Сегодня пятница 26 апреля 2024 г. 02:51
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№37декабрь 2009Технологии
Асфальт зимой – это нормально?
В течение многих лет дорожно-ремонтные работы признавались процессом сезонным, строго зависимым от температуры воздуха и влажности дорожного покрытия. Сегодня дорожники России заявляют о применении на своих участках новой технологии холодного асфальтобетона, которая способна расширить рабочий сезон до 12 месяцев в году.

Укладка асфальта в снег и дождь пока еще вызывает у случайных прохожих справедливый гнев: какого качества и долговечности стоит ждать от дорожного покрытия, уложенного в таких условиях? Казалось бы, все верно — никакого. И в большинстве случаев технология дорожного строительства действительно нарушается, причем очень грубо. Однако специалисты дорожно-строительной сферы заявляют — скоро укладка асфальта в зимний период станет делом привычным.
Дело здесь вовсе не в том, что тотальное пренебрежение нормами и ГОСТами будет узаконено. Речь идет о новой для России технологии холодного асфальта.
Технология эта пришла к нам с запада сравнительно быстро. С момента начала ее активного применения в странах Северной Европы прошло не более 7 лет, но сфера ее применения расширилась не только за счет всех Европейских государств и США. В России холодный асфальтобетон также начинает укреплять свои позиции.
Холодные асфальтобетонные смеси имеют в основе своей традиционный асфальт, который изготавливается по специально выдержанной технологии с применением модифицированных добавок или модифицированного битума (битум составляет от 4,2 до 4,5% от веса щебня, а добавки — от 25 до 35% от веса битума). Такой состав наделяет асфальт весьма интересными свойствами, ранее лежавшими за гранью возможностей дорожного строительства.
Так, особого внимания заслуживает возможность применения нового материала при запретно низких для горячей смеси температурах. Особо уверенные в себе производители сулят сохранение эксплуатационных свойств холодного асфальта даже при -25°С, однако эксперты склонны относиться к этим обещаниям скептически и не опускают температурную планку дорожных работ ниже -5…-10°С. Этого, говорят они, достаточно, для того, чтобы работы по ремонту дорог велись круглогодично.
Другая важная особенность — в отсутствии жестких технологических требований к качеству подготовки поверхности. Для более-менее эффективного сцепления достаточно удаления грязи, сора и избыточной влаги с обрабатываемой поверхности. Нередки случаи, когда рекламные тексты компаний-изготовителей обещают полное безразличие асфальтобетонной смеси к поверхности, на которую она будет уложена. На практике, уложить асфальт на переувлажненную или абсолютно не подготовленную поверхность, в принципе, не проблема, вот только фактический срок службы такого покрытия может оказаться в два, а то и в четыре раза меньше заявленного.

Подготовительные работы
В идеале поверхность под холодную заплатку должна быть подготовлена не менее тщательно, чем обычно: помимо уже упомянутой очистки ямы от грязи, снега, влаги и мусора, для более прочного ремонта рекомендуется срезать пологие края выбоины под прямым углом для обозначения более четких границ. Асфальтовая крошка, которая получится после обработки кромки, также должна быть полностью удалена. Затем следует этап непосредственного засыпания в яму холодной асфальтобетонной смеси и ее уплотнения с тем учетом, что при утрамбовке объем смеси, как правило, уменьшается на 25-30%. При толщине слоя, превышающей 5 см, каждые 4-5 см необходимо утрамбовывать дополнительно. Дальнейшее уплотнение можно оставить на долю проезжающего по дороге автотранспорта: даже пущенный сразу после наложения заплатки он не только не испортит, но и еще больше уплотнит ее. Специально для этого конечный уровень асфальтобетонной заплаты должен превышать общий уровень ремонтируемой дороги на 1-2 см, образовывая таким образом «запас» для постепенной утрамбовки.
Явным преимуществом данной технологии здесь выглядит то, что все описанные работы могут быть выполнены силами 1-2 человек. Уплотнительные работы могут быть сделаны минимальным количеством техники, а для небольших заплат и вовсе достаточно ручной трамбовки. Если раньше сроки работ ускорялись остывающим асфальтом, то теперь они сокращаются за счет меньших усилий, требуемых технологией холодного асфальтирования.
Что же касается хранения холодной смеси, то это вопрос отдельный. В отличие от горячего асфальтобетона, который необходимо или использовать, или утилизировать, холодная смесь способна храниться в упаковке до 9 месяцев без какого-либо изменения ее эксплуатационных качеств. Какое-то время холодный асфальт может храниться даже «в насып»; в этом случае верхний слой насыпи, конечно, затвердеет, но под ним смесь еще долгое время останется неизменной.
Конкретные сроки хранения холодных смесей диктуются условиями их складского содержания и характеристиками вяжущего компонента. Но даже при минимальных показателях сохранность холодной смеси будет превосходить аналогичные показатели горячих асфальтобетонов в разы. Срок хранения холодной смеси можно продлить, максимально обеспечив ее неслеживаемость.

Хорош, но не идеален
Независимость от погодных условий и другие преимущества позволяют холодному асфальту составить достойную конкуренцию традиционной горячей технологии. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов применение традиционного горячего асфальтобетона. Во многих случаях он является более оправданным материалом для строительства дорожного полотна. Главным фактором, разграничивающим сферы применения горячего и холодного асфальтобетонов, является площадь ремонтируемого покрытия.
Эксперты признаются, что использование холодных смесей целесообразно только при выполнении ямочного ремонта дорог. Экономическая обоснованность применения холодного асфальта обратно пропорциональна площади покрытия. Иными словами, выгоден он только там, где объем работ невелик. Прежде всего, это ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия дорог, отмостка зданий и прокладка дорожек в частном домостроении, асфальтирование виадуков, перронов, детских площадок, стоянок, парковок и еще множества небольших участков. Словом, сфера применения холодного асфальтобетона достаточно широка в рамках малого объема работ. В противном случае, предпочтение стоит отдать привычным смесям.
При выборе между горячей или холодной технологиями ремонта асфальтобетонных покрытий также необходимо учитывать, что прочность и водостойкость холодного асфальтобетона, приготовленного на жидком или разжиженном битуме, ниже аналогичных свойств горячей асфальтобетонной смеси. Это обуславливает его оптимальное использование только для зимнего ремонта покрытий дорог III-IV категорий, к которым принадлежит большинство межмуниципальных дорог.
Не нужно недооценивать и тот опыт, который дорожники приобрели в процессе многолетней работы с горячими смесями. Каким бы перспективным ни был холодный асфальт, для многих дорожно-строительных предприятий этот материал еще остается новинкой, которую нужно опробовать, оценить и уже потом принимать решение о дальнейшем использовании. Тогда как технология горячего асфальта в том виде, в котором мы ее знаем, известна сибирякам более 20 лет. За это время работники дорожной отрасли СФО научились справляться с капризами суровой природы, и пусть иногда методы укладки дорожного покрытия оказывались, мягко говоря, спорными и граничили с технологическим нарушением, сибирские дорожники умудрялись ремонтировать даже оледенелые выбоины, предварительно разогревая и осушая их горелкой.
Среди прочих минусов холодных заплат значится их меньшая сопротивляемость сдвигу, что исключает их применение при ремонте дефектов дорожного полотна в местах торможения, на перекрестках и автобусных остановках. С одной стороны, этот фактор сужает простор применения холодного асфальта в городских условиях постоянных пробок. А с другой — нецелесообразность укладки асфальта на протяженных участках ограничивает использование холодного асфальтобетона на федеральных трассах.
Существенным аргументом в споре между приверженцами горячего и холодного асфальтирования выступает высокая цена последнего. Стоимость тонны высококачественных холодных асфальтобетонных смесей иностранного производства может достигать 50-60 тыс. руб. Смеси, изготавливаемые в России, естественно, дешевле, но и они не выдерживают ценового соперничества с ценой за тонну горячего асфальта. Произведенная на ближайшем асфальтобетонном заводе, она обойдется предприятию дорожного строительств в разы дешевле.
Справедливости ради не будем забывать о значительной экономии средств за счет сокращения трудовых и технических ресурсов. Но здесь точный подсчет — дело каждого конкретного случая.

Вариантов масса
Если многочисленные преимущества холодного асфальтобетона не смогли перевесить достоинств традиционного метода, можно поискать альтернативный вариант решения дорожной проблемы. Благо, арсенал средств дорожного строительства и ремонта не исчерпывается одним лишь холодным и горячим асфальтом. Все активнее в нашей стране используется литой асфальт, в своей сфере способный составить достойную конкуренцию всем прочим технологиям.
Литой асфальт применяется еще с 1914 года. Это горячая смесь, по консистенции напоминающая вязкое битумное тесто, основным ингредиентом которого является мастика из высоковязкого твердого битума, минерального порошка и песка. Как и холодная смесь, первоочередное использование литой асфальт, нашел в ямочном ремонте дорог. Отметим, что высокое качество литого асфальта сопряжено со столь же высокими затратами на его применение. Поэтому использование этой технологии возможно только в том случае, если предполагается, что срок службы ремонтируемого дорожного полотна еще очень долог.
Другой распространенный вариант ремонта дорожных одежд — инжекторная, или струйно-инъекционная холодная технология. Она с успехом применяется в Европе и Северной Америке, считаясь там одной из самых передовых и прогрессивных. Суть ее состоит в том, что все работы по заделке выбоин осуществляются одной рабочей машиной, которая не только подготавливает поверхность, но и наносит на нее смесь из щебня, обработанного битумной эмульсией. Сложно сказать, что препятствует распространению этой технологии в России, возможно, главным барьером опять-таки является цена, но понятно одно: если холодный асфальт пришел на наши дороги, приход других передовых технологий дорожного ремонта не заставит себя ждать.

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru здесь офис возле метро аренда