За рубежом компания-«фуллайнер» — это одно из самых перспективных явлений на рынке спецтехники. В России эта тенденция только начинает свое развитие. О том, что же это все-таки такое, мы поговорили с генеральным директором ОАО «Научно-исследовательский тракторный институт НАТИ» Дмитрием Купрюниным.
— Дмитрий Геннадьевич, как кризис отразился на мировых производителях? — Объемы мирового тракторостроения существенно сократились. Так, по итогам трех кварталов 2009 г. объем продаж техники фирмой «Джон Дир» (John Deere), мировым лидером в области сельскохозяйственной техники, уменьшился на 16% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. У других транснациональных компаний: «Кейс — Нью Холланд» (Case New Holland) и «АГКО» (AGCO) снижение объема продаж за этот период составило 29% и 24% соответственно. — Каковы тенденции на глобальном рынке тракторостроения? — Глобальные игроки продолжают активную инновационную деятельность. Финансовые отчеты фирм свидетельствуют о том, что затраты на НИОКР у ведущих компаний сохраняются практически на докризисном уровне либо даже возрастают. Экспозиции компаний на международных выставках продемонстрировали значительное количество новых технических решений, а также подтвердили неизменность основных тенденций развития мирового тракторостроения. — На сегодняшний день ваш холдинг вошел в число так называемых «фуллайнеров». Что этот термин подразумевает? — «Фуллайнер» (от англ. full line — полная линейка) — это компания, которая поставляет под единой маркой весь перечень необходимой для сельского хозяйства техники. Каждая из фирм представляет на рынок широкий типоразмерный ряд сельскохозяйственных тракторов, в диапазоне примерно 40 = 500 л.с., содержащий 5-6 семейств. — Можно ли на примере ведущих компаний отследить основные технические тенденции? — Практически все машины ведущих производителей имеют четкую унификацию. В конструкциях зарубежных тракторов применяются дизельные двигатели с электронным управлением, соответствующие требованиям экологии третьей ступени Европейских нормативов. В массовом порядке применяются трансмиссии с переключением под нагрузкой и электронно-гидравлическим управлением. Расширяется применение бесступенчатых передач. Особо следует отметить постоянно возрастающее использование средств автоматизации управления трактором, а также агрегатируемыми с ним сельскохозяйственными машинами. — Есть ли примеры подобных компаний в России? — Подобную практику успел освоить машиностроительный холдинг «Концерн «Тракторные заводы», разработавший и обнародовавший план развития производства до 2015 года, предусматривающий создание полной линейки сельхозтехники. Поэтому, принимая решение войти в ряд ведущих мировых производителей-«фуллайнеров», «Тракторные заводы» планируют расширить модельный ряд выпускаемых линеек тракторов, т.е. освоить производство 5 семейств колесных и 3 семейств гусеничных тракторов. — Столь масштабная задача потребует колоссальных инвестиций и времени? — На первом этапе создаются модели сельскохозяйственных колесных тракторов классов 0,6–1,4 (ВМТЗ) и гусеничных тракторов классов 5–6 («Промтрактор» и ВгТЗ). Одновременно создается компонентная база для указанных выше и других семейств машин. Уже организовано производство дизельных двигателей в сотрудничестве с финской фирмой «Сису-дизель» (Sisu Diesel Inc.). Налажено производство синхронизированных трансмиссий (ЧЗСА) и двух видов трансмиссий с переключением под нагрузкой и электронно-гидравлическим управлением разработки СКБМ г. Курган и ГСКБ г. Чебоксары. В настоящее время проводится комплекс НИОКР по созданию конструкций всех недостающих в модельном ряду машин и их компонентов. Завершаются работы по созданию трактора «Агромаш 85ТК» класса 1,4 с синхронизированной трансмиссией. «Промтрактор» разработал конструкцию гусеничных тракторов «Агромаш 315ТГ», имеющих трансмиссию с переключением под нагрузкой 16 передач переднего хода и четыре заднего, эластичную торсионную подвеску опорных катков ходовой системы, современную кабину. На этом тракторе установлен двигатель «Камминз» с эксплуатационной мощностью 315 л.с. Приемочные испытания этой машины проведены, подготовлена к эксплуатации первая промышленная партия. На следующем этапе предполагается разработка колесных тракторов классов 2 и выше, базируясь на отработанных компонентах. Кроме того, подлежат разработке новые семейства гусеничных тракторов класса 4–5 и, возможно, класса 7–8. В числе их компонентов, уже создаваемых на этом этапе, следует отметить резиноармированные гусеницы тракторов для сельскохозяйственного и коммунального назначения. После завершения инвестиционной программы по запуску всех запланированных моделей техники к 2015 году отечественные аграрии получат возможность выбирать в одной компании весь перечень продукции и навесного оборудования, необходимых для обработки почвы и уборки урожая. Таким образом, первый отечественный сельскохозяйственный «фуллайнер» не за горами. Антон Полевой.
|