Сегодня четверг 9 мая 2024 г. 07:23
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№55август 2011ЖКХ
Нужны ли коммунальному хозяйству СРО?
Реформа ЖКХ, прокатившаяся по стране, дала не совсем тот эффект, который от нее ожидали. Отрасль действительно стала самостоятельной и жильцы теперь сами платят за все услуги, которые им предоставляются, но многих проблем это не сняло и наоборот, выявило недостаточную внутреннюю организованность в ЖКХ. Коммунальной сфере по-прежнему необходима помощь и устойчивая общая основа для развития бизнеса. В качестве этой основы некоторые представители отрасли предлагают прибегнуть к созданию СРО в ЖКХ. Рассмотрим, к чему это может привести.

Применение механизмов саморегулирования в ЖКХ позволит сократить административные, экономические и организационные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства. Это будет способствовать повышению эффективности отрасли. Европа и США уже давно оценили преимущества саморегулирования, так как в странах с развитой экономикой практически любой вид деятельности, любой вид бизнеса контролируется на уровне саморегулирования. Россия в этой сфере тоже не новичок — наша страна знакома с СРО уже примерно полтора века.
На данный момент саморегулирование практикуется во многих отраслях промышленности и экономики. Но ЖКХ в этом плане очень специфично. Жилищно-коммунальное хозяйство сейчас — это социально-ориентированный сектор экономики с сильным влиянием государства. Тарифы на услуги ЖКХ устанавливает государство, и до рыночных отношений в ЖКХ — долгий путь. В этом и заключается основная проблема инвестиционной привлекательности ЖКХ. Нужно создавать рыночные инструменты развития ЖКХ, которые позволят перейти к рынку в ЖКХ, улучшить инвестиционный климат. СРО — один из инструментов. СРО позволит влиять на качество услуг в ЖКХ уже в условиях «полурыночных отношений». Вступление в СРО должно проходить на обязательной основе.

Кнут, как пряник
Первый вопрос, который хочется задать сторонникам ЖКХ, касается свободы выбора компаний. Должны ли предприятия ЖКХ иметь этот выбор, или все нужно решить решением сверху?
Практика показывает, что на первом этапе вступление должно проходить на обязательной основе. Критическое состояние жилищного фонда, инженерных коммуникаций не позволяет идти по эволюционному пути развития событий в ЖКХ, ждать, когда УК ЖКХ осознают, что нужно работать хорошо, не обманывать и не издеваться над населением. К сожалению, нужно УК ЖКХ «загнать» в СРО. Административных рычагов давления на УК ЖКХ недостаточно, да и власть не в состоянии с этой проблемой справиться. СРО и придумано для того, чтобы переложить функции контроля государства за качеством ЖКУ на сам бизнес. Ведь саморегулирование — это механизм контроля со стороны государства за бизнес-сообществом с помощью самого бизнес-сообщества.
Но законодательная основа для разумного принуждения и самоконтроля еще не налажена. И в этом заключена одна из основных проблем СРО ЖКХ. Близость выборов сместила приоритеты законодателей. Предвыборная полемика мешает коммунальщикам и тормозит процесс организации СРО. Впрочем, представители отрасли не теряют надежды, что после выборов будут приняты законы о СРО в ЖКХ — принятие решения больше нельзя откладывать на потом.
Основная масса УК ЖКХ не созрела до понимания сути СРО. С ними нужно работать. Они ждут закона, который их заставит вступить в СРО. К сожалению, аргументы в виде административного давления — это чисто российская ментальность. Руководителей УК ЖКХ с осознанным пониманием важности СРО крайне мало. Часть компаний — обыкновенные нечистые на руку временщики, предпочитающие ловить рыбу в мутной воде. Они исчезают сразу же, как только в их руках появляются деньги. Такие компании нужно выгонять с рынка с помощью механизмов СРО.
Однако эксперты уверены: проблемы начнутся только у тех, кто не умеет работать по-честному. СРО — это цивилизованный механизм создания конкурентной рыночной среды в ЖКХ. Поэтому все ответственные компании, которые хотят работать на рынке честно, получат преимущества, поддержку, защиту. Но не все предприятия отрасли, даже ведущие, смогут предоставить услуги, соответствующие международным требованиям.
Федеральные законы «О некоммерческих организациях» и «О саморегулируемых организациях», можно сказать, поставили барьер на пути нечестных участников рынка и дают возможность предприятиям, организациям, и индивидуальным предпринимателям объединиться в некоммерческие партнерства, делегируя им часть своих прав. Это позволяет вырабатывать общую политику деятельности в сфере ЖКХ, выражающую интересы, как производителей, так и потребителей услуг, а также дает возможность защищать права членов партнерства и представлять их в органах власти всех уровней. Многие получат возможность начать работу в условиях саморегулирования и в то же время получать методологическое обеспечение своей работы, обзор опыта коллег, а также иметь всестороннюю защиту предпринимательской деятельности.

Есть положительный опыт
24 региона страны уже смогли организовать СРО УК ЖКХ, на деле доказав возможности 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Перейти на добровольное саморегулирование компаний управляющих недвижимостью в самое ближайшее время готовы еще 30 регионов страны. С точки зрения проработки вопросов организации и функционирования СРО в сфере ЖКХ появились явные лидеры: Удмуртская Республика, Архангельская область, Ярославская область, Новосибирская область, Хабаровский край, Москва.
В начале прошлого года в Москве состоялось учредительное собрание представителей всех саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью с целью создания Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью». Основными задачами общероссийской ассоциации должны стать формирование единых стандартов управления объектами недвижимости, координация взаимодействия управляющих компаний с поставщиками коммунальных услуг и их потребителями, органами власти, а в конечном итоге — создание эффективного и качественного рынка услуг по управлению недвижимостью.
В ассоциацию «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью» вошло 18 СРО: НП «Управдом» (Удмуртия), НП УО «ЖКХ-Гарант» (Архангельская область), НП «Ассоциация управляющих и обслуживающих организаций в жилищной сфере» (Рязанская область), НП «НОЦ управляющих МКД» (Новосибирская область), НП «Ассоциация управляющих компаний» (Пермский край), «Ассоциация управляющих и собственников жилья Свердловской области», НО «Региональная ассоциация Управляющих компаний» (Вологодская область), НП «Поволжский межрегиональный центр регулирования деятельности в сфере ЖКХ» (Самарская область), НП «Инициатива» (Ивановская область), НП «Оренбуржье», НП «Содружество жилищно-коммунального хозяйства» (Иркутская область), НП «Ярославия» (Ярославская область), НП УО ЖКХ «Забайкалье», НП «ЖКХ-Групп» (Хабаровский край), НП «Домоуправ» (Калужская область), Межрегиональная организация НП «МГУ ЖКХ», Ассоциация «Управляющие и эксплуатационные организации в жилищно-коммунальной сфере» (Волгоградская область) НП «Альянс» (Калининградская область).

Кластерная экономика
Передовым в отношении саморегулирования в ЖКХ является Алтайский край. Именно там сейчас активно развивается идея создания не просто СРО ЖКХ, а кластера ЖКХ.
В региональный кластер ЖКХ входят предприятия, организации, отражающие все этапы процесса оказания жилищно-коммунальных услуг населению и юридическим лицам: от поставщиков услуг, до УК, ТСЖ, ЖСК и научных организаций. Предприятия и организации, входящие в региональный кластер ЖКХ, взаимодействуют с законодательными и исполнительными органами власти.
Управление кластером осуществляется Советом кластера ЖКХ и исполнительным органом — краевой управляющей компанией «Кластер ЖКХ». В состав Совета кластера ЖКХ войдут ведущие специалисты, ученые, юристы, экономисты и менеджеры, представляющие учреждения и организации входящие в кластер. Совет кластера ЖКХ будет определять технологическую и экономическую политики кластера.
Кластерообразующая краевая управляющая компания «Кластер ЖКХ» разрабатывает стратегию развития регионального кластера ЖКХ, а также организационно-экономические механизмы реализации стратегии, разрабатывает концепции и комплексные проекты стратегических направлений развития регионального кластера ЖКХ, занимается вопросами инновационного развития и организации инвестопроводящих цепочек кластера ЖКХ, выполняет функции оперативного управления деятельностью регионального кластера ЖКХ как саморегулируемой организации, в том числе осуществляет регулирование, координацию, контроль деятельности предприятий, организаций, входящих в состав кластера, на основе разработанных стандартов в виде регламентов бизнес-процессов деятельности участников СРО.
Базовым принципом внутри кластерной организации деятельности основных предприятий кластера представляется процессный подход к управлению.
При создании эффективных моделей бизнеса в настоящее время широко используется процессный подход к управлению, который позволяет решать проблему проектирования бизнес-структур, адаптированных к динамически изменяющимся свойствам внешней среды.
Для рынка ЖКХ это особенно актуально, т.к. одним из основных принципов процессно-ориентированного управления считается принцип максимальной ориентации на удовлетворение потребностей клиента, сформулированный в стандартах ISO 9000:2000. Данный принцип, очевидно, гармонирует с целями реформы ЖКХ, достижение которых означало бы качественное изменение обслуживания населения в сторону улучшения со стороны предприятий системы ЖКХ.


Справка

Проблема саморегулирования отрасли стоит довольно остро — и одно из множества ее решений кроется в обучении коммунальщиков и обсуждении будущей модели СРО в ЖКХ. Необходимость открытой дискуссии на эту тему очевидна: только так представители отрасли смогут больше понять друг друга и выработать единое мнение относительно будущего облика коммунального хозяйства России.
Чуть более чем полгода назад представители ЖКХ уже собрались за круглым столом вместе с руководителями компаний, предоставляющих услуги по автоматизации систем коммунального хозяйства (итоги дискуссии опубликованны в апрельском номере журнала за 2011 год). Несмотря на то, что автоматизация в ЖКХ тогда была заявлена главной темой обсуждения, дискуссия получилась настолько оживленной, что собеседники увлеклись более глобальными проблемами отрасли. В числе таковых оказалось и саморегулирование в ЖКХ. Алексей Мурзин поделился опытом своих барнаульских коллег, и участники круглого стола заговорили об этом как о совершенно новом, но во многом необходимом отрасли явлении. Мы учли этот интерес и понимаем важность обсуждения этой темы, а значит, данная статья — не последняя, и в будущем мы постараемся порадовать читателя новыми материалами на эту тему.


"Промышленные страницы Сибири" №7 (55) август 2011 г.

p align="justify">Применение механизмов саморегулирования в ЖКХ позволит сократить административные, экономические и организационные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства. Это будет способствовать повышению эффективности отрасли. Европа и США уже давно оценили преимущества саморегулирования, так как в странах с развитой экономикой практически любой вид деятельности, любой вид бизнеса контролируется на уровне саморегулирования. Россия в этой сфере тоже не новичок — наша страна знакома с СРО уже примерно полтора века.
На данный момент саморегулирование практикуется во многих отраслях промышленности и экономики. Но ЖКХ в этом плане очень специфично. Жилищно-коммунальное хозяйство сейчас — это социально-ориентированный сектор экономики с сильным влиянием государства. Тарифы на услуги ЖКХ устанавливает государство, и до рыночных отношений в ЖКХ — долгий путь. В этом и заключается основная проблема инвестиционной привлекательности ЖКХ. Нужно создавать рыночные инструменты развития ЖКХ, которые позволят перейти к рынку в ЖКХ, улучшить инвестиционный климат. СРО — один из инструментов. СРО позволит влиять на качество услуг в ЖКХ уже в условиях «полурыночных отношений». Вступление в СРО должно проходить на обязательной основе.

Кнут, как пряник
Первый вопрос, который хочется задать сторонникам ЖКХ, касается свободы выбора компаний. Должны ли предприятия ЖКХ иметь этот выбор, или все нужно решить решением сверху?
Практика показывает, что на первом этапе вступление должно проходить на обязательной основе. Критическое состояние жилищного фонда, инженерных коммуникаций не позволяет идти по эволюционному пути развития событий в ЖКХ, ждать, когда УК ЖКХ осознают, что нужно работать хорошо, не обманывать и не издеваться над населением. К сожалению, нужно УК ЖКХ «загнать» в СРО. Административных рычагов давления на УК ЖКХ недостаточно, да и власть не в состоянии с этой проблемой справиться. СРО и придумано для того, чтобы переложить функции контроля государства за качеством ЖКУ на сам бизнес. Ведь саморегулирование — это механизм контроля со стороны государства за бизнес-сообществом с помощью самого бизнес-сообщества.
Но законодательная основа для разумного принуждения и самоконтроля еще не налажена. И в этом заключена одна из основных проблем СРО ЖКХ. Близость выборов сместила приоритеты законодателей. Предвыборная полемика мешает коммунальщикам и тормозит процесс организации СРО. Впрочем, представители отрасли не теряют надежды, что после выборов будут приняты законы о СРО в ЖКХ — принятие решения больше нельзя откладывать на потом.
Основная масса УК ЖКХ не созрела до понимания сути СРО. С ними нужно работать. Они ждут закона, который их заставит вступить в СРО. К сожалению, аргументы в виде административного давления — это чисто российская ментальность. Руководителей УК ЖКХ с осознанным пониманием важности СРО крайне мало. Часть компаний — обыкновенные нечистые на руку временщики, предпочитающие ловить рыбу в мутной воде. Они исчезают сразу же, как только в их руках появляются деньги. Такие компании нужно выгонять с рынка с помощью механизмов СРО.
Однако эксперты уверены: проблемы начнутся только у тех, кто не умеет работать по-честному. СРО — это цивилизованный механизм создания конкурентной рыночной среды в ЖКХ. Поэтому все ответственные компании, которые хотят работать на рынке честно, получат преимущества, поддержку, защиту. Но не все предприятия отрасли, даже ведущие, смогут предоставить услуги, соответствующие международным требованиям.
Федеральные законы «О некоммерческих организациях» и «О саморегулируемых организациях», можно сказать, поставили барьер на пути нечестных участников рынка и дают возможность предприятиям, организациям, и индивидуальным предпринимателям объединиться в некоммерческие партнерства, делегируя им часть своих прав. Это позволяет вырабатывать общую политику деятельности в сфере ЖКХ, выражающую интересы, как производителей, так и потребителей услуг, а также дает возможность защищать права членов партнерства и представлять их в органах власти всех уровней. Многие получат возможность начать работу в условиях саморегулирования и в то же время получать методологическое обеспечение своей работы, обзор опыта коллег, а также иметь всестороннюю защиту предпринимательской деятельности.

Есть положительный опыт
24 региона страны уже смогли организовать СРО УК ЖКХ, на деле доказав возможности 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Перейти на добровольное саморегулирование компаний управляющих недвижимостью в самое ближайшее время готовы еще 30 регионов страны. С точки зрения проработки вопросов организации и функционирования СРО в сфере ЖКХ появились явные лидеры: Удмуртская Республика, Архангельская область, Ярославская область, Новосибирская область, Хабаровский край, Москва.
В начале прошлого года в Москве состоялось учредительное собрание представителей всех саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью с целью создания Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью». Основными задачами общероссийской ассоциации должны стать формирование единых стандартов управления объектами недвижимости, координация взаимодействия управляющих компаний с поставщиками коммунальных услуг и их потребителями, органами власти, а в конечном итоге — создание эффективного и качественного рынка услуг по управлению недвижимостью.
В ассоциацию «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью» вошло 18 СРО: НП «Управдом» (Удмуртия), НП УО «ЖКХ-Гарант» (Архангельская область), НП «Ассоциация управляющих и обслуживающих организаций в жилищной сфере» (Рязанская область), НП «НОЦ управляющих МКД» (Новосибирская область), НП «Ассоциация управляющих компаний» (Пермский край), «Ассоциация управляющих и собственников жилья Свердловской области», НО «Региональная ассоциация Управляющих компаний» (Вологодская область), НП «Поволжский межрегиональный центр регулирования деятельности в сфере ЖКХ» (Самарская область), НП «Инициатива» (Ивановская область), НП «Оренбуржье», НП «Содружество жилищно-коммунального хозяйства» (Иркутская область), НП «Ярославия» (Ярославская область), НП УО ЖКХ «Забайкалье», НП «ЖКХ-Групп» (Хабаровский край), НП «Домоуправ» (Калужская область), Межрегиональная организация НП «МГУ ЖКХ», Ассоциация «Управляющие и эксплуатационные организации в жилищно-коммунальной сфере» (Волгоградская область) НП «Альянс» (Калининградская область).

Кластерная экономика
Передовым в отношении саморегулирования в ЖКХ является Алтайский край. Именно там сейчас активно развивается идея создания не просто СРО ЖКХ, а кластера ЖКХ.
В региональный кластер ЖКХ входят предприятия, организации, отражающие все этапы процесса оказания жилищно-коммунальных услуг населению и юридическим лицам: от поставщиков услуг, до УК, ТСЖ, ЖСК и научных организаций. Предприятия и организации, входящие в региональный кластер ЖКХ, взаимодействуют с законодательными и исполнительными органами власти.
Управление кластером осуществляется Советом кластера ЖКХ и исполнительным органом — краевой управляющей компанией «Кластер ЖКХ». В состав Совета кластера ЖКХ войдут ведущие специалисты, ученые, юристы, экономисты и менеджеры, представляющие учреждения и организации входящие в кластер. Совет кластера ЖКХ будет определять технологическую и экономическую политики кластера.
Кластерообразующая краевая управляющая компания «Кластер ЖКХ» разрабатывает стратегию развития регионального кластера ЖКХ, а также организационно-экономические механизмы реализации стратегии, разрабатывает концепции и комплексные проекты стратегических направлений развития регионального кластера ЖКХ, занимается вопросами инновационного развития и организации инвестопроводящих цепочек кластера ЖКХ, выполняет функции оперативного управления деятельностью регионального кластера ЖКХ как саморегулируемой организации, в том числе осуществляет регулирование, координацию, контроль деятельности предприятий, организаций, входящих в состав кластера, на основе разработанных стандартов в виде регламентов бизнес-процессов деятельности участников СРО.
Базовым принципом внутри кластерной организации деятельности основных предприятий кластера представляется процессный подход к управлению.
При создании эффективных моделей бизнеса в настоящее время широко используется процессный подход к управлению, который позволяет решать проблему проектирования бизнес-структур, адаптированных к динамически изменяющимся свойствам внешней среды.
Для рынка ЖКХ это особенно актуально, т.к. одним из основных принципов процессно-ориентированного управления считается принцип максимальной ориентации на удовлетворение потребностей клиента, сформулированный в стандартах ISO 9000:2000. Данный принцип, очевидно, гармонирует с целями реформы ЖКХ, достижение которых означало бы качественное изменение обслуживания населения в сторону улучшения со стороны предприятий системы ЖКХ.


Справка

Проблема саморегулирования отрасли стоит довольно остро — и одно из множества ее решений кроется в обучении коммунальщиков и обсуждении будущей модели СРО в ЖКХ. Необходимость открытой дискуссии на эту тему очевидна: только так представители отрасли смогут больше понять друг друга и выработать единое мнение относительно будущего облика коммунального хозяйства России.
Чуть более чем полгода назад представители ЖКХ уже собрались за круглым столом вместе с руководителями компаний, предоставляющих услуги по автоматизации систем коммунального хозяйства (итоги дискуссии опубликованны в апрельском номере журнала за 2011 год). Несмотря на то, что автоматизация в ЖКХ тогда была заявлена главной темой обсуждения, дискуссия получилась настолько оживленной, что собеседники увлеклись более глобальными проблемами отрасли. В числе таковых оказалось и саморегулирование в ЖКХ. Алексей Мурзин поделился опытом своих барнаульских коллег, и участники круглого стола заговорили об этом как о совершенно новом, но во многом необходимом отрасли явлении. Мы учли этот интерес и понимаем важность обсуждения этой темы, а значит, данная статья — не последняя, и в будущем мы постараемся порадовать читателя новыми материалами на эту тему.


"Промышленные страницы Сибири" №7 (55) август 2011 г.

скачать pdf

Юлия Ребрунова. Алексей Мурзин, заместитель директора по информатизации и информационной политике СР.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru