Сегодня понедельник 29 апреля 2024 г. 13:17
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№40апрель 2010Спецтехника
Чистая работа
Пусть мусоровоз не строит дорог и не перевозит пассажиров, его роль на сцене больших и малых городов от этого ничуть не менее важна, чем у других видов спецтехники. Ведь даже представить сложно, как выглядели бы все наши улицы и переулки, если бы здесь не работал этот большой неторопливый санитар.

Самые первые
Впервые мусоровозы появились в тогда еще Советских городах в 80-90-х годах прошлого века. Тогда это были мусоровозы с задней ручной загрузкой, когда мусор забрасывался в бункер кузова силами дворников и других работников жилкомхоза. Более поздним плодом механизации труда стали мусоровозы с ручной загрузкой в приемный ковш вместимостью 0,5-0,6 м3, который с помощью портального механизма опускался назад до уровня удобного для ручной загрузки мусора, затем по мере заполнения автоматически поднимался и опрокидывался в загрузочный люк кузова. Внутри кузова мусор уплотнялся и перемещался с помощью толкающей плиты, выгрузка мусора производилась самосвальным способом. Данный тип мусоровозов до сих пор активно применяется в небольших городах и поселках, где нет контейнеров для ТБО (твердых бытовых отходов) и не накапливается большой объем мусора. Некоторые производители дополнительно оснащают модели мусоровозов с ручной задней загрузкой в приемный ковш опрокидывателем для контейнеров емкостью от 0,12 до 1,1м3., совмещая таким образом ручной и механизированный способ загрузки.

С середины 90-х годов в России начали распространяться мусоровозы с задней механизированной загрузкой. Это связано с появлением металлических и пластиковых евроконтейнеров нового типа с крышкой емкостью от 0,36 до 1,1м3 на колесах и принципиальным изменением системы сбора бытовых отходов. Специальное оборудование мусоровоза с задней механизированной загрузкой состоит из кузова с открывающимся задним бортом, в котором смонтированы подающая и прессующая плиты. На боковых стенках заднего борта подвижно закреплен механизм захвата и опрокидывания контейнеров. Внутри кузова в направляющих движется выталкивающая плита, которая является подвижной передней стенкой кузова и выталкивает мусор при выгрузке. Такая машина оснащается гидравлическим приводом рабочих органов, а управление рабочими органами мусоровоза уже ведется с пульта управления в кабине водителя и с пультов управления на кузове.

Евроконтейнеры на колесах подкатывают к захвату опрокидывателя, который опускается в рабочее положение, захватывает контейнер, поднимает и опрокидывает его в загрузочный бункер. Крышка контейнера автоматически открывается при опрокидывании с помощью специального устройства. А после того, как мусор из контейнеров выгружен, прессующая плита поворачивается и захватывает его из бункера, в то время как подающая плита движется вверх, одновременно перемещая и уплотняя мусор в кузове мусоровоза. Все перечисленные последовательные операции составляют цикл прессования, который у всех подобных мусоровозов осуществляется при помощи автомата прессования. Некоторые модели мусоровозов могут быть оснащены портальным подъемником для погрузки контейнеров вместимостью 2,5; 5; 7,5; 8м3
Принципиально отличается от предыдущих мусоровозов с задней механизированной загрузкой модель Rotopress фирмы FAUN (Германия), которую сегодня совместно с немцами выпускает ОАО «КОММАШ» г. Арзамас. Специальное оборудование состоит из кузова, выполненного в форме вращающегося барабана со шнековыми направляющими, герметично закрытого задней крышкой с расположенным на ней пресс-шнеком. Загрузка производится из евроконтейнеров емкостью от 0,6 до 1,1м3 и вручную. Уплотняется мусор за счет вращения барабана и перемещения мусора к передней стенке кузова. Выгрузка мусора производится изменением направления вращения барабана.

Кстати сказать, в последнее время в России развивается пришедшее к нам из Финляндии новое направление системы сбора и утилизации отходов в заглубленные подземные контейнеры, которые загружаются в мусоровоз с задней загрузкой с помощью краноманипуляторной установки, расположенной за кабиной водителя.

На боковую
Мусоровозы с боковой загрузкой сегодня остаются самым распространенным видом мусоровозов. Их количество составляет на сегодняшний день 51% общего парка мусоровозов в РФ. В традиционный состав оборудования мусоровоза с боковой загрузкой входит кузов с открывающейся задней крышкой, толкающая плита, боковой манипулятор. Загрузка отходов в кузов производится боковым манипулятором в приемный люк, расположенный на крыше кузова, выгрузка мусора осуществляется самосвальным способом и при помощи толкающей плиты. Устанавливается оборудование на шасси автомобилей различной грузоподъемности, в зависимости от которой и варьируется многообразная гамма и конструктивные особенности моделей.

За последние 10 лет в конструкцию мусоровозов с боковой загрузкой внедрены следующие технические решения. Так, прежде всего, в кузове устанавливается пресс-камера, соединенная с основным кузовом и имеющая меньшее, чем у кузова поперечное сечение. Стенки пресс-камеры при возврате уплотняющей плиты препятствуют упругому расширению сжатого мусора и сохраняют достигнутое уплотнение. Благодаря этому достигается высокая степень уплотнения мусора (производители «Ряжский авторемонтный завод», «МЗ «Спецтранс» Санкт-Петербург, ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения»).
Кроме этого, претерпела свои изменения и конструкция манипулятора. Сегодня манипулятор на крупнотоннажных мусоровозах устанавливается в основном справа. Его грузоподъемность составляет 500-700кг. Это устройство предназначено для захвата стандартных металлических контейнеров объемом 0,75-0,8м3 с удержанием их за две боковые или одну переднюю стенку или, как у ЭРМЗ «Спецтранс» Спб., евроконтейнеров от 0,36 до 0,75 м3. Недавно «Ряжский авторемонтный завод» и МЗ «Спецтранс» СПб стали оснащать свои мусоровозы манипуляторами нового типа, позволяющими осуществлять подъем и выгрузку евроконтейнеров объемом 1,1 м3. По желанию клиента, на Ряжском заводе могут устанавливать левосторонний манипулятор с тросовым управлением из кабины. А на механическом заводе «МЗ «Спецтранс» СПб для полуавтоматической работы на машинах устанавливается пульт с трехпозиционным джойстиком, видеокамерой и монитором.

Многие производители уделяют большое внимание выбору гидроаппаратуры, предпочитая устанавливать высококачественные гидрораспределители, насосы и гидроцилиндры импортного производства или аналоги, соответствующие европейским стандартам. Поэтому практически во всех модельных рядах отечественных мусоровозов была проведена модернизация гидравлического оборудования. Органы управления гидроприводами, как правило, расположены под кузовом, в задней или центральной части.
Не остался незамеченным и дизайн. В жестких условиях конкуренции большое внимание стало уделяться внешнему исполнению машин. Естественно, каждый производитель стремится сделать свои модели наиболее яркими и запоминающимися клиенту. Арзамасские производители приняли решение направиться в сторону сглаживания линий кузова, приближая его формы к европейским аналогам: боковые стенки гладкие, полукруглые, окрашенные ярко оранжевой блестящей эмалью с белыми элементами художественно-декоративной проработки. Мценские модели мусоровозов продемонстрировали оригинальное геометрическое сочетание цилиндрического и прямоугольного сечения формы кузова с необычной куполообразной формой заднего борта. Остальные производители по старинке предпочитают усиливать свои машины поперечными и продольными ребрами жесткости, от чего машины тоже по-своему выигрывают, в целом производя впечатление массивных, достаточно надежных и прочных конструкций.

Сначала — по контейнерам
Благодаря своей простоте и универсальности, достаточно широкое распространение в нашей стране получили портальные мусоровозы со съемным бункером и портальным механизмом погрузки. Эти машины работают со сменными бункерами открытого и закрытого типа разной вместимости. В состав специального оборудования входят портал, рама, контейнер (бункер), аутригеры, гидравлическая система. Контейнер с помощью портала снимается с рамы и устанавливается на ровную площадку, загружается вручную или погрузочными средствами. Выгрузка мусора производится самосвальным способом. Универсальность таких машин состоит еще и в том, что машина может перевозить до трех порожних контейнеров одновременно. Такая конструкция существует на рынке более 30 лет и существенно не изменялась.

Контейнерные мусоровозы с системой «мультилифт» сегодня также получают все более широкое распространение. Преимущество машин с системой «мультилифт» — многофункциональность и разнообразие сменного оборудования, позволяющего использовать машину для разных видов работ круглый год, в том числе и для перевозки мусора. Накопительные мусорные контейнеры разных типов и объемов от 4-18м3 устанавливаются во дворах и, по мере заполнения мусором, доставляются на мусороперерабатывающий завод или перегружаются в большие накопительные контейнеры. Машина подъезжает к контейнеру, погрузочно-разгрузорчный механизм цепляет контейнер, поднимает его и устанавливает на надрамнике машины. Таким же образом порожний контейнер перемещается на площадку. Выгрузка мусора производится самосвальным способом. Среди «мультилифтов» наиболее распространены два типа грузоподъемных захватов: тросовый и крюковой, существует также комбинированный троссово-крюковой тип захвата, выпускаемый заводом «МЗ «Спецтранс» С-Петрербург.

Однако при всей универсальности именно этого типа мусоровозов, оснащение машины дополнительным навесным оборудованием не предусмотрено. Хотя в истории коммунального машиностроения и были случаи установки на мусоровозы плужных отвалов для уборки снега в зимний период. В некоторых районах видимо это было необходимо для того, что бы проехать к местам свалок. Но в целом же, уборкой мусора и уборкой дорог во многих городах занимаются разные организации.

Частные случаи
Помимо описанных выше популярных типов мусоровозов, существуют машины, нацеленные на выполнение специфических задач.
К таким, например, можно отнести транспортные мусоровозы. Они перевозят большие съемные накопительные контейнеры и появились вместе с образованием двухэтапной системы сбора отходов с мусороперегрузочных станций на мусороперерабатывающие заводы или полигоны. Загрузка мусора в них осуществляется, как правило, насыпным способом, выгрузка — самосвальная или с одновременным выталкиванием мусора толкающей плитой.

Транспортные мусоровозы эксплуатируются в крупных населенных пунктах, где расстояния до мест утилизации отходов очень значительные (свыше 20км) и гораздо выгоднее перегрузить отходы из мусоровозов в большой накопительный контейнер. В России транспортные мусоровозы выпускает ОАО «Ряжский авторемонтный завод».

Существуют даже мусоровозы с фронтальной загрузкой. В них мусор загружается с помощью кантователя, опускающегося перед кабиной водителя. Несмотря на то, что мусоровозы с фронтальной загрузкой впервые появились в Европе в конце 50-х годов, широкого распространения в России они так и не получили. Причиной тому, очевидно, стали индивидуальные особенности систем сбора мусора в зарубежных странах. Именно поэтому российские производители до сих пор не берут во внимание данный способ загрузки при разработке своих моделей: мусоровозы с фронтальной загрузкой в России не выпускают.

Российский парк мусоровозов в настоящее время достаточно сильно изношен и требует глобального обновления. Во многих коммунальных хозяйствах до сих пор еще работают машины 80-х годов выпуска и старше. Обновление парка напрямую зависит от федеральных и региональных программ поддержки ЖКХ и выделения финансов на покупку коммунальной техники и на совершенствование системы сбора, переработки и утилизации отходов, что в данный момент, начиная с 2008 года, и происходит. Тендеры на покупку новых мусоровозов проводятся отдельно в каждом конкретном регионе. Заявки на приобретение определенного количества мусоровозов составляются муниципалитетами. Проводится аукцион, в котором участвуют несколько на выбор моделей мусоровозов, согласно заявленным техническим требованиям, что в идеале создает здоровую конкуренцию среди заводов-производителей.

Выбор есть
На протяжении всей истории развития мусороуборочной техники попытки освоить производство мусоровозов предпринимались на целом ряде машиностроительных заводов Центральной части России, а также Поволжья и Урала. Некоторым производителям это успешно удалось, а многие давно остались в прошлом, не выдержав конкуренции и жесткой экономической политики. Сегодня мусоровозы в России выпускают ведущие машиностроительные предприятия, для которых коммунальная тема является основной производственной деятельностью: ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» г. Арзамас Нижегородской области, ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения» г. Мценск Орловской области, ОАО «Ряжский авторемонтный завод» г. Ряжск Рязанской области, ОАО ЭРМЗ «Спецтранс» г. Санкт-Петербург, ООО Механический завод «Спецтранс» г. Санкт-Петербург, ООО «Пламя» г. Пермь, НПК «Коммаш» г. Москва.

Российский рынок мусоровозов давно привлекает зарубежных производителей всех без исключения стран. Некоторым из них удалось найти своих покупателей и сформировать в России свой пока небольшой сегмент. В основном это мусоровозы с задней и боковой механизированной загрузкой, ввозимые к нам из Германии (FAUN, ZOELLER), Финляндии (NTM), Швеции (NORBA), Италии (FARID, Mazzocchia), Японии, США (Heil, McNeilus). Но в целом объем мусоровозов зарубежных производителей в России невысок и составляет 2-3% от общего объема парка всех типов мусоровозов.

Впрочем, преимущества импортных мусоровозов очевидны: это высококачественная сталь основных узлов оборудования и совершенно иная технология изготовления, электронные системы управления рабочими органами, всевозможные датчики слежения за работой мусоровоза, комфортные условия для водителя и оператора. Но есть и свои недостатки: например, сервисное обслуживание и запчасти — в условиях собственного гаража такие машины не починишь, дополнительное обучение операторов работе с электронными системами слежения и сложными пультами управления машин, а главным недостатком для многих российских покупателей является высокая цена.

Некоторые российские фирмы пытаются решить эту проблему путем установки импортного оборудования мусоровоза в собственном производстве на отечественные или импортные шасси.

ЗАО «Коминвест-АКМТ» устанавливает оборудование всех типов мусоровозов итальянской фирмы «FARID». Арзамас «КОММАШ» осуществляет лицензионное производство мусоровозов с задней механизированной загрузкой FAUN Германия и KOBIT Чехия. Все оборудование мусоровозов устанавливается на отечественное шасси КАМАЗ, что уже существенно влияет на цену машины, а 50%-ная локализация лицензионной сборки в собственном производстве делает мусоровоз, изготовленный по лицензии в 2-3 раза дешевле аналогичных импортных образцов.

Компания «Waste Systems» начинает поставку на российский рынок американских мусоровозов «Кобра» фирмы McNeilus. На Калужском заводе Volvo Trucks в мае этого года началась сборка мусоровозов с задней механизированной загрузкой, в том числе и с 8-ми кубовых контейнеров, компании Geseenknorba. Конкурировать с «иномарками» отечественным мусоровозам пока не под силу, да и стоимость иностранных мусоровозов все равно остается выше в 3-5 раз.

Если углубляться в ценовой диапазон рынка мусоровозов, то он — рынок — в настоящее время разделился на три группы:
— низший ценовой сегмент. Сюда входят мусоровозы практически всех российских производителей, которые имеют аналогичные конструкции.
— средний ценовой сегмент. Это мусоровозы б/у из Китая, Кореи, Тайваня и мусоровозы с локализационной российской сборкой, установленные на шасси отечественного производителя.
— высший ценовой сегмент. Это преимущественно мусоровозы зарубежного производства на импортных шасси.
Как бы то ни было, не ценой единой должен определяться выбор машины. Выбирая мусоровоз, нужно четко представлять себе общую систему сбора и утилизации отходов в населенном пункте, где эта машина будет работать. Нужно учитывать максимальное количество параметров, с которыми прямо или косвенно придется столкнуться мусоровозам во время работы: контейнеры, контейнерные площадки, численность населения, размеры улиц и транспортных подъездов к местам сбора мусора, дальность перегонов до мест утилизации и свалок, — все должно быть учтено потенциальным покупателем.

Татьяна Комисcарова, ведущий менеджер отдела маркетинга ОАО «КОММАШ».

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru