Сегодня четверг 2 мая 2024 г. 22:42
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№56сентябрь 2011Тема номера
Отечественный лесмаш против импортного: реванш не за горами
Еще полвека назад наша страна была лидером лесного машиностроения. Знаменитые КТ-12 и ТДТ-55 поражали своими технологическими характеристиками и высокой работоспособностью не только отечественных лесозаготовителей, но и зарубежных предпринимателей. Но время показывает, что нет ничего вечного: наши машиностроительные заводы давно уже потеряли позицию первенства, а в сибирских лесах крепко обустроились импортные форвардеры и харвестеры.

Задел страны, которой нет
Основная проблема российского машиностроения заключается в серьезном отставании наших производителей от зарубежных. Ведь за шестьдесят с лишним лет, с момента выхода с конвейера первого трелевочного трактора в индустрии лесного машиностроения существенно ничего не изменилось, а между тем, те же финские, датские, германские заводы стремительно наращивают свою технологическую базу, модернизируют производство и выпускают действительно хорошие машины. Именно поэтому между легендарным и современным выбор очевиден в пользу последнего: он производителен, а для нынешнего бизнеса это главное преимущество. И любой директор леспромхоза или бизнесмен-лесозаготовитель, который заботится о завтрашнем дне, с уверенностью заказывает зарубежную технику. Если еще даже десять лет назад можно было с натяжкой сказать что большинство машин, работающих на лесосеках страны, отечественного производства, то сейчас их количество заметно сокращается. Например, по оценкам игроков отрасли лесного машиностроения на американский концерн John Deer приходится 55% продаж лесозаготовительной техники в России. Доля техники финской компании Ponsse оценивается в 15%, а за оставшиеся 30%, помимо российских компаний, борются канадские, японские, шведские и белорусские производители. В итоге доля российской техники получается неумолимо малой.
Отечественные предприятия лесного машиностроения, словно накренившиеся судна, ждут новой волны, которая затопит их окончательно. Два главных лидера страны советов — Онежский и Алтайский тракторные заводы резко сократили объемы выпуска лесных машин. Если в начале 80-х годов они выпускали в среднем около десяти тысяч машин каждый, то сейчас в годовых отчетах производительности в графе «выпущено» стоит скромная цифра 161. Куда плачевнее ситуация складывается на более мелких заводах, например Абаканский опытно-механичекий завод и вовсе в этом году остановил производство специальных машин. И причиной этому все те же пресловутые финансовые трудности.
Кое-как удается держаться на плаву лишь тем заводам, которые в переломный момент смогли объединить свои активы. В нашей стране такой один — ККУ «Концерн «Тракторные заводы». Всего в его состав входит 30 предприятий, среди которых есть производства, расположенные как в России, так и за рубежом (в Германии, Австрии и на Украине), плюс несколько конструкторских бюро, торговые компании и даже единая сервисная служба. Сейчас эти заводы постепенно реанимируются от потрясений, перестройки, экономического кризиса, и общего спада производства, а профильное предприятие группы — Красноярский завод лесного машиностроения постепенно наращивает обороты. Так, уже в 2011 году им запланирован рост производства машин для лесозаготовителей и лесоохранных служб в 2,5 раза, что обеспечит выпуск 152 единиц техники в год. Цифры по сравнению с тысячными оборотами финских заводов невелики, но на картине мрачного будущего отрасли лесного машиностроения в нашей стране это более чем светлый мазок.
Государство тоже посильно участвует в строительстве светлого будущего для своего машиностроения. Например, 62 лесопожарные машины, которые изготавливает в этом году ОАО «Краслесмаш», будут выкуплены регионами в рамках государственной программы по противодействию лесным пожарам. Эта программа будет действовать в течение трех лет, поэтому можно уверенно говорить, что государство поддерживает и предприятия отрасли, и службы лесоохраны.
«В этом году география распространения наших лесопожарных машин охватывает территорию всей страны, — делится достижениями исполнительный директор ОАО «Краслесмаш» Игорь Шустов, — Около 60 наших универсальных шасси ТТ-4М мы отправили на Великолукский машиностроительный завод, где их оснастят спецагрегатами и отправят работать в европейскую часть страны. Еще более 60 лесопожарных тракторов «Краслесмаш» поставит самостоятельно в рамках госзаказа на поставку лесопожарной техники в Бурятию, Алтай, Красноярский край и многие другие регионы страны».

Заводы требуют НИОКР!
Николай Громов, заместитель генерального директора холдинга «Тракторные заводы» по инновационным продуктам, главным вопросом эффективного развития машиностроения назвал именно НИОКР (Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы). Только они, по мнению специалиста, смогут помогать развитию технологий и производства на базе отечественных машзаводов, а в условиях жесткой конкуренции с высокотехнологичными западными производителями, только четко спланированные НИОКР способны не дать отрасли окончательно погибнуть.
Сибирской зимой даже импортная техника не всегда способна продуктивно работать, а иногда и вовсе простаивает до первых весенних дней. Зато наши «допотопные» тракторы чувствуют себя в сорокаградусные морозы ничуть не хуже — без особых проблем заводятся и трудятся по несколько рабочих смен, и только операторам не хватает знаменитого зарубежного комфорта.
НИОКР на российской лесной технике не велись вообще более 15 лет. Государство просто самоустранилось от помощи машиностроителям, считая, что акционерные общества должны самостоятельно заботиться о своем будущем — с одной стороны, это вполне исполнимо, но в условиях абсолютной беспомощности и низкой рентабельности представляется слабым. Сейчас, видимо уже на горьком опыте понимая, что на морозостойкости, как единственном плюсе, российское машиностроение не может выиграть у импортных конкурентов, правительство РФ разработало стратегию развития лесного комплекса на период до 2020 года. Часть инвестиций федерального бюджета будет направлено и на проведение НИОКР. Кроме того, сами компании начинают разработку новых технологий и модернизацию самих промышленных объектов с учетом современных требований. И довольно-таки весомый кусок пирога общих вложений получат именно НИОКР. Например, концерн «Тракторные заводы» уже объявил объем капитальных вложений в эту часть производства — они составят порядка 18 млн рублей.

Допотопные станки — в музей!
Станочный парк наших заводов лесного машиностроения тоже оставляет желать лучшего — по данным специалистов он изношен на 80-85%. А это означает, что банальным обновлением проблему станков не решить, как минимум необходима полная замена, поскольку на старинном оборудовании ну никак нельзя произвести современную машину.
Но после того, как финансовый вопрос на заводе пройден, и выделены деньги на покупку новеньких станков, возникнет новая проблема: где купить эти самые станки, отвечающие всем требованиям? К сожалению, станкостроительные заводы нашей страны находятся не в лучшем состоянии, чем машзаводы. И специализированные станки приходится закупать за рубежом.
Кроме того, отечественные станки давно уже неспособны производить спецтехнику, направленную на рубку леса современными методами. Дело в том, что советская промышленность была ориентирована преимущественно на выпуск техники для хлыстовой лесозаготовки (когда дерево валит лесоруб, а машина используется только при его транспортировке). Однако сейчас эту технологию замещает сортиментная лесозаготовка. Она предполагает использование принципиально других машин, а человеческий труд здесь максимально минимизирован. А как раз зарубежные харвестеры и форвардеры отвечают всем этим требованиям и поэтому активно используются на лесосеке.

Попытка — не пытка, или вынужденные меры российского лесмаша
Российские машиностроители признают, что их техника не настолько надежна и комфортна, как импортные аналоги. А для того что бы продолжать создавать свои разработки и при этом не останавливать производство, на наших предприятиях внедряются технологии так называемой «отверточной» сборки — наши заводы могут приобрести лицензию у зарубежных коллег на сборку машин из импортных комплектующих. Цена таких машин будет на 20-30% ниже цены собранной за границей спецтехники.
Первым заводом в России, который решил опробовать «отверточную» технологию стал Онежский тракторный завод. В 2003 году он приобрел лицензию на сборку немецких харвестеров и форвардеров марки HSM. Но все же дальше опытных образцов почему то дело не пошло, возможно все таки иметь детали зарубежных машин не достаточно, нужно еще уметь их собирать.
По подобному пути спустя год пошел и экскаваторный завод «Ковровец», планировавший в 2003 году собрать 20 первых финских лесных машин Logman. Тогда руководство компании назвало такой шаг вынужденной мерой, поскольку серийный выпуск собственных лесных машин можно было начать лет через 5-10, а за это время завод мог и вовсе потерять рынок. И чтобы удержать его применялась «отверточная» технология. Но о собранных на «Ковровце» «логманах» не слышно и поныне.
В чем же неудача применения подобной технологии именно в российском лесном машиностроении? Может быть, заводам не хватило времени, чтобы показать истинный результат работы? Ведь положительный опыт применения «отверточной» технологии в нашей стране есть. Например, подобная ситуация не так давно имела место быть и на рынке гидроманипуляторов. Еще в конце века импортная спецтехника в этой отрасли пользовалась большим успехом на нашем рынке. Когда к новому тысячелетию в России начали сборку импортных представителей семейства манипуляторов, мало кто предполагал, что в скором времени с отечественного рынка будут вытеснены практически все зарубежные производители. Сегодня импортные гидроманипуляторы не востребованы в России, поскольку внутри страны выпускается техника (в первую очередь, Соломбальским машзаводом и «Велмашем») мирового уровня. При этом цена отечественных манипуляторов в несколько раз ниже.

Свет в конце тоннеля
Но тем не менее, несмотря на даже очень весомые недостатки, и у нашего машиностроения есть явные продвижения вперед. Например, у Екатеринбургского завода «Лесмаш» есть очень приличные разработки сучкорезных машин. Йошкар-Олинский завод лесного машиностроения создал в 2005 году экспериментальную сучкорезно-раскряжевочную машину. На «Алтайском тракторе» разработан новый трактор МТ-5. Выпущено пять опытных образцов и они уже прошли испытания в «полевых» условиях. Несколько лет назад «Курганмашзавод» представил свою первую лесную разработку — бесчокерный трелевщик МЛ-107. А на «Краслесмаше» стремительно набирает обороты производство наших, русских форвардеров, к которым мы так долго шли.
Перспектива устойчивого развития есть. И очень даже возможно, что в скором будущем лесное машиностроение нашей страны расцветет с новой силой и с яркими разработками.


"Промышленные страницы Сибири" №8 (56) сентябрь 2011 г.

P align=justify>Задел страны, которой нет
Основная проблема российского машиностроения заключается в серьезном отставании наших производителей от зарубежных. Ведь за шестьдесят с лишним лет, с момента выхода с конвейера первого трелевочного трактора в индустрии лесного машиностроения существенно ничего не изменилось, а между тем, те же финские, датские, германские заводы стремительно наращивают свою технологическую базу, модернизируют производство и выпускают действительно хорошие машины. Именно поэтому между легендарным и современным выбор очевиден в пользу последнего: он производителен, а для нынешнего бизнеса это главное преимущество. И любой директор леспромхоза или бизнесмен-лесозаготовитель, который заботится о завтрашнем дне, с уверенностью заказывает зарубежную технику. Если еще даже десять лет назад можно было с натяжкой сказать что большинство машин, работающих на лесосеках страны, отечественного производства, то сейчас их количество заметно сокращается. Например, по оценкам игроков отрасли лесного машиностроения на американский концерн John Deer приходится 55% продаж лесозаготовительной техники в России. Доля техники финской компании Ponsse оценивается в 15%, а за оставшиеся 30%, помимо российских компаний, борются канадские, японские, шведские и белорусские производители. В итоге доля российской техники получается неумолимо малой.
Отечественные предприятия лесного машиностроения, словно накренившиеся судна, ждут новой волны, которая затопит их окончательно. Два главных лидера страны советов — Онежский и Алтайский тракторные заводы резко сократили объемы выпуска лесных машин. Если в начале 80-х годов они выпускали в среднем около десяти тысяч машин каждый, то сейчас в годовых отчетах производительности в графе «выпущено» стоит скромная цифра 161. Куда плачевнее ситуация складывается на более мелких заводах, например Абаканский опытно-механичекий завод и вовсе в этом году остановил производство специальных машин. И причиной этому все те же пресловутые финансовые трудности.
Кое-как удается держаться на плаву лишь тем заводам, которые в переломный момент смогли объединить свои активы. В нашей стране такой один — ККУ «Концерн «Тракторные заводы». Всего в его состав входит 30 предприятий, среди которых есть производства, расположенные как в России, так и за рубежом (в Германии, Австрии и на Украине), плюс несколько конструкторских бюро, торговые компании и даже единая сервисная служба. Сейчас эти заводы постепенно реанимируются от потрясений, перестройки, экономического кризиса, и общего спада производства, а профильное предприятие группы — Красноярский завод лесного машиностроения постепенно наращивает обороты. Так, уже в 2011 году им запланирован рост производства машин для лесозаготовителей и лесоохранных служб в 2,5 раза, что обеспечит выпуск 152 единиц техники в год. Цифры по сравнению с тысячными оборотами финских заводов невелики, но на картине мрачного будущего отрасли лесного машиностроения в нашей стране это более чем светлый мазок.
Государство тоже посильно участвует в строительстве светлого будущего для своего машиностроения. Например, 62 лесопожарные машины, которые изготавливает в этом году ОАО «Краслесмаш», будут выкуплены регионами в рамках государственной программы по противодействию лесным пожарам. Эта программа будет действовать в течение трех лет, поэтому можно уверенно говорить, что государство поддерживает и предприятия отрасли, и службы лесоохраны.
«В этом году география распространения наших лесопожарных машин охватывает территорию всей страны, — делится достижениями исполнительный директор ОАО «Краслесмаш» Игорь Шустов, — Около 60 наших универсальных шасси ТТ-4М мы отправили на Великолукский машиностроительный завод, где их оснастят спецагрегатами и отправят работать в европейскую часть страны. Еще более 60 лесопожарных тракторов «Краслесмаш» поставит самостоятельно в рамках госзаказа на поставку лесопожарной техники в Бурятию, Алтай, Красноярский край и многие другие регионы страны».

Заводы требуют НИОКР!
Николай Громов, заместитель генерального директора холдинга «Тракторные заводы» по инновационным продуктам, главным вопросом эффективного развития машиностроения назвал именно НИОКР (Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы). Только они, по мнению специалиста, смогут помогать развитию технологий и производства на базе отечественных машзаводов, а в условиях жесткой конкуренции с высокотехнологичными западными производителями, только четко спланированные НИОКР способны не дать отрасли окончательно погибнуть.
Сибирской зимой даже импортная техника не всегда способна продуктивно работать, а иногда и вовсе простаивает до первых весенних дней. Зато наши «допотопные» тракторы чувствуют себя в сорокаградусные морозы ничуть не хуже — без особых проблем заводятся и трудятся по несколько рабочих смен, и только операторам не хватает знаменитого зарубежного комфорта.
НИОКР на российской лесной технике не велись вообще более 15 лет. Государство просто самоустранилось от помощи машиностроителям, считая, что акционерные общества должны самостоятельно заботиться о своем будущем — с одной стороны, это вполне исполнимо, но в условиях абсолютной беспомощности и низкой рентабельности представляется слабым. Сейчас, видимо уже на горьком опыте понимая, что на морозостойкости, как единственном плюсе, российское машиностроение не может выиграть у импортных конкурентов, правительство РФ разработало стратегию развития лесного комплекса на период до 2020 года. Часть инвестиций федерального бюджета будет направлено и на проведение НИОКР. Кроме того, сами компании начинают разработку новых технологий и модернизацию самих промышленных объектов с учетом современных требований. И довольно-таки весомый кусок пирога общих вложений получат именно НИОКР. Например, концерн «Тракторные заводы» уже объявил объем капитальных вложений в эту часть производства — они составят порядка 18 млн рублей.

Допотопные станки — в музей!
Станочный парк наших заводов лесного машиностроения тоже оставляет желать лучшего — по данным специалистов он изношен на 80-85%. А это означает, что банальным обновлением проблему станков не решить, как минимум необходима полная замена, поскольку на старинном оборудовании ну никак нельзя произвести современную машину.
Но после того, как финансовый вопрос на заводе пройден, и выделены деньги на покупку новеньких станков, возникнет новая проблема: где купить эти самые станки, отвечающие всем требованиям? К сожалению, станкостроительные заводы нашей страны находятся не в лучшем состоянии, чем машзаводы. И специализированные станки приходится закупать за рубежом.
Кроме того, отечественные станки давно уже неспособны производить спецтехнику, направленную на рубку леса современными методами. Дело в том, что советская промышленность была ориентирована преимущественно на выпуск техники для хлыстовой лесозаготовки (когда дерево валит лесоруб, а машина используется только при его транспортировке). Однако сейчас эту технологию замещает сортиментная лесозаготовка. Она предполагает использование принципиально других машин, а человеческий труд здесь максимально минимизирован. А как раз зарубежные харвестеры и форвардеры отвечают всем этим требованиям и поэтому активно используются на лесосеке.

Попытка — не пытка, или вынужденные меры российского лесмаша
Российские машиностроители признают, что их техника не настолько надежна и комфортна, как импортные аналоги. А для того что бы продолжать создавать свои разработки и при этом не останавливать производство, на наших предприятиях внедряются технологии так называемой «отверточной» сборки — наши заводы могут приобрести лицензию у зарубежных коллег на сборку машин из импортных комплектующих. Цена таких машин будет на 20-30% ниже цены собранной за границей спецтехники.
Первым заводом в России, который решил опробовать «отверточную» технологию стал Онежский тракторный завод. В 2003 году он приобрел лицензию на сборку немецких харвестеров и форвардеров марки HSM. Но все же дальше опытных образцов почему то дело не пошло, возможно все таки иметь детали зарубежных машин не достаточно, нужно еще уметь их собирать.
По подобному пути спустя год пошел и экскаваторный завод «Ковровец», планировавший в 2003 году собрать 20 первых финских лесных машин Logman. Тогда руководство компании назвало такой шаг вынужденной мерой, поскольку серийный выпуск собственных лесных машин можно было начать лет через 5-10, а за это время завод мог и вовсе потерять рынок. И чтобы удержать его применялась «отверточная» технология. Но о собранных на «Ковровце» «логманах» не слышно и поныне.
В чем же неудача применения подобной технологии именно в российском лесном машиностроении? Может быть, заводам не хватило времени, чтобы показать истинный результат работы? Ведь положительный опыт применения «отверточной» технологии в нашей стране есть. Например, подобная ситуация не так давно имела место быть и на рынке гидроманипуляторов. Еще в конце века импортная спецтехника в этой отрасли пользовалась большим успехом на нашем рынке. Когда к новому тысячелетию в России начали сборку импортных представителей семейства манипуляторов, мало кто предполагал, что в скором времени с отечественного рынка будут вытеснены практически все зарубежные производители. Сегодня импортные гидроманипуляторы не востребованы в России, поскольку внутри страны выпускается техника (в первую очередь, Соломбальским машзаводом и «Велмашем») мирового уровня. При этом цена отечественных манипуляторов в несколько раз ниже.

Свет в конце тоннеля
Но тем не менее, несмотря на даже очень весомые недостатки, и у нашего машиностроения есть явные продвижения вперед. Например, у Екатеринбургского завода «Лесмаш» есть очень приличные разработки сучкорезных машин. Йошкар-Олинский завод лесного машиностроения создал в 2005 году экспериментальную сучкорезно-раскряжевочную машину. На «Алтайском тракторе» разработан новый трактор МТ-5. Выпущено пять опытных образцов и они уже прошли испытания в «полевых» условиях. Несколько лет назад «Курганмашзавод» представил свою первую лесную разработку — бесчокерный трелевщик МЛ-107. А на «Краслесмаше» стремительно набирает обороты производство наших, русских форвардеров, к которым мы так долго шли.
Перспектива устойчивого развития есть. И очень даже возможно, что в скором будущем лесное машиностроение нашей страны расцветет с новой силой и с яркими разработками.


"Промышленные страницы Сибири" №8 (56) сентябрь 2011 г.

скачать pdf

Анастасия Ульянова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru