В течение 25-30 лет мотор-редуктор из опциональной детали превратился в неизменный узел любой машины или механизма. Каковы тенденции редукторостроения сегодня?
За более чем стопятидесятилетнюю историю, электропривод претерпел значительные изменения, и если раньше подарком высоких технологий считался групповой привод, работающий по принципу «общий двигатель-много трансмиссий-простые рабочие агрегаты», то теперь производитель балует своего клиента «умными» деталями, которые способны подстроиться под изменяющиеся условия работы технологических машин. Однако самые сильные изменения в этом узле произошли в течение последних двух десятилетий. В 1920-е годы в машиностроительную отрасль пришел новый вид привода — мотор-редуктор, ставший впоследствии мировым стандартом электромеханики. С точки зрения конструктива, все основные принципы проектирования и конструирования редукторов были заложены в начале прошлого века. К середине прошлого века конструкция всех типов редукторов уже была отработана. Развитие редукторостроения шло по пути увеличения точности деталей редукторов, увеличения их ресурса и увеличения соотношения мощность/масса. Практически в последние 25 лет улучшению в редукторостроении подвергалась одна из самых важных операций — зубошлифовка. Советская и российская экономика этот этап развития пропустила, в эти годы наблюдался застой. В зарубежном редукторостроении в последние 25 лет отчетливо прослеживается тенденция к созданию универсальных, модульных приводов: двигатель-редуктор-ситема управления. Современный мотор-редуктор — это механизм, созданный по принципу: «поставил и забыл». Унифицированная и модульная во многом не требующая дальнейшего обслуживания конструкция мотор-редуктора позволила отказаться от применения специально разработанных под оборудование приводов. Конструкторам оборудования нет необходимости проектировать привод: все сводится к подбору по каталогам мотор-редуктора с нужными характеристиками и монтажным исполнением. Благо ассортимент и диапазон выбора широчайший. На сегодняшний день практически невозможно найти сферу человеческой деятельности, в которой бы использовался машинный труд без применения мотор-редуктора. Основное его назначение — изменение крутящих моментов и частоты вращения вала в приводах всевозможных механизмов, машин и оборудования. Основными компонентами этой конструкции, как и следует из названия, можно считать электродвигатель и понижающий редуктор, которые образуют единую конструкцию. Наибольшего распространения в промышленности достигли цилиндрические, плоские цилиндрические, конические, плоские и червячные редукторы, которые выпускаются в стандартном виде и со сниженным люфтом, а также планетарные, цевочные, волновые, редукторы со спироидным зацеплением и многие другие. Несмотря на кажущееся разнообразие вариантов, основное отличие этих деталей заключается в типе используемой передачи: в цилиндрических редукторах используется цилиндрическая зубчатая передача, в конических редукторах коническая зубчатая передача, в червячных — червячная. Интересно, что именно в этих узких сегментах мотор-редукторной техники российский производитель оказывается хоть сколько-нибудь конкурентоспособным. Но даже здесь он порой поигрывает в стоимости, вариантах исполнения, универсальности и ассортименте приводной техники. Основными компаниями-производителями мотор-редукторов, которые приходят в Россию являются такие громкие бренды, как Sew-Eurodrive, Nord, Bauer, Danfoss, Transtecno, Bonfiglioli, Tramec, Varvel, Motovario, Transtecno, Stm, Siti, Lenze, Flender. Доля импорта давно превысила планку в 50%, что сделало отечественное машиностроение чрезвычайно зависимым от импорта редукторной техники. Но ведь машиностроителя никто не заставлял впадать в эту зависимость — выбор, сделанный покупателем, был продиктован не только более высоким качеством мотор-редукторов, но и комплексным сервисным обслуживанием, которое западный производитель готов предложить в погоне за российским клиентом. Отечественные предприятия, в течение многих лет получавшие стабильный поток заказав благодаря плановой экономике, с переходом к рыночным отношениям начали в создавать с нуля систему качественного клиентского сервиса, в то время как за рубежом все инвестиции иностранные компании направляли на развитие технологий. Сегодня качество продукции в популярных сегментах приводной техники примерно соответствует импортному. Почему «примерно»? Потому что сервис еще немного не достроен, и технологии еще немного не обновлены. Впрочем, основной козырь у отечественных производителей мотор-редукторов не отнимешь: существенный выигрыш нашей продукции заключается в сроках поставки деталей, и там, где этот фактор играет ключевую роль, российские редукторы оказываются вне конкуренции. То, что производитель находится рядом с потребителем, позволяет уменьшить сроки поставки. Но это преимущество рано или поздно исчезнет с появлением региональных складов импортных мотор-редукторов. Поэтому хочется российским компаниям того или нет, единственный способ выжить на рынке, переполненном импортной продукцией, — развивать надежность и технологичность отечественных мотор-редукторов. Юлия Ребрунова, Азат Бикбулатов, генеральный директор ООО «ЕвроПривод».
|