Сегодня понедельник 6 мая 2024 г. 08:18
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№45сентябрь 2010Тема номера
Отечественное машиностроение: Нужно выстоять
Когда в мировой экономике начались основные волнения, показатели машиностроения стремительно пошли вниз. Казалось, аналитики соревновались в том, чей прогноз окажется мрачнее: кто-то предрекал трехлетний спад, кто-то сулил все десять лет кризиса. На деле все оказалось не столь трагичным. Отрасль, конечно, пострадала, но потери были меньше, да и медленный возврат к прежней жизни уже начался.

Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году, хоть и был предсказан некоторыми аналитиками, и причина его появления — ипотечный кризис в США — возникла еще в 2006 году, для многих россиян наступил внезапно, и, естественно, оказал значительное влияние на все сферы жизни. Сказалась неблагоприятная ситуация и на отрасли машиностроения. По словам же зампреда Госдумы Валерия Язева, на момент начала 2009 года машиностроение вообще стало наиболее пострадавшим сектором российской промышленности.

Большие потери в связи с кризисом понесло машиностроение Сибири.
— На предприятиях гражданского машиностроения, — анализирует ситуацию заведующий кафедрой технолгоии машиностроения Политехнического института Сибирского федерального университета Виталий Ясинский, — происходило падение спроса на все виды техники. Заказчики отказывались от ранее подписанных контрактов или переносили сроки их выполнения, что повлекло за собой сокращение денежных поступлений на предприятия, сокращение объемов производства и уменьшение загрузки производственных мощностей.

На некоторых предприятиях начинала складываться критическая ситуация — отсутствие производственной загрузки влекло за собой сокращение рабочей недели, вынужденные отпуска, социальную напряженность.

Однако в последующие месяцы 2009 года наблюдалась положительная динамика. Так, согласно данным Минпромторга, в октябре рост в некоторых отраслях промышленного производства достигал 80% по сравнению с сентябрем того же года. Тем не менее, существенное сокращение спроса ряда промышленных предприятий на продукцию энергетического машиностроения, станкостроения, производителей основных видов оборудования для нефтегазового комплекса привело в январе-октябре 2009 года к падению производства в данных отраслях. Таким образом, производство машин и оборудования в январе-октябре 2009 года оказалось на уровне 66,7% по отношению к тому же периоду 2008 года, электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 65%, транспортных средств и оборудования — 58,9%.

В мае 2009 года прогнозы на будущее не радовали, многие специалисты были едины во мнении о том, что финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году, станет затяжным. Предполагалось, что в экономике РФ произойдет серьезнейший спад, а некоторые секторы машиностроительного комплекса и вовсе исчезнут.

Благодаря чему не случилось самое худшее, и машиностроение не упало в пропасть, как то предрекали некоторые аналитики?

По данным Министерства финансов РФ, за первых 9 месяцев 2009 года на антикризисные меры правительством было потрачено 760 миллиардов рублей. Именно так удалось избежать исполнения большинства мрачных прогнозов, и уже в январе-апреле 2010 года индекс производства машин и оборудования в России составил 109,1% к январю-апрелю 2009 года, электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 129,8%, транспортных средств и оборудования — 116,4%. Производство станков в первом квартале 2010 года составило 135% к январю-апрелю 2009 года, более чем в два раза увеличился объем производства основных видов оборудования для нефтегазового комплекса.

Но общий объем заказов (контрактов) на поставку некоторой продукции отечественного машиностроения по сравнению с докризисным периодом существенно снизился. Очевидно, что мер, предпринятых правительством для восстановления спроса на продукцию отечественного машиностроения, недостаточно. Ситуация усугубляется тем, что многие потребители продукции тяжелого машиностроения либо принципиально склоняются в пользу приобретения техники иностранного производства, либо сами находятся в тяжелом финансовом положении и неспособны сейчас что-либо покупать.

Мнение власти
Значительная часть машиностроительного сектора сосредоточена в Сибирском регионе. Кризис здесь шагал семимильными шагами. Поэтому для поддержки машиностроения нужны были и государственные меры, и активные действия местных властей. Региональные чиновники сориентировались вовремя. Например, в Красноярском крае предприятиям отрасли была оказана ощутимая поддержка. Об этом уже отчитались в Министерстве промышленности и энергетики Правительства региона:
Вступил в силу региональный закон № 8-3500 от 07.07.2009 «О государственной поддержке организаций машиностроительного комплекса края в 2009-2010 гг.». В рамках воплощения в жизнь данного документа произошло субсидирование части затрат на производство электрооборудования, на техническое перевооружение, на погашения ставок по кредитам, на возмещение части затрат на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Согласно анализу данная господдержка предприятий машиностроительного комплекса позволила заводам не только сохранить производство, но и освоить выпуск новых видов продукции, разрабатывать и реализовывать новые проекты, снять социальную напряженность, погасив задолженность по заработной плате и сохранив рабочие места, приобретать новое оборудование, наращивать объемы производства,
Таким образом, в результате оказанной в рамках Закона помощи на предприятиях удалось стабилизировать экономическую и социальную ситуацию, и не только сохранить численность работающих, но и создать новые рабочие места, освоить новые виды продукции.


Алексей Шалгин, директор ООО «Компании «СПЕЦПРИЦЕП»

Для того, чтобы отечественная техника была конкурентоспособна, необходимо сочетание таких важных позиций как конкурентоспособная цена и высокое качество, имидж — репутация производителя, оперативное и профессиональное взаимодействие с заказчиком, постоянное технологическое совершенствование.
Мы анализируем ситуацию на протяжении многих лет, и хорошо знаем, в каких экстремальных условиях (в отличие от западных) эксплуатируется полуприцепная техника в России. Залог успеха российских компаний — индивидуальный подход плюс хорошее знание условий эксплуатации. Качество полуприцепной техники подтверждается в процессе эксплуатации, и тут мы уверены и спокойны. Во-первых, мы лучше знаем Российские условия эксплуатации, как в городских, так и в труднодоступных районах крайнего Севера. А во-вторых, не стоит забывать, что огромную роль для Российского потребителя играет вопрос «цена-качество». И именно цена на отечественную полуприцепную технику достаточно приемлемая, а качество порой превосходит зарубежные аналоги.

Мнение машиностроителей — практиков
О том, как конкретно сказались меры господдержки на производстве видно из отчетов о проделанной работе самих предприятий.

Например, в ЗАО «ПО «Сибтяжмаш», благодаря субсидированию из бюджета, снижены сроки разработки техдокументации и проведения шеф-монтажных работ; освоен новый вид продукции, в январе 2010 года закуплено 10 полувагонов листового проката, приобретены материалы для работы металлургического производства; в июне 2010 года частично осуществлены просроченные платежи за потребленную электроэнергию; на 18% снижено незавершенное производство; своевременно выплачивается заработная плата; сохранено 50 рабочих мест, запланированных ранее к сокращению в связи с оптимизацией численности.

Ситуация частично выправилась и стабилизировалсь — объем производства в I полугодии 2010 года составил 121% к соответствующему периоду 2009 года. Но, как с нами поделились на заводе, пробелемы еще остаются. В частности не полностью погашен долг предприятия перед энергетиками.

ОАО «Красмаш» в 2009 году приступило к реализации проекта «Организация участка по изготовлению блочно-модульных котельных на твердом топливе», что является одним из направлений развития и освоения производства новых востребованных видов продукции гражданского назначения. За приобретенное оборудование для модернизации котельного оборудования в коммунальной энергетике ОАО «Красмаш» были субсидированы затраты в размере 2,051 млн. рублей. При господдержке предприятием закуплены и другие новые необходимые установки.

Мнение теоретиков.
Кризис — делаем выводы

Кризис последних лет обнажил все слабые места отрасли отечественного машиностроения.
— События, произошедшие с 2008 года и связанные с экономическим спадом, сделали более явными проблемы нашего машпрома, накапливавшиеся годами, это — моральный и физический износ оборудования, слабость маркетинговых исследований рынка, — комментирует Виталий Ясинский. — Практически у всех предприятий данной производственной сферы наблюдается недостаток собственных оборотных средств. Высокие банковские процентные ставки не позволяли брать долгосрочные кредиты на обновление основных фондов, на внедрение новых технологий. В условиях кризиса эта ситуация еще более усугубилась.

Но в произошедшем есть и положительные моменты. Во всех сферах жизни кризис является своеобразным переломом, точкой, завершающей предыдущий этап, и отправной для следующего. Финансово-экономический коллапс последних лет не только обнажил недостатки и указал на существующие проблемы во всех секторах экономики в общем и в промышленности в частности, но и заставил сделать некие выводы: перспективу развития машиностроения следует видеть совместно с мерами господдержки, внедрением высокотехнологичных инноваций, грамотной маркетинговой политикой предприятий.

Виталий Ясинский, проанализировав ситуацию, заявляет о том, каков залог успешной работы отрасли машиностроения Сибири:
— С учетом накопленного опыта и промышленного потенциала предприятия могут справиться практически с любым заказом, сохранить и внедрить новые технологии. Объединив усилия в области научных изысканий и исследований рынка сбыта, можно добиться значительных результатов.

Татьяна Пантюшева.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru