификация лизинговых программ. Согласно ей, большинство этих финансовых продуктов делится на финансовые и оперативные. По мнению Дениса Белана, наиболее востребованным вариантом лизинга в России на текущий момент является финансовый лизинг, который позволяет клиенту после определённого срока выкупить арендуемый актив в собственность. Его противоположность – оперативный лизинг — подразумевает, что имущество вернётся обратно лизингодателю. Это основное отличие несёт в себе и экономический смысл. В лизинговые платежи по оперативному лизингу лизингодатели не включают возмещение всех своих инвестиционных затрат на имущество, что снижает объем этих текущих платежей и делает оперативный лизинг более приемлемым вариантом. К тому же оперативный лизинг, в отличие от финансового, чаще всего включает в себя техническое обслуживание имущества и прочие дополнительные услуги, связанные с его эксплуатацией. Это позволяет клиенту более четко планировать свои расходы и отказаться в своем штате от персонала, организовывающего эту работу.
Некоторые компании наряду с финансовым лизингом практикуют операции и так называемого возвратного лизинга. Данная разновидность лизинговых операций является предметом регулирования Федерального закона «О лизинге» и определяется им как разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает как лизингополучатель. С практической точки зрения этот вид лизинга является отличным способом пополнения оборотных средств лизингополучателем и средством оптимизации налогообложения.

Инвестиции — в лизинг
Есть и еще одна категория лизинговых программ, точнее, их направление, – это инвестиционный лизинг. Спрос на него высок, но любой серьезный инвестиционный проект требует длительных сроков финансирования, а доступ к таким ресурсам имеют немногие компании. Крупнейшие лизинговые компаний России: «ВЭБ–лизинг», «ВТБ–лизинг», Сбербанк–лизинг, «Газтехлизинг» и «ГТЛК» — это компании с государственным участием и на их долю приходится почти 60% объема нового бизнеса. При этом существенную часть в объемах нового бизнеса, в том числе и этих компаний, занимают легковые автомобили и микроавтобусы (7%) и автотранспортные средства для перевозки грузов (9,5%). По мнению большинства профессиональных участников рынка, лизинговые компании с государственным участием, имеющие практически неограниченный доступ к финансированию своих проектов, должны сосредоточить свою деятельность в областях, где по стоимости ресурсов и по срокам окупаемости частные компании просто не могут удовлетворить потребности клиентов. Это, прежде всего, проекты в области энергетической и транспортной инфраструктуры, сельском хозяйстве, медицине, в сфере нанотехнологий,  оборонного комплекса, авиации и судостроении. Особую позицию на этом рынке занимают такие компании, как «Сименс Финанс», являющийся частью знаменитого немецкого концерна. «Как правило, крупные инвестиционные проекты реализуются в промышленности и энергетике, — говорит Татьяна Коробцова, директор представительства «Сименс Финанс» в Красноярске. — Концерн «Сименс» — мировой лидер в области электроники и электротехники, и потому мы можем предлагать специальные финансовые решения и для приобретения промышленного и энергетического оборудования».
Каким бы широким ни был ассортимент предлагаемых финансовыми организациями программ получения лизинга, выбор любой из них Владимир Шилов советует основывать на двух основных параметрах: «Правильнее всего обращать внимание на конечную цену договора, включающую в себя все комиссии и дополнительные платежи (которые некоторые недобросовестные лизингодатели не указывают в своем предложении, и которые всплывают уже при заключении договора), плюс структуру платежей, так как они могут быть и равномерными, и убывающими. Если оба параметра устраивают лизингополучателя, то,  значит, это его программа».


СПРАВКА

По данным исследования, проведенного компанией «Балтийский лизинг», доля лизинга в продажах дилеров и производителей варьируется от 3,75% до 19,8%. Наиболее низкая доля продаж в лизинг — у легкового автотранспорта. Это вполне понятно, поскольку основными приобретателями автотранспорта являются физические лица, а лизинг — это инструмент финансирования в основном корпоративных клиентов. Затем следуют автобусы с показателем 7,9% и деревообрабатывающее оборудование с показателем продаж в лизинг 8,9%. Такой же достаточно невысокий уровень «проникновения» лизинга характерен и для большинства других видов оборудования.
Более высокие показатели представлены в продажах грузовых автомобилей — 15,6%. И наиболее высокие показатели доли лизинга в продажах (из оцененных нами видов активов) характерны для дорожно–строительной техники и сельскохозяйственной техники — 19,8% и 17,5% соответственно. Такое превышение показателей у названных видов техники над долей лизинга в продажах грузовиков обусловлено в значительной степени государственными программами лизинга, которые охватывают как раз сельскохозяйственную и дорожно–строительную технику.
С точки зрения производителей и дилеров, потенциал лизинга для увеличения продаж техники и транспорта пока используется не более чем на треть. Об этом свидетельствуют сопоставления с показателями развитых рынков лизинга — Западной Европы и США. Так,  в Германии доля лизинга в инвестициях в транспорт и оборудование составляет 26%, а в нашей стране пока не превышает 10%, то есть почти в три раза меньше. Продажи автотранспорта в лизинг в странах Западной Европы и в США составляют от 25 до 50% всех продаж, в зависимости от страны (такая разница связана с тем, что в некоторых странах, например, в Германии и в США широко распространен лизинг для физических лиц, что значительно повышает долю продаж легковых автомобилей в лизинг). В нашей же стране доля продаж легковых автомобилей в лизинг не превышает 4%, грузовых — 16%.


P align=justify>В течение нескольких последних лет многие компании успели на практике оценить эффективность лизинга, и потому интерес к этому финансовому инструменту постоянно растет. Но, знакомясь с лизингом ближе, покупатель становится все более грамотным и ищет не просто стандартную программу получения, а то, что как нельзя лучше подойдет именно для него. Лизингодатели готовы удовлетворить этот спрос, постоянно разрабатывая новые гибкие программы и интересные продукты, отвечающие требованиям современного рынка. Основная задача таких продуктов — сделать лизинг простым, понятным и доступным.

Заодно с дилером
Многообразие этих продуктов может легко запутать того, кто задумался о получении лизинга впервые. Впрочем, все это можно легко разделить на две категории. Первая — это экспресс–программы, при которых финансирование осуществляется по упрощенному списку документов в сжатые сроки. При работе по таким программам лизинговые компании применяют скоринговую систему оценки рисков — если клиент ей удовлетворяет, поставка техники займет 3–5 рабочих дней с момента подачи документов клиента в лизинговую компанию. «Эти программы пользуются наибольшим спросом, так как у лизингополучателя часто просто нет времени ждать несколько недель, пока в лизинговой компании пройдут стандартные процедуры согласования», — говорит Владимир Шилов, директор Красноярского филиала ГК «Интерлизинг».
Вторая категория — это совместные программы лизинговых компаний с поставщиками техники или оборудования. Как правило, по совместным программам лизингополучателю предлагают более выгодные условия лизинга по конкретной марке техники. Это может быть либо сниженный аванс, либо низкое (а порой и нулевое) удорожание. Иногда в рамках программы лизингополучателю предлагаются дополнительные бонусы в виде бесплатной страховки, бесплатной установки дополнительного оборудования и многое другоге.
«Программы сотрудничества с дилерами автотранспорта на данный момент наиболее «продвинутые», — полагает Денис Белан, директор филиала Группы компаний «Балтийский лизинг» в Красноярске. — Обычно лизингодатели разрабатывают и финансируют совместные с дилерами программы продвижения. Дилеры предоставляют скидки лизинговой компании, а лизинговая компания отражает эти скидки в условиях финансирования для клиентов. Отсюда и возникает пресловутый «Лизинг под 0%».
Условия совместных программ обычно предполагают скидки на продукцию от производителя, выгодные условия лизингового финансирования (минимальное удорожание, минимальный размер аванса или ежемесячного платежа). Зачастую предусматривается возможность для клиента получать сервисное обслуживание, техническую помощь на дороге,  эвакуацию при неисправности в течение всего срока лизинга. Поставщик при этом имеет дополнительный доход за счет сервиса автотранспорта или техники.

Вернуть или не вернуть?
Существует, однако, и иная классификация лизинговых программ. Согласно ей, большинство этих финансовых продуктов делится на финансовые и оперативные. По мнению Дениса Белана, наиболее востребованным вариантом лизинга в России на текущий момент является финансовый лизинг, который позволяет клиенту после определённого срока выкупить арендуемый актив в собственность. Его противоположность – оперативный лизинг — подразумевает, что имущество вернётся обратно лизингодателю. Это основное отличие несёт в себе и экономический смысл. В лизинговые платежи по оперативному лизингу лизингодатели не включают возмещение всех своих инвестиционных затрат на имущество, что снижает объем этих текущих платежей и делает оперативный лизинг более приемлемым вариантом. К тому же оперативный лизинг, в отличие от финансового, чаще всего включает в себя техническое обслуживание имущества и прочие дополнительные услуги, связанные с его эксплуатацией. Это позволяет клиенту более четко планировать свои расходы и отказаться в своем штате от персонала, организовывающего эту работу.
Некоторые компании наряду с финансовым лизингом практикуют операции и так называемого возвратного лизинга. Данная разновидность лизинговых операций является предметом регулирования Федерального закона «О лизинге» и определяется им как разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает как лизингополучатель. С практической точки зрения этот вид лизинга является отличным способом пополнения оборотных средств лизингополучателем и средством оптимизации налогообложения.

Инвестиции — в лизинг
Есть и еще одна категория лизинговых программ, точнее, их направление, – это инвестиционный лизинг. Спрос на него высок, но любой серьезный инвестиционный проект требует длительных сроков финансирования, а доступ к таким ресурсам имеют немногие компании. Крупнейшие лизинговые компаний России: «ВЭБ–лизинг», «ВТБ–лизинг», Сбербанк–лизинг, «Газтехлизинг» и «ГТЛК» — это компании с государственным участием и на их долю приходится почти 60% объема нового бизнеса. При этом существенную часть в объемах нового бизнеса, в том числе и этих компаний, занимают легковые автомобили и микроавтобусы (7%) и автотранспортные средства для перевозки грузов (9,5%). По мнению большинства профессиональных участников рынка, лизинговые компании с государственным участием, имеющие практически неограниченный доступ к финансированию своих проектов, должны сосредоточить свою деятельность в областях, где по стоимости ресурсов и по срокам окупаемости частные компании просто не могут удовлетворить потребности клиентов. Это, прежде всего, проекты в области энергетической и транспортной инфраструктуры, сельском хозяйстве, медицине, в сфере нанотехнологий,  оборонного комплекса, авиации и судостроении. Особую позицию на этом рынке занимают такие компании, как «Сименс Финанс», являющийся частью знаменитого немецкого концерна. «Как правило, крупные инвестиционные проекты реализуются в промышленности и энергетике, — говорит Татьяна Коробцова, директор представительства «Сименс Финанс» в Красноярске. — Концерн «Сименс» — мировой лидер в области электроники и электротехники, и потому мы можем предлагать специальные финансовые решения и для приобретения промышленного и энергетического оборудования».
Каким бы широким ни был ассортимент предлагаемых финансовыми организациями программ получения лизинга, выбор любой из них Владимир Шилов советует основывать на двух основных параметрах: «Правильнее всего обращать внимание на конечную цену договора, включающую в себя все комиссии и дополнительные платежи (которые некоторые недобросовестные лизингодатели не указывают в своем предложении, и которые всплывают уже при заключении договора), плюс структуру платежей, так как они могут быть и равномерными, и убывающими. Если оба параметра устраивают лизингополучателя, то,  значит, это его программа».


СПРАВКА

По данным исследования, проведенного компанией «Балтийский лизинг», доля лизинга в продажах дилеров и производителей варьируется от 3,75% до 19,8%. Наиболее низкая доля продаж в лизинг — у легкового автотранспорта. Это вполне понятно, поскольку основными приобретателями автотранспорта являются физические лица, а лизинг — это инструмент финансирования в основном корпоративных клиентов. Затем следуют автобусы с показателем 7,9% и деревообрабатывающее оборудование с показателем продаж в лизинг 8,9%. Такой же достаточно невысокий уровень «проникновения» лизинга характерен и для большинства других видов оборудования.
Более высокие показатели представлены в продажах грузовых автомобилей — 15,6%. И наиболее высокие показатели доли лизинга в продажах (из оцененных нами видов активов) характерны для дорожно–строительной техники и сельскохозяйственной техники — 19,8% и 17,5% соответственно. Такое превышение показателей у названных видов техники над долей лизинга в продажах грузовиков обусловлено в значительной степени государственными программами лизинга, которые охватывают как раз сельскохозяйственную и дорожно–строительную технику.
С точки зрения производителей и дилеров, потенциал лизинга для увеличения продаж техники и транспорта пока используется не более чем на треть. Об этом свидетельствуют сопоставления с показателями развитых рынков лизинга — Западной Европы и США. Так,  в Германии доля лизинга в инвестициях в транспорт и оборудование составляет 26%, а в нашей стране пока не превышает 10%, то есть почти в три раза меньше. Продажи автотранспорта в лизинг в странах Западной Европы и в США составляют от 25 до 50% всех продаж, в зависимости от страны (такая разница связана с тем, что в некоторых странах, например, в Германии и в США широко распространен лизинг для физических лиц, что значительно повышает долю продаж легковых автомобилей в лизинг). В нашей же стране доля продаж легковых автомобилей в лизинг не превышает 4%, грузовых — 16%.


Владимир Шилов, 
директор Красноярского филиала ГК «Интерлизинг»

— Случается, что лизингополучатель теряет способность выплачивать платежи за взятую в лизинг технику. И здесь есть несколько вариантов развития событий. Если лизингополучатель добросовестный, он старается договориться с лизинговой компанией о реструктуризации долга. Если добросовестный лизингополучатель не видит дальнейших перспектив даже в случае реструктуризации — он возвращает технику лизинговой компании. Недобросовестные клиенты продолжают использование лизингового имущества и всеми силами препятствуют его возврату лизингодателю. Тут уже в дело вступают суды и правоохранительные органы. Но на примере нашей компании могу сказать, что лизингодатель всегда старается идти навстречу своему клиенту. В кризис мы шли навстречу многим нашим клиентам, которые благодаря этому смогли сохранить свой бизнес и в итоге полностью расплатились.


Татьяна Коробцова,  
директор представительства «Сименс Финанс» в городе Красноярске

— Еще на этапе рассмотрения заявки мы проводим анализ финансового состояния клиента на предмет его платежеспособности. Тем не менее, возникают ситуации, когда в период действия договора финансовой аренды лизингополучатель начинает испытывать финансовые трудности, как правило, вызванные внешними факторами (недобросовестность контрагентов, потеря контрактов). В таких случаях мы  всегда идем навстречу клиенту и изыскиваем пути разрешения проблемной ситуации, рассматриваем варианты реструктуризации договора финансовой аренды, разрабатываем индивидуальные условия, при которых клиент сможет выдержать свой финансовый кризис.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Денис Белан, 
директор филиала Группы компаний «Балтийский лизинг» в г. Красноярске

— Наиболее часто звучит вопрос: что лучше — взять кредит или воспользоваться лизинговой  программой?  Если сравнивать лизинг и кредит, то основным преимуществом лизинга является возможность беззалогового финансирования. Поскольку сам предмет лизинга остается в собственности лизинговой компании, то дополнительное залоговое обеспечение, как при кредите, не требуется. Кроме этого лизинговое финансирование может быть привлечено на более длительный срок, чем  обычно выдается кредит. Клиентам нужно долгосрочное финансирование.  Лизинг во всем мире используется как механизм оптимизации налогообложения, так как. позволяет применять ускоренную амортизацию, относить на себестоимость все затраты по лизинговому договору и т. д. и тем самым уменьшать налогооблагаемую базу для налогов на прибыль и имущество. Кроме этого лизинг фактически можно рассматривать как приобретение техники в рассрочку без отвлечения оборотного капитала компании на ее покупку.
Если же говорить о конкретных условиях при выборе лизинговой программы, то обратите внимание на следующие моменты:
—  возможность учета предмета лизинга как на балансе лизинговой компании, так и на балансе лизингополучателя;
—  предлагаемые графики лизинговых платежей. Чем больше вариантов построения графика (аннуитет, сезонный, ступенчатый, убывающий), тем лучше — благодаря этому клиент сможет подобрать максимально удобный для своего бизнвса график платежей;
—  возможность досрочного погашения задолженности по договору лизинга;
—  сроки финансирования. Средний срок финансирования на сегодняшний момент — от 1 года до 3–х лет, но  на рынке лизинговых услуг все чаще появляются предложения и с более длительными сроками финансирования, так ГК «Балтийский лизинг» предлагает финансирование оборудования и спецтехники сроком до 5 лет, а недвижимости — до 7 лет.


"Промышленные страницы Сибири" №7 (66) август 2012 г.

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru