Сегодня суббота 20 апреля 2024 г. 14:54
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№64июнь 2012Тема номера
Переработка с недоработками
Экология плохой быть не может, а вот ее обстановка вполне. Виной тому, помимо выбросов в воздух, непереработанные промышленные и бытовые отходы. В России предприятия по переработке шлаков буквально борются за выживание. Да и их количество оставляет желать лучшего. Что примечательно, все они находятся либо в столице, либо в Сибири. Но как первые, так и вторые давно облюбовали полигоны в Красноярском крае.

Вне завода
Ежегодно в России образуется порядка 4 миллиардов тонн мусора, в том числе твердых бытовых отходов – 36 миллионов тонн. Из них примерно три миллиона тонн вывозится в места временного захоронения (терриконы, хвостохранилища, полигоны промышленных отходов). Состав отходов, их вредное воздействие на экологию и экономическая эффективность процесса их рециклинга существенно отличаются по регионам. При этом эксперты считают, что до 10% бытовых и до 50% промышленных отходов вполне могут быть переработаны во вторичное сырье по существующим технологиям.
Однако не все уровни власти и бизнес-элиты понимают, что становление масштабной индустрии утилизации переработки промышленных бытовых отходов является важнейшей экономической задачей, решение которой приведёт к развитию экономической системы рециклинга, а именно оздоровлению экологической ситуации, увеличению количества предприятий малого среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест, сохранению природных энергетических ресурсов России.
О важности рециклинга свидетельствуют не только огромные запасы всевозможных промышленных бытовых отходов, но и принятые в подавляющем большинстве государств мира законы, направленные на регламентацию поддержку деятельности, связанной с утилизацией и повторным использованием отходов.
Опыт утилизации отходов в зарубежных странах показал, что рыночные отношения сами по себе не способны эффективно регулировать процессы обращения с отходами и, в первую очередь, процессы ресурсосбережения. Потому нужно подойти к вопросу рециклинга «местно». Но пока для этого нет предпосылок даже на бумаге.

Заморские ухищрения
С 1990-х годов в Европе началось формирование системы утилизации отходов, постепенно охватившей большинство стран. Для истории рециклинга документом стала директива ЕС по упаковке и упаковочным отходам (утверждена 20 декабря 1994 г.), согласно которой впервые для государств-членов ЕС были введены квоты по утилизации различных типов отходов. К ключевым элементам директивы относится определение различных отходов упаковки и способов их утилизации, а также установление обязательности периодической ревизии квот утилизации.
Полимерные материалы при общей квоте 60% имеют лицензируемый объем утилизации в качестве материала не менее 36%. Остальные 24% могут утилизироваться в качестве материала, сырья или энергоносителя. Организация этого процесса сопряжена со значительными сложностями. Полимерные материалы — единственный упаковочный материал, для которого квоты утилизации в отдельных случаях находятся ниже заданий директивы. Задание в 15% перекрыто только в Германии (45%, включая утилизацию в качестве сырья), Финляндии и Австрии (по 20%).
Но, чтобы получить квоту на переработку, нужно прежде получить лицензию. Она обойдется в половину стоимости перерабатываемой продукции. Это так называемый сбор за вывоз, хранение и переработку отходов. Причем сначала он идет в казну компании сборщика и уже потом распределяется по рециклинговым предприятиям.
По особому к процессу рециклинга подходят в Германии. Рециклинг материалов рассматривается как звено традиционной производственной цепи. При этом требуются соответствующие производственные мощности, обеспечивающие функционирование системы возврата и повторного использования отходов.
С 1991 года в Германии начала работу компания «Дуальная система» (Der Grune Punkt - Duales System Deutschland). К началу ее формирования имелись производственные мощности, обеспечивающие функционирование системы возврата и рециклинга только для стекла, бумаги и иногда для металла. Особую проблему представлял рециклинг полимерных материалов, так как имелась возможность для повторного использования только 30 тыс. т этих материалов. В Германии компанией «Дуальная система» из более чем 60 тыс. тонн использованных старых полимерных материалов на утилизацию направлено 93%. 43% торговой упаковки из полимерных материалов было использовано в качестве материала и 57% - в качестве сырья. Для начала вполне нормальные цифры.

Материальный или сырьевой?
В соответствии с директивными документами Европейского союза, различают материальный и сырьевой рециклинг. Первый — это рециклинг отходов, при котором происходит механическое выделение чистых материалов без их химического изменения, которые поступают на производство новых продуктов. Под сырьевым понимается рециклинг отходов, при котором происходит химическое разрушение материалов и производство новых.
Рециклинг материалов можно производить различными методами, а именно: экструзией, интрузией, методом шприц-литья, прессованием. Продукция из вторичных материалов находит применение во многих областях: в качестве шумозащитных стенок, дренажных труб, пленок, оконных рам, элементов обшивки и т. д.
Для большого количества многослойных и загрязненных полимеров рециклинг для производства новых материалов возможен только после предварительной тонкой очистки поступающего на переработку мусора.
Полимерные полуфабрикаты находят применение в различных областях. Классическим считается изготовление полимерных листов и лент, из которых производят новую упаковку и другие пластмассовые изделия (например, мебель). Широкое распространение получило полимерное волокно — сырье для изготовления ковровых покрытий, обивки автомобилей, одежды и др. Полимербетон (смесь полимера с песком и золой) обладает хорошей износо- и кислотостойкостью и малой проницаемостью, поэтому он может использоватьсятся для ремонта бетона из портландцемента.

Экологичность и бизнес
Рециклинг – это реальное спасение для промышленности нашей страны. Вот только предпринимателю он принесет скорее убытки, чем прибыль. Все фирмы, занимающиеся вторсырьем, в один голос твердят – рециклинговый бизнес держится только на инициативных руководителях. Сложностей столько, что трудно их перечислить в рамках одного материала. Первая и главная проблема — отсутствие финансирования от лиц власть предержащих.
Вторая проблема, которая относится к первой, – это то, что все промышленные отходы необходимо сортировать по классам. И только после превращать в новый продукт. Кстати, сбор вторсырья тоже удовольствие не из дешевых. Варианты этого сбора в разных странах и регионах могут быть различными в зависимости от местных условий: мусоросборники вблизи предприятий, специализированные центры сбора вторичного сырья, платные центры сбора. В зависимости от варианта сбора мусора выбирается транспорт для его перевозки. Следующий этап — выбор типа и мощности перерабатывающего предприятия: ряд небольших локальных заводов, крупная компания территориальной единицы или транспортировка сырья на крупное региональное перерабатывающее предприятие.
После разделения сырья на фракции, каждая из фракций поступает на последующую технологическую стадию — стадию переработки в конечный продукт.
Стекло обычно перерабатывают путем измельчения и переплавки (желательно, чтобы исходное стекло было одного цвета). Стеклянный бой низкого качаства после измельчения используется в качестве наполнителя для строительных материалов (например, так называемый «глассфальт»).
Стальные и алюминиевые баки и банки переплавляются с целью получения соответствующего металла.
Бумажные и древесные отходы различного типа уже многие десятки лет применяют наряду с обычной целлюлозой для изготовления пульпы – сырья для бумаги. Из смешанных или низкокачественных бумажных отходов можно изготовлять туалетную или оберточную бумагу и картон. К сожалению, в России только в небольших масштабах присутствует технология производства высококачественной бумаги из высококачественных отходов.
Переработка пластика в целом – более дорогой и сложный процесс. Нужно отметить, что для вторичной переработки используются не все типы полимеров, а лишь некоторые, да и те еще нужно собрать и очистить. Естественно, это добавляет сложностей переработчикам, а потому в полезные продукты превращается лишь малая доля всего пластикового мусора.
Основной проблемой в переработке вторсырья является не отсутствие технологий переработки – современные технологии позволяют переработать до 90% от общего количества отходов – а отделение вторсырья от остального мусора (и разделение различных компонент вторсырья). Существует множество технологий, позволяющих разделять отходы и вторсырье. Самая дорогая и сложная из них – извлечение вторсырья из уже сформировавшегося общего потока отходов на специальных предприятиях.
Организацию заготовительного процесса следует начинать с работы с жителями. В то же время, без участия частных компаний реализация проектов сбора и последующей утилизации представляется маловероятной. Обязательное условие — четкая организация процесса сбора и постепенное, ступенчатое выделение вторичного сырья, а также замкнутость цепочки, т.е. получение продукции из отобранных отходов. При этом, решающим моментом в определении стратегии привлечения  промышленников к селективному сбору будет экономический фактор: цена приема вторичного сырья на перерабатывающем предприятии.

Осторожно, токсины!!!
В Сибирском Федеральном округе в токсичном производстве задействованы десятки компаний. Для них переработка отходов оказывается мероприятием в три раза более затратным и трудным. И отсутствие конвейерной переработки, как таковой, уже привело к последствиям.
На территории Российской Федерации в хранилищах, накопителях, складах, могильниках, а также на полигонах, свалках и других объектах, принадлежащих предприятиям, накоплено свыше 1,9 млрд тонн опасных отходов. Оценка ситуации позволяет сделать вывод о постоянном росте количества образующихся в стране отходов. При этом показатель использования и обезвреживания отходов снизился до 43,3%. В связи с нехваткой полигонов для складирования и захоронения отходов распространена практика их размещения в местах неорганизованного складирования (несанкционированных свалках), что представляет большую опасность для окружающей среды.
Также небезопасна и переработка шин. Ежегодный объем образования изношенных автомобильных покрышек в России по разным оценкам составляет от 900 тыс. тонн до 1,3 млн тонн. Вывозимые на полигоны или рассеянные на окружающих территориях шины длительное время загрязняют окружающую среду вследствие высокой стойкости к воздействию внешних факторов
В Сибири рынок переработки б/у шин ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. Конкуренция отсутствует. В то же время данный сегмент рынка обладает крупными сырьевыми запасами, которые постоянно растут из-за высоких темпов автомобилизации населения. Переработкой автопокрышек с выпуском товарной продукции занимается только одно предприятие
Время от времени отдельными бизнес - структурами налаживается работа по сбору старых шин, которые вывозятся в основном в Новосибирск. Но данное направление не отличается стабильностью. Несмотря на благоприятные условия для развития бизнеса отрасль переработки отработанных шин развития не получила. Ситуация осложняется образованием несанкционированных свалок и мест скопления отработанных покрышек.
Еще одно явно не полезное производство – это переработка автомобильных аккумуляторных батарей. В современном мире существует пара технологии уничтожения автомобильных аккумуляторов: с электролитом или без него.
Но в любом случае утилизация аккумуляторов от машин с электролитом намного предпочтительнее для окружающей среды. Главным образом из-за того, что в этом случае утилизируется наибольшее количество электролита и, следовательно, наносится наименьший вред экологии при окончательном уничтожении электролита.
Процесс переработки аккумуляторов происходит на специальной линии. В ходе него из них извлекаются свинец, пластик и электролит. После этого каждый отдельный компонент подвергается дополнительной переработке. Вторичное сырье идет на создание новых продуктов, а опасные составляющие, а именно аккумуляторная кислота, утилизируются. 
Особенно существенно, что в процессе утилизации аккумуляторов для автомобилей имеет место быть выделение свинца, очень ядовитого вещества и потому вредного. А ведь стандартный свинцовый аккумулятор на 50-60% состоит из этого металла.
Раньше с аккумуляторами работали. Теперь про них забыли. И этот вопрос снова уперся в финансы. Собирать и перерабатывать отходы любой компании обходится не дешево, потому легче создать свалку, чем убрать за собой.


P align=justify>Вне завода
Ежегодно в России образуется порядка 4 миллиардов тонн мусора, в том числе твердых бытовых отходов – 36 миллионов тонн. Из них примерно три миллиона тонн вывозится в места временного захоронения (терриконы, хвостохранилища, полигоны промышленных отходов). Состав отходов, их вредное воздействие на экологию и экономическая эффективность процесса их рециклинга существенно отличаются по регионам. При этом эксперты считают, что до 10% бытовых и до 50% промышленных отходов вполне могут быть переработаны во вторичное сырье по существующим технологиям.
Однако не все уровни власти и бизнес-элиты понимают, что становление масштабной индустрии утилизации переработки промышленных бытовых отходов является важнейшей экономической задачей, решение которой приведёт к развитию экономической системы рециклинга, а именно оздоровлению экологической ситуации, увеличению количества предприятий малого среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест, сохранению природных энергетических ресурсов России.
О важности рециклинга свидетельствуют не только огромные запасы всевозможных промышленных бытовых отходов, но и принятые в подавляющем большинстве государств мира законы, направленные на регламентацию поддержку деятельности, связанной с утилизацией и повторным использованием отходов.
Опыт утилизации отходов в зарубежных странах показал, что рыночные отношения сами по себе не способны эффективно регулировать процессы обращения с отходами и, в первую очередь, процессы ресурсосбережения. Потому нужно подойти к вопросу рециклинга «местно». Но пока для этого нет предпосылок даже на бумаге.

Заморские ухищрения
С 1990-х годов в Европе началось формирование системы утилизации отходов, постепенно охватившей большинство стран. Для истории рециклинга документом стала директива ЕС по упаковке и упаковочным отходам (утверждена 20 декабря 1994 г.), согласно которой впервые для государств-членов ЕС были введены квоты по утилизации различных типов отходов. К ключевым элементам директивы относится определение различных отходов упаковки и способов их утилизации, а также установление обязательности периодической ревизии квот утилизации.
Полимерные материалы при общей квоте 60% имеют лицензируемый объем утилизации в качестве материала не менее 36%. Остальные 24% могут утилизироваться в качестве материала, сырья или энергоносителя. Организация этого процесса сопряжена со значительными сложностями. Полимерные материалы — единственный упаковочный материал, для которого квоты утилизации в отдельных случаях находятся ниже заданий директивы. Задание в 15% перекрыто только в Германии (45%, включая утилизацию в качестве сырья), Финляндии и Австрии (по 20%).
Но, чтобы получить квоту на переработку, нужно прежде получить лицензию. Она обойдется в половину стоимости перерабатываемой продукции. Это так называемый сбор за вывоз, хранение и переработку отходов. Причем сначала он идет в казну компании сборщика и уже потом распределяется по рециклинговым предприятиям.
По особому к процессу рециклинга подходят в Германии. Рециклинг материалов рассматривается как звено традиционной производственной цепи. При этом требуются соответствующие производственные мощности, обеспечивающие функционирование системы возврата и повторного использования отходов.
С 1991 года в Германии начала работу компания «Дуальная система» (Der Grune Punkt - Duales System Deutschland). К началу ее формирования имелись производственные мощности, обеспечивающие функционирование системы возврата и рециклинга только для стекла, бумаги и иногда для металла. Особую проблему представлял рециклинг полимерных материалов, так как имелась возможность для повторного использования только 30 тыс. т этих материалов. В Германии компанией «Дуальная система» из более чем 60 тыс. тонн использованных старых полимерных материалов на утилизацию направлено 93%. 43% торговой упаковки из полимерных материалов было использовано в качестве материала и 57% - в качестве сырья. Для начала вполне нормальные цифры.

Материальный или сырьевой?
В соответствии с директивными документами Европейского союза, различают материальный и сырьевой рециклинг. Первый — это рециклинг отходов, при котором происходит механическое выделение чистых материалов без их химического изменения, которые поступают на производство новых продуктов. Под сырьевым понимается рециклинг отходов, при котором происходит химическое разрушение материалов и производство новых.
Рециклинг материалов можно производить различными методами, а именно: экструзией, интрузией, методом шприц-литья, прессованием. Продукция из вторичных материалов находит применение во многих областях: в качестве шумозащитных стенок, дренажных труб, пленок, оконных рам, элементов обшивки и т. д.
Для большого количества многослойных и загрязненных полимеров рециклинг для производства новых материалов возможен только после предварительной тонкой очистки поступающего на переработку мусора.
Полимерные полуфабрикаты находят применение в различных областях. Классическим считается изготовление полимерных листов и лент, из которых производят новую упаковку и другие пластмассовые изделия (например, мебель). Широкое распространение получило полимерное волокно — сырье для изготовления ковровых покрытий, обивки автомобилей, одежды и др. Полимербетон (смесь полимера с песком и золой) обладает хорошей износо- и кислотостойкостью и малой проницаемостью, поэтому он может использоватьсятся для ремонта бетона из портландцемента.

Экологичность и бизнес
Рециклинг – это реальное спасение для промышленности нашей страны. Вот только предпринимателю он принесет скорее убытки, чем прибыль. Все фирмы, занимающиеся вторсырьем, в один голос твердят – рециклинговый бизнес держится только на инициативных руководителях. Сложностей столько, что трудно их перечислить в рамках одного материала. Первая и главная проблема — отсутствие финансирования от лиц власть предержащих.
Вторая проблема, которая относится к первой, – это то, что все промышленные отходы необходимо сортировать по классам. И только после превращать в новый продукт. Кстати, сбор вторсырья тоже удовольствие не из дешевых. Варианты этого сбора в разных странах и регионах могут быть различными в зависимости от местных условий: мусоросборники вблизи предприятий, специализированные центры сбора вторичного сырья, платные центры сбора. В зависимости от варианта сбора мусора выбирается транспорт для его перевозки. Следующий этап — выбор типа и мощности перерабатывающего предприятия: ряд небольших локальных заводов, крупная компания территориальной единицы или транспортировка сырья на крупное региональное перерабатывающее предприятие.
После разделения сырья на фракции, каждая из фракций поступает на последующую технологическую стадию — стадию переработки в конечный продукт.
Стекло обычно перерабатывают путем измельчения и переплавки (желательно, чтобы исходное стекло было одного цвета). Стеклянный бой низкого качаства после измельчения используется в качестве наполнителя для строительных материалов (например, так называемый «глассфальт»).
Стальные и алюминиевые баки и банки переплавляются с целью получения соответствующего металла.
Бумажные и древесные отходы различного типа уже многие десятки лет применяют наряду с обычной целлюлозой для изготовления пульпы – сырья для бумаги. Из смешанных или низкокачественных бумажных отходов можно изготовлять туалетную или оберточную бумагу и картон. К сожалению, в России только в небольших масштабах присутствует технология производства высококачественной бумаги из высококачественных отходов.
Переработка пластика в целом – более дорогой и сложный процесс. Нужно отметить, что для вторичной переработки используются не все типы полимеров, а лишь некоторые, да и те еще нужно собрать и очистить. Естественно, это добавляет сложностей переработчикам, а потому в полезные продукты превращается лишь малая доля всего пластикового мусора.
Основной проблемой в переработке вторсырья является не отсутствие технологий переработки – современные технологии позволяют переработать до 90% от общего количества отходов – а отделение вторсырья от остального мусора (и разделение различных компонент вторсырья). Существует множество технологий, позволяющих разделять отходы и вторсырье. Самая дорогая и сложная из них – извлечение вторсырья из уже сформировавшегося общего потока отходов на специальных предприятиях.
Организацию заготовительного процесса следует начинать с работы с жителями. В то же время, без участия частных компаний реализация проектов сбора и последующей утилизации представляется маловероятной. Обязательное условие — четкая организация процесса сбора и постепенное, ступенчатое выделение вторичного сырья, а также замкнутость цепочки, т.е. получение продукции из отобранных отходов. При этом, решающим моментом в определении стратегии привлечения  промышленников к селективному сбору будет экономический фактор: цена приема вторичного сырья на перерабатывающем предприятии.

Осторожно, токсины!!!
В Сибирском Федеральном округе в токсичном производстве задействованы десятки компаний. Для них переработка отходов оказывается мероприятием в три раза более затратным и трудным. И отсутствие конвейерной переработки, как таковой, уже привело к последствиям.
На территории Российской Федерации в хранилищах, накопителях, складах, могильниках, а также на полигонах, свалках и других объектах, принадлежащих предприятиям, накоплено свыше 1,9 млрд тонн опасных отходов. Оценка ситуации позволяет сделать вывод о постоянном росте количества образующихся в стране отходов. При этом показатель использования и обезвреживания отходов снизился до 43,3%. В связи с нехваткой полигонов для складирования и захоронения отходов распространена практика их размещения в местах неорганизованного складирования (несанкционированных свалках), что представляет большую опасность для окружающей среды.
Также небезопасна и переработка шин. Ежегодный объем образования изношенных автомобильных покрышек в России по разным оценкам составляет от 900 тыс. тонн до 1,3 млн тонн. Вывозимые на полигоны или рассеянные на окружающих территориях шины длительное время загрязняют окружающую среду вследствие высокой стойкости к воздействию внешних факторов
В Сибири рынок переработки б/у шин ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. Конкуренция отсутствует. В то же время данный сегмент рынка обладает крупными сырьевыми запасами, которые постоянно растут из-за высоких темпов автомобилизации населения. Переработкой автопокрышек с выпуском товарной продукции занимается только одно предприятие
Время от времени отдельными бизнес - структурами налаживается работа по сбору старых шин, которые вывозятся в основном в Новосибирск. Но данное направление не отличается стабильностью. Несмотря на благоприятные условия для развития бизнеса отрасль переработки отработанных шин развития не получила. Ситуация осложняется образованием несанкционированных свалок и мест скопления отработанных покрышек.
Еще одно явно не полезное производство – это переработка автомобильных аккумуляторных батарей. В современном мире существует пара технологии уничтожения автомобильных аккумуляторов: с электролитом или без него.
Но в любом случае утилизация аккумуляторов от машин с электролитом намного предпочтительнее для окружающей среды. Главным образом из-за того, что в этом случае утилизируется наибольшее количество электролита и, следовательно, наносится наименьший вред экологии при окончательном уничтожении электролита.
Процесс переработки аккумуляторов происходит на специальной линии. В ходе него из них извлекаются свинец, пластик и электролит. После этого каждый отдельный компонент подвергается дополнительной переработке. Вторичное сырье идет на создание новых продуктов, а опасные составляющие, а именно аккумуляторная кислота, утилизируются. 
Особенно существенно, что в процессе утилизации аккумуляторов для автомобилей имеет место быть выделение свинца, очень ядовитого вещества и потому вредного. А ведь стандартный свинцовый аккумулятор на 50-60% состоит из этого металла.
Раньше с аккумуляторами работали. Теперь про них забыли. И этот вопрос снова уперся в финансы. Собирать и перерабатывать отходы любой компании обходится не дешево, потому легче создать свалку, чем убрать за собой.


Владислав Альперт,  
к.т.н., генеральный директор ООО ВФ «ФИД-Дубна»
(Московская обл., г. Дубна)

— Очень сложно без поддержки от государства. Они интересуются, что-то советуют, но не помогают финансово. А чтобы что-то даже мало-мальски переработать, нужны средства. В итоге мы не можем принять большие объемы и наладить технологию. И страдает не только наш бизнес от этого, но и каждый житель России. Ведь хорошая экологическая обстановка – вещь тонкая.

 

 

 

 


Елена Чернявская,  
директор компании «Зеленый город»
(г. Красноярск)

— Вопрос размещения токсичных отходов является первоочередным, так как отходы загрязняют воздушный и водный бассейн, приводят к накоплению в почвах вредных веществ, часто превышающих допустимые нормы. Применяя принципиально новые и нестандартные решения, «Зеленый город» создает наилучшие условия снижения риска экологической напряженности в нашем регионе.

 

 

 

 


"Промышленные страницы Сибири" №5 (64) июнь 2012 г.

Наталья Федорченко.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru