Сегодня понедельник 6 мая 2024 г. 19:21
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№41май 2010Спецтехника
Лизинг проще, чем кажется
В связи с улучшением макроэкономической ситуации увеличивается и инвестиционная активность российских предприятий. Вновь увеличивается потребность в лизинге, как основном механизме финансирования инвестиционных проектов.

Рычаги инвестпроектов
С исключением сезонного и календарного факторов с июня 2009 года сохраняется положительная помесячная динамика ВВП. Наибольший положительный вклад в рост ВВП вносят сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и торговля. Все основные экономические индикаторы указывают нам на то, что 2010 год станет началом нового десятилетия бурного экономического роста, который уже отражается и в активизации лизинговых операций.

Хотя сегодня доля одобряемых заявок существенно ниже, чем до кризиса, этот показатель вырос уже более чем в два раза по сравнению с первым кварталом 2009 года. Это говорит о том, что лизинг становится более доступен для предприятий, а экономическая ситуация у самих компаний — заемщиков улучшается. Безусловно, доля одобряемых заявок в разных лизинговых компаниях отличается, она выше в тех компаниях, которые стремятся наращивать свой портфель и поддерживать высокие темпы своего развития.

К счастью, в отличие от ситуации в конце 2008 — начале 2009 года, когда большинство лизингодателей остановили финансирование, в настоящий момент предприятия имеют возможность финансирования своих инвестиционных проектов с помощью лизинга.

Но несмотря на положительные тенденции, экономические условия по-прежнему остаются тяжелыми. А в сложных экономических условиях риск неплатежей заемщика выше, чем в обычных условиях. Сам заемщик в связи с этим опасается, что может потерять в таком случае аванс по договору лизинга, а также оплаченную часть лизинговых платежей. Действительно, необходимо понимать, что произойдет, если компания-заемщик окажется неспособна платить по лизингу или кредиту. Ответ на этот вопрос определяется двумя ключевыми факторами: будущей стоимостью актива, приобретенного в лизинг (или заложенного под кредит) и характером отношений заемщика с финансовой организацией.

Что касается ожидаемой стоимости активов, тут действуют несколько разнонаправленных тенденций. В начале 2009 года произошло повышение стоимости импортного транспорта и оборудования, во-первых, по причине ослабления рубля, во-вторых, из-за увеличения тарифов на ввоз импортных автомобилей. В зависимости от дальнейшего развития экономической ситуации решение по повышению тарифов на ввоз импортных автомобилей может оказаться не последней протекционистской мерой по защите отечественного машиностроения. В настоящее время рубль постепенно укрепляется, что ведет и к снижению цен импортного транспорта и техники.

С другой стороны, на снижение стоимости продолжают работать такие факторы, как падение спроса, а в связи с этим и скидки со стороны производителей. Размер скидок не безграничен, поскольку себестоимость машиностроительной продукции достаточно высока. Тем не менее, можно ожидать более сильного снижения цен на вторичных рынках, поскольку при производстве новой продукции производители имеют возможность регулировать цену, ограничивая предложение в соответствии с упавшим спросом, в то время как объем предложения на вторичном рынке остается на прежнем уровне, хотя спрос может упасть в разы. С другой стороны, подорожание валюты и импортных товаров, а также увеличение тарифов, обозначат более высокий ценовой ориентир и для активов на вторичном рынке.

Те активы, которые могли резко подешеветь, уже подешевели в первый период кризиса — в октябре — декабре 2008 года. Прежде всего, речь идет о некоторых объектах коммерческой недвижимости и о железнодорожных вагонах. Цена на вагоны была раздута вследствие постоянно растущего спроса на фоне явного дефицита их производства. Однако подобные ситуации можно отследить путем сопоставления рыночной стоимости и себестоимости производства: здесь не должно быть больших отклонений от пропорций, сложившихся на высоко конкурентных рынках (например, легковых и грузовых автомобилей). Кстати, если отдельный инвестиционный проект, под который привлечено лизинговое финансирование, не оказался успешным, лизингополучатель должен иметь возможность обеспечить себе максимально безболезненный выход из проекта.

На своих условиях
Важный момент — это условия договора лизинга. Они не должны быть грабительскими по отношению к заемщику.
Иногда проблема для лизингополучателя состоит в том, что не все лизингодатели лояльно относятся к расторжению договора лизинга до истечения установленного в нем срока. Исключение может составлять возможность досрочного выкупа имущества лизингополучателем, порядок которого обычно регламентируется договором. Однако в условиях кризиса более актуальным является вопрос вынужденного прекращения лизинговых платежей лизингополучателем, когда о досрочном выкупе речи не идет. Проблема для лизингополучателя состоит в том, что он не может просто вернуть имущество лизингодателю, даже потеряв все перечисленные ранее платежи. По договору он обязан погасить весь график лизинговых платежей. Поэтому, если лизингодатель видит, что лизингополучатель фактически имеет доходы, позволяющие погашать лизинговые платежи, или хотя бы имущество, которое может быть продано в ходе процедуры банкротства, он может стремиться не к изъятию актива, а к взысканию суммы долга с лизингополучателя. Изъятие имущества более целесообразно, когда видно, что оно является единственным источником возмещения убытков лизингодателя.

Несмотря на положительные предпосылки экономического роста, в финансовой системе сохраняются признаки кризиса доверия. Это выражается в высоких требованиях, которые предъявляют лизинговые компании к клиентам (высокая кредитоспособность, высокий аванс, новая техника, региональная принадлежность клиента и т.д.). Этим требованиям соответствуют далеко не все предприятия.

Проблема — еще не тупик
Существует ряд основных трудностей для потенциальных лизингополучателей при привлечении финансирования. Прежде всего, это высокий уровень аванса по договору лизинга и высокая процентная ставка по договору лизинга. Кроме того, лизингодатели предъявляют строгие требования к финансовому состоянию предприятия, запрашивая при этом дополнительные поручительства. Существенное неудобство нуждающейся в лизинге компании может доставить приоритетное отношение лизингодателей к клиентам из центральных регионов, а также предоставление финансирования только под приобретение новой спецтехники.
Впрочем, все эти препятствия имеют свои пути решения. Так, размер аванса может быть снижен в случае достаточно высокой финансовой надежности клиента или при высоком уровне ликвидности техники. При возвратном лизинге (когда предприятие получает финансирование, передавая в собственность лизинговой компании имеющееся имущество) вместо оплаты аванса может быть применено дисконтирование при оценке имущества — предмета лизинга. Дополнительный залог имущества также может быть использован вместо аванса в лизинговой сделке.

При решении второй проблемы, во-первых, необходимо выбирать лизинговую компанию, имеющую доступ к зарубежным источникам финансирования, которые остаются наиболее дешевыми. Во-вторых, в ряде регионов, например, в Москве и в Тюменской области действуют региональные программы субсидирования лизинговых платежей для малых и средних предприятий. Размер субсидирования составляет 2/3 ставки рефинансирования Банка России.
В рамках подобных программ возможно и оформление поручительств регионального бюджета по договорам лизинга, заключенным малыми и средними предприятиями. А для снижения рисков сделки используется также такой механизм, как гарантия обратного выкупа со стороны поставщика имущества. В таком случае дилер обязуется по оговоренной цене выкупить имущество у лизинговой компании. Для лизинговой компании это является серьезным способом снизить риски, связанные с изменением цены техники в будущем или со снижением ее ликвидности. Такое снижение риска, в конечном счете, ведет к повышению доступности лизинга для лизингополучателя.

Что касается региона лизингополучателя, то здесь необходимо прибегать к услугам крупных финансовых организаций, представленных во всех регионах России.

Таким образом, решающее значение для принятия положительного решения о предоставлении лизинга имеют не формальные критерии (соблюсти которые может помочь сама лизинговая компания), а реальное качество инвестиционного проекта.

Антон Полевой.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru