Сегодня воскресенье 28 апреля 2024 г. 04:30
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№53июнь 2011КИП и А
Российский подход к стимулированию
Во всех развитых странах система учета воды была отлажена еще десятилетия назад. Российским коммунальщикам долгое время было не до отладки системы — находились более важные дела. И вот, наконец, четыре года назад в отрасль пришло озарение: надо стимулировать всех беречь ресурсы. А для этого надо стимулировать их устанавливать в своих домах счетчики воды.

Нерыночные механизмы
Если покупатель идет в магазин, он не покупает кассу, чтобы рассчитаться. Если идет на рынок — ему не нужно тащить с собой весы, чтобы продавец взвесил ему его покупку. И даже, приходя в кино, никто не подписывает своей рукой билет. Потому что практически во всех сферах рынка продавец сам отвечает за средства учета своего товара и расчета с покупателем. Но в ЖКХ, как обычно, все по-другому: если человек покупает у поставщика услуг горячую и холодную воду, то он сам должен озаботиться проблемой учета этой самой воды. Нет ли в этом противоречий? В конце концов, переход ЖКХ на рыночные рельсы подразумевает «рыночность» для всех, а не только для тех, кому она более выгодна. Тем более что методы стимулирования спроса в этой сфере совсем не рыночные.
В 2009 году законодатели приняли Федеральный закон №261. В нем Правительство послало нас всех курсом на энергосбережение, а пути этого самого энергосбережения проработало на скорую руку. И камнем преткновения в истории со счетчиками стал проект «Правил предоставления жилищно-коммунальных услуг» под редакцией Минрегиона, который был сформирован в рамках 261-ого закона и должен был вступить в законную силу с начала текущего года. Первоначальный вариант этих правил предусматривал метод кнута для всех, кто не успел установить счетчики воды в своей квартире: с 1 января 2011 года жильцам этих квартир пришлось бы платить вдвое больше норматива, а с 1 января 2012 года — вчетверо. Проект не был принят, но столь сжатые сроки вызвали ажиотаж, охвативший тех, кто и так планировал установку приборов учета и имел на это средства. Тем же, кто не имел для этого никаких финансовых возможностей (для пенсионеров и малообеспеченых семей сумма установки весьма высока), оставалось просто смириться.
Экономическая польза есть
Отношение населения к установке приборов учета неоднозначное лишь потому, что они реально помогают экономить на горячей и холодной воде. Для семьи из трех человек разница в платежках по нормативам и по реальным показателям составляет от ста до пятисот рублей в зависимости от привычек потребления.
Установка простого счетчика вместе с оплатой подключения, регистрации и прочей бюрократии выльется в весьма немалую сумму: уже сейчас самые бюджетные варианты установки потребуют 6-8 тыс. руб. на обе трубы — холодную и горячу.
Если экономия в среднем составит 200 рублей в месяц, то итоговая экономия от установки счетчиков не превысит 4-6 тысяч за весь период использования приборов учета. Потомку что по окончании пятилетнего срока эксплуатации каждый счетчик необходимо нести на проверку, доказывая, что он рабочий и показывает нормальные данные. Экспертиза счетчиков может потребовать дополнительных вложений, причем, как объясняют продавцы, счетчики холодной воды еще имеют шанс эту проверку пройти, а приборы учета горячего водоснабджения точно придется покупать новые. Так что через пять лет процедуру снова нужно будет проходить заново.
Многие из услышавших эти условия покупателей справедливо негодуют: уж не придумали ли производители КИПиА новую схему по стимулировании спроса на пустом месте?
Однако специалисты отрасли объясняют, что причина замены вполне весомая. Качество воды может действительно привести к необратимым изменениям в учитывающем механизме, и что эта смена направлена прежде всего, и на благо покупателя: дескать, из-за неисправного счетчика он может платить больше. В последнее верится с трудом, но теперь не остается больше ничего, кроме как поверить.
Да, помимо всего прочего счетчики имеют одну очень положительную особенность: их можно автоматизировать, удешевив и ускорив процесс сбора данных. Эти меры позволяют экономить уже управляющей компании
Но пока автоматизация в ЖКХ скорее стоит на месте, чем идет вперед: коммунальщики жалуются на постоянную нехватку денег и продолжают работу вести работу старыми средствами. Они понимают всю пользу технологий, но поскольку для модернизации нужны серьезнвые инвестиции, только малая толика УК и ТСЖ готтова перейти на автоматизарованные системы сбора данных, и об успешной реализации подобных проектов малоизвестно.
Весь дом — на счетчик
На большинстве жилых домов уже стоит общедомовой прибор учета воды, поставленный силами ТСЖ или местной управляющей компании.
Пока закон был только в проекте, кое-где звучали оптимистичные предположения о том, что теперь благодаря ему все протечки на трубах в подвале будет оплачивать управляющая компания, чтобы жильцы платили за свое потребление, а коммунальщики — за свои ошибки. Предполагалось, что это стимулирует их к ремонту этих протечек. Но оптимизм в ЖКХ редко оправдывается. На практике все оказалось совсем иначе: весь перерасход просто списывается на другие мифические услуги, которые потребитель оплачивает-таки из своего кармана.
Далеко не все УК и ТСЖ в этом плане честны перед своими клиентами. В платежки включаются истоки, которые больше показаний всех имеющихся в квартире счетчиков. Задачи про трубы и бассейны мы все решали в школе, а потому возникает разумные вопрос: могло ли из квартиры выбежать больше, чем в нее втекло? Оказывается, могло. А на вопрос «почему» коммунальные службы дома редко дают ответы.
В Республике Татарстан пошли еще дальше: какое-то время из-зав путаницы в региональных законах жильцы без счетчиков платили только по нормативу. А на тех, кто платил по счетчику, дополнительно «раскидывались» все превышения нормативного потребления. Подход мягко говоря, странный. Зачем экономить на собственном потреблении, когда все равно насчитают столько, сколько нужно?
Все это и вызывает волну недоверия к нововведениям: зачем что-то менять, если все равно придумают, как оставить стоимость «коммуналки» прежней?
Подождем до 2012 года
Как видим, пока законодательный кнут и экономический пряник для стимулирования установки счетчиков работают с перебоями.
Благо, введение драконовских тарифов для тех, кто не успел поставить счетчик, отложено на год: в Минрегионе изменили сроки повышения тарифов для тех, кто еще остался без счетчика: двухкратное повышение перенесено с 2011 года на 2012, а четырехкратное — на 2013. За это время можно накопить нужную сумму и установить все необходимое. Но только людей не покидает недоверие к системе. Отрасль до сих пор недостаточно прозрачна. Население не верит ни в объективность тарифов от монополистов, ни в обещания процветающего жилкомхоза. Да и как в это верить, если в официальном документе о модернизации ЖКХ на 2010-2020 год сказано, что государство планирует не только сократить потребление воды до 40% в стуки (с 304 литров в 2008 году до 182 литров в 2020 году), но и увеличить долю коммунальных платежей в доходах населения с 4,7% в 2008 году до 6,9% в 2020 году.
Это значит, что после того, как все поставят-таки счетчики в свои дома, тарифы неуклонно начнут ползти вверх и рано или поздно оставят нормативы далеко позади, и беречь воду придется не для того, чтобы просто платить меньше, а для того, чтобы вообще сделать квартплату подъемной для семейного бюджета. Не слишком приятные перспективы, но других нам государство, увы, не запланировало.

 


"Промышленные страницы Сибири" №5 (53) июнь 2011 г.

скачать pdf

P align=justify>Нерыночные механизмы
Если покупатель идет в магазин, он не покупает кассу, чтобы рассчитаться. Если идет на рынок — ему не нужно тащить с собой весы, чтобы продавец взвесил ему его покупку. И даже, приходя в кино, никто не подписывает своей рукой билет. Потому что практически во всех сферах рынка продавец сам отвечает за средства учета своего товара и расчета с покупателем. Но в ЖКХ, как обычно, все по-другому: если человек покупает у поставщика услуг горячую и холодную воду, то он сам должен озаботиться проблемой учета этой самой воды. Нет ли в этом противоречий? В конце концов, переход ЖКХ на рыночные рельсы подразумевает «рыночность» для всех, а не только для тех, кому она более выгодна. Тем более что методы стимулирования спроса в этой сфере совсем не рыночные.
В 2009 году законодатели приняли Федеральный закон №261. В нем Правительство послало нас всех курсом на энергосбережение, а пути этого самого энергосбережения проработало на скорую руку. И камнем преткновения в истории со счетчиками стал проект «Правил предоставления жилищно-коммунальных услуг» под редакцией Минрегиона, который был сформирован в рамках 261-ого закона и должен был вступить в законную силу с начала текущего года. Первоначальный вариант этих правил предусматривал метод кнута для всех, кто не успел установить счетчики воды в своей квартире: с 1 января 2011 года жильцам этих квартир пришлось бы платить вдвое больше норматива, а с 1 января 2012 года — вчетверо. Проект не был принят, но столь сжатые сроки вызвали ажиотаж, охвативший тех, кто и так планировал установку приборов учета и имел на это средства. Тем же, кто не имел для этого никаких финансовых возможностей (для пенсионеров и малообеспеченых семей сумма установки весьма высока), оставалось просто смириться.
Экономическая польза есть
Отношение населения к установке приборов учета неоднозначное лишь потому, что они реально помогают экономить на горячей и холодной воде. Для семьи из трех человек разница в платежках по нормативам и по реальным показателям составляет от ста до пятисот рублей в зависимости от привычек потребления.
Установка простого счетчика вместе с оплатой подключения, регистрации и прочей бюрократии выльется в весьма немалую сумму: уже сейчас самые бюджетные варианты установки потребуют 6-8 тыс. руб. на обе трубы — холодную и горячу.
Если экономия в среднем составит 200 рублей в месяц, то итоговая экономия от установки счетчиков не превысит 4-6 тысяч за весь период использования приборов учета. Потомку что по окончании пятилетнего срока эксплуатации каждый счетчик необходимо нести на проверку, доказывая, что он рабочий и показывает нормальные данные. Экспертиза счетчиков может потребовать дополнительных вложений, причем, как объясняют продавцы, счетчики холодной воды еще имеют шанс эту проверку пройти, а приборы учета горячего водоснабджения точно придется покупать новые. Так что через пять лет процедуру снова нужно будет проходить заново.
Многие из услышавших эти условия покупателей справедливо негодуют: уж не придумали ли производители КИПиА новую схему по стимулировании спроса на пустом месте?
Однако специалисты отрасли объясняют, что причина замены вполне весомая. Качество воды может действительно привести к необратимым изменениям в учитывающем механизме, и что эта смена направлена прежде всего, и на благо покупателя: дескать, из-за неисправного счетчика он может платить больше. В последнее верится с трудом, но теперь не остается больше ничего, кроме как поверить.
Да, помимо всего прочего счетчики имеют одну очень положительную особенность: их можно автоматизировать, удешевив и ускорив процесс сбора данных. Эти меры позволяют экономить уже управляющей компании
Но пока автоматизация в ЖКХ скорее стоит на месте, чем идет вперед: коммунальщики жалуются на постоянную нехватку денег и продолжают работу вести работу старыми средствами. Они понимают всю пользу технологий, но поскольку для модернизации нужны серьезнвые инвестиции, только малая толика УК и ТСЖ готтова перейти на автоматизарованные системы сбора данных, и об успешной реализации подобных проектов малоизвестно.
Весь дом — на счетчик
На большинстве жилых домов уже стоит общедомовой прибор учета воды, поставленный силами ТСЖ или местной управляющей компании.
Пока закон был только в проекте, кое-где звучали оптимистичные предположения о том, что теперь благодаря ему все протечки на трубах в подвале будет оплачивать управляющая компания, чтобы жильцы платили за свое потребление, а коммунальщики — за свои ошибки. Предполагалось, что это стимулирует их к ремонту этих протечек. Но оптимизм в ЖКХ редко оправдывается. На практике все оказалось совсем иначе: весь перерасход просто списывается на другие мифические услуги, которые потребитель оплачивает-таки из своего кармана.
Далеко не все УК и ТСЖ в этом плане честны перед своими клиентами. В платежки включаются истоки, которые больше показаний всех имеющихся в квартире счетчиков. Задачи про трубы и бассейны мы все решали в школе, а потому возникает разумные вопрос: могло ли из квартиры выбежать больше, чем в нее втекло? Оказывается, могло. А на вопрос «почему» коммунальные службы дома редко дают ответы.
В Республике Татарстан пошли еще дальше: какое-то время из-зав путаницы в региональных законах жильцы без счетчиков платили только по нормативу. А на тех, кто платил по счетчику, дополнительно «раскидывались» все превышения нормативного потребления. Подход мягко говоря, странный. Зачем экономить на собственном потреблении, когда все равно насчитают столько, сколько нужно?
Все это и вызывает волну недоверия к нововведениям: зачем что-то менять, если все равно придумают, как оставить стоимость «коммуналки» прежней?
Подождем до 2012 года
Как видим, пока законодательный кнут и экономический пряник для стимулирования установки счетчиков работают с перебоями.
Благо, введение драконовских тарифов для тех, кто не успел поставить счетчик, отложено на год: в Минрегионе изменили сроки повышения тарифов для тех, кто еще остался без счетчика: двухкратное повышение перенесено с 2011 года на 2012, а четырехкратное — на 2013. За это время можно накопить нужную сумму и установить все необходимое. Но только людей не покидает недоверие к системе. Отрасль до сих пор недостаточно прозрачна. Население не верит ни в объективность тарифов от монополистов, ни в обещания процветающего жилкомхоза. Да и как в это верить, если в официальном документе о модернизации ЖКХ на 2010-2020 год сказано, что государство планирует не только сократить потребление воды до 40% в стуки (с 304 литров в 2008 году до 182 литров в 2020 году), но и увеличить долю коммунальных платежей в доходах населения с 4,7% в 2008 году до 6,9% в 2020 году.
Это значит, что после того, как все поставят-таки счетчики в свои дома, тарифы неуклонно начнут ползти вверх и рано или поздно оставят нормативы далеко позади, и беречь воду придется не для того, чтобы просто платить меньше, а для того, чтобы вообще сделать квартплату подъемной для семейного бюджета. Не слишком приятные перспективы, но других нам государство, увы, не запланировало.

 


"Промышленные страницы Сибири" №5 (53) июнь 2011 г.

скачать pdf

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru