Сегодня пятница 3 мая 2024 г. 05:46
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№56сентябрь 2011Спецтехника
В лес за хлыстами
В российских условиях, когда лес неухожен, а объемы сплошной рубки велики, хлыстовая, или канадская лесозаготовка кажется наиболее приемлемым вариантом. Способ, при котором хлысты не получают на самой делянке практически никакой обработки, очень удобен крупным компаниям с объемами от 50 до 150 тыс. кубометров древесины в год. Потому что только хлыстовая лесозаготовка и спецтехника для ее осуществления позволяют не вести первичную обработку на лесосеке, а вывезти древесину оттуда как можно быстрее.

Согласно технологии заготовки хлыстов на делянке всю работу выполняют только две единицы спецтехники: валочно-пакетирующая машина срезает ствол и формирует из него пачки хлыстов. Затем в работу включается скиддер, или трелевочный трактор. Он захватывает эти хлысты и волоком тащит их до ближайшего места переработки. Завершает работу процессор. Он, как правило, стоит уже на площадке первичной обработки и очищает полученные хлысты от сучьев и удаляет верхушки.
Стоимость подобного «ансамбля» может варьироваться в зависимости от производителя, зачастую не превышая 1,2—1,5 млн долларов. В пересчете этой цены на количество кубометров, которые дуэт валочно-пакетирующая машина плюс скиддер могут заготовить за одну смену, затраты на саму лесозаготовку оказываются минимальными. Отчасти, именно поэтому у хлыстового способа так много поклонников: от 70 до 85% лесопромышленников предпочитают сегодня именно эту технологию. Еще бы! Ведь на хорошей делянки с нормальными волоковыми путями и недалеко расположенном раскряжевочном (транспортировочном) пункте можно заработать сверхприбыли. Но есть и минусы: если каждый час работы спецтехники может приносить больше прибыли, то каждый час вынужденного простоя принесет и больше убытков. А потому к выбору спецтехники для хлыстовой лесозаготовки нужно подходить особенно тщательно.
Сейчас в это трудно поверить, но первые машины для хлыстовой лесозаготовки родились именно в нашей стране. Вернее, в СССР. Тогда страна Советов действительно была впереди планеты всей по производству узкоспециальных тракторов. И, несмотря на послевоенные годы, машиностроители смогли первыми в мире наладить промышленный выпуск специализированных гусеничных трелевочных тракторов КТ-12. С 1947 по 1951 гг. производство базировалось на Минском тракторном заводе, но затем перешло на площадку Кировского (Ленинградского) тракторного завода.
КТ-12 тогда был по-настоящему инновационной машиной: на нем стал устанавливаться специальный щит для укладки комлевой части стволов. Трелевка деревьев в таком состоянии оказалась куда удобнее простого волока. Это повысило объем перевозимого пакета и ускорило процесс перевозки древесины.

Лидерство утеряно
Современные машины российского производства хоть и сохранили в себе все преимущества великих предшественников, имеют в себе мало инновационного. То, что было прорывом в 50-х, сегодня безнадежно устарело. И пока легендарные «пятьдесятпятки» вершили трудовые подвиги ради общего коммунистического блага, капиталистические разработки медленно, но верно продвигались вперед. В перестроечные годы в страну хлынула волна импортной техники. Трелевочный трактор даже получил в России второе имя, и стал называться скиддером на западный манер.
Современный рынок готов предоставить платежеспособному покупателю множество моделей чокерных и бесчокерных скиддеров с иностранным клеймом на боку. При желании российских лесопромышленник может собрать у себя интернациональных парк самых разных лесозаготовительных машин: американские John Deere, финские Ponsse и даже японские Komatsu, которые выпускаются под европейской маркой Valmet.
«Джондировские» скиддеры представлены двумя направлениями: чокерными моделями и скиддерами с захватом. Первые представляют модели 540GIII и 640H с собственным 6,8-литровым двигателем JohnDeere и специальной трансмиссией PowerShift. В производстве этих скиддеров особый упор делается на экономичность работы без потери производительности.
Этими же достоинствами обладают скиддеры с захватом, представленные в пяти моделях: 640H, 548GIII, 648H, 748H и 848H. Компания заявляет эту серию как самую удобную линейку трелевщиков в своем классе, оправдывая это тем, что на машине установлена трансмиссия с функцией Autoshift, которая берет на себя переключение передач, позволяя оператору сконцентрироваться на работе, а не на рычаге коробки. Также модель оснащена рукояткой электронного управления дроссельной заслонкой, которая включает функцию круиз-контроля трелевщика. Производительность машины весьма высока, а множество дополнительных приспособлений помогают увеличить время продуктивной эксплуатации, ускорить обслуживание и снизить расходы на эксплуатацию.
Справедливости ради, стоит отметить, что и на отечественных предприятиях разработки идут полным ходом. Несмотря на череду экономических потрясений, наши машиностроители пытаются удержаться на конкурентоспособном уровне. ЧЕТРА, ОТЗ и братья-славяне из МТЗ производят выносливую и недорогую технику, способную работать и в тридцатиградусный мороз, и в летнюю жару. Отечественные трелевочники проверены временем, и многие поколения лесозаготовителей знают их как достойных потомков легендарных тракторов 50-х гг.
Да, поломки здесь нередки. Но большинство из них легкоустранимые: собственных знаний о российских машинах нашим механикам хватает для того, чтобы быстро восстановить работу трактора, а не ждать, пока специалист от компании-производителя доберется в лесную глушь вместе с необходимыми деталями.
Да, и новинки в модельном ряду отечественной техники тоже не редкость. В 2010 году ОТЗ запустил в серийный выпуск модель Онежец-300 с увеличенным ресурсом работы и межремонтными промежутками до 10 000 моточасов. Модель оснащена новой виброшумоизолированной, отапливаемой, вентилируемой кабиной с каркасом безопасности, улучшенной обзорности со стеклами из поликарбоната. Задний мост с планетарными конечными передачами и позиционируется как современная гусеничная машина с улучшенными потребительскими свойствами. Первые единицы уже отправились проходить проверку российскими лесами. И уже через год-два можно будет объективно судить об их реальной надежности.

Пилить и складывать
Второй компонент, валочно-пакетирующая машина, тоже выпускается на базе тракторов. Техника John Deere засветилась и здесь: ее модели 753J, 759G, 853J нередко приводятся менеджерами по продажам, как образец надежности и функциональности. В зависимости от лесосечного фонда и навыков оператора производительность валочно-пакетирующей машины John Deere может составлять до 1000 м3 в смену. Единственное «но»: стоимость этой надежности, функциональности и производительности часто оказывается неподъемной для рядового российского лесозаготовителя, а потому многим остается только мечтать об этих машинах или привлекать для ее покупки немалые дополнительные инвестиции в свой бизнес.
Недалеко от John Deere ушла марка Caterpillar. Эта компания производит как гусеничные, так и колесные валочно-пакетирующие машины для условий, максимально приближенных к условиям сибирской тайги.
В России основными производителями валочно-пакетирующих машин являются предприятия «Лестехпром» (г. Йошкар-Ола) и «Ковровец» (г. Ковров).
Валочно-пакетирующие машины на базе тракторов ЛП-19А и ЛП-19Б предназначены для срезания деревьев и укладки их в пакеты. Машины высокопроизводительны, просты в обслуживании, имеют хорошую проходимость благодаря балансирной независимой подвеске.
Ходовая часть представлена балансирной 10-катковой тележкой с гусеницами шириной 0,5-0,6 м. Валочно-пакетирующая машина на базе ЛП-19А имеет 6-цилиндровый дизель А-01М мощностью 95,5 кВт (130 л.с.) при 1700 об/мин. База ЛП-19Б дает машине 8-цилиндровый дизель ЯМЗ-238ГМ2 мощностью 125 кВт (170 л.с.) при 1700 об/мин, оборудован стартерным запуском и подогревателем. При стоимости в три раза меньше импортного аналога эта техника весьма успешно работает на сплошных рубках с сохранением и без сохранения подроста, а также в рубках ухода.
Экскаваторный завод «Ковровец» освоил выпуск валочно-пакетирующих машин серии МЛ-119А. Они могут эксплуатироваться в равнинной местности с уклоном до 8° на грунтах с несущей способностью до 100 кПа, при глубине снега до 1 м. Диапазон рабочих температур удивляет: от –40° до +40°С — не каждый человек способен такое выдержать, но для удобства оператора кабина сделана по образу и подобию зарубежных моделей и оснащена электронным блоком индикации рабочих параметров гидросистемы и двигателя, а также электронным регулятором температуры отопления. Этот образец техники также весьма вынослив и пользуется хоть и не большим, но стабильным спросом, что еще раз доказывают, что, несмотря на явные проблемы с инновационностью, отечественную технику можно назвать полноценным инструментом для хлыстовой лесозаготовки.


"Промышленные страницы Сибири" №8 (56) сентябрь 2011 г.

P align=justify>Согласно технологии заготовки хлыстов на делянке всю работу выполняют только две единицы спецтехники: валочно-пакетирующая машина срезает ствол и формирует из него пачки хлыстов. Затем в работу включается скиддер, или трелевочный трактор. Он захватывает эти хлысты и волоком тащит их до ближайшего места переработки. Завершает работу процессор. Он, как правило, стоит уже на площадке первичной обработки и очищает полученные хлысты от сучьев и удаляет верхушки.
Стоимость подобного «ансамбля» может варьироваться в зависимости от производителя, зачастую не превышая 1,2—1,5 млн долларов. В пересчете этой цены на количество кубометров, которые дуэт валочно-пакетирующая машина плюс скиддер могут заготовить за одну смену, затраты на саму лесозаготовку оказываются минимальными. Отчасти, именно поэтому у хлыстового способа так много поклонников: от 70 до 85% лесопромышленников предпочитают сегодня именно эту технологию. Еще бы! Ведь на хорошей делянки с нормальными волоковыми путями и недалеко расположенном раскряжевочном (транспортировочном) пункте можно заработать сверхприбыли. Но есть и минусы: если каждый час работы спецтехники может приносить больше прибыли, то каждый час вынужденного простоя принесет и больше убытков. А потому к выбору спецтехники для хлыстовой лесозаготовки нужно подходить особенно тщательно.
Сейчас в это трудно поверить, но первые машины для хлыстовой лесозаготовки родились именно в нашей стране. Вернее, в СССР. Тогда страна Советов действительно была впереди планеты всей по производству узкоспециальных тракторов. И, несмотря на послевоенные годы, машиностроители смогли первыми в мире наладить промышленный выпуск специализированных гусеничных трелевочных тракторов КТ-12. С 1947 по 1951 гг. производство базировалось на Минском тракторном заводе, но затем перешло на площадку Кировского (Ленинградского) тракторного завода.
КТ-12 тогда был по-настоящему инновационной машиной: на нем стал устанавливаться специальный щит для укладки комлевой части стволов. Трелевка деревьев в таком состоянии оказалась куда удобнее простого волока. Это повысило объем перевозимого пакета и ускорило процесс перевозки древесины.

Лидерство утеряно
Современные машины российского производства хоть и сохранили в себе все преимущества великих предшественников, имеют в себе мало инновационного. То, что было прорывом в 50-х, сегодня безнадежно устарело. И пока легендарные «пятьдесятпятки» вершили трудовые подвиги ради общего коммунистического блага, капиталистические разработки медленно, но верно продвигались вперед. В перестроечные годы в страну хлынула волна импортной техники. Трелевочный трактор даже получил в России второе имя, и стал называться скиддером на западный манер.
Современный рынок готов предоставить платежеспособному покупателю множество моделей чокерных и бесчокерных скиддеров с иностранным клеймом на боку. При желании российских лесопромышленник может собрать у себя интернациональных парк самых разных лесозаготовительных машин: американские John Deere, финские Ponsse и даже японские Komatsu, которые выпускаются под европейской маркой Valmet.
«Джондировские» скиддеры представлены двумя направлениями: чокерными моделями и скиддерами с захватом. Первые представляют модели 540GIII и 640H с собственным 6,8-литровым двигателем JohnDeere и специальной трансмиссией PowerShift. В производстве этих скиддеров особый упор делается на экономичность работы без потери производительности.
Этими же достоинствами обладают скиддеры с захватом, представленные в пяти моделях: 640H, 548GIII, 648H, 748H и 848H. Компания заявляет эту серию как самую удобную линейку трелевщиков в своем классе, оправдывая это тем, что на машине установлена трансмиссия с функцией Autoshift, которая берет на себя переключение передач, позволяя оператору сконцентрироваться на работе, а не на рычаге коробки. Также модель оснащена рукояткой электронного управления дроссельной заслонкой, которая включает функцию круиз-контроля трелевщика. Производительность машины весьма высока, а множество дополнительных приспособлений помогают увеличить время продуктивной эксплуатации, ускорить обслуживание и снизить расходы на эксплуатацию.
Справедливости ради, стоит отметить, что и на отечественных предприятиях разработки идут полным ходом. Несмотря на череду экономических потрясений, наши машиностроители пытаются удержаться на конкурентоспособном уровне. ЧЕТРА, ОТЗ и братья-славяне из МТЗ производят выносливую и недорогую технику, способную работать и в тридцатиградусный мороз, и в летнюю жару. Отечественные трелевочники проверены временем, и многие поколения лесозаготовителей знают их как достойных потомков легендарных тракторов 50-х гг.
Да, поломки здесь нередки. Но большинство из них легкоустранимые: собственных знаний о российских машинах нашим механикам хватает для того, чтобы быстро восстановить работу трактора, а не ждать, пока специалист от компании-производителя доберется в лесную глушь вместе с необходимыми деталями.
Да, и новинки в модельном ряду отечественной техники тоже не редкость. В 2010 году ОТЗ запустил в серийный выпуск модель Онежец-300 с увеличенным ресурсом работы и межремонтными промежутками до 10 000 моточасов. Модель оснащена новой виброшумоизолированной, отапливаемой, вентилируемой кабиной с каркасом безопасности, улучшенной обзорности со стеклами из поликарбоната. Задний мост с планетарными конечными передачами и позиционируется как современная гусеничная машина с улучшенными потребительскими свойствами. Первые единицы уже отправились проходить проверку российскими лесами. И уже через год-два можно будет объективно судить об их реальной надежности.

Пилить и складывать
Второй компонент, валочно-пакетирующая машина, тоже выпускается на базе тракторов. Техника John Deere засветилась и здесь: ее модели 753J, 759G, 853J нередко приводятся менеджерами по продажам, как образец надежности и функциональности. В зависимости от лесосечного фонда и навыков оператора производительность валочно-пакетирующей машины John Deere может составлять до 1000 м3 в смену. Единственное «но»: стоимость этой надежности, функциональности и производительности часто оказывается неподъемной для рядового российского лесозаготовителя, а потому многим остается только мечтать об этих машинах или привлекать для ее покупки немалые дополнительные инвестиции в свой бизнес.
Недалеко от John Deere ушла марка Caterpillar. Эта компания производит как гусеничные, так и колесные валочно-пакетирующие машины для условий, максимально приближенных к условиям сибирской тайги.
В России основными производителями валочно-пакетирующих машин являются предприятия «Лестехпром» (г. Йошкар-Ола) и «Ковровец» (г. Ковров).
Валочно-пакетирующие машины на базе тракторов ЛП-19А и ЛП-19Б предназначены для срезания деревьев и укладки их в пакеты. Машины высокопроизводительны, просты в обслуживании, имеют хорошую проходимость благодаря балансирной независимой подвеске.
Ходовая часть представлена балансирной 10-катковой тележкой с гусеницами шириной 0,5-0,6 м. Валочно-пакетирующая машина на базе ЛП-19А имеет 6-цилиндровый дизель А-01М мощностью 95,5 кВт (130 л.с.) при 1700 об/мин. База ЛП-19Б дает машине 8-цилиндровый дизель ЯМЗ-238ГМ2 мощностью 125 кВт (170 л.с.) при 1700 об/мин, оборудован стартерным запуском и подогревателем. При стоимости в три раза меньше импортного аналога эта техника весьма успешно работает на сплошных рубках с сохранением и без сохранения подроста, а также в рубках ухода.
Экскаваторный завод «Ковровец» освоил выпуск валочно-пакетирующих машин серии МЛ-119А. Они могут эксплуатироваться в равнинной местности с уклоном до 8° на грунтах с несущей способностью до 100 кПа, при глубине снега до 1 м. Диапазон рабочих температур удивляет: от –40° до +40°С — не каждый человек способен такое выдержать, но для удобства оператора кабина сделана по образу и подобию зарубежных моделей и оснащена электронным блоком индикации рабочих параметров гидросистемы и двигателя, а также электронным регулятором температуры отопления. Этот образец техники также весьма вынослив и пользуется хоть и не большим, но стабильным спросом, что еще раз доказывают, что, несмотря на явные проблемы с инновационностью, отечественную технику можно назвать полноценным инструментом для хлыстовой лесозаготовки.


"Промышленные страницы Сибири" №8 (56) сентябрь 2011 г.

скачать pdf

Антон Полевой.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru