Сегодня понедельник 29 апреля 2024 г. 04:31
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№61март 2012Тема номера
Россия-Китай 2012: подзарядка отношений
Сотрудничество между Россией и Китаем сегодня принято называть стратегически выстроенным партнерством. Но есть ли в этом партнерстве реальное наполнение, выгодное для обеих стран? Этот вопрос, несмотря на довольно продолжительное сотрудничество стран, по-прежнему остается открытым. Некоторые эксперты сетуют на то, что такое партнерство не имеет никакой ценности, а политики в своих речах утверждают «что только подобное сотрудничество выведет и Россию и Китай на совершенно новый виток развития». Однако сами промышленники, невзирая на скептических экспертов и красноречивых политиков, довольно активно принимают инициативу китайской стороны на своей земле и, судя по всему, этому есть веские причины.

Начало истории российско-китайских отношений положил еще в 1608 году Василий Шуйский, на тот момент правящий Российской империей. В то время первая попытка послов проникнуть за китайскую стену не увенчалась успехом, но все же именно тогда начала вестись планомерная работа по установлению первых экономических и политических контактов между нашими странами. За эти чуть более чем четыре столетия отношения не раз омрачались противостояниями и нежеланием дипломатов обеих сторон искать компромисс, но и различных договоров, регулирующих отношения, было подписано немало.         Изначально партнерство между КНР и РФ, а в исторической ретроспективе — между государствами, существовавшими на территории этих стран, сводилось преимущественно к достаточно примитивной двусторонней торговле, которая, кстати, далеко не всегда была выгодна для России.


P align=justify>Начало истории российско-китайских отношений положил еще в 1608 году Василий Шуйский, на тот момент правящий Российской империей. В то время первая попытка послов проникнуть за китайскую стену не увенчалась успехом, но все же именно тогда начала вестись планомерная работа по установлению первых экономических и политических контактов между нашими странами. За эти чуть более чем четыре столетия отношения не раз омрачались противостояниями и нежеланием дипломатов обеих сторон искать компромисс, но и различных договоров, регулирующих отношения, было подписано немало.         Изначально партнерство между КНР и РФ, а в исторической ретроспективе — между государствами, существовавшими на территории этих стран, сводилось преимущественно к достаточно примитивной двусторонней торговле, которая, кстати, далеко не всегда была выгодна для России.


 

Валерий Маланин
президент МООПС «Сибирь без границ»
(Красноярск)

Развитие партнерства с Китаем давно уже стало необходимостью для тех предпринимателей, которые хотят расти, развиваться, выходить на новые рынки сбыта и работать по новым технологиям. И, пожалуй, самым первым решением этой задачи я назвал бы именно общение. Простое, обычное общение между руководителями, инженерами компаний КНР и России, которое в случае заинтересованности обеих сторон — только так и не иначе — может перерасти в надежное партнерство и даже иногда в совместный, конкурентоспособный бизнес.
В нашем Союзе деятельность «Департамента международного и межрегионального развития» и заключается в создании площадок для общения. В мае 2010 года это дало реальные плоды: в рамках 13-ой Международной выставки высоких технологий в Пекине был проведен форум, на котором компаниям Китая и России удалось в режиме реального времени обсудить перспективы сотрудничества в будущем.
И мы, и наши коллеги из Китая поняли важность подобных «собраний», их реальную значимость. Спустя год мы принимали в Красноярске гостей из Пекина. И судя по числу заключенных договоров и сделок, именно в ходе подобных визитов обе стороны оказались заинтересованы во взаимном партнерстве в будущем.


И спустя четыре века
В середине 90-х годов ХХ века, судя по докладу Института Дальнего Востока (ИДВ РАН), экспорт российских товаров в Китай «носил почти исключительно сырьевой характер». В этом же сообщении специалисты обозначили четкий курс в развитии на будущее — «создание Китайскими промышленниками и властями совместных предприятий выгодно закрепит структуру внешней торговли России». С начала 2000-х годов у этой цели появились реальные результаты: в марте 2006 года президентом РФ было подписано несколько меморандумов в области поставок российских энергоресурсов в Поднебесную. Все они предполагают долгосрочные поставки в КНР российского газа, нефти и электроэнергии и в обязательном порядке предусматривают строительство новых объектов, которые еще больше увеличат отток природных ресурсов за Великую китайскую стену. В числе первоочередных — газ: в 2011 году был введен первый западный газопровод «Алтай», второй газопровод, который уже частично построен, пройдет по восточному маршруту — с Сахалина на материк и далее через Хабаровск в Китай. После выхода обоих газопроводов на полную мощность планируется что именно по ним будет уходить 60 -80 млрд кубометров российского газа в год только в Китай.
Вторым немаловажным проектом, в котором заинтересовано правительство как Китая, так и России, стало строительство ответвления на Китай от уже изрядно нашумевшего нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан». Согласно проекту, разработанному государственной компанией «Транснефть», он должен пройти из Тайшета (Иркутская область) севернее озера Байкал в тихоокеанскую бухту Козьмина (Приморский край). Сейчас, кстати, строительство ветки нефтепровода в Китай находится под большим вопросом, так как в свое время его активно лоббировало руководство компания «ЮКОС», однако, в свете последних событий пока строительство заморожено на неопределенный срок.

Они предполагают — Мы располагаем
По итогам 2011 года показатели взаимной торговли между КНР и РФ достигли 80 млрд долларов. Об этом в начале этого года сообщил Ли Хуэй, посол Китая в России. По его словам на таком росте сказалось подписание тесных государственных контрактов абсолютно на всех уровнях. Так же он заявил, что «в будущем объемы торговли будут только увеличиваться», и уже в этом году эксперты китайской стороны прогнозируют рост торговли в финансовом выражении еще на 10 млрд долларов. Однако российские представители в Китае этой точки зрения вовсе не разделяют: Сергей Цыплаков, торговый представитель РФ в КНР на пресс-конференции явно усомнился в ожидаемом китайцами росте — «думаю, что в 2012 темпы торговли будут снижаться, но о полном обвале все же говорить нельзя, будет лишь замедление». Эти трудности он связал в первую очередь с несостоятельностью транспортной инфраструктуры на российско-китайской границе, которая сильно осложняет торговлю в настоящем и вообще ставит под вопрос сотрудничество в будущем. «Если мы хотим добиться роста товарооборота между нашими странами, то безобразное положение сложившееся в транспортной сфере необходимо срочно исправлять», - резюмировал Цыплаков.


 

 

Сю Дэчжу,
коммерческий Директор отдела реализации по России и СНГ ZOOMLION (КНР, провинциия Хунань)

Сегодня очень многие Китайские компании хотят работать с Россией, в частности с Сибирью и Дальним Востоком. Конечно, как представителю Китайского машиностроения нам изначально было интересно работать с российскими покупателями только для укрепления собственного финансового благополучия. И это я думаю естественно. Но и у российского потребителя в этом есть свои выгоды — мы поставляем ту технику, которая ему нужна на данный момент. И главное для него в вопросе выбора - это цена. Сейчас политика нашей компании в России несколько меняется или даже укрепляется — в ближайшее время мы намерены открыть на базе российских заводов собственное сборочное производство. Это имеет свои плюсы не только для экономики, но и для общества, ведь это , как минимум, даст россиянам новые рабочие места.
Но нельзя забывать и про то, что у Сибири есть реальный потенциал развития и он просто огромен. Как представитель несколько другого менталитета (а в некоторых моментах моя точка зрения расходится с вашей) я считаю, что партнерство между российскими и китайскими компаниями имеет только положительное значение. Если затронуть область машиностроения, то это еще и развитие здорового, конкурентоспособного рынка, которое дает покупателю право выбора, а российским машиностроителям хорошую мотивацию к развитию.


 

Анатолий Красюк,
гегенеральный директор
ООО ТПК «РОКТЭС» (г. Челябинск)

Сотрудничество между компаниями России и Китая неизбежно в силу того, что добрососедство и взаимовыгодное сотрудничество — норма для стран, имеющих такую протяженную общую границу. Однако партнерство в данный отрезок времени скорее выгодно для российских компаний. Сейчас нам есть чему учиться у китайских партнеров. Очень многие российские компании заинтересованы в партнерских отношениях с китайскими компаниями. Сейчас инициатива по установлению партнерских отношений исходит примерно поровну от обеих сторон. В начале 90-х годов большую инициативу проявляли китайские компании — быстрорастущей китайской экономике нужны были новые рынки сбыта. Но сейчас структурно изменились субъекты этих отношений: раньше стороны обменивались делегациями государственно-чиновничьего состава с минимальными результатами дальнейшего сотрудничества, а сейчас основные контакты устанавливаются между коммерческими и промышленными компаниями России и Китая. И их количество со временем, я думаю, будет только увеличиваться, во всяком случае явная тенденция к этому есть.
Но нельзя считать что это партнерство нужно только нам, оно в такой же степени важно и для Китая, для того что бы это понять достаточно сравнить ВВП России и Китая — мы просто очень хороший рынок сбыта для китайских предприятий. И это сотрудничество можно только назвать обоюдно выгодным для обеих стран.


Для китайских коллег не жалко!
Существует предположение, что для России Китай выглядит оптимальным партнером только лишь при решении задачи подъема Сибири и Дальнего Востока, поскольку природные ресурсы на этих территориях есть смысл разрабатывать только при условии их будущей частичной отправки в Китай. Фактически, отсюда следует, что у наших восточных соседей сложилось мнение о Сибири и Дальнем Востоке как о сырьевых придатках Китая. Нам, россиянам, конечно, хочется, чтобы это мнение было ошибочным, но, может быть, именно такое положение станет для промышленности этих регионов спасательным кругом? Ведь налаженный и сформированный рынок сбыта дает отрасли хорошие гарантии рентабельности.
В энергетике реальным прорывом стало строительство международной ЛЭП «Амурская — Хэй-Хэ». Она была построена совместными усилиями ОАО ФСК ЕЭС, «Интер РАО ЕЭС» и Государственной электросетевой корпорацией Китая. В прошлом году были успешно пройдены все испытания вставки постоянного тока. Новая Воздушная линия позволит осуществлять экспорт электроэнергии из России в Китай без обеспечения синхронной работы энергосистем двух государств, а это значит, что объем экспорта в ближайшие годы еще увеличится на 750 МВт мощности. Кстати, за несколько месяцев прошлого года уже удалось дополнительно по средствам новой линии «перебросить» 141 МВт электроэнергии в Китай.
В конце того же 2011 года, ставшего для российско-китайских отношений довольно многообещающим, Восточная энергетическая компания («Интер РАО») подписала долгосрочный контракт с Государственной электросетевой корпорацией (ГЭК) Китая на поставку в Поднебесную 100 млрд кВт/ч электроэнергии в течение 25 лет. По сообщению ВЭК, поставки электроэнергии в Китай по новому контракту начались 1 марта 2012 года. Планируется, что в этом году объем поставок российской электроэнергии в Поднебесную вдвое превысит прошлогодний и составит 2,6 млрд кВт/ч. «Новый контракт на экспорт электроэнергии наиболее крупный по объемам поставок и самый долговременный за всю историю отношений компании с китайскими партнерами. Именно таким образом создается хорошая основа для дальнейшей реализации достигнутых ранее договоренностей, заключающихся в поэтапном доведении общего объема экспорта российской электроэнергии в Китай до 60 млрд кВт/ч», — отметил генеральный директор Восточной энергетической компании Михаил Шашмурин.
Но если в области голубого топлива и электроэнергии наблюдается положительная динамика, то в вопросе с нефтью дела обстоят сложно. Российские нефтяники вовсе не дружелюбно настроены на экспорт их черного золота в Поднебесную. В прошлом году долг Пекина перед Москвой достиг рекордной отметки — 75 млн долларов. Сейчас эта сумма полностью погашена, но тем не менее российские компании не стремятся сотрудничать с недобросовестным плательщиком в будущем. Но для российской нефти китайский рынок имеет стратегическое значение и потерять его, означает подвергнуть всю отрасль опасности. Первой на компромисс пошла Роснефть, снизив цену за баррель на 1,5 доллара. Российские компании долгое время были против изменения цен для Китая. Ведь по подсчетам аналитиков чуть меньше чем за 20 лет при ежегодных поставках нефти в Китай в объеме 15 миллионов тонн такая «скидка» выльется российской стороне в три миллиарда долларов дополнительных расходов. В октябре вице-премьер Игорь Сечин по итогам поездки в Китай заявил, что Россия и Китай достигли полного согласия по вопросу о ценах на поставки нефти. Он отметил, что стороны нашли «без конфликта цивилизованное решение».

«Чушки» для азиатов
Иркутский алюминиевый завод (ОАО «РУСАЛ-ИркАЗ») в 2010 году заметно увеличил поставки на азиатские рынки сбыта. Завод довольно успешно и быстро получил одобрение на регистрацию на Шанхайской бирже металлов. Видимо, китайцы настолько заинтересованы в цветной металлургии Сибири, что готовы максимально сократить все временные бюрократические проволочки на своем рынке для России. Многие другие компании ждали этой регистрации почти год.  «ИркАЗу, как самому восточному заводу РУСАЛа, удобнее поставлять алюминий на юго-восточные рынки», – пояснил генеральный директор завода Игорь Гринберг. Впрочем, дело не только в логистике: ИркАЗ нуждается в расширении сбыта, учитывая, что только за первые девять месяцев этого года он уже увеличил объёмы производства на 13%.
Ориентацию предприятий РУСАЛа на юго-восток подтвердило и соглашение с NORINCO – структурой, занимающейся сбытом первичного алюминия на рынки Китая и Юго-Восточной Азии. 24 ноября того же 2010 года РУСАЛ подписал документы об условиях приобретения 33-процентной доли в уставном капитале «дочки» NORINCO, китайской торговой компании Shenzhen North Investments. Сделку уже завершили в первом квартале 2011 года. Кроме того, РУСАЛ договорился с китайской стороной о намерениях по организации совместного производства алюминиевых сплавов.

Китай запасается и продвигается
Российско-китайская инвестиционная компания «Роскитинвест» в 2012 году планирует запустить два цеха лесоперерабатывающего комплекса в Асиновском районе Томской области. По оценке экспертов, при выходе на проектную мощность предприятия смогут производить 5-6% от объема российского экспорта пиломатериалов в КНР. И это лишь начало масштабного освоения лесных ресурсов области. Однако сперва инвесторам придется решить в регионе ряд организационных проблем. Как сообщил гендиректор компании «Роскитинвест» Лю Юфэн на встрече с губернатором Томской области Виктором Крессом в январе этого года, в строительство обоих объектов будет инвестировано 960 млн рублей. В частности, стоимость цеха по производству шпона оценивается в 800 млн руб. Из них инвестор уже вложил 500 млн рублей.
 Импорт пиломатериалов из России в Китай постоянно растет, говорит коммерческий директор компании «Промлесстрой» Геннадий Чуриков. По его подсчетам, объем поставок пиломатериалов из РФ в КНР сегодня превышает 700 000 куб. м в год. «Учитывая, что мебельный и строительный рынки в Поднебесной в ближайшие годы будут показывать рост как минимум на 8-10%, спрос на продукцию будет довольно высок. Можно предположить, что томские цеха смогут обеспечить 5-6% от импорта пиломатериалов в Китай», - констатирует он.
При этом другое совместное российско-китайское ООО «Хенда-Сибирь» реализует в Томской области гораздо более амбициозный проект, напоминает экономист, преподаватель Московского коммерческого института Кирилл Тудейко. «Хенда-Сибирь» планирует вложить 53,4 млрд рублей в создание в Асиновском районе комплекса лесозаготовительных и деревоперерабатывающих заводов. Участниками проекта должны стать китайские China International Marine Container Group, Shandong Taishan Paper Making, Jun He Group в рамках российско-китайских межправительственных договоренностей. Таким образом, наступивший год  – это лишь начальный этап масштабного освоения лесных ресурсов Томской области, делает вывод Тудейко.
Видимо китайцы не намерены ограничиваться лишь экспортом кругляка из Сибири. Кстати, более близкие к границе районы – Красноярский край и Иркутская область, сейчас являются главным «поставщиком» леса в Китай. В прошлом году только из  Иркутской области экспорт древесины составил 567,2 млн долларов, при этом наибольший объем лесоматериалов экспортируется исключительно  в Китай  - он получает 78% всего «кругляка» заготавливаемого в области. В Красноярском крае процент поставляемого в Поднебесную леса чуть меньше – 56%. И это числа только официального вывоза, надо полагать что в реальном режиме эти цифры-проценты увеличиваются даже в несколько раз. А китайцы не против способствоватьэтому: нелегально перевезенный через границу лес достается им по очень привлекательной цене

Наше китайское
Пока наши природные ресурсы выгодно помогают китайской экономике и промышленности развиваться, за счет увеличения мощностей новых ЛЭП, нефте- и газопроводов, российская сторона активно пользуется разработками и возможностями китайских коллег. Например «Росвертол» в этом году открывает в КНР совместный завод по производству вертолетов Ми-2А. Строительство завода, который будет расположен на территории 47 гектаров недалеко от Пекина, планируется завершить до конца июля 2012 года. На новом предприятии будет производиться 100 вертолетов в год. Кроме того, оно будет работать как азиатский региональный центр по ремонтному обслуживанию вертолетов «Ми». Инвестиции в первую очередь предприятия уже составили 1,4 млрд юаней (224 млн долларов).
Уже на территории РФ, под Новосибирском, в зоне создаваемого здесь промышленно-логистического парка, компания «Лиотех» (совместное предприятие ОАО «Роснано» и китайского холдинга Thunder Sky) запустила первый в России и крупнейший в мире завод по производству литий-ионных аккумуляторов высокой емкости. Открытие завода пришлось на декабрь 2011 года.
Теперь это крупнейший инвестиционный проект, реализованный за последние годы на территории Новосибирской области. Он был выполнен за рекордно короткие, для отечественной промышленности сроки — всего за девять месяцев. Общая площадь предприятия составила более 40 тыс. кв. м, объем инвестиций в его запуск превысил 13,5 млрд рублей, из них доля «Роснано» — 7,59 млрд рублей, оставшаяся часть — вложения китайского холдинга Thunder Sky. Выход завода на полную мощность — 400 млн ампер-час в год — планируется на вторую половину 2013 года. Объем производства в 2012 году прогнозируется на уровне 9-10 млрд рублей, а к 2015 году может вырасти до 35-40 млрд рублей. «Если говорить о планах по мировому рынку, то сейчас можно обсуждать долю предприятия на мировом рынке в 10-15%, при условии, если мы реализуем планы развития», — сказал Анатолий Чубайс, сейчас занимающий пост главы «Роснано».


"Промышленные страницы Сибири" №2 (61) март 2012 г.

скачать pdf

Анастасия Ульянова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru