Сегодня среда 24 апреля 2024 г. 18:13
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№36октябрь 2009Оборудование
Карманная теплоэнергетика
От 20 до 50 % леса, поступающего на лесопилки, теряется в виде опилок, обрезков и коры, которые зачастую просто остаются в лесу, вместо того, чтобы быть использованными в качестве полноценного топлива. Их сжигание в котлах сможет обеспечить серьезную экономию средств не только для предприятий лесозаготовительной отрасли, но и для частных потребителей тепловой энергии.

Всеядный котел
Известно, что отходы деревообрабатывающих предприятий представляют собой один из самых доступных видов топлива, которое не только не требует затрат на добычу, но и является наиболее экологичным вариантом получения тепловой энергии. Несмотря на достаточно высокий уровень деревообработки, позволивший пользоваться для отопительных целей стружкой и опилками в форме пеллет и брикетов, отходами деревообработки может стать все, что горит: ветки, кора, щепа. Единственное условие — все это нужно измельчать, для того, чтобы обеспечить автоматическую подачу топлива в топку. Впрочем, даже соблюдение этого условия на деле оказывается необязательным, поскольку крупные кусковые отходы или традиционные дрова требуют исключительно ручной загрузки в топку котла, тогда как мелкофракционное древесное топливо может быть подано в «горячую точку» автоматически. В этом случае котельное оборудование комплектуется операционным бункером, в котором и происходит практически непрерывная подача топливного материала. Фактически это промежуточное звено между самой топкой и топливным складом. Загрузка бункера позволит сократить непосредственное участие человека до 15-20 минут каждые 2 часа (именно такова цикличность загрузки) вместо непрерывного 8-часового рабочего дня.
Несмотря на дополнительные затраты по пеллетированию и брикетированию щепы и опилок (которые могут ложиться на плечи потребителя в форме цены за эти самые бобышки и пеллеты), во многих случаях второй (автоматический) вариант оказывается намного привлекательней, так как позволяет обходиться малыми трудовыми затратами, требуя постоянного присутствия возле котла кочегара.
Повышенного внимания человека к котельной это, однако, не исключает, ведь, как и за любой другой техникой, за котельным оборудованием на древесных отходах нужно постоянно следить. Все-таки дерево — это горючий материал, и контроль над ним необходим такой же пристальный, как и за любым другим топливом.
На рынке встречаются котлы двух видов: малой мощности для частного домостроения (отопление коттеджей, домов, дач и других индивидуальных построек) и котлы производственные, мощностью от 100 кВт и выше. На сегодняшний день водонагревательное оборудование достигает показателей в 4,5 ГВт.

Своя собственная ТЭЦ
Наиболее оптимальным решением котельной на древесных отходах для частного домостроительства выглядит водяное отопление. «Здесь мы касаемся только водяных котлов, принципиально не рассматривая паровые котельные, — отмечает директор компании Барс-Красноярск, доцент, к.т.н Юрий Корчук, — причина тому достаточно прозаична — усиленный контроль со стороны Котлонадзора, который связан с тщательными и утомительными проверками». Тем более, для коттеджей на сегодняшний день существуют эффективные водонагревательные котлы небольшой мощности порядка 50-80 кВт, достаточной для отопления 100-200 м2 жилья. Часто это котлы длительного горения, при котором загрузка производится раз в шесть-восемь часов в зависимости от температуры на улице и от тех теплопотерь, которые отопительной системе необходимо покрыть.
Впрочем, сегодня поставщики котельного оборудования на древесных отходах не устают сетовать на низкий спрос со стороны частного заказчика. «Потребителя сдерживает необходимость держать рядом со своим домом склад топлива. Для размещения мелкофракционной древесины нужны большие объемы, и потребителю иногда проще купить машину угля, которой ему хватит на весь зимний период, нежели содержать достаточно большое помещение для хранения более объемных запасов дров или иного древесного топлива».
Важность применения промышленных котлов на древесном топливе в первую очередь оценили те, кому с деревом приходится работать чаще других — лесопромышленники. В этой отрасли рекомендация по энергообеспечению собственных предприятий однозначна — установка подобного оборудования. По словам Юрия Корчука, на сегодняшний день в одном только региональном центре вывоз одного кубометра опилок на полигон обойдется предпринимателю в 100-150 руб. К этому стоит добавить затраты на транспортировку отходов деревообработки до самого полигона, которая также может вылиться в дополнительные 150-200 руб. за кубометр. На стабильно работающем производстве средней руки количество отходов, готовых к утилизации, достигает 30 кубометров, простая утилизация которых в итоге становится для лесопромышленника весьма затратной процедурой. Утилизация посредством простого сжигания гор производственных отходов — далеко не самый лучший и законный метод. Службы по экологическому надзору следят за подобными действиями неусыпно, а штрафы в случае обнаружения нарушений выливаются в весьма большие суммы.
А ведь вместо статьи расходов щепа, кора и опилки способны превратиться в энергоноситель, сослужив хорошую службу своему предприятию. В этом случае топливо становится совершенно бесплатным. Ввиду резкого сокращения затрат на утилизацию отходов и отопление, сама установка котельного оборудования окупается в максимально короткие сроки: теперь от предприяия требуется только оплата труда кочегара и амортизационные расходы на поддержание жизнеспособности котельной.
«Отходов лесопиления на сегодняшний день настолько много, что сами предприятия со всем этим зачастую просто не справляются, — говорит Корчук, — и им абсолютно не нужно столько тепловой энергии, сколько может быть получено от собственных котельных. Яркий пример сложившейся ситуации произошел в одном из поселков Богучанского района. Здесь инициативные предприниматели предложили поменять полуразрушенную угольную котельную на котельную, работающую на отходах их лесоперерабатывающего предприятия. Бизнесмены были готовы самостоятельно установить необходимое оборудование и предоставлять тепловую энергию населению в 2-3 раза дешевле, лишь бы избавиться от отходов самого лесопромышленного района Красноярского края. Казалось бы, идея прекрасна: она выгодна как жителям поселка, так и самим лесопромышленникам. Но, к глубокому сожалению, инициатива поддержки так и не вызвала. Сложно сказать, почему это произошло, но существенную роль в том, что проект так и не был запущен, сыграл так называемый административный ресурс. Это обидно. С одной стороны мы наказываем предпринимателя за то, что он не утилизирует отходы должным образом, а с другой — не даем предпринимателю возможность развивать столь перспективное направление», — говорит он. Тем не менее, примеры успешной реализации схожих идей есть в Хабаровске и Владивостоке, где было заказано около восьми котельных различной тепловой мощности, предназначенных специально для отопления поселков. СФО пока похвастаться сколь-нибудь значительными результатами не может, и это, конечно, большой минус.

Россия в рядах отстающих
Как бы тяжело не шло развитие теплоэнергетики на древесных отходах, нельзя сказать, что развитие это сдерживается производителем оборудования — в России существует ряд заводов, производящих вполне конкурентоспособную продукцию. В первую очередь, это ООО «Спецмонтаж Тверь», ООО «Союз» (г. Ковров), ОАО «Бийский котельный завод» и многие другие достойные производители. Словом, оборудования для котельных на древесных отходах в нашей стране выпускается много, и покупатель волен выбирать из множества вариантов соотношения цены, качества и тепловой мощности. Но почему-то должного спроса все это изобилие пока не снискало.
Возможно, теплоэнергетику на отходах деревообработки еще ждут красочные перспективы, ведь цены на газ и жидкое топливо будут постоянно расти до уровня мировых, и по прошествии определенного периода времени необходимость уменьшать затраты на энергоносители проявит себя особенно остро. Тогда для российских энергетиков будет иметь смысл западный опыт, где котельное оборудование на пеллетах и топливных брикетах эксплуатируется уже достаточно давно. В России биоэнергетики в общей энергетической системе страны менее 0,3%, а в Европе биотопливо и другие экологически нейтральные к СО2 источники энергии завоевывают все большую популярность. К 2010 году процент теплоэнергии, получаемой из лесных отходов, должен составить до 12%, при этом некоторые страны уже сумели выйти далеко за пределы этой цифры. Активнее всего биоэнергетику развивает Швеция: эта страна небогата ископаемыми ресурсами, лес — основное достояние девятимиллионной скандинавской страны. Около 80% систем теплоснабжения Швеции базируются на возобновляемых энергоресурсах, главным образом на древесном топливе. Но европейское топливо для котельных на отходах деревообработки имеет исключительно брикетированный и прессованный вид, что полностью исключает привычные русскому человеку «рассыпчатые» ветви, щепу и опилки. Прессование приближает теплоотдачу брикетов к показателям угля, а программы поддержки использования возобновляемого биотоплива делают систему производства топлива и теплоэнергии удобной как для потребителей, так и для владельцев котелен.
В глобальных масштабах использование отходов деревообработки позволяет снизить экологически вредные выбросы процесса сжигания, так как позволит снизить выделяющийся при сгорании древесного топлива углекислый газ. Это связано с тем, что древесные отходы являются CO2-нейтральными, имеют низкое содержание серы, относятся к возобновляемым источникам энергии. Одной из важнейших задач развития энергетики России также, является частичная замена ископаемого топлива на возобновляемые биотоплива, что в свете Киотского протокола и квот на выбросы углекислого газа выглядит весьма целесообразным. Если же говорить языком цифр, то ресурсы древесных отходов оцениваются в 36 млн м3 в год, что эквивалентно 59 млн МВт/ч тепловой энергии, и позволяет заменить 7820 тыс. тонн мазута стоимостью $745 млн . Все это говорит о том, что увеличение доли биотопливной энергетики в будущем призвано не только обезопасить нас от нефтяной и угольной зависимости, но решить ряд экономических и экологических проблем. Вот только до массового внедрения биоэнергетики нам еще несказанно далеко.

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru