Сегодня вторник 30 апреля 2024 г. 02:58
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№59декабрь 2011Строительство
Рынок железобетона: в ожидании весны
Производство железобетонных изделий и конструкций — один из столпов строительной отрасли. В сегментах жилого и промышленного строительства до сих пор не найдено ни одного строительного материала, который давал бы столь же оптимальное соотношение качества, стоимости и скорости строительства. Популярность этой технологии не нуждается в описании: едва ли не половина всех строящихся объектов в России возводится именно из железобетонных элементов, а потому тенденции спроса и производства ЖБИ стоит рассмотреть подробнее.

Зимой строителям не так важны все взлеты и падения рынка ЖБИ и то, насколько хорошо работается производителям этого стройматериала, — им сейчас куда интереснее, как изменится цена на ЖБИ следующей весной. Ответ очевиден: изменения будют происходить только в одном направлении — вверх. Причиной тому давно являются сразу несколько факторов: закономерно увеличится цена на энергоносители, поднимется стоимость услуг транспортных компаний, а также стоимость сырья, например, цемента (ведь его производство тоже тесно связано с электроэнергией и поставщики будут вынуждены поднять стоимость «строительного хлеба»). И если сложить все эти увеличения воедино, то мы сможем построить безрадостный прогноз: стоимость кубометра железобетона точно подорожает. «Увы, это неизбежно, хотя мы и понимаем, что повышение цен сейчас не в наших интересах, — разводит руками Александр Богатырев, директор КЖБМК — крупнейшего производителя ЖБИ в Красноярске. — На протяжении долгих лет самостоятельной работы КЖБМК мы видим, как сужается круг потребителей ЖБИ. Наша ниша — средние строительные предприятия, не имеющие своих строительных заводов, и после каждых скачков цен количество потребителей уменьшается».
С дефицитом сырья и стройматериалов в следующем сезоне столкнуться вряд ли придется. Цемент, песок, металл, вода и гравий для ЖБИ летом 2012 года будут в достатке. Единственное, на что сетует Богатырев, — это искусственно созданная нехватка железнодорожных вагонов. После того, как железная дорога перешла в частные руки, их стало намного сложнее достать. «Видимо для частных компаний освоение Сибири и Дальнего Востока — дело затратное. Мало того, что заводу удается заказать только один вагон в неделю, так нам еще и приходится оплачивать путь вагона не только к месту назначения, но и обратно. Из-за подобной системы тарифов мы не можем выполнить ноябрьский план по реализации произведенных изделий из железобетона».
Чего производителям ЖБИ не хватает постоянно — так это квалифицированных кадров. Уровень подготовки специалистов падает год от года. Учебные заведения, готовящие специалистов рабочих профессий, сегодня жалуются на недостаток студентов, но даже те, кто попал на скамью техникума или училища с большой долей вероятности променяют работу на заводе на сидение в офисе — труд в окружении железобетонных блоков кажется молодым людям малопривлекательным. Справедливости ради стоит отметить, что подобная проблема характерна не только для заводов по выпуску ЖБИ — многие промышленные предприятия страдают от недостатка квалифицированных «синих воротничков», но, к сожалению, пока решение этой задачи не найдено, и вряд ли оно будет найдено в ближайшее время.

Сортировка по размеру
Красноярский завод железобетонных и металлических конструкций — один из самых крупных производителей ЖБИ в Сибири, но это не значит, что у него совсем нет конкурентов — в крае работают десятки предприятий, специализирующихся на каком-либо одном направлении производства ЖБИ. И если большой завод может быстро и относительно недорого производить большие партии железобетонного «ширпотреба» (универсальные элементы, востребованные во многих отраслях промышленности), то основной конек мелких компаний — гибкость ассортимента, выполнение нестандартных заказов и индивидуальные проекты.
Компании средней руки предпочитают занимать определенную нишу, или (что случается куда чаще) представляют собой производственную структуру, входящую в крупный строительный холдинг и обеспечивающую нужды именно этого холдинга. Например, железобетонного производство компании «Культбытстрой» специализируется на выпуске элементов для строительства панельных домов привычного типа. Львиная доля продукции идет на удовлетворение собственных потребностей и только малая часть ЖБИ реализуется сторонним организациям. Такая же картина — у производственных предприятий строительных компаний «Монолитхолдинг» и «Сибиряк».
«Основная продукция этих компаний — это ЖБИ для строительства серийных домов, а вот спрос на железобетонные элементы для строительства аэродромов, кирпичных домов, фундаментов, объектов ЖКХ и зданий промышленного назначения приходится покрывать нам», — говорит Богатырев.

Былая слава
Пожалуй, наиболее точно спрос на ЖБИ отражает динамика объемов производства этих строительного материала. На примере КЖБМК можно заметить удручающую тенденцию: до развала СССР завод выпускал тысячу кубометров ЖБИ в сутки. Если оценивать степень загруженности по меркам советского периода, то предприятие работает на 30% от своей мощности, если за основу взять показатели благоприятного 2008 года — то на 80%.
Половина завода сейчас фактически брошена, потому что в Красноярском крае (основной регион сбыта продукции КЖБМК) практически не осталось промышленного строительства в том виде, в котором оно находилось при Советском Союзе.
В 2008 году на предприятии выпустили 8-9 тысяч кубометров в месяц, а во время кризиса — не больше двух тысяч кубометров в месяц. Сегодня компания находится на уровне производства 4-5 тысяч кубометров ЖБИ в месяц, но это далеко не предел — завод способен на большее, а данные цифры просто свидетельствуют об объемах потребления. Они показывают, сколько ЖБИ нужно строителям нашего региона. Красноярск потребляет примерно половину от этого объема, вторая половина уходит на нужды транснациональных компаний, работающих в крае и за его пределами. Это Ванкорнефть, ТНК BP, Транснефть и другие подобнее им предприятия.

5% — это мало
Глава КЖБМК отмечает, что рентабельность производства ЖБИ за два последних года упала куда сильнее, чем уровень загрузки мощностей — сейчас рентабельность составляет не больше 5%, хотя ранее этот показатель держался на уровне 15-27%. Причина — ужесточение конкуренции и снижение спроса. «Иногда чтобы продать какую-то часть продукции, приходится опускаться до нулевого уровня рентабельности. Но без этого работать невозможно — если предприятие хочет выжить, ему не остается иного выбора, кроме как идти на уступки», — говорит Александр Богатырев.
Независимые аналитики говорят о том, что в недалеком будущем производителям ЖБИ, возможно, придется «оптимизироваться» еще сильнее: на их место могут прийти компании, выпускающие альтернативные ЖБИ стройматериалы. Впрочем, особого страха эти прогнозы вызывать не должны: технологии производства ячеистых бетонов и монолитно-кирпичного домостроения известны людям уже давно, но до сих по они не смогли заметно потеснить строительство из железобетона. И это вселяет уверенность, что в течение ближайших десятилетий спрос на этот экономичный и неприхотливый строительный материал не претерпит серьезных изменений.


СПРАВКА
К началу декабря аналитическое агентство СМПРО подсчитало октябрьские показатели рынка ЖБИ. Специалисты выяснили, что в десятом месяце 2011 года производство конструкций и деталей сборных железобетонных снизилось на 1,2% к уровню сентября текущего года до 2 152 тыс. м3. Максимальное снижение наблюдалось в производстве конструкций фундаментов -14 тысяч кубометров (-7,0%) до 182 тысяч кубометров и конструкций инженерных сооружений -8 тысяч кубометров (-11,5%) до 67 тысяч кубометров. Наибольший рост отмечался в производстве конструкций и деталей специального назначения +16 тысяч кубометров (+7,7%) до 228 тысяч кубометров
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство всех видов ЖБИ в октябре увеличилось на 11,8%, в том числе производство конструкций специального назначения +18,1%, плит, панелей и настилов перекрытий +12,6%, фундаментов +7,3%.
С начала года производство увеличилось на 10,9% к соответствующему периоду прошлого года до 18 885 тысяч кубометров. Из всех видов ЖБИ максимальный рост наблюдается в производстве конструкций фундаментов +23,1% к соответствующему периоду прошлого года до 1 703 тысяч кубометров. Производство конструкций стен и перегородок с начала текущего года, напротив, сократилось на 19,7% до 2 800 тысяч кубометров.


"Промышленные страницы Сибири" №11 (59) декабрь 2011 г.

P align=justify>Зимой строителям не так важны все взлеты и падения рынка ЖБИ и то, насколько хорошо работается производителям этого стройматериала, — им сейчас куда интереснее, как изменится цена на ЖБИ следующей весной. Ответ очевиден: изменения будют происходить только в одном направлении — вверх. Причиной тому давно являются сразу несколько факторов: закономерно увеличится цена на энергоносители, поднимется стоимость услуг транспортных компаний, а также стоимость сырья, например, цемента (ведь его производство тоже тесно связано с электроэнергией и поставщики будут вынуждены поднять стоимость «строительного хлеба»). И если сложить все эти увеличения воедино, то мы сможем построить безрадостный прогноз: стоимость кубометра железобетона точно подорожает. «Увы, это неизбежно, хотя мы и понимаем, что повышение цен сейчас не в наших интересах, — разводит руками Александр Богатырев, директор КЖБМК — крупнейшего производителя ЖБИ в Красноярске. — На протяжении долгих лет самостоятельной работы КЖБМК мы видим, как сужается круг потребителей ЖБИ. Наша ниша — средние строительные предприятия, не имеющие своих строительных заводов, и после каждых скачков цен количество потребителей уменьшается».
С дефицитом сырья и стройматериалов в следующем сезоне столкнуться вряд ли придется. Цемент, песок, металл, вода и гравий для ЖБИ летом 2012 года будут в достатке. Единственное, на что сетует Богатырев, — это искусственно созданная нехватка железнодорожных вагонов. После того, как железная дорога перешла в частные руки, их стало намного сложнее достать. «Видимо для частных компаний освоение Сибири и Дальнего Востока — дело затратное. Мало того, что заводу удается заказать только один вагон в неделю, так нам еще и приходится оплачивать путь вагона не только к месту назначения, но и обратно. Из-за подобной системы тарифов мы не можем выполнить ноябрьский план по реализации произведенных изделий из железобетона».
Чего производителям ЖБИ не хватает постоянно — так это квалифицированных кадров. Уровень подготовки специалистов падает год от года. Учебные заведения, готовящие специалистов рабочих профессий, сегодня жалуются на недостаток студентов, но даже те, кто попал на скамью техникума или училища с большой долей вероятности променяют работу на заводе на сидение в офисе — труд в окружении железобетонных блоков кажется молодым людям малопривлекательным. Справедливости ради стоит отметить, что подобная проблема характерна не только для заводов по выпуску ЖБИ — многие промышленные предприятия страдают от недостатка квалифицированных «синих воротничков», но, к сожалению, пока решение этой задачи не найдено, и вряд ли оно будет найдено в ближайшее время.

Сортировка по размеру
Красноярский завод железобетонных и металлических конструкций — один из самых крупных производителей ЖБИ в Сибири, но это не значит, что у него совсем нет конкурентов — в крае работают десятки предприятий, специализирующихся на каком-либо одном направлении производства ЖБИ. И если большой завод может быстро и относительно недорого производить большие партии железобетонного «ширпотреба» (универсальные элементы, востребованные во многих отраслях промышленности), то основной конек мелких компаний — гибкость ассортимента, выполнение нестандартных заказов и индивидуальные проекты.
Компании средней руки предпочитают занимать определенную нишу, или (что случается куда чаще) представляют собой производственную структуру, входящую в крупный строительный холдинг и обеспечивающую нужды именно этого холдинга. Например, железобетонного производство компании «Культбытстрой» специализируется на выпуске элементов для строительства панельных домов привычного типа. Львиная доля продукции идет на удовлетворение собственных потребностей и только малая часть ЖБИ реализуется сторонним организациям. Такая же картина — у производственных предприятий строительных компаний «Монолитхолдинг» и «Сибиряк».
«Основная продукция этих компаний — это ЖБИ для строительства серийных домов, а вот спрос на железобетонные элементы для строительства аэродромов, кирпичных домов, фундаментов, объектов ЖКХ и зданий промышленного назначения приходится покрывать нам», — говорит Богатырев.

Былая слава
Пожалуй, наиболее точно спрос на ЖБИ отражает динамика объемов производства этих строительного материала. На примере КЖБМК можно заметить удручающую тенденцию: до развала СССР завод выпускал тысячу кубометров ЖБИ в сутки. Если оценивать степень загруженности по меркам советского периода, то предприятие работает на 30% от своей мощности, если за основу взять показатели благоприятного 2008 года — то на 80%.
Половина завода сейчас фактически брошена, потому что в Красноярском крае (основной регион сбыта продукции КЖБМК) практически не осталось промышленного строительства в том виде, в котором оно находилось при Советском Союзе.
В 2008 году на предприятии выпустили 8-9 тысяч кубометров в месяц, а во время кризиса — не больше двух тысяч кубометров в месяц. Сегодня компания находится на уровне производства 4-5 тысяч кубометров ЖБИ в месяц, но это далеко не предел — завод способен на большее, а данные цифры просто свидетельствуют об объемах потребления. Они показывают, сколько ЖБИ нужно строителям нашего региона. Красноярск потребляет примерно половину от этого объема, вторая половина уходит на нужды транснациональных компаний, работающих в крае и за его пределами. Это Ванкорнефть, ТНК BP, Транснефть и другие подобнее им предприятия.

5% — это мало
Глава КЖБМК отмечает, что рентабельность производства ЖБИ за два последних года упала куда сильнее, чем уровень загрузки мощностей — сейчас рентабельность составляет не больше 5%, хотя ранее этот показатель держался на уровне 15-27%. Причина — ужесточение конкуренции и снижение спроса. «Иногда чтобы продать какую-то часть продукции, приходится опускаться до нулевого уровня рентабельности. Но без этого работать невозможно — если предприятие хочет выжить, ему не остается иного выбора, кроме как идти на уступки», — говорит Александр Богатырев.
Независимые аналитики говорят о том, что в недалеком будущем производителям ЖБИ, возможно, придется «оптимизироваться» еще сильнее: на их место могут прийти компании, выпускающие альтернативные ЖБИ стройматериалы. Впрочем, особого страха эти прогнозы вызывать не должны: технологии производства ячеистых бетонов и монолитно-кирпичного домостроения известны людям уже давно, но до сих по они не смогли заметно потеснить строительство из железобетона. И это вселяет уверенность, что в течение ближайших десятилетий спрос на этот экономичный и неприхотливый строительный материал не претерпит серьезных изменений.


СПРАВКА
К началу декабря аналитическое агентство СМПРО подсчитало октябрьские показатели рынка ЖБИ. Специалисты выяснили, что в десятом месяце 2011 года производство конструкций и деталей сборных железобетонных снизилось на 1,2% к уровню сентября текущего года до 2 152 тыс. м3. Максимальное снижение наблюдалось в производстве конструкций фундаментов -14 тысяч кубометров (-7,0%) до 182 тысяч кубометров и конструкций инженерных сооружений -8 тысяч кубометров (-11,5%) до 67 тысяч кубометров. Наибольший рост отмечался в производстве конструкций и деталей специального назначения +16 тысяч кубометров (+7,7%) до 228 тысяч кубометров
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство всех видов ЖБИ в октябре увеличилось на 11,8%, в том числе производство конструкций специального назначения +18,1%, плит, панелей и настилов перекрытий +12,6%, фундаментов +7,3%.
С начала года производство увеличилось на 10,9% к соответствующему периоду прошлого года до 18 885 тысяч кубометров. Из всех видов ЖБИ максимальный рост наблюдается в производстве конструкций фундаментов +23,1% к соответствующему периоду прошлого года до 1 703 тысяч кубометров. Производство конструкций стен и перегородок с начала текущего года, напротив, сократилось на 19,7% до 2 800 тысяч кубометров.


"Промышленные страницы Сибири" №11 (59) декабрь 2011 г.

скачать pdf

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru