Еще несколько лет назад вблизи каждой стройки можно было увидеть бордовый контейнер на колесах. Так выглядели старые вагон-дома. Зимой в них было так же холодно, как на улице. А летом от накаливания нестерпимо душно. Однако со временем ситуация в корне поменялась в пользу рабочих, живущих в таком доме. Теперь временное жилье может напоминать не просто жилое помещение, а целую пятизвездочную гостиницу.
Откуда взяться? В далеком 1973 году, во времена освоения Крайнего севера и Сибири, Сокольский ДОЗ изготовил первый мобильный дом, в котором могли жить первопроходцы. Основными требованиями для вагон-домов той эпохи были морозостойкость и защита от ветра, но не менее важными – мобильность и отсутствие строительных работ. За полувековую историю существования вагон-домов в них поменялось практически все, кроме основных требований: греть и защищать от ветра. Теперь все больше внимания уделяется комфорту проживания, работы и отдыха. Используются новые технологии. Появляются тысячи планировок и оформлений. Вагон-дом перестал быть просто времянкой. Он стал в большей мере «домом», чем «вагоном». Из чего и для кого? Вагон-дома находят применение в таких областях как строительство, ремонтные работы, скважинные работы, геологические исследования, они используются как передвижные автомастерские, насосные станции и химические лаборатории. Жилище на колесах представляет собой каркасно-металлическую конструкцию, заполненную пенополистирольным утеплителем, внутренней и наружной обшивки, гидро- и пароизоляционных слоев. Такой дом имеет пневматическую тормозную систему, стояночный тормоз, домкраты для установки на площадках при эксплуатации. Наружная обшивка делается из тонколистового холоднокатаного проката, электролитически оцинкованного, с полимерным покрытием, устойчивым к климатическим и механическим воздействиям. Изнутри вагон-дома обшиваются панелями МДФ, ПВХ, пластиком ДБСП или ламинированным ДВП. Пол может быть изготовлен из деревянных щитов или настила из фанеры и покрыт утеплённым линолеумом. Вагончик должен быть обеспечен автономным отоплением (от масляных радиаторов), электроприборами, пожарно-охранной сигнализацией, оборудован системами водоснабжения, канализации и вентиляции. Интерьер помещений, освещение разрабатываются с учетом того, как будет использоваться вагон-дом, сколько человек будет проживать в нем. Одним из главных преимуществ вагон-домов перед другими мобильными зданиями является простота транспортировки. Вагон-дома перемещаются путем буксирования грузовым транспортом. Они устанавливаться на шасси, на сани или на раму, что позволяет им передвигаться по любому бездорожью. В комплектации дома на колесах практически всегда можно найти пневматическую тормозную систему, стояночный тормоз, светоотражающие приборы и домкраты для стационарной установки. Еще один значимый плюс – отсутствие необходимости разбирать дом при перемещении, а потом снова собирать его. Доставленная на место бытовка уже готова к использованию. Помимо этого стоит упомянуть и то, что конструктивные решения вагон-домов позволяют выдерживать значительные перепады температур от –60° до +40°С. Кстати, современные вагон-дома могут быть и многоэтажными. Реально смонтировать хижину до 4-х этажей! Современный опыт Крайнего Севера Несколько лет назад в таймырском поселке Воронцово опробовали передвижные дома-вагоны. Экспериментальный вариант первого дома-вагона, закупленного согласно программе малоэтажного строительства в поселках Таймыра, был доставлен на место при температуре почти -50 градусов по Цельсию. В первом доме-вагоне разместилась администрация поселка Воронцово. Вагон оборудован всем необходимым: душем, кухней, котельной, биотуалетом и двумя рабочими помещениями. Административное здание снабжено полным набором офисной мебели, холодильником и водонагревательным котлом. Изделие выполнено специально с учетом сурового северного климата и установлено на полозья, позволяющее перемещать дом трактором. Тогда глава Таймыра заявил, что работники администрации Воронцово опробуют здание, после чего станет ясно, будут ли закуплены подобные дома для Таймыра в качестве жилых домов. Вагон-дома оправдали себя, и за четыре года на север отправились сотни новых бытовок. Цена вопроса Перед покупкой вагон-дома необходимо выбрать размеры бытовки. Обычно габариты вагон-домов соответствуют требуемым транспортным габаритам: они могут быть габаритными (с шириной вагона не более 2500 мм; или негабаритными – шириной от 2800 до 3000 мм. Кроме того, нужно определиться с тем, какая мебель и оборудование должны быть установлены в бытовке, и какие функциональны узлы будут в ней присутствовать. Надо только определить для себя бюджет строительства, так как цена на временное жилье на колесах может быть самой разной: от двухсот тысяч до полутора миллионов рублей. Но даже такие деньги куда меньше тех, что пришлось бы заплатить за строительство дома на фундаменте. А потому неудивительно, что сейчас домиками на колесах торгуют сотни компаний. При грамотном руководстве это довольно прибыльный бизнес без высоких затрат на штат и производственные мощности. Перспективы: далекие и близкие Впрочем, строители говорят, что вагон-дома вряд ли вытеснят модульные и деревянные строения. Главный плюс – это доступная цена и отсутствие затяжного строительного процесса. Хорошо для дачного участка и то, что дом можно свободно перемещать. Бытовка может быть и временным жилищем, и баней, и сараем, и летней кухней, и даже баней. И ве это по очень интересной цене – то есть менее, чем за полмиллиона можно соорудить передвижную базу отдыха. Главным минусом, пожалуй, является то, что вагон-дом могут украсть с дачного участка. Но и это еще не все. Как и везде, чрезмерная экономия может привести к резкому снижению качества. А при устройстве собственного жилья вопрос комфорта внутри вагончика является ключевым. И если неграмотно подойти к наполнению вагон-дома, то зимой это чудо строительства может легко превратиться в вагон-холодильник! P align=justify>Откуда взяться? В далеком 1973 году, во времена освоения Крайнего севера и Сибири, Сокольский ДОЗ изготовил первый мобильный дом, в котором могли жить первопроходцы. Основными требованиями для вагон-домов той эпохи были морозостойкость и защита от ветра, но не менее важными – мобильность и отсутствие строительных работ. За полувековую историю существования вагон-домов в них поменялось практически все, кроме основных требований: греть и защищать от ветра. Теперь все больше внимания уделяется комфорту проживания, работы и отдыха. Используются новые технологии. Появляются тысячи планировок и оформлений. Вагон-дом перестал быть просто времянкой. Он стал в большей мере «домом», чем «вагоном». Из чего и для кого? Вагон-дома находят применение в таких областях как строительство, ремонтные работы, скважинные работы, геологические исследования, они используются как передвижные автомастерские, насосные станции и химические лаборатории. Жилище на колесах представляет собой каркасно-металлическую конструкцию, заполненную пенополистирольным утеплителем, внутренней и наружной обшивки, гидро- и пароизоляционных слоев. Такой дом имеет пневматическую тормозную систему, стояночный тормоз, домкраты для установки на площадках при эксплуатации. Наружная обшивка делается из тонколистового холоднокатаного проката, электролитически оцинкованного, с полимерным покрытием, устойчивым к климатическим и механическим воздействиям. Изнутри вагон-дома обшиваются панелями МДФ, ПВХ, пластиком ДБСП или ламинированным ДВП. Пол может быть изготовлен из деревянных щитов или настила из фанеры и покрыт утеплённым линолеумом. Вагончик должен быть обеспечен автономным отоплением (от масляных радиаторов), электроприборами, пожарно-охранной сигнализацией, оборудован системами водоснабжения, канализации и вентиляции. Интерьер помещений, освещение разрабатываются с учетом того, как будет использоваться вагон-дом, сколько человек будет проживать в нем. Одним из главных преимуществ вагон-домов перед другими мобильными зданиями является простота транспортировки. Вагон-дома перемещаются путем буксирования грузовым транспортом. Они устанавливаться на шасси, на сани или на раму, что позволяет им передвигаться по любому бездорожью. В комплектации дома на колесах практически всегда можно найти пневматическую тормозную систему, стояночный тормоз, светоотражающие приборы и домкраты для стационарной установки. Еще один значимый плюс – отсутствие необходимости разбирать дом при перемещении, а потом снова собирать его. Доставленная на место бытовка уже готова к использованию. Помимо этого стоит упомянуть и то, что конструктивные решения вагон-домов позволяют выдерживать значительные перепады температур от –60° до +40°С. Кстати, современные вагон-дома могут быть и многоэтажными. Реально смонтировать хижину до 4-х этажей! Современный опыт Крайнего Севера Несколько лет назад в таймырском поселке Воронцово опробовали передвижные дома-вагоны. Экспериментальный вариант первого дома-вагона, закупленного согласно программе малоэтажного строительства в поселках Таймыра, был доставлен на место при температуре почти -50 градусов по Цельсию. В первом доме-вагоне разместилась администрация поселка Воронцово. Вагон оборудован всем необходимым: душем, кухней, котельной, биотуалетом и двумя рабочими помещениями. Административное здание снабжено полным набором офисной мебели, холодильником и водонагревательным котлом. Изделие выполнено специально с учетом сурового северного климата и установлено на полозья, позволяющее перемещать дом трактором. Тогда глава Таймыра заявил, что работники администрации Воронцово опробуют здание, после чего станет ясно, будут ли закуплены подобные дома для Таймыра в качестве жилых домов. Вагон-дома оправдали себя, и за четыре года на север отправились сотни новых бытовок. Цена вопроса Перед покупкой вагон-дома необходимо выбрать размеры бытовки. Обычно габариты вагон-домов соответствуют требуемым транспортным габаритам: они могут быть габаритными (с шириной вагона не более 2500 мм; или негабаритными – шириной от 2800 до 3000 мм. Кроме того, нужно определиться с тем, какая мебель и оборудование должны быть установлены в бытовке, и какие функциональны узлы будут в ней присутствовать. Надо только определить для себя бюджет строительства, так как цена на временное жилье на колесах может быть самой разной: от двухсот тысяч до полутора миллионов рублей. Но даже такие деньги куда меньше тех, что пришлось бы заплатить за строительство дома на фундаменте. А потому неудивительно, что сейчас домиками на колесах торгуют сотни компаний. При грамотном руководстве это довольно прибыльный бизнес без высоких затрат на штат и производственные мощности. Перспективы: далекие и близкие Впрочем, строители говорят, что вагон-дома вряд ли вытеснят модульные и деревянные строения. Главный плюс – это доступная цена и отсутствие затяжного строительного процесса. Хорошо для дачного участка и то, что дом можно свободно перемещать. Бытовка может быть и временным жилищем, и баней, и сараем, и летней кухней, и даже баней. И ве это по очень интересной цене – то есть менее, чем за полмиллиона можно соорудить передвижную базу отдыха. Главным минусом, пожалуй, является то, что вагон-дом могут украсть с дачного участка. Но и это еще не все. Как и везде, чрезмерная экономия может привести к резкому снижению качества. А при устройстве собственного жилья вопрос комфорта внутри вагончика является ключевым. И если неграмотно подойти к наполнению вагон-дома, то зимой это чудо строительства может легко превратиться в вагон-холодильник!
| Юрий Кравцов, руководитель проектов компании «Подрядчик» (г. Иркутск)
— Вагон-дома, конечно же, отличаются как по качеству, так и по конструктивным особенностям. Какие то компании готовы с экономить на финишной отделке и отдают клиентам вагон-дома с так называемой черновой отделкой. Кто то использует более дешевые варианты отделки, например вагонку или фанеру, ОСП. Конечно же, и условия поставки могут отличаться. Например, наша компания заключила договор с одним из региональных банков и теперь мы имеем возможность продавать наши изделия частным клиентам в кредит. То есть человеку достаточно иметь паспорт, он обращается к нам и в течении нескольких часов он уже имеет готовое к проживанию здание. Мы сделали покупку такого рода жилья не сложнее покупки бытовой техники. |
"Промышленные страницы Сибири" №5 (64) июнь 2012 г. Наталья Федорченко.
|
|
|