№46октябрь 2010Электротехника
|
Кабельно-проводниковый рынок: рост есть, технологий нет |
epps.ru / Архив номеров / №46 октябрь 2010 / Кабельно-проводниковый рынок: рост есть, технологий нет |
|
В 2008 году рынок кабельно-проводниковой продукции стремительно рос. Тогда все аналитики и представители отрасли в голос утверждали, что рост продолжится. Не случилось. За несколько месяцев обрушившиеся экономические показатели погребли под собой все оптимистичные прогнозы. С какими потерями пережил кризис этот сегмент промышленности, происходит ли рост и какую продукцию сегодня могут предложить нам производители?
В течение всего прошлого года вместо бурного расцвета и развития кабельно-проводниковый рынок держался за счет расширения номенклатуры продаж неэлектротехнической продукции. Продажи кабеля как такового были очень малы и нестабильны. Впрочем, сейчас этот провал можно воспринимать как тяжелый, но бесценный опыт. И заводы-производители, и компании-поставщики, наконец, отмечают постепенный возврат к докризисным показателям, оптимистично заявляя, что кризис завершается, и что на рынке отмечается оживление спроса. Но если экономические изменения налицо, то о технологических новшествах говорить пока рано: хорошо, что из кризиса выбраться смогли. Да и клиенты в своих предпочтениях консервативны. Единственное изменение структуры потребления – это спад спроса на кабель в бумажной обмотке. Похоже, теперь заказчики стали переходить на более долговечные материалы. Еще немного и промасленная бумага станет пережитком прошлого, уступив место чему-то новому, но чему – пока не известно. Как ни банально, одной из приоритетных характеристик покупаемого кабеля для клиента остается не технологичность, а цена. А она, как и прежде, зависит от мировых цен на металл, являющийся сердечником провода. Особенно это касается медного кабеля, так как практически вся медь приобретается за границей. Алюминий меньше подвержен этому влиянию, но и здесь тенденция к росту сохраняется. Сильно влияет на стоимость кабеля и то, как он изготавливается – кабель, произведенный по ГОСТу, всегда дороже аналогичного кабеля, выполненного по ТУ (техническим условиям). Немалого внимания также заслуживает страна-производитель. Например, китайский кабель дешев, но оставляет желать лучшего, тогда как европейские образцы, напротив, при высоком качестве имеют соответствующую цену. Впрочем, российские производители на российском же рынке заняли довольно устойчивые позиции. В отличие от высокотехнологичных сфер промышленности, производство кабельно-проводниковой продукции не требует высокого уровня научной базы, а потому способно выдерживать достаточный уровень конкуренции с импортными марками. Каждый российский производитель занимает свою нишу на рынке. Однако лидера тут выделить сложно: по разным позициям лидерство переходит от одной компании в другую, какой-то тип кабеля данный завод выпускает, а какой-то нет; и это при том, что по многим наименованиям ассортимент большинства предприятий совпадает. Как же тогда конкурируют между собой производители, если ассортиментный ряд у многих компаний схож, а цену диктует фондовый рынок? С помощью грамотного маркетинга, качественного сервиса и построения прозрачных партнерских отношений с клиентами. Так, производитель должен в первую очередь фиксировать отпускные цены минимум на 2 недели по выданным счетам или коммерческим предложениям, не обращая внимания на колебания цены на цветной металл. Такой срок обусловлен необходимостью долгих согласований с заказчиком для того чтобы избежать неприятных для обеих сторон ситуаций, когда всё согласовано, а цены за это время повысились. Работать в таких условиях очень тяжело, но конкурировать без этого еще тяжелее.
|
|
|