Прежде чем начать добычу угля, нужно понять, как его добывать. Нельзя взять простой самосвал и пойти работать с породой. Даже для одного добытого куба угля требуется специальная техника, если быть точнее, горно–шахтное оборудование. Техника, устойчивая к резкой перемене температур, тяжелым подземным условиям, высокой тяжести добываемого материала. Потому вкупе с горнодобывающим оборудованием целесообразно говорить о контроле его эффективной работы.
Вехи буровых начинаний Сегодня среди шахтеров ценится самоходное горное оборудование на пневмоколесном ходу. Но вот только безопасные машины такого типа появились всего лет тридцать тому назад. И сначала приняты они были не иначе, как в штыки. На нем отказывались работать — рабочие объявляли этой технике бойкот, боясь потерять свое место, так как для эксплуатации новых машин требовалось в пять раз меньше рабочих. Также к новинкам горно–шахтного оборудования относились и европейцы в 50–х годах прошлого столетия. Они нарочно давали невероятные нагрузки буровым установкам, подземным самосвалам и погрузочно-доставочным машинам. Но вскоре поняли, что эти машины не препятствуют, а помогают. К тому же переходу к самоходному оборудованию предшествовали десятки серьезных аварий на шахтах, что тоже немало поспособствовало их внедрению. Первую партию нового оборудования европейские машиностроители поставили в Россию (тогда еще СССР) на горно–металлургический комбинат «Норильский никель». В ней были погрузочно-транспортные машины с ковшом и кузовом, оснащенные пневмоприводом, затем в северном городе появились самоходные буровые установки. В 1990–х эту технику начали собирать в России. Но заводов и по сей день так мало, что рынок ГШО формируется за счет импорта. Отечественной продукции не под силу конкурировать с импортной, не только по качеству и цене, но и по простоте эксплуатации и безопасности оборудования. Причина и в том, что создание подобного производства требует больших стартовых капиталов. А за годы советского режима и нестабильности 1990-х предприниматели из России просто не хотят идти на риск. С уверенностью в будущем Сегодня российских машин на рудниках катастрофически мало. Они не выдержали конкуренции. Хотя в начале XXI века и было время, когда их достаточно активно разрабатывали. Огромными партиями выпускали опытные образцы. Но большинство этих образцов так и не сумело превратиться в серийную машину. Импортная техника активно совершенствуется и по сей день. В первую очередь изменениям поддаются системы привода — двигателей, КПП, мостов, а также электроники. Например, почти все машины немецкого производства могут по желанию заказчика комплектоваться устройствами управления на расстоянии. Помимо этого, современная горно–шахтная машина может быть вполне экологичной и абсолютно безопасной для тех, кто ее эксплуатирует. Современные разработчики ГШО на своих официальных порталах говорят, что сейчас они работают над максимально возможной автоматизацией операций производимого оборудования. К 2030 году автоматика должна взять на себя 95% функций, которые сегодня выполняет оператор. В каждой машине появится компьютер, способный координировать и демонстрировать все происходящие процессы изнутри. Таким образом разработчики стремятся свести до нуля влияние «человеческого фактора». Освоив новые разработки, горняки думают о переходе на стопроцентное дистанционное управление. День ото дня этот вопрос становится все более острым, так как из-за обеднения руд добывать их становится все сложнее. А значит, появляются условия, когда человеку невозможно находиться под землей. Шведские горняки поняли это пару лет назад, потому у них активно практикуется работа в таком режиме. Человек — над землей, а машина — под ней. Доставку ископаемых также можно сделать автоматической, а самообрушение большого пласта горной породы – безопасным. Технологии создания горно-шахтного оборудования не стоят на месте, и, возможно, рано или поздно, благодаря этому ему профессия шахтера, наконец, перестанет считаться одной из самых опасных.
| Евгений Фомин, коммерческий директор «Кемеровского экспериментального завода средств безопасности» (г. Кемерово)
Наш завод основан в 1968 году и является основным производителем продукции, обеспечивающей безопасность добычных и горноспасательных работ на угольных предприятиях и предприятиях других отраслей добывающей промышленности. Оборудование, производимое заводом, обеспечивает выполнение соответствующих пунктов «Правил безопасности в угольных шахтах», «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» и бассейновых инструкций. И тут тоже не обошлось без усовершенствований. За последние пять лет увеличилась производительность оборудования, повысилась его надёжность, вырос ресурс техники до списания. Появилось очень много производителей оборудования. Цены в зависимости от производителя сильно разнятся. Традиционно отечественное оборудование обходится дешевле импортного. Но стоит заметить, что тут русские молодцы – наша техника куда лучше заморской. |
P align=justify>Вехи буровых начинаний Сегодня среди шахтеров ценится самоходное горное оборудование на пневмоколесном ходу. Но вот только безопасные машины такого типа появились всего лет тридцать тому назад. И сначала приняты они были не иначе, как в штыки. На нем отказывались работать — рабочие объявляли этой технике бойкот, боясь потерять свое место, так как для эксплуатации новых машин требовалось в пять раз меньше рабочих. Также к новинкам горно–шахтного оборудования относились и европейцы в 50–х годах прошлого столетия. Они нарочно давали невероятные нагрузки буровым установкам, подземным самосвалам и погрузочно-доставочным машинам. Но вскоре поняли, что эти машины не препятствуют, а помогают. К тому же переходу к самоходному оборудованию предшествовали десятки серьезных аварий на шахтах, что тоже немало поспособствовало их внедрению. Первую партию нового оборудования европейские машиностроители поставили в Россию (тогда еще СССР) на горно–металлургический комбинат «Норильский никель». В ней были погрузочно-транспортные машины с ковшом и кузовом, оснащенные пневмоприводом, затем в северном городе появились самоходные буровые установки. В 1990–х эту технику начали собирать в России. Но заводов и по сей день так мало, что рынок ГШО формируется за счет импорта. Отечественной продукции не под силу конкурировать с импортной, не только по качеству и цене, но и по простоте эксплуатации и безопасности оборудования. Причина и в том, что создание подобного производства требует больших стартовых капиталов. А за годы советского режима и нестабильности 1990-х предприниматели из России просто не хотят идти на риск. С уверенностью в будущем Сегодня российских машин на рудниках катастрофически мало. Они не выдержали конкуренции. Хотя в начале XXI века и было время, когда их достаточно активно разрабатывали. Огромными партиями выпускали опытные образцы. Но большинство этих образцов так и не сумело превратиться в серийную машину. Импортная техника активно совершенствуется и по сей день. В первую очередь изменениям поддаются системы привода — двигателей, КПП, мостов, а также электроники. Например, почти все машины немецкого производства могут по желанию заказчика комплектоваться устройствами управления на расстоянии. Помимо этого, современная горно–шахтная машина может быть вполне экологичной и абсолютно безопасной для тех, кто ее эксплуатирует. Современные разработчики ГШО на своих официальных порталах говорят, что сейчас они работают над максимально возможной автоматизацией операций производимого оборудования. К 2030 году автоматика должна взять на себя 95% функций, которые сегодня выполняет оператор. В каждой машине появится компьютер, способный координировать и демонстрировать все происходящие процессы изнутри. Таким образом разработчики стремятся свести до нуля влияние «человеческого фактора». Освоив новые разработки, горняки думают о переходе на стопроцентное дистанционное управление. День ото дня этот вопрос становится все более острым, так как из-за обеднения руд добывать их становится все сложнее. А значит, появляются условия, когда человеку невозможно находиться под землей. Шведские горняки поняли это пару лет назад, потому у них активно практикуется работа в таком режиме. Человек — над землей, а машина — под ней. Доставку ископаемых также можно сделать автоматической, а самообрушение большого пласта горной породы – безопасным. Технологии создания горно-шахтного оборудования не стоят на месте, и, возможно, рано или поздно, благодаря этому ему профессия шахтера, наконец, перестанет считаться одной из самых опасных.
| Евгений Фомин, коммерческий директор «Кемеровского экспериментального завода средств безопасности» (г. Кемерово)
Наш завод основан в 1968 году и является основным производителем продукции, обеспечивающей безопасность добычных и горноспасательных работ на угольных предприятиях и предприятиях других отраслей добывающей промышленности. Оборудование, производимое заводом, обеспечивает выполнение соответствующих пунктов «Правил безопасности в угольных шахтах», «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» и бассейновых инструкций. И тут тоже не обошлось без усовершенствований. За последние пять лет увеличилась производительность оборудования, повысилась его надёжность, вырос ресурс техники до списания. Появилось очень много производителей оборудования. Цены в зависимости от производителя сильно разнятся. Традиционно отечественное оборудование обходится дешевле импортного. Но стоит заметить, что тут русские молодцы – наша техника куда лучше заморской. |
| Владимир Беляков, главный конструктор ЗАО «РГНК» (г. Ясногорск) Конструктивных изменений в самом оборудовании, его узлах, деталях нет — расширяется типоразмерный ряд, появляются незначительные усовершенствования (как правило, это касается комплектующих, автоматики), но весь базис— это разработки еще советского периода. Основным моментом, предопределяющим необходимость и наличие кардинальных изменений, или, так сказать, эволюции горношахтного оборудования – это изменения в технологии добычи полезных ископаемых, а он,а в свою очередь, принципиально не меняется на протяжении длительного периода. Изменение цены в основном зависит от стоимости материалов, используемых при производстве оборудования, комплектующих, полуфабрикатов, узлов, от стоимости энергоресурсов, топлива, индексации зарплат и т.д. Но при этом свою роль также играет уровень конкуренции. В последнее время наблюдается рост конкурентной активности, поэтому в некоторых случаях на определенное оборудование цена находится на уровне 2006–2007 годов. При прочих равных условиях изменение диапазона цен составило 14–18%. |
| Колотов Константин, генеральный директор «Кемеровского машиностроительного завода» (г. Кемерово) В последние годы на шахтах страны идет быстрая модернизация подземных транспортных магистралей благодаря внедрению конвейеров нового типажного ряда, отличающихся не только большей производительностью, но и сложностью конструкции, используемого электрооборудования и систем автоматизации. Поэтому задача обеспечения надежной работы скребковых и ленточных конвейеров приобретает особую актуальность, ведь от их безотказности и восстанавливаемости зависит эффективность всего процесса угледобычи. В свою очередь надежность любого подземного оборудования определяется не только первоначальным уровнем этого показателя, обеспеченного заводом-изготовителем, но и тем, как организовано на шахтах его плановое и неплановое техническое обслуживание и ремонт. В сибирских регионах (города Омск, Томск, Новосибирск, Красноярск, Кемерово) достаточно конверсионных машиностроительных заводов, способных обеспечить угледобывающие предприятия высокопроизводительной и надежной техникой. Необходимо переориентировать эти предприятия на выпуск именно такой техники, например, посредством приобретения лицензий на производство требуемого оборудования. |
"Промышленные страницы Сибири" №6 (65) июль 2012 г.
Наталья Федорченко.
|
|
|