Сегодня вторник 30 апреля 2024 г. 02:37
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№59декабрь 2011Тема номера
Три пути-дороги развития «большой» энергетики Сибири
После проведенной в прошлом десятилетии реформы электроэнергетики, происходящие в ней процессы по-прежнему остаются малоизвестными простым потребителям. Информация о состоянии важнейшей отрасли отечественной экономики чутко охраняется не только самими промышленниками, но и властью. Однако авария на Саяно-Шушенской ГЭС стала не только причиной пролить свет на проблему нехватки инвестиций и изношенности производственных мощностей, но и поводом для беспокойства за будущее «большой» энергетики России.

В ходе предвыборной гонки разве что ленивыйне поговорил о радужном будущем нашей страны. И энергетику этот пароход политики не обошел стороной. Например, представители фракции «Справедливая Росси» довольно резко выразили свое недовольство результатами реформ энергетики в нашей стране. По их мнению, реформа не дала того, что предполагалось, и итоги 2010 года наглядно показали это в цифрах, которые, кстати, втрое меньше ожидаемых. Напомним, что в программе развития объектов энергетики говорится, что к 2030 году для нормального развития в стране дополнительно должны быть введены примерно 170-180 гигаватт мощностей, то есть, по восемь гигаватт в год. В финансовом плане для этого потребуется порядка 10 трлн рублей.
Именно эта финансовая подоплека и остается главной преградой на пути к безоблачному процветанию энергетики России. Ведь ни для кого не секрет, что ситуация с инвестициями все еще остается, мягко говоря, непростой. По подсчетам специалистов сегодня требуются капиталовложения на сумму свыше 20 миллиардов в год, чтобы только модернизировать электростанции и сети электропередач. Если поставить также и цель увеличения генерирующих мощностей, эта цифра увеличится в несколько раз.

Направо пойдешь — все потеряешь
Первый (и заведомо неверный) путь привлечения инвестиций в энергетику — государственные вложения. Начиная с конца 1990-х годов, государство стремилось, чтобы финансирование масштабных энергетических проектов в большей степени осуществлялось за счет частных российских и иностранных инвесторов, а не за счет бюджета.
Государство принимает активное участие в международном переговорном процессе по энергетическим вопросам. Согласно Стратегии 2030, решение задач в сфере реализации внешней энергетической политики осуществляется с использованием дипломатической поддержки интересов российских топливно-энергетических компаний за рубежом. Большой упор в речах представителей делается на сотрудничество в области энергетики со странами СНГ, Евразийского экономического сообщества, Северо-Восточной Азии, Шанхайской организации сотрудничества, Европейского союза и с другими международными организациями и государствами. А логическим завершение этой деятельности, по мнению самих же деятелей, станет формирование единого европейско-российско-азиатского энергетического пространства, которое поспособствует привлечению на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций, в первую очередь в технически сложные и рисковые проекты. И что самое интересное — обеспечит доступ российским энергетическим компаниям к использованию ресурсов мировых финансовых рынков и передовых энергетических технологий. На практике пока эта работа себя не оправдывает.

Налево двинешься — беда преследовать будет
Второй путь — это те самые частные инвестиции, и он тоже не совсем перспективный. Ведь частный капитал намного выгоднее вкладывать в быстро окупающиеся отрасли промышленности, а энергетику к этому числу уж точно нельзя приобщить отнести.
Считается, что примерный срок окупаемости масштабных энергетических проектов составляет в среднем от 5 до 30 лет в зависимости от мощности оборудования и финансовых возможностей рынка продаж электрической и тепловой энергии. А кризис 2008 го напрочь убил все зарождающиеся тенденции в этом направлении. И одной из ключевых преград на пути отечественных вложений в «большую» энергетику является недостаточная доступность «длинных денег», то есть дешевых кредитных ресурсов для долгосрочных проектов. Получается, что внутри России можно обеспечить в основном кредитование текущих обязательств энергетических компаний, которые долгое время вынуждены работать на выплату завышенных процентов по кредитам.
Сейчас особенно важно, чтобы государственная политика была направлена на повышение инвестиционной привлекательности российской энергетики именно для частных капиталов. К числу приоритетных мер эксперты отрасли относят налоговые льготы для вложений в создание новых генерирующих мощностей, предоставление государством гарантий по льготным кредитам на развитие энергетического комплекса и упорядочивание законов и нормативных актов. Это сделает правила игры в отрасли более прозрачными, а значит, не такими рискованными.
Например, в соседнем Татарстане удалось буквально за несколько лет реформировать республиканскую энергосистему именно за счет частных инвестиций. Возможно, это и станет для нашей страны решением многих проблем, но пока правительство, да и сами энергетики все свои силы направляют исключительно по третьему пути — их интересуют иностранные капиталовложения.

Прямо пойдешь — ворота закрыты
«Россия крайне заинтересована в масштабном притоке частных, в том числе иностранных инвестиций — говорится в послании Президента Федеральному Собранию. — Это наш стратегический выбор и стратегический подход». Но несмотря на пламенные речи, этот путь на данный момент нельзя назвать успешным.
Для иностранцев на нашем рынке все еще существует много рисков, что останавливает многих желающих вложить свои деньги. В результате ряд международных энергетических компаний проявляют интерес к российской энергетике, но потом отказываются от инвестирования либо вкладывают средства далеко не в том размере, в котором могли бы. Безусловно, ускоренное развитие отечественной энергетики требует решения данной проблемы, причем незамедлительно, поскольку иностранные инвесторы часто располагают очень крупными средствами, значительно превосходящими возможности частных инвесторов в России.
Однако под другим ракурсом заграничные коллеги охотно готовы вкладывать деньги на развитие энергетических мощностей России. Представители Российского энергетического агентства (РЭА) и Международной финансовой корпорации IFC 12 мая текущего года подписали протокол о намерениях в сфере развития возобновляемых источников энергии.Он предусматривает взаимное информирование о планах по реализации стратегии развития возобновляемых источников энергии, энерго- и ресурсоэффективности в Российской Федерации; обмен материалами в данном направлении; возможность организации и проведения совместных мероприятий, посвященных вопросам финансирования энерго- и ресурсоэффективности. В рамках подписанного документа IFC и РЭА будут проводить совместные обучающие мероприятия по вопросам прибыльности инвестиций и развивать пилотные проекты по использованию возобновляемых источников энергии в регионах.

Движение между — единственный выход
Довольно перспективным также являются и способы государственно-частного инвестирования. Эти два заведомо не выгодных по отдельности направления в синтезе стали крепкой базой для развития энергетической инфраструктуры Сибири. Пока это, кстати, действительно работающая идея.
В регионе самым ярким примером частно-государственного партнерства является проект развития Нижнего Приангарья, который уже работает в Красноярском крае. В рамках его реализации намечается достигнуть поистине колоссальных результатов, что выведет промышленность региона на принципиально новый уровень. А одной из важных отраслей в этом проекте выступает именно энергетика. Укрепление ее базы в первую очередь будет заключаться в вводе мощностей Богучанской ГЭС к 2014 году а наряду с мощностями уже восстановленной Саяно-Шушенской ГЭС позволит энергетикам провести техническое и технологическое переоснащение существующих тепловых электростанций.
Существует еще ряд дополнительных возможностей — привлечения денежных средств в энергетику, например, выпуск дополнительных акций. В настоящее время это, пожалуй, один из распространенных. Однако в российской практике среди акционеров нередко возникают проблемные ситуации, связанные с выпуском дополнительных акций.
Лизинговые схемы финансирования, которые сейчас наиболее приемлемы во многих отраслях промышленности, в энергетической отрасли совсем себя не оправдывают. Этот более современный способ привлечения инвестиционных средств в энергетику только начинает свое развитие, но у него уже есть практические примеры: ОАО «Башкирэнерго», ОАО «Татэнерго» и ОАО «Новосибирскэнерго» уже несколько лет используют на своих объектах оборудование, закупленное по такой схеме.


"Промышленные страницы Сибири" №11 (59) декабрь 2011 г.

P align=justify>В ходе предвыборной гонки разве что ленивыйне поговорил о радужном будущем нашей страны. И энергетику этот пароход политики не обошел стороной. Например, представители фракции «Справедливая Росси» довольно резко выразили свое недовольство результатами реформ энергетики в нашей стране. По их мнению, реформа не дала того, что предполагалось, и итоги 2010 года наглядно показали это в цифрах, которые, кстати, втрое меньше ожидаемых. Напомним, что в программе развития объектов энергетики говорится, что к 2030 году для нормального развития в стране дополнительно должны быть введены примерно 170-180 гигаватт мощностей, то есть, по восемь гигаватт в год. В финансовом плане для этого потребуется порядка 10 трлн рублей.
Именно эта финансовая подоплека и остается главной преградой на пути к безоблачному процветанию энергетики России. Ведь ни для кого не секрет, что ситуация с инвестициями все еще остается, мягко говоря, непростой. По подсчетам специалистов сегодня требуются капиталовложения на сумму свыше 20 миллиардов в год, чтобы только модернизировать электростанции и сети электропередач. Если поставить также и цель увеличения генерирующих мощностей, эта цифра увеличится в несколько раз.

Направо пойдешь — все потеряешь
Первый (и заведомо неверный) путь привлечения инвестиций в энергетику — государственные вложения. Начиная с конца 1990-х годов, государство стремилось, чтобы финансирование масштабных энергетических проектов в большей степени осуществлялось за счет частных российских и иностранных инвесторов, а не за счет бюджета.
Государство принимает активное участие в международном переговорном процессе по энергетическим вопросам. Согласно Стратегии 2030, решение задач в сфере реализации внешней энергетической политики осуществляется с использованием дипломатической поддержки интересов российских топливно-энергетических компаний за рубежом. Большой упор в речах представителей делается на сотрудничество в области энергетики со странами СНГ, Евразийского экономического сообщества, Северо-Восточной Азии, Шанхайской организации сотрудничества, Европейского союза и с другими международными организациями и государствами. А логическим завершение этой деятельности, по мнению самих же деятелей, станет формирование единого европейско-российско-азиатского энергетического пространства, которое поспособствует привлечению на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций, в первую очередь в технически сложные и рисковые проекты. И что самое интересное — обеспечит доступ российским энергетическим компаниям к использованию ресурсов мировых финансовых рынков и передовых энергетических технологий. На практике пока эта работа себя не оправдывает.

Налево двинешься — беда преследовать будет
Второй путь — это те самые частные инвестиции, и он тоже не совсем перспективный. Ведь частный капитал намного выгоднее вкладывать в быстро окупающиеся отрасли промышленности, а энергетику к этому числу уж точно нельзя приобщить отнести.
Считается, что примерный срок окупаемости масштабных энергетических проектов составляет в среднем от 5 до 30 лет в зависимости от мощности оборудования и финансовых возможностей рынка продаж электрической и тепловой энергии. А кризис 2008 го напрочь убил все зарождающиеся тенденции в этом направлении. И одной из ключевых преград на пути отечественных вложений в «большую» энергетику является недостаточная доступность «длинных денег», то есть дешевых кредитных ресурсов для долгосрочных проектов. Получается, что внутри России можно обеспечить в основном кредитование текущих обязательств энергетических компаний, которые долгое время вынуждены работать на выплату завышенных процентов по кредитам.
Сейчас особенно важно, чтобы государственная политика была направлена на повышение инвестиционной привлекательности российской энергетики именно для частных капиталов. К числу приоритетных мер эксперты отрасли относят налоговые льготы для вложений в создание новых генерирующих мощностей, предоставление государством гарантий по льготным кредитам на развитие энергетического комплекса и упорядочивание законов и нормативных актов. Это сделает правила игры в отрасли более прозрачными, а значит, не такими рискованными.
Например, в соседнем Татарстане удалось буквально за несколько лет реформировать республиканскую энергосистему именно за счет частных инвестиций. Возможно, это и станет для нашей страны решением многих проблем, но пока правительство, да и сами энергетики все свои силы направляют исключительно по третьему пути — их интересуют иностранные капиталовложения.

Прямо пойдешь — ворота закрыты
«Россия крайне заинтересована в масштабном притоке частных, в том числе иностранных инвестиций — говорится в послании Президента Федеральному Собранию. — Это наш стратегический выбор и стратегический подход». Но несмотря на пламенные речи, этот путь на данный момент нельзя назвать успешным.
Для иностранцев на нашем рынке все еще существует много рисков, что останавливает многих желающих вложить свои деньги. В результате ряд международных энергетических компаний проявляют интерес к российской энергетике, но потом отказываются от инвестирования либо вкладывают средства далеко не в том размере, в котором могли бы. Безусловно, ускоренное развитие отечественной энергетики требует решения данной проблемы, причем незамедлительно, поскольку иностранные инвесторы часто располагают очень крупными средствами, значительно превосходящими возможности частных инвесторов в России.
Однако под другим ракурсом заграничные коллеги охотно готовы вкладывать деньги на развитие энергетических мощностей России. Представители Российского энергетического агентства (РЭА) и Международной финансовой корпорации IFC 12 мая текущего года подписали протокол о намерениях в сфере развития возобновляемых источников энергии.Он предусматривает взаимное информирование о планах по реализации стратегии развития возобновляемых источников энергии, энерго- и ресурсоэффективности в Российской Федерации; обмен материалами в данном направлении; возможность организации и проведения совместных мероприятий, посвященных вопросам финансирования энерго- и ресурсоэффективности. В рамках подписанного документа IFC и РЭА будут проводить совместные обучающие мероприятия по вопросам прибыльности инвестиций и развивать пилотные проекты по использованию возобновляемых источников энергии в регионах.

Движение между — единственный выход
Довольно перспективным также являются и способы государственно-частного инвестирования. Эти два заведомо не выгодных по отдельности направления в синтезе стали крепкой базой для развития энергетической инфраструктуры Сибири. Пока это, кстати, действительно работающая идея.
В регионе самым ярким примером частно-государственного партнерства является проект развития Нижнего Приангарья, который уже работает в Красноярском крае. В рамках его реализации намечается достигнуть поистине колоссальных результатов, что выведет промышленность региона на принципиально новый уровень. А одной из важных отраслей в этом проекте выступает именно энергетика. Укрепление ее базы в первую очередь будет заключаться в вводе мощностей Богучанской ГЭС к 2014 году а наряду с мощностями уже восстановленной Саяно-Шушенской ГЭС позволит энергетикам провести техническое и технологическое переоснащение существующих тепловых электростанций.
Существует еще ряд дополнительных возможностей — привлечения денежных средств в энергетику, например, выпуск дополнительных акций. В настоящее время это, пожалуй, один из распространенных. Однако в российской практике среди акционеров нередко возникают проблемные ситуации, связанные с выпуском дополнительных акций.
Лизинговые схемы финансирования, которые сейчас наиболее приемлемы во многих отраслях промышленности, в энергетической отрасли совсем себя не оправдывают. Этот более современный способ привлечения инвестиционных средств в энергетику только начинает свое развитие, но у него уже есть практические примеры: ОАО «Башкирэнерго», ОАО «Татэнерго» и ОАО «Новосибирскэнерго» уже несколько лет используют на своих объектах оборудование, закупленное по такой схеме.


"Промышленные страницы Сибири" №11 (59) декабрь 2011 г.

скачать pdf

Анастасия Ульянова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru