Сегодня понедельник 6 мая 2024 г. 06:52
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№45сентябрь 2010Металлургия
Российский рынок металлопроката вырос на треть
Именно такую динамику демонстрируют данные, представленные в августовском отчете Минэкономразвития России. Но за красивыми цифрами роста по-прежнему таятся проблемы, с которыми эта сфера промышленности сталкивается даже после выхода из кризиса.

Статистический подъем
Производство металлопроката в нашей стране растет. Об этом говорят данные российского Минэкономразвития. Согласно им, в течение первого полугодия текущего года емкость отечественного рынка металлопроката увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 34,5% (подсчет проводился без учета складских запасов), тогда как объем производства готового проката возрос на 20,3%.
Ведомственная статистика упрямо утверждает, что расширение внутреннего потребления листового проката выше темпов роста сортового проката. При этом импортному цветному металлопрокату в стране отводится все меньшая доля. Так, на июнь 2010 года доля отечественного металла в объеме всего проката, потребляемого по стране, составила 86,1%, или 14,4 млн тонн. Возросло и количество металлопроката, отправляемого российскими компаниями на экспорт. Физический объем прокатных изделий, проданных за рубеж за 6 месяцев достиг показателя в 15,9 млн тонн, продемонстрировав, таким образом, прирост экспорта на 12,4% к объемам прошлого года. Кстати, наибольший интерес к российскому листовому прокату и полуфабрикатам показывали страны дальнего зарубежья, поскольку именно туда были направлены основные поставки.
Впрочем, российские компании наращивают экспортные объемы не во всех сегментах производства: импорт продукции из черного металлопроката за последние полгода увеличился практически на 70%, что эквивалентно 2,43 млн тонн. При этом импорт листового проката вырос на 60,4%, до 1,62 млн тонн, сортового — в два раза, до 710 тыс. тонн. В тоннаже импорт проката не достиг докризисного уровня первого полугодия 2008 года (2,6 млн тонн) за счет более низких, чем два года назад, объемов поставок сортового металла.
Импортируемый в нашу страну металлопрокат производится, как правило, не так далеко от российских границ: в Белоруссии, Украине, Латвии и Финляндии. Что же касается оцинкованной стали, то она традиционно завозится в страну от северного соседа, из Финляндии. Но если в европейскую часть России оцинкованный металлопрокат еще имеет смысл заказывать из Финляндии, потому что там цена на него значительно ниже, чем в России, то транспортировка за Урал сведет к нулю всю предполагаемую экономию.

Укрупнение или специализация?
Если рассматривать структуру этого рынка в целом, то можно заметить, что он представлен четырьмя четко выделенными группами игроков. В первую очередь, это, конечно, крупнейшие компании федерального уровня, которые уже были упомянуты нами ранее. Все они имеют обширную складскую сеть металлобаз с большим ассортиментом реализуемой продукции. Столь крупный бизнес требует существенных вложений в средства производства, однако, и оборот этих предприятий внушает уважение.
Чуть менее масштабны проекты региональных сетевых компаний. Зачастую они представлены в одном или нескольких федеральных округах и имеют устоявшиеся торговые связи в регионе своего влияния.
Третья группа предприятий, производящих металлопрокат — это торговые сети комбинатов-изготовителей и, наконец, самую многочисленную группу составляют небольшие локальные компании.
Интересно, что развитие небольших местных игроков имеет две, казалось бы, противоречащие друг другу тенденции. С одной стороны, мобильность и «нишевость» мелких компаний позволяет им быть более гибкими на рынке, предоставляя клиентам небольшие партии товара в короткие сроки. С другой стороны, очевидно стремление мелких разрозненных предприятий к объединению, что позволяет им не только усилить позиции, но и расширить рынки сбыта.
Это подтверждают слова генерального директора ООО «Феррум», Дмитрия Фирсова. «Как и на любом рынке, конкуренция в сфере металлотрейдинга есть, и она достаточно весома. Соотношение крупных и мелких предприятий различно в каждом федеральном округе, но можно сказать уверенно, что за период с 2008 по 2010 годы укрупнение этого бизнеса налицо во всех регионах России», — говорит он.
И действительно, многие аналитики отмечают жесткую конкуренцию на рынке металлопроката, и процент рентабельности у более или менее успешных компаний от того разнится значительно: от 3 до 30%.

Металлопрокат в ассортименте
Ассортиментный ряд металлопрокатной продукции постоянен. Он неизменно включает в себя сортовой, фасонный, листовой прокат и трубы. «А вот его потребность в объемах меняется в зависимости от ситуации на экономическом рынке, в пик кризиса резкое уменьшение доли потребления сортового и фасонный проката при ровной экономической ситуации», — комментирует Дмитрий Фирсов.
О каком бы то ни было расширении ассортимента в ближайшем будущем говорить не имеет смысла: все необходимое клиент уже получает от своих поставщиков. Но в том, что касается применения новейших технологий, эксперты рынка делают ставку на расширение производства холоднодеформированного проката. Это позволит добиться существенного повышения производительности труда и даст возможность изготавливать прокатную продукцию почти без отходов.

Проблемы, общие и частные
Большинство проблем, с которыми металлопрокатному бизнесу приходится сталкиваться сегодня, характерны для всего промышленного производства.
Так, практически все предприятия, работающие сегодня в России, были построены еще в советское время, им нужна срочная модернизация. Высокие мировые цены на сырье, сравнительная дешевизна энергетических ресурсов и рабочей силы позволяют предприятиям на некоторое время отложить заботы по обновлению производства. Словом, такая ситуация складывается сегодня сплошь и рядом. Но есть в производстве металлопроката и свои, специфичные трудности. «Одной из основных проблем данного сегмента рынка является то, что он требует больших денежных вложений, — комментирует Дмитрий Фирсов, — Например, одной торгующей компанией с товарным запасом на эти цели необходимо примерно 100 млн руб. Следовательно, нужны соответствующие оборотные средства или кредиты, и здесь необходимость участия государства в сдерживании аппетитов банков очевидна. Второй проблемой являются постоянные изменения структуры продаж в пользу увеличения сервисных услуг. И, наконец, третья проблема в том, что стараясь поддерживать российского производителя металлопроката увеличением таможенных пошлин к странам-импортерам металла, страна зачастую затормаживает техническое перевооружение наших заводов. У игроков рынка попросту нет стимула улучшать качество материала по отношению с импортным аналогом».

Антон Полевой.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru