Сегодня суббота 27 апреля 2024 г. 12:35
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№44август 2010Тема номера
Цены на топливо: все выше и выше?
Бензин и дизельное топливо — кровь транспортной отрасли, без которой остановится перевозка и людей и грузов. Сколько бы ни говорилось о том, что в ближайшем будущем нас ждут и водородные двигатели и электромоторы, от дизельно-бензиновой зависимости нашей стране не избавиться еще в течение многих лет. А как обстоят дела с топливной промышленностью в Сибири?

Несмотря на разговоры о развитии новых видов топлива, россиянам еще долго придется заправлять своих железных коней в ближайшей колонке газом или бензином. На этом же топливе будет продолжать работать и большая часть общественного транспорта. Не смотря на то, что ДТ, газ и бензин являются самыми популярными видами топлива и не только для заправки автомобилей, эти вещества используются также на железнодорожном и водном транспорте, в работе сельскохозяйственной техники, для отапливания котельных, цены на них неуклонно растут.

«Возможности Сибири определяются крупными запасами полезных ископаемых, помноженными на потенциал новейших технологий», — так заявил о богатствах нашей земли полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин в ходе пленарного заседания IX Петербургского международного экономического форума. Действительно, сосредоточенные в Сибирском Федеральном округе природные ресурсы, являются невосполнимым богатством, стратегическим запасом и, возможно, даже предметом зависти не только населения, но и первых лиц стран, такими бесподобными залежами не обладающих. К примеру, несколько лет назад в Интернете появилась следующая информация: госсекретарь при президенте США Джордже Буше младшем Кондолиза Райс выразила свое возмущение по поводу того, что Российская Федерация имеет единоличные права на добычу и использование полезных ископаемых, покоящихся в недрах земли в пределах нашей государственной границы.
И завидовать есть чему. Доказанные запасы нефти России составляют 5,5% от всего мирового нефтяного бассейна. Однако, Россия занимает второе место по добыче и экспорту нефти после Саудовской Аравии. А по некоторым данным, при увеличении в 2009 году добычи нефти на 1, 25% русские даже перехватили пальму первенства у аравийцев, которые немного снизили свои показатели. И большинство разведанных залежей, где ведется добыча черного золота, находится в Западной Сибири.

По добыче и экспорту природного газа мы вообще впереди планеты всей — занимаем лидирующее место. Львиную долю — 90% всего получаемого, используемого и экспортируемого российского газа добывается в Ямало-Ненецком автономном округе — тоже СФО.

Помимо уже давно известных месторождений, в эксплуатацию вводятся новые места нефтегазодобычи. Ванкорское нефтегазовое месторождение — крупнейшее из открытых и введенных в эксплуатацию в России за последние двадцать пять лет. Расположено на севере Восточной Сибири в Туруханском районе Красноярского края в 142 км от г. Игарка. Площадь — 447 кв. км. Нефть, добываемая на месторождении, является одним из основных источников для заполнения нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан.

Денис Пашков, Министр промышленности и энергетики Красноярского края:

Запасы Ванкора составляют 520 млн тонн. Эти ресурсы станут основой для долгосрочного роста добычи нефти в России, придя на смену истощающимся запасам месторождений в традиционных регионах нефтедобычи. Таким образом, реализация Ванкорского проекта представляет собой важную часть энергетической стратегии России, направленной на обеспечение национальной и глобальной энергетической безопасности.

Сейчас добыча нефти на Ванкоре идет даже с опережением графика (в 2010 году планируется извлечь 12,5 млн тонн, максимальный же уровень ежегодной добычи на месторождении будет достигнут в 2014 году — примерно 25 млн тонн). Дебиты ванкорских скважин дают самые высокие показатели в России — от 430 до 1000 тонн нефти в сутки с одной скважины (в среднем по стране этот показатель составляет всего лишь около 40 тонн в сутки). Все это стало возможным благодаря внедрению передовых технологий, высокому коэффициенту эксплуатации скважин, эффективности бурения.
Транспортировка нефти ведется по магистральному трубопроводу длиной 556 километров. Нефтепровод Ванкор-Пурпе не имеет аналогов в России. Пропускная способность «нитки» составляет 25 млн тонн нефти в год. Существуют технологии, которые позволят увеличить прокачку до 33 млн тонн — в том числе и для доставки нефти из других месторождений — например, Сузунского и Тагульского, принадлежащие компании «ТНК-ВР». Ванкор смело можно назвать интеграционным проектом для Восточной Сибири. Этот проект позволит укрепить экономическое единство регионов России, будет способствовать развитию сопутствующих производств — перевалки, нефтепереработки, нефтехимии, электроэнергетики.

По состоянию на конец 2009 г. на Ванкорском месторождении были пробурены 142 эксплуатационные скважины (в том числе 119 добывающих и нагнетательных скважин). Было построено 148 км промысловых нефтепроводов, 60 км газопроводов, 120 км автодорог, резервуарный парк, мини-НПЗ.

В Сибири несколько крупных нефтеперерабатывающих заводов: Ачинский НПЗ, Ангарский НПЗ, НПЗ предприятия «Сургутнефтегаз». Работает в Красноярском крае Уярская нефтеналивная станция, где по цистернам разливают сырье и отправляют на заводы Дальнего Востока и в Китай.

Кстати, в Министерстве промышленности и энергетики Правительства Красноярского края заявили о том, что весной текущего года руководство компании Уярский НПЗ заявляло о намерении передать в правительство Красноярского края проект создания на территории региона Уярского нефтеперерабатывающего завода. Запуск НПЗ планируется в I квартале 2014 года.
Несмотря на то, что сбылось предсказание Михаила Васильевича Ломоносова и богатство России Сибирью прирастает (в том числе, и благодаря нефтегазовым залежам в недрах СФО), несмотря на то, что регион экспортирует не только готовый продукт — различного рода горючее, но и сырье (сырую нефть) в нуждающиеся края и области России и за границу, мы также подвержены резким изменениям цен на топливо.

Так почему же жители страны — крупнейшего экспортера нефти и газа вынуждены покупать топливо по столь высоким ценам? Чем обоснована периодическая лихорадка на нашем рынке ГСМ?

Торговцы топливом объясняют повышение цен многими причинами. Например, весна и осень — традиционное время основных работ на селе — посева и уборки урожая. В это время также традиционно, как селяне выходят на поля, изменяются и цены в прейскурантах поставщиков горючего. Последнее время в страду бензин дорожает незначительно. Чего не скажешь о дизельном топливе. И если горожанин может выбирать, на каком автомобиле передвигаться, купить машину, работающую на ДТ или с газовыми — бензиновым двигателем, то труженики полей находятся в тупике: большинство сельскохозяйственной техники заправляется лишь соляркой. Вот и получается, как сеять, так плакать.

Также топливные магнаты зачастую объясняют подорожание топлива нестабильной ситуацией на мировом экономическом рынке, высокими налогами и акцизами, подорожанием нефти, добываемой заграницей, неэффективность российских нефтеперерабатывающих заводов, устаревшим на этих предприятиях оборудованием, неравномерным распределением переработчиков по стране и т.д. Но, наверное, ни для одного россиянина не секрет: в некоторых странах, экспортирующих нашу нефть, стоимость бензина гораздо ниже, той, что мы видим на местных заправках.

Логично можно предположить то, что сибиряки вообще должны приобретать горючее по более низкой цене: и производители (добывающие предприятия) и переработчики под боком. Но и СФО, как и все остальные регионы РФ, переживает резкие повышения цен на ГСМ. У нас зачастую разница в ценах ставит потребителя в тупик: за один день, преодолев расстояние в 500 километров, можно заправить машину бензином, с разницей в стоимости 3 рубля за 1 литр.

«Думаю что причина разности цен заключается в удаленности заводов по нефтепереработки от конечного покупателя. Кроме того, немалую роль играет и доставка топлива до городов: перекачка по трубе намного дешевле, нежели привоз топлива железнодорожными бочками или бензовозами», — говорит Михаил Можаев, ведущий менеджер компании Сиб-Нефть Новосибирск.
«В цену топлива в том или ином регионе Красноярского края включена доставка топлива до АЗС, — соглашается представитель компании Красноярскнефтепродукт, — Так как для доставки топлива необходима техника, которая так же использует бензин, то логичным будет увеличение стоимости доставки в зависимости от расстояния. Так даже сто километров могут поднять стоимость литра бензина на 20–30 копеек. В дополнение к этому практически основному фактору существуют другие, как например, увеличенные расходы на содержание в суровых условиях крайнего севера и многое другое», — добавил он.

«Цена топлива зависит не только от цены на нефть, но и от того в какую сторону отправляется бензин с заводов, если большое количество топлива ушло на экспорт, то в регионах тут же возникает дефицит и цена на нефтебазах поднимается минимум на 1 рубль за литр», — говорит Михаил Можаев.

В компании Красноярскнефтепродукт тоже уверены, что ценообразование в данной отрасли довольно прямолинейно. «Есть цена завода, к которой прибавляются наши издержки, и тем самым мы продаем топливо конечному потребителю по цене, которую вы видите на АЗС региона, уверяет представитель Красноярскнефтепродукта, — Насколько мне известно, никто из крупных игроков рынка в последнее время не внедрял ноу-хау, которые бы позволили свести издержки к нулю. При этом, типы издержек являются постоянными вне зависимости от игрока, — пояснил представитель компании, — эра суперприбыли в торговле нефтепродуктами давно канула в лету. Мы считаем наши цены обоснованными, в том плане, что мы как социально-ориентированное предприятие не имеем права устанавливать высокие надбавки и при этом нам необходимо содержать такие социально и стратегически важные объекты как нефтебазы, пристани, станции перекачки и другие объекты, которые больше из конкурентов не содержит никто в крае. Из всего вышесказанного следует, что розничные цены на нефтепродукты во многом сейчас зависят исключительно от закупочных цен, которые выставляет завод-производитель с оглядкой на мировой уровень цены на нефть марки Brent, из которой ведется расчет цены на нефть российского производства марки Urals», — говорит нефтепромышленник.

Федеральная антимонопольная служба России давно и пристально следит за ситуацией на топливном рынке. Причины роста цен на горючее в ФАСе делят на две категории: объективные и субъективные. К первым специалисты службы относят общие изменения ценовой конъюнктуры в мире и высокие налоги и акцизы на топливо. Вторые — недостаточные условия для развития конкуренции.
К компаниям, которые неправомерно завышают цены на топливо, УФАС РФ применяет конкретные меры. Например, в январе нынешнего года специалисты Управления Хакассии обязали сочинского авиазаправщика снизить цены на топливо, когда компания, занимающаяся заправкой авиасудов в Абакане, устанавливала монопольно высокие цены на свои услуги, чем нарушила закон о конкуренции.

«Категорически не согласен с тем, что в нашем регионе есть какой-то сговор, — говорит представитель Красноярскнефтепродукта, — Мы не участвуем в сговорах или картелях. К тому же, практически постоянно мы держим цены на прежнем уровне, даже если наши конкуренты подняли цены в связи с изменением закупочных цен. Мы также полагаем, что наши конкуренты ведут честный бизнес. К слову о конкурентах, электронные торги по государственным закупкам значительно повысили конкуренцию на рынке».
Предприятиям, нарушающим закон, антимонопольщики грозят штрафами. Недобросовестные предприятия, желающие нажиться на карманах россиян, наказываются знакомым им способом — рублем.

В настоящее время месторождения нефти Европейских регионов и Западной Сибири России разведаны на 65–70%, в Восточной Сибири и Дальнем Востоке — на 6–8%. Шельфы морей РФ на предмет нефтяных месторождений обследованы всего лишь на 1%. Но именно на эти труднодоступные районы приходится 46% перспективных и 50% прогнозируемых запасов нефти. Разведанные запасы природного газа в России составляют 27% от мировых. Это те данные, на которые следует возлагать надежды. Другие, менее позитивные источники гласят о том, что наших невосполнимых природных ресурсов — нефти и газа — при нынешних темпах потребления хватит на 30–50 лет. По другим, менее оптимистичным данным «Пик нефти» наступит уже к 2022 году. И если не будут разработаны технологии, вырабатывающие синтетическую замену природному топливу, остается только догадываться о том, что же будет с нашей цивилизацией. Зато, видимо, только тогда споры о ценообразовании на бензин, газ и ДТ поутихнут.

Татьяна Пантюшева.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru