Сегодня понедельник 29 апреля 2024 г. 12:52
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№61март 2012Технологии
Запрограммированное производство
Современный мир достиг того уровня развития, что практически ни одно предприятие в сфере лесопереработки, металлургии, добычи полезных ископаемых или какой-либо другой отрасли производства не обходятся без информационных технологий. Даже на самом старом или бедном предприятии всегда найдется хоть один компьютер и хоть один контроллер. Без информационных технологий уже нельзя.

Программные средства для систем промышленной автоматизации обладают особой спецификой. Главная задача автоматизации любого процесса — обеспечение бесперебойного производства продукта надлежащего качества и поддержание этого качества на постоянном высоком уровне. Именно это является залогом снижения затрат на производство и улучшения конкурентных качеств продукции. Принципиальная разница между средствами автоматизации производственной и непроизводственной сферы в том, что в производственной сфере требования жестче. Программное обеспечение для АСУ ТП должно обеспечить течение производственного процесса в точном соответствии с технологическим регламентом: иметь развитые средства контроля и управления ходом технологического процесса, а также средства адаптивного регулирования отдельных параметров процесса.
Технологический процесс не должен прерываться — любая нештатная остановка является форс-мажором и приводит к значительным финансовым и производственным затратам. Поэтому, ПО для АСУ ТП должно иметь функции автоматического контроля техпроцесса и не только фиксировать нарушения, но и предупреждать их, заранее оповещая технологический персонал о возможных нарушениях.
В случае критических нарушений в работе технологического оборудования (например, при выходе из строя насосов, клапанов, разрыве трубопровода) программное обеспечение должно не только остановить технологический процесс. Должны быть предприняты действия, которые исключат угрозу безопасности персонала, окружающей среде и не допустят или минимизируют ущерб оборудованию и материалам. Например, при разрыве трубопровода должны быть закрыты отсекающие клапана, при заклинивании насоса — снято напряжение с обмоток и т.д.
Сложность разработки программных средств автоматизации промышленного предприятия усугубляется еще и тем, что прогресс не стоит на месте — то, что 10 лет назад казалось вершиной систем автоматизации, сейчас уже совершенно устарело.
Меняются требования к продукции, расширяется сфера автоматизации, следовательно, развивается и само оборудование. Расширяется функционал существующих средств автоматизации, разрабатываются новые. Контроллеры становятся мощнее, надежнее, универсальнее. Датчики и исполнительные механизмы обретают функционал самодиагностики. Это диктует требования и к применяемому программному обеспечению. Расширяется его функционал, библиотеки алгоритмов, перечень поддерживаемого оборудования и протоколов и т.д.
Поэтому потребность в качественном, надежном и удобном в использовании программном обеспечении есть всегда.

Языковой барьер снят
Около 10-20 лет назад внедрение программных решений для АСУ ТП иностранного производства усложнялось проблемой русификации импортных продуктов. Несмотря на то, что сама по себе русификация — процесс тривиальный, неправильный перевод или «самопальный» русификатор может в лучшем случае ввести в заблуждение персонал, в худшем — вывести из строя оборудование или технологическую схему. Это понятно даже неспециалисту. Поэтому заниматься русификацией своего продукта должен производитель либо аффилированный им партнер. К счастью, рынок программных средств для промышленной автоматизации уже не столь зависим от ошибок перевода с одного языка на другой: в настоящее время иностранные производители оборудования стараются повысить привлекательность своей продукции на российском рынке, поставляя его в Россию уже русифицированным.

1С — не панацея
Уже сейчас в промышленности, строительстве, энергетике и ЖКХ есть множество средств сферы, которые созданы на платформе 1С. Но она предназначена для решения задач складского, бухгалтерского, управленческого учета, расчета зарплаты, анализа данных и управления на уровне бизнес-процессов. Если рассматривать автоматизацию этих процессов, то, безусловно, основные потребности предприятия эта платформа удовлетворяет, что подтверждает распространенность этой системы в России.
Однако если говорить о решении задач автоматизации технологических процессов, то необходимы специализированные программные продукты, а именно — системы класса SCADA. Именно они предназначены для решения задач сбора и накопления оперативной информации, контроля параметров технологического процесса и управления им в реальном времени. 1С работает уже с накопленной архивной информацией.
При правильном подходе к комплексной автоматизации эти две системы — SCADA и 1С — дополняют друг друга. Поэтому для современных SCADA-систем очень важна возможность передачи данных в системы управления предприятием: MES, ERP и т.д. Например, в функционирующей на Ижевской ТЭЦ-1 системе учета тепла на базе SCADA-системы «КАСКАД» осуществляет сбор, накопление и оперативный контроль данных по выработанной и отпущенной тепловой энергии, производит оперативные расчеты и предоставляет эту информацию оперативному персоналу. Далее накопленная информация передается в 1С, где используется для дальнейших расчетов и экономического анализа. Это, безусловно, весьма удобный инструмент для специалистов, позволяющий решать более широкие задачи, в том числе в построении вертикальных систем автоматизации. Это, конечно, требует от специалиста более высокой квалификации, но при этом позволяет достичь значительного экономического эффекта от внедрения таких систем.

Кадры решают все
Практически всегда, когда речь заходит о создании программного обеспечения, на передний план сразу же выходит вопрос об уровне квалификации тех, кто это программное обеспечение создает. Сколь бы активным ни было участие компьютера в этом процессе, ключевая роль все-таки отводится человеку.
Российские программисты считаются самыми лучшими в мире. Наши специалисты успешно работают в крупнейших транснациональных корпорациях, но остаются недооцененными в России. Почему это происходит и как можно предотвратить «утечку мозгов»?
По мнению Сергея Белоусова, основателя компании Parallels (Новосибирск), старшего партнера венчурного фонда Runa Capital, всех программистов можно поделить на три категории: первые — это те, кто создает Facebook, Google, Yandex, «Лабораторию Касперского» и им подобные продукты. Вторые — это менеджеры и руководители IT-компаний, ключевые программисты, которые решают очень сложные задачи, и наконец, в третью категорию попадают простые ребята, которые просто сидят и программируют. «Проблема состоит в том, что первым двум категориям программистов не модно идти работать в промышленную компанию. Ни один амбициозный и перспективный IT-специалист не мечтает программировать контроллеры или комбинированные системы управления тракторами — ему хочется делать Facebook. И если в регионе нет компаний такого масштаба, то этот человек уезжает из своего региона в Москву или за границу. И даже когда ему становится 40 лет, когда он набирается опыта, когда ему становится понятно, что технология — это всегда технология, и разрабатывать операционную систему для трактора не менее важно, полезно и прибыльно, чем создавать приложения для соцсетей, его в регионе уже не оказывается. Никакие усилия регионального правительства в направлении продвижения региональной экономики не смогут привлечь уехавшего программиста обратно. К тому ж, сейчас крайне мало инновационных проектов, разрабатываемых в регионах, имеют тесную связь с IT. Словом, программисты не предлагают решений для промышленников не потому, что нет тех, кто может это сделать, а потому что те, кто может эти решения предложить, уже давно уехали в Москву и в Силиконовую долину», — резюмирует эксперт.
Между тем, достойных программистов всегда было найти непросто. Хороший специалист — это специалист с большим опытом, широкими познаниями в своей и в смежных областях. Специалист АСУ ТП должен знать не только программные и технические средства автоматизации — он должен также уметь разобраться в технологии производства, наладить взаимодействие с другими специалистами. Такие люди всегда были на вес золота.


P align=justify>Программные средства для систем промышленной автоматизации обладают особой спецификой. Главная задача автоматизации любого процесса — обеспечение бесперебойного производства продукта надлежащего качества и поддержание этого качества на постоянном высоком уровне. Именно это является залогом снижения затрат на производство и улучшения конкурентных качеств продукции. Принципиальная разница между средствами автоматизации производственной и непроизводственной сферы в том, что в производственной сфере требования жестче. Программное обеспечение для АСУ ТП должно обеспечить течение производственного процесса в точном соответствии с технологическим регламентом: иметь развитые средства контроля и управления ходом технологического процесса, а также средства адаптивного регулирования отдельных параметров процесса.
Технологический процесс не должен прерываться — любая нештатная остановка является форс-мажором и приводит к значительным финансовым и производственным затратам. Поэтому, ПО для АСУ ТП должно иметь функции автоматического контроля техпроцесса и не только фиксировать нарушения, но и предупреждать их, заранее оповещая технологический персонал о возможных нарушениях.
В случае критических нарушений в работе технологического оборудования (например, при выходе из строя насосов, клапанов, разрыве трубопровода) программное обеспечение должно не только остановить технологический процесс. Должны быть предприняты действия, которые исключат угрозу безопасности персонала, окружающей среде и не допустят или минимизируют ущерб оборудованию и материалам. Например, при разрыве трубопровода должны быть закрыты отсекающие клапана, при заклинивании насоса — снято напряжение с обмоток и т.д.
Сложность разработки программных средств автоматизации промышленного предприятия усугубляется еще и тем, что прогресс не стоит на месте — то, что 10 лет назад казалось вершиной систем автоматизации, сейчас уже совершенно устарело.
Меняются требования к продукции, расширяется сфера автоматизации, следовательно, развивается и само оборудование. Расширяется функционал существующих средств автоматизации, разрабатываются новые. Контроллеры становятся мощнее, надежнее, универсальнее. Датчики и исполнительные механизмы обретают функционал самодиагностики. Это диктует требования и к применяемому программному обеспечению. Расширяется его функционал, библиотеки алгоритмов, перечень поддерживаемого оборудования и протоколов и т.д.
Поэтому потребность в качественном, надежном и удобном в использовании программном обеспечении есть всегда.

Языковой барьер снят
Около 10-20 лет назад внедрение программных решений для АСУ ТП иностранного производства усложнялось проблемой русификации импортных продуктов. Несмотря на то, что сама по себе русификация — процесс тривиальный, неправильный перевод или «самопальный» русификатор может в лучшем случае ввести в заблуждение персонал, в худшем — вывести из строя оборудование или технологическую схему. Это понятно даже неспециалисту. Поэтому заниматься русификацией своего продукта должен производитель либо аффилированный им партнер. К счастью, рынок программных средств для промышленной автоматизации уже не столь зависим от ошибок перевода с одного языка на другой: в настоящее время иностранные производители оборудования стараются повысить привлекательность своей продукции на российском рынке, поставляя его в Россию уже русифицированным.

1С — не панацея
Уже сейчас в промышленности, строительстве, энергетике и ЖКХ есть множество средств сферы, которые созданы на платформе 1С. Но она предназначена для решения задач складского, бухгалтерского, управленческого учета, расчета зарплаты, анализа данных и управления на уровне бизнес-процессов. Если рассматривать автоматизацию этих процессов, то, безусловно, основные потребности предприятия эта платформа удовлетворяет, что подтверждает распространенность этой системы в России.
Однако если говорить о решении задач автоматизации технологических процессов, то необходимы специализированные программные продукты, а именно — системы класса SCADA. Именно они предназначены для решения задач сбора и накопления оперативной информации, контроля параметров технологического процесса и управления им в реальном времени. 1С работает уже с накопленной архивной информацией.
При правильном подходе к комплексной автоматизации эти две системы — SCADA и 1С — дополняют друг друга. Поэтому для современных SCADA-систем очень важна возможность передачи данных в системы управления предприятием: MES, ERP и т.д. Например, в функционирующей на Ижевской ТЭЦ-1 системе учета тепла на базе SCADA-системы «КАСКАД» осуществляет сбор, накопление и оперативный контроль данных по выработанной и отпущенной тепловой энергии, производит оперативные расчеты и предоставляет эту информацию оперативному персоналу. Далее накопленная информация передается в 1С, где используется для дальнейших расчетов и экономического анализа. Это, безусловно, весьма удобный инструмент для специалистов, позволяющий решать более широкие задачи, в том числе в построении вертикальных систем автоматизации. Это, конечно, требует от специалиста более высокой квалификации, но при этом позволяет достичь значительного экономического эффекта от внедрения таких систем.

Кадры решают все
Практически всегда, когда речь заходит о создании программного обеспечения, на передний план сразу же выходит вопрос об уровне квалификации тех, кто это программное обеспечение создает. Сколь бы активным ни было участие компьютера в этом процессе, ключевая роль все-таки отводится человеку.
Российские программисты считаются самыми лучшими в мире. Наши специалисты успешно работают в крупнейших транснациональных корпорациях, но остаются недооцененными в России. Почему это происходит и как можно предотвратить «утечку мозгов»?
По мнению Сергея Белоусова, основателя компании Parallels (Новосибирск), старшего партнера венчурного фонда Runa Capital, всех программистов можно поделить на три категории: первые — это те, кто создает Facebook, Google, Yandex, «Лабораторию Касперского» и им подобные продукты. Вторые — это менеджеры и руководители IT-компаний, ключевые программисты, которые решают очень сложные задачи, и наконец, в третью категорию попадают простые ребята, которые просто сидят и программируют. «Проблема состоит в том, что первым двум категориям программистов не модно идти работать в промышленную компанию. Ни один амбициозный и перспективный IT-специалист не мечтает программировать контроллеры или комбинированные системы управления тракторами — ему хочется делать Facebook. И если в регионе нет компаний такого масштаба, то этот человек уезжает из своего региона в Москву или за границу. И даже когда ему становится 40 лет, когда он набирается опыта, когда ему становится понятно, что технология — это всегда технология, и разрабатывать операционную систему для трактора не менее важно, полезно и прибыльно, чем создавать приложения для соцсетей, его в регионе уже не оказывается. Никакие усилия регионального правительства в направлении продвижения региональной экономики не смогут привлечь уехавшего программиста обратно. К тому ж, сейчас крайне мало инновационных проектов, разрабатываемых в регионах, имеют тесную связь с IT. Словом, программисты не предлагают решений для промышленников не потому, что нет тех, кто может это сделать, а потому что те, кто может эти решения предложить, уже давно уехали в Москву и в Силиконовую долину», — резюмирует эксперт.
Между тем, достойных программистов всегда было найти непросто. Хороший специалист — это специалист с большим опытом, широкими познаниями в своей и в смежных областях. Специалист АСУ ТП должен знать не только программные и технические средства автоматизации — он должен также уметь разобраться в технологии производства, наладить взаимодействие с другими специалистами. Такие люди всегда были на вес золота.


Владимир Смирнов,
главный специалист по информационным технологиям, руководитель департамента систем диспетчеризации Группа предприятий «Каскад», (г. Чебоксары)

Работать за идею сейчас уже никого не заставишь. Люди хотят жить хорошо сейчас, а не в отдаленном будущем. Каждый человек хочет иметь достойный доход и комфортные условия труда, и западные фирмы способны предоставить интересующим их специалистам и то, и другое. В России культура производства постепенно тоже создается, причем в софтверных компаниях быстрее, чем в остальных. Правда, их заказчиками, по большей части, тоже являются крупные западные корпорации. Так что российские мозги и в России зачастую работают на Запад.
Как изменить ситуацию? Да она уже меняется. Российский рынок автоматизации и IT-технологий развивается, набирает обороты. Потребность в программистах растет день ото дня, растут и их доходы. Так что утечка мозгов в этой сфере постепенно уменьшается, а сам термин, я надеюсь, скоро потеряет актуальность.


"Промышленные страницы Сибири" №2 (61) март 2012 г.

скачать pdf

Юлия Ребрунова, Владимир Смирнов.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru