Сегодня пятница 29 марта 2024 г. 04:03
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№65июль 2012Спецпроект
Угольная промышленность: миллионы в недрах
Невероятно, как за несколько лет изменилась по своей структуре Кемеровская область. Причиной этих изменений стали перемены в угольной отрасли региона. Во–первых, она перешла в частные руки. Во–вторых, первые после затяжного кризиса начала приносить доход предпринимателям. Сложив эти факторы воедино, становится ясно, отчего только в Новокузнецке за последние пару лет появилось около трехсот предприятий и представительств угольной, горно–шахтной и обогатительной отрасли.

 
 

693 млрд тонн
Запасы каменного угля в Кемеровской области

Оборотная сторона монеты
Впервые уголь как таковой в Сибири начали добывать в XVII веке. Людей, занимающихся этим ремеслом, называли рудознатцами. Первый среди них, Михаил Волков приметил уголь в семи верстах от Верхнетомского острога —  на берегу реки Томи. Сейчас на этом месте находится столица Кемеровской области. Поставку угля были намерены наладить на Урал, но из-за отсутствия транспортных средств дела так и не пошли на лад.
Более полно эту территорию начали осваивать лишь к середине XIX века. Ученые определили границы каменноугольного края. Сегодня это границы Кемеровской области. Промышленность здесь развивалась невероятными темпами. В 1912 году  Николай II организовал акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей. Его члены получили право строить шахты во всем Кузнецком бассейне. Угольная отрасль за пару лет переросла в монополию.
В Советское время угольная промышленность считалась передовой. И это утверждение трудно было поставить под сомнение до 1990-х годов. Они стали для Кузбасса периодом варварской реструктуризации. Были закрыты 35 предприятий. Большинство насильно. Их попросту затопили. В результате, в 1997 году добыча угля в Кузбассе упала до 94 млн тонн и вышла на уровень середины 50-х годов.
В то же время мода топить углем росла. Никто не гнушался «грязного топлива». Падение стандартов создало главную проблему для топливников — высокую стоимость очистных сооружений. Оттого цены на уголь стали занижать настолько, что бизнес в этой сфере начал приносить лишь убытки.
Вторая проблема вылилась из первой. Дешевый уголь нуждается в обогащении за счет высокого уровня своей зольности. Однако на оборудование для этого процесса требуется не один миллион рублей.

Следующая проблема, по словам самих угольщиков, кроется в жажде наживы. Кемеровские власти уже неоднократно просили прекратить выдачу лицензий угольным предпринимателям  на новые месторождения. Аукционы изжили себя. Месторождений практически не осталось. Необходимы конкурсы с жесткими условиями, способные решить проблему безопасности, в том числе, заблаговременную дегазацию угольных пластов. Прежде всего, федеральные власти должны решить, что экономичнее: вырабатывать электроэнергию на месте или ежедневно грузить более 8 тыс. полувагонов и отсылать уголь из Кузбасса по стране и за рубеж.
Отсылка угля еще и потому дело накладное, что Кемеровская область находится внутри страны, а железнодорожные пути до сих пор не развиты на должном уровне. Как не развита и система обеспечения безопасности рабочих. Конечно, трагических случаев в шахтах за последние три года стало меньше. Но чего стоит взрыв на шахте двухлетней давности, когда из–под земли не выбрались более сотни человек. Спасение людей в новом оборудовании. Старый парк техники на 95% изношен.


336 млн тонн
Добыча угля в России по итогам 2011 года

Взгляд в будущее
Приятно осознавать, что запасы каменного угля в Кемеровской области превышают запасы нефти и природного газа всего мира почти семикратно (693 млрд тонн). С момента окончания угольного кризиса, то есть за 14 лет, в Кузбассе добыто более 2 млрд тонн угля. Рекордную добычу горняки показали в 2008 и 2009 годах. Почти 200 млн тонн твердого топлива было извлечено из земли, несмотря на экономический кризис.
Сегодня в Кузбассе работают семь из десяти крупнейших российских производителей угля — угольные компании «Кузбассразрезуголь», Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), «Южный Кузбасс», «Распадская», «Сибуглемет», «Южкузбассуголь», «Сибирский Деловой Союз».
За счет большого количества угольных компаний уровень безработицы в Кемеровской области крайне низок. Освоение только одного разреза подразумевает под собой создание около 4 тыс. рабочих мест. Причем зарплата каждого работника угольной промышленности стабильно высокая — от      40 тыс. рублей. Такая сумма никого не оставляет равнодушным, потому на горнодобывающие специальности в ВУЗах Кемеровской области невероятный конкурс —  от 20 человек на место.
В 2011 году Кемеровская область и федеральная власть не просто обрисовали перспективы развития угольной отрасли, но и подписали соответствующие указы. Главное требование со стороны чиновников – улучшить экологическую обстановку в регионе. Очистные сооружения предприятий Кузбасса на сегодняшний день имеют место быть лишь на бумаге. Потому здесь худшие показатели проб воздуха во всем СФО. На то, чтобы изменить существующий порядок выбросов, бизнесменам дали около четырех лет.
Структурно изменяется и транспортная схема региона. Чтобы топливо не залеживалось, собственников угольных разрезов неформально заставляют работать с РЖД. К 2030 году по транспорту планируют снять все инфраструктурные ограничения для вывоза угля и максимально удешевить процесс его поставки.
Также на 18 лет вперед в регионе подписали программу «Развитие отрасли до 2030 года». Подобные документы были приняты в газовой и нефтедобывающей отраслях. Угольной отраслью будут заниматься в три этапа. Промежуточное время подведения итогов: 2015, 2020 и 2030 годы.
В этот период в угледобычу активно вложатся и инвесторы. Они готовы предоставить капитал в объеме 3 трлн 700 млрд рублей. Почти 300 млрд из них  —  бюджетные средства. К слову, это соглашение подписал не только на тот момент премьер, а ныне президент, Владимир Путин, но и 24 основных грузоотправителя страны, на балансе которых находятся более 80% грузопотока в России.
Главная задача, которую Владимир Путин поставил перед угольщиками к 2030 году — добывать 430 млн тонн угля. Вполне реальная цифра, с учетом того, что по итогам 2011–го в стране добыли 336 млн тонн угля. В связи с прогрессирующим ростом объемов добычи, Правительство обещало озаботиться и безопасностью шахтеров. Не ее развитие и оснащение шахт всевозможными удобствами из федерального бюджета было выделено 500 млн руб. Помимо этих вложений, в главном финансовом документе страны появилась еще одна строка расходов — 5 млрд руб. на техническое перевооружение угольной отрасли. На эти средства собственникам разрезов предлагают обновить парк горнодобывающего оборудования.


430 млн тонн
План ежегодной добычи угля к 2030 году

strong>

 
 

693 млрд тонн
Запасы каменного угля в Кемеровской области

Оборотная сторона монеты
Впервые уголь как таковой в Сибири начали добывать в XVII веке. Людей, занимающихся этим ремеслом, называли рудознатцами. Первый среди них, Михаил Волков приметил уголь в семи верстах от Верхнетомского острога —  на берегу реки Томи. Сейчас на этом месте находится столица Кемеровской области. Поставку угля были намерены наладить на Урал, но из-за отсутствия транспортных средств дела так и не пошли на лад.
Более полно эту территорию начали осваивать лишь к середине XIX века. Ученые определили границы каменноугольного края. Сегодня это границы Кемеровской области. Промышленность здесь развивалась невероятными темпами. В 1912 году  Николай II организовал акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей. Его члены получили право строить шахты во всем Кузнецком бассейне. Угольная отрасль за пару лет переросла в монополию.
В Советское время угольная промышленность считалась передовой. И это утверждение трудно было поставить под сомнение до 1990-х годов. Они стали для Кузбасса периодом варварской реструктуризации. Были закрыты 35 предприятий. Большинство насильно. Их попросту затопили. В результате, в 1997 году добыча угля в Кузбассе упала до 94 млн тонн и вышла на уровень середины 50-х годов.
В то же время мода топить углем росла. Никто не гнушался «грязного топлива». Падение стандартов создало главную проблему для топливников — высокую стоимость очистных сооружений. Оттого цены на уголь стали занижать настолько, что бизнес в этой сфере начал приносить лишь убытки.
Вторая проблема вылилась из первой. Дешевый уголь нуждается в обогащении за счет высокого уровня своей зольности. Однако на оборудование для этого процесса требуется не один миллион рублей.

Следующая проблема, по словам самих угольщиков, кроется в жажде наживы. Кемеровские власти уже неоднократно просили прекратить выдачу лицензий угольным предпринимателям  на новые месторождения. Аукционы изжили себя. Месторождений практически не осталось. Необходимы конкурсы с жесткими условиями, способные решить проблему безопасности, в том числе, заблаговременную дегазацию угольных пластов. Прежде всего, федеральные власти должны решить, что экономичнее: вырабатывать электроэнергию на месте или ежедневно грузить более 8 тыс. полувагонов и отсылать уголь из Кузбасса по стране и за рубеж.
Отсылка угля еще и потому дело накладное, что Кемеровская область находится внутри страны, а железнодорожные пути до сих пор не развиты на должном уровне. Как не развита и система обеспечения безопасности рабочих. Конечно, трагических случаев в шахтах за последние три года стало меньше. Но чего стоит взрыв на шахте двухлетней давности, когда из–под земли не выбрались более сотни человек. Спасение людей в новом оборудовании. Старый парк техники на 95% изношен.


336 млн тонн
Добыча угля в России по итогам 2011 года

Взгляд в будущее
Приятно осознавать, что запасы каменного угля в Кемеровской области превышают запасы нефти и природного газа всего мира почти семикратно (693 млрд тонн). С момента окончания угольного кризиса, то есть за 14 лет, в Кузбассе добыто более 2 млрд тонн угля. Рекордную добычу горняки показали в 2008 и 2009 годах. Почти 200 млн тонн твердого топлива было извлечено из земли, несмотря на экономический кризис.
Сегодня в Кузбассе работают семь из десяти крупнейших российских производителей угля — угольные компании «Кузбассразрезуголь», Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), «Южный Кузбасс», «Распадская», «Сибуглемет», «Южкузбассуголь», «Сибирский Деловой Союз».
За счет большого количества угольных компаний уровень безработицы в Кемеровской области крайне низок. Освоение только одного разреза подразумевает под собой создание около 4 тыс. рабочих мест. Причем зарплата каждого работника угольной промышленности стабильно высокая — от      40 тыс. рублей. Такая сумма никого не оставляет равнодушным, потому на горнодобывающие специальности в ВУЗах Кемеровской области невероятный конкурс —  от 20 человек на место.
В 2011 году Кемеровская область и федеральная власть не просто обрисовали перспективы развития угольной отрасли, но и подписали соответствующие указы. Главное требование со стороны чиновников – улучшить экологическую обстановку в регионе. Очистные сооружения предприятий Кузбасса на сегодняшний день имеют место быть лишь на бумаге. Потому здесь худшие показатели проб воздуха во всем СФО. На то, чтобы изменить существующий порядок выбросов, бизнесменам дали около четырех лет.
Структурно изменяется и транспортная схема региона. Чтобы топливо не залеживалось, собственников угольных разрезов неформально заставляют работать с РЖД. К 2030 году по транспорту планируют снять все инфраструктурные ограничения для вывоза угля и максимально удешевить процесс его поставки.
Также на 18 лет вперед в регионе подписали программу «Развитие отрасли до 2030 года». Подобные документы были приняты в газовой и нефтедобывающей отраслях. Угольной отраслью будут заниматься в три этапа. Промежуточное время подведения итогов: 2015, 2020 и 2030 годы.
В этот период в угледобычу активно вложатся и инвесторы. Они готовы предоставить капитал в объеме 3 трлн 700 млрд рублей. Почти 300 млрд из них  —  бюджетные средства. К слову, это соглашение подписал не только на тот момент премьер, а ныне президент, Владимир Путин, но и 24 основных грузоотправителя страны, на балансе которых находятся более 80% грузопотока в России.
Главная задача, которую Владимир Путин поставил перед угольщиками к 2030 году — добывать 430 млн тонн угля. Вполне реальная цифра, с учетом того, что по итогам 2011–го в стране добыли 336 млн тонн угля. В связи с прогрессирующим ростом объемов добычи, Правительство обещало озаботиться и безопасностью шахтеров. Не ее развитие и оснащение шахт всевозможными удобствами из федерального бюджета было выделено 500 млн руб. Помимо этих вложений, в главном финансовом документе страны появилась еще одна строка расходов — 5 млрд руб. на техническое перевооружение угольной отрасли. На эти средства собственникам разрезов предлагают обновить парк горнодобывающего оборудования.


430 млн тонн
План ежегодной добычи угля к 2030 году

 

 

 

 

 

 

Владимир Мельниченко, 
директор проекта «Ерунаковская–VIII», компании «ЕВРАЗ»
(г. Кемерово)

В этом году День Шахтера для ЕВРАЗа — событие особое: компания отмечает свой двадцатилетний юбилей. Достижения, с которыми компания подошла к этому рубежу  — результат поступательной реализации стратегии развития. В 2011 году ЕВРАЗ подтвердил свои намерения о строительстве нового угледобывающего предприятия. В районе Ерунаковского месторождения было принято решение о возобновлении строительства   шахты «Ерунаковская–VIII». Шахта «Ерунаковская–VIII» будет работать в режиме «шахта–лава» и добывать коксующийся уголь марки Ж и ГЖ. Производственная мощность предприятия  на первом этапе  составит 2–2,5 млн тонн угля в год.
«Ерунаковская–VIII» станет  одной из самых современных шахт, построенной с учетом всех требований, которые сегодня предъявляются к угольным предприятиям. В шахте будет использоваться новое высокопроизводительное оборудование, преимущественно импортного производства. Для очистных работ проектом предусмотрено приобретение современного механизированного комплекса (Польша).  Выбирая проходческое оборудование мы остановились и пока не планируем замену, — на комбайне отечественного производителя — «Копейского машиностроительного завода». Также заключены договоры на поставку монорельсового транспорта фирм  SMT Sharf и Ferrit. Транспортировка угольной массы будет осуществляться  автоматизированной конвейерной линией. 
Проект  предусматривает строительство современных очистных сооружений нового поколения. Планируется полная очистка  шахтных вод, а также поверхностных вод, отводимых с территории промплощадок. Шахтные воды будут проходить  три  стадии очистки и обеззараживания и сбрасываться во внешнюю среду уже с теми показателями, которые сейчас  установлены нормативными документами РФ. 


 "Промышленные страницы Сибири" №6 (65) июль 2012 г.

Наталья Федорченко.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru