Для страны, которая является одним из крупнейших производителей дешевой энергии и часть бюджета пополняет именно за счет налоговых поступлений от экспорта электроэнергии, иметь развитое энергомашиностроение просто необходимо. При том, что проблем у энергомашиностроителей хватает, сегодня этот сегмент промышленного производства специалисты называют одним из самых устойчивых.
Если углубляться в историю, то в 80-е годы прошлого столетия энергомаш Советского союза осуществлял поставку оборудования для ежегодного ввода не менее 10 млн кВт электрических мощностей. Однако, начиная с 1991 года в отрасли наблюдается резкий спад производства. Об этом свидетельствуют данные о производстве паровых турбин и котлов, а также вводов генерирующих мощностей на тепловых электростанциях России в 1990 — 2000 гг. Заказов на изготовление оборудования для АЭС и ГЭС тогда не было вообще. Но потребность в развитии электроэнергетики была очевидной уже в те времена, на протяжении 1990-х гг., когда поддержание энергосистемы осуществлялось на минимальных уровнях, а в области специального машиностроения наблюдался значительный спад. Длительный перерыв в развитии энергосистемы РФ привел, в частности, к тому, что в настоящее время страна отстает от ведущих экономик мира по вводу генерирующих мощностей. И если в условиях стагнации 1990-х медленное развитие электроэнергетики не являлось сильным сдерживающим фактором, то теперь слабая энергетическая база сильно тормозит не только экономическое развитие, но и почти все сферы развития нашей жизни. Каждая одиннадцатая турбина в мире — российского производства Сегодняшнее постоянное увеличение потребления электроэнергии продиктовано жизненной необходимостью: вводятся в эксплуатацию новые мощности предприятий, строятся новые жилые, производственные и офисные здания. До начала нынешнего года рост потребления электроэнергии планировался в 0,4%. Но в дальнейшем стало ясно, что расход электричества будет больше, чем ожидаемый на 2,6%. В связи с этим строятся новые станции, модернизируются уже работающие комплексы. Ведь износ всего оборудования этой системы также крайне велик: на сегодняшний день изношенность оборудования в электроэнергетике составляет почти 60%. Это значит, что больше половины тепловых и гидроэлектростанций работают в режиме повышенной опасности. Следовательно, производителям техники для энергокомплекса открываются завидные перспективы. А поскольку специфика нашего энергокомплекса такова, что большинство установленного оборудования отечественного производства, то и радоваться сложившейся ситуации должны в первую очередь российские инженеры-энергетики. Крупнейшими центрами энергетического машиностроения в России являются Санкт-Петербург и Ленинградская область (завод «Электросила», Ленинградский металлический завод, Завод турбинных лопаток, Ижорский завод), Москва и Московская область (ЗиО-Подольск). Видные научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации в области энергетического машиностроения в России: «Силовые машины» (завод «Электросила», Ленинградский металлический завод, Завод турбинных лопаток, Калужский турбинный завод, НПО ЦКТИ им. И. И. Ползунова), Объединенные машиностроительные заводы (Ижорский завод, Pilsen Steel, SKODA JS), ЭМАльянс (ЗиО-Подольск, Красный котельщик), группа «Энергомаш». Кстати, как заявила на одном из выездных совещаний Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, каждая одиннадцатая турбина в мире выпускается на заводе «Силовые машины» Институтами ЦНИИТмаш, АООТ «НПО ЦКТИ» и ВНИИАМ, ВЭИ им. Ленина во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года № ИК-П7-24900 был разработан плановый документ «Стратегия развития энергомашиностроения до 2010 г». Основными пунктами ее реализации были: 1. Поставка энергетического оборудования взамен отработавшего свой ресурс: — модернизированных пылеугольных котлов; — котлов с топками циркулирующего кипящего слоя; — модернизированных паровых турбин. 2. Создание высокоэффективного оборудования на базе современных энергопроизводящих технологий: — газовых турбин мощностью 110, 160 и 180 МВт; — парогазовых установок мощностью 170 — 490 МВт; — оборудования для АЭС нового поколения; — оборудования на базе возобновляемых источников энергии и для малой энергетики. 3. Техническое перевооружение предприятий энергомашиностроения. 4. Создание Федерального центра высоких технологий машиностроения применительно к проблемам энергетики. Планы на будущее По какой траектории отрасль будет развиваться в ближайшее время? Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28 августа 2003 года «Энергетическая стратегия развития России до 2020 года». В рамках реализации данного документа предполагается значительное увеличение производства электроэнергии. На Ленинградском металлическом заводе в Санкт-Петербурге, который входит в состав компании «Силовые машины», в 2008 году состоялось выездное совещание, посвященное развитию завода и перспективам российского энергомашиностроения, в котором приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, первый вице-премьер РФ Сергей Иванов, председатель Совета директоров ОАО «Силовые машины» Алексей Мордашов. В ходе совещания Сергей Иванов выразил уверенность в том, что из-за значительного увеличения энергопотребления в нашей стране за последнее время, следует развивать энергомашиностроение на принципиально ином, инновационном уровне, повышения производительности труда. Энергомашиностроение является одной из ведущих, передовых и наукоемких отраслей промышленности России. Только внедрение инноваций позволит направлению развиваться нужными, успевающими за стремительным развитием современной экономики темпами. Генеральный директор Леонид Макаревич крупнейшего в РФ предприятия энергомашиностроения — Холдинговой компании «Электрозавод» в одном из своих интервью рассказывает о готовности внедрять в производство коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью: «Мы не только готовы, но и давно, постоянно внедряем инновационные технологии. Энергомашиностроение в России — одна из самых передовых отраслей, и связано это, прежде всего, с активной реконструкцией энергомощностей в стране. За последние 5-7 лет энергомашиностроение имело устойчивый рост спроса на свою продукцию. Практически все передовые заводы, которые я знаю, начали модернизацию именно в этот период. Что касается нашего предприятия, то с уверенностью могу сказать: подобного в нашей подотрасли нет. Мы создали практически три новых завода — в Москве, Уфе и Запорожье! Энергомашиностроение — подотрасль очень наукоемкая. Наши производственные фонды в начале 90-х необходимо было не просто модернизировать, а восстанавливать заново. Пятнадцать лет назад мы это решение приняли, а сегодня имеем результат, которым можно гордиться. Не многие компании могут презентовать сразу три новых производства. Мы первые, кто в России за последние 30 лет вводит столь масштабный комплекс производственных мощностей». Инноваций много не бывает Активная модернизация энергомощностей, предусмотренная в программе развития электроэнергетики России до 2020 года, обеспечивает всей энергомашиностроительной отрасли устойчивый рост и наличие рынков сбыта. Однако надежные позиции «Электрозавода» на современном рынке энергетического оборудования основаны не только на удачной экономической конъюнктуре. Быстрый рост отрасли, ее высокая наукоемкость предполагают для предприятий, работающих в ней, высокую инновационную активность. Альтернативы инновационному развитию сегодня просто нет. Те, кто не понял этой истины, сегодня уже перестали существовать как промышленные предприятия. В лучшем случае их помещения сдаются под торговые центры, в худшем медленно разрушаются. Наряду с внедрением новых технологий российское энергомашиностроение привлекает инвесторов. Вовлечение дополнительных ресурсов в отрасль также создает возможности для скорейшего развития, модернизации и внедрения обновленных технологий. Конечно, здесь тоже существуют некоторые сложности в том, что возможности для операций с акциями энергомашиностроительных компаний ограничены. Однако, как отмечают специалисты, в целом российское энергомашиностроение обладает значительным потенциалом, который получит развитие в течение следующих лет. В случае успешной реализации намеченных планов развития электроэнергетики повышенная инвестиционная активность в секторе способна сделать энергетическое машиностроение одним из лидеров фондового рынка. У государства своя роль Одним из условий дальнейшего успешного развития производства машин для энергокомплекса являются меры государственной поддержки, отображенные в Стратегии развития энергетического машиностроения, которую еще в 2008 году представил руководитель отдела исследований машиностроительных отраслей Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Василий Тиматков: — предоставление энергетическим компаниям льготных долгосрочных кредитов на реализацию инвестиционных проектов, укомплектованных основным энергетическим оборудованием российского производства; — поддержка компаний энергетического машиностроения путем предоставления льготных долгосрочных кредитов под проекты технического перевооружения и расширения производственных мощностей; — государственная поддержка ОКР и проектов создания полномасштабных демонстрационных энергоблоков на новых образцах энергетического оборудования отечественной разработки; — унификация энергетического оборудования; — временное снижение ставок таможенных пошлин на ввоз оборудования и технологий, не имеющих аналогов в России, а также установление ставок таможенных пошлин на ввоз энергетического оборудования, производимого в России, на уровне 30%; Благодаря существующим мерам даже финансово-экономический кризис отразился на отрасли не столь сильно. Остается надеяться, что устойчивость собственного эффективного энергомашиностроения как одного из основных элементов обеспечения электроэнергетической независимости государства, будет непоколебимой.
|