Сегодня воскресенье 5 мая 2024 г. 22:18
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№46октябрь 2010Тема номера
Лесная отрасль: помоги себе сам
Круглый лес, уходящий вагонами в Китай и Финляндию и потом возвращающийся к нам же в виде готовой мебели, давно стал одним из наглядных примеров сырьевого характера российской экономики. Власти на протяжении уже нескольких лет пытаются изменить ситуацию, наладив глубокую переработку на собственной территории, однако лесопереработчики и лесозаготовители считают предпринимаемые усилия явно недостаточными.

Курсом на переработку
Как чаще всего бывает в нашей стране, борьба за развитие внутреннего производства началась с запретительных мер — начали последовательно повышаться пошлины на экспорт круглого леса, что поставило экспорт «кругляка» на грань рентабельности. Многие лесозаготовительные предприятия стали развивать переработку, как минимум первичную — производство пиломатериалов. Однако продавать даже пиломатериалы, не говоря уже о продукции более высокой передельности, не так просто, как кругляк, который является биржевым товаром. Плюс встали вопросы утилизации отходов, контроля качества, подбора кадров, обновления производственной базы и т.п. Но, казалось, альтернативы у заготовителей нет — с 2009 года экспортные пошлины на круглый лес должны были стать запретительными (не менее 50 евро за кубометр). Вмешался кризис и зарубежные партнеры — запретительными пошлины так и не стали. Впрочем, мало кто сомневается, что в перспективе экспорт круглого леса из нашей страны так или иначе прекратится.
Применив политику «кнута» в виде пошлин, власти, как федеральные, так и региональные, едва ли позаботились о «прянике». «Мы не пользуемся государственными программами поддержки, потому что их просто нет, — разводит руками Борис Смышляев, заместитель генерального директора по лесозаготовительному производству компании «Томлесдрев». — Субсидиями на покупку новой техники, субсидированием процентных ставок, строительством инфраструктуры региональные власти не занимаются, хотя вся эта помощь крайне необходима».

Красноярский формат
На общем фоне относительно равнодушного отношения региональных властей к лесной отрасли выгодно выделяется Красноярский край, правительство которого уже несколько лет старается помогать лесопереработчикам, причем помогать материально. Особое внимание здесь уделяется крупным инвестиционным проектам с большими объемами переработки, нацеленным на выпуск продукции высокой передельности. Таким проектам край субсидирует часть процентной ставки по кредитам, привлеченным для закупки современного оборудования, а также предоставляет арендную базу без аукциона и с вполовину сниженной арендной платой. Впрочем, стать получателем этих преференций не так-то просто. «Процедура довольно сложная и длительная, — рассказывает Владимир Пономарев, заместитель генерального директора «Красноярского управления лесами». — Нужно выйти на Инвестсовет края со всеми подготовленными бумагами, бизнес-планом и т.п. и там детально обосновать свою заявку. И после заключения договора об оказании господдержки над проектом осуществляется строгий контроль — что-то просрочил, не вовремя отчитался, и финансирование приостанавливается. Деньги бюджетные, поэтому и надзор за их использованием предельно жесткий».
Впрочем, в Красноярском крае пытаются помогать не только флагманам отрасли. Для поддержки средних и мелких переработчиков реализуется программа возмещения части затрат на приобретение нового деревообрабатывающего оборудования: возмещается до 30% от стоимости станка или линии, но не более 600 000 рублей на одного предпринимателя. «Этой формой поддержки наши коллеги пользуются достаточно активно», — констатирует Владимир Пономарев. Условия участия в этой программе либеральнее, но и ей воспользоваться получается не у всех. «Мы купили новый деревообрабатывающий станок и собрали весь пакет документов для участия в этой программе, однако воспользоваться ей так и не смогли, — рассказывает Петр Липка, индивидуальный предприниматель, владелец небольшого лесозаготовительного и лесоперерабатывающего предприятия. — Оказалось, что по этой программе приобретать оборудование можно только у производителя. А мы приобрели станок в лизинг, у лизинговой компании, юридически это уже второй владелец. «Выдернуть» же из оборота два с половиной миллиона на покупку станка у производителя для небольшой компании очень проблематично».
Реализует Красноярский край и некоторые другие программы, направленные на стимулирование глубокой переработки древесины — например, для предприятий, использующих древесные отходы (в частности, для производства пеллет), вводится нулевая ставка по налогу на имущество (для цехов и оборудования, задействованных в переработке отходов). Правительство края также намерено субсидировать лесопереработчикам часть затрат на формирование межсезонного запаса древесины. Кроме того, власти региона субсидируют до 30% (без учета НДС) стоимости приобретения новой лесозаготовительной техники местного производства: расположенный в Красноярске завод «Краслесмаш» выпускает довольно обширную линейку лесозаготовительных машин, включая даже единственный российский форвардер. И, кстати, Красноярский край был единственным сибирским регионом, оказавшим существенную и своевременную помощь крупным лесоперерабатывающим компаниям в кризис — местный бюджет даже покрывал часть затрат на выпуск экспортной продукции, спрос на которую в четвертом квартале 2008 года катастрофически снизился. Крупным предприятиям лесного комплекса предоставлялись государственные гарантии для получения коммерческих кредитов, арендная плата за сырьевую базу переносилась в рамках бюджетного года на более поздние сроки. Все это позволило лесной отрасли региона не допустить спада производства, который был характерен для страны в целом.
Однако даже в относительно благополучном с точки зрения государственной поддержки Красноярском крае лесозаготовка и переработка леса развивается далеко не так активно, как того можно было бы ожидать, учитывая общую площадь лесосеки региона — почти 160 миллионов гектар. Для преодоления накопившегося перечня проблем даже такой господдержки явно недостаточно.

В тайге без леса
Как ни странно, одна из основных проблем, сдерживающих наращивание объемов производства продукции глубокой переработки леса в Сибири — нехватка сырьевой базы. Учитывая, что большую часть площади СФО занимает тайга, это кажется парадоксальным, но это действительно так. «Самый сложный вопрос для нас сейчас — это вопрос обеспечения сырьем, потому что получить лесосеку сейчас очень сложно, — объясняет Петр Липка. — Особенно участок в относительной близости от производства, которое расположено у нас в пригороде Красноярска. Нужно собрать огромное количество документов, пройти множество служб и инстанций, получить согласования в разных ведомствах. Где-то в глуши, например на севере края, получить участок проще, однако большое транспортное плечо делает производство малорентабельным». Ситуация с бюрократической волокитой не везде одинаковая. «Власти нашего региона без задержки рассматривают и утверждают все необходимые материалы при оформлении аренды лесных участков», — отмечает Борис Смышляев. Но и там, где оформить лесосеку можно без особого труда, остается трудноразрешимая порой задача — добраться до «своего» леса. Ситуация с лесовозными дорогами в Сибири плачевная. «Специальных лесозаготовительных дорог в области нет вообще, — рассказывает заместитель генерального директора по лесозаготовительному производству компании «Томлесдрев». — Дорожная сеть для транспортировки леса и лесопродукции состоит из технологических дорог, которые строят и содержат сами лесозаготовители. Дороги же общего пользования рассчитаны только на легкий транспорт и по своей несущей способности (осевая нагрузка, нагрузка общей массы автопоезда) не соответствуют требованиям для автопоездов большой грузоподъемности и общей массы, используемых при транспортировке леса». В Красноярском крае специальные лесовозные дороги есть, но их количество крайне мало, порядка 1 км на 1000 га лесосеки. «Обстановка с лесовозными дорогами принципиально не меняется, — поясняет Владимир Пономарев. — Край получил федеральные субвенции на их строительство, в прошлом году было построено 52 км, в этом должно быть введено в эксплуатацию еще 73. Но это мизер для края». Строить же и содержать дороги своими силами для лесозаготовителей, особенно небольших, слишком накладно.

Борис Смышляев, Заместитель генерального директора по лесозаготовительному производству компании «Томлесдрев»:
Власти нашего региона без задержки рассматривают и утверждают все необходимые материалы при оформлении аренды лесных участков. Специальных лесозаготовительных дорог в области нет вообще, дорожная сеть для транспортировки леса и лесопродукции состоит из технологических дорог, которые строят и содержат сами лесозаготовители. Дороги же общего пользования рассчитаны только на легкий транспорт и по своей несущей способности (осевая нагрузка, нагрузка общей массы автопоезда) не соответствуют требованиям для автопоездов большой грузоподъемности и общей массы, используемых при транспортировке леса.

Дело техники
Важной составной частью проблемы нехватки сырья является морально и материально устаревший парк лесозаготовительной техники — использование лесопогрузчиков и прочих специальных машин тридцатилетней давности делает производительность труда при лесозаготовке низкой, а себестоимость продукции, наоборот, высокой. «Самая большая проблема в лесной отрасли Томской области, на мой взгляд — это моральный и физический износ лесозаготовительной техники, — считает Борис Смышляев. — Алтайский тракторный завод перестал выпускать трактор ТТ-У, который является базовым в нашей отрасли. А импортная техника слишком дорога для небольших предприятий, занимающихся лесозаготовкой. Нам пришлось всю отечественную лесозаготовительную технику заменить импортной, но у нас и объем лесозаготовок достигает 500 000 кубометров в год. Небольшим же предприятиям такая реновация основных фондов обычно не по карману».
Огромные территории, занятые лесами, вкупе с недостаточным вниманием государства к лесной тематике привели в Сибири к появлению еще одной значимой проблемы — устареванию материалов лесоустройства. «Процентов 70 лесосеки в Красноярском крае имеет материалы лесоустройства, выполненные более 10 лет назад, в основном в 1970-е — 80-е годы, — говорит Владимир Пономарев. — Естественно, реальная ситуация в лесу за эти годы изменилась. Конечно, если брать лесосеку на пару гектар, то не составляет проблемы обойти весь участок самому и оценить текущее состояние. А если вы берете в аренду 50 000 га? Ситуация могла со времени проведения лесоустройства измениться как в худшую, так и в лучшую сторону — лес мог сгореть, а мог созреть. То есть арендополучатель несет серьезные риски». С Владимиром Пономаревым солидарен и коллега из соседнего региона. «Ситуация с лесоустройством в Томской области абсолютно неудовлетворительная, — считает Борис Смышляев. — Объемы и качество лесоустроительных работ недостаточны в виду отсутствия для этих целей финансирования. В результате этого материалы лесоуствройств в большинстве лесничеств области имеют крайне низкую достоверность, что значительно усложняет работу лесозаготовителей».
Огромные запасы леса — одно из несомненных конкурентных преимуществ Сибири. Однако реально используемая лесосека пока очень далека от расчетной, а передельность лесопереработки остается по-прежнему невысокой. И, несмотря на стремление властей всех уровней к изменению ситуации, пока государственную поддержку лесозаготовителей и лесопереработчиков вряд ли можно назвать достаточной — предпринимателям и компаниям приходится полагаться большей частью на себя.

Вадим Гусельников.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru