Сегодня понедельник 6 мая 2024 г. 03:29
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№33июль 2009Строительство
Железобетонно?
Эпитет «железобетонный» давно уже характеризует невероятную прочность и твердость всего, что он описывает. Так уж случилось, что сам рынок железобетонных изделий сегодня находится в весьма шатком состоянии.

Достаточно беглого взгляда по сторонам, чтобы понять: железобетон — в прямом смысле слова основа нашей жизни. Если не жизни, то жилища уж точно. И то, каким образом рынок вот этих необходимых всем и вся конструкций оказался в затруднении, кажется парадоксальным. На деле никакого парадокса нет. Это нормальная рыночная реакция. Кстати, ровно год назад мы уже писали о состоянии рынка железобетонных конструкций в Красноярске и крае. Тогда ситуация была живописна в своем процветании. За последний год изменилось очень многое, и объем потребления общего железобетона для нужд строительства упал на 70 %. Столь масштабное сокращение коснулось не только традиционных железобетонных перекрытий для возведения жилых зданий — под сокращение попало все: коммунальные, дорожные, энергетические и другие железобетонные изделия, не говоря уже об узкоспециальных направлениях. По большому секрету журналу было рассказано, что даже военные перестали покупать специально изготовленные для них плиты. Стабильный, а лучше сказать, стабильно низкий спрос сохраняют разве что нефтяники и газовики — им предприятия еще продолжают поставлять свою продукцию. Но в целом, картина рисуется неутешительная.
«Весь строительный комплекс приник. Год назад многие компании отрасли вынашивали надежды на расширение бизнеса и закладывали в бюджет серьезные инвестиции. Сегодня подобные планы забыты — для начала строителям необходимо хотя бы рассчитаться с долгами по поставкам материалов. Естественно, на закупку новых партий материалов средств уже не остается», — говорит Александр Богатырев, директор Красноярского комбината железобетонных металлических конструкций. Общая ситуация неутешительна: часть компаний уже обанкротилась, часть находится на грани банкротства. Немногим удается связать концы с концами, но справедливости ради стоит отметить, что есть и такие, кто выживает и работает вполне успешно. На плаву их держит не умелое экономическое планирование, а госзаказ. «В Сибири нам еще строить и строить; госзаказы служат поддержкой строительному бизнесу. Строится жилье для переселенцев из ветхого жилья, госслужащих и прочее социальное жилье — несколько производителей ЖБИ еще жива именно благодаря этому строительству. Верховная власть уверяет, что социальному жилью финансирование сокращено не будет, при этом крупные проекты, «стройки века», уже приостановлены на неопределенный срок», — продолжает сетовать Александр Богатырев.
Закономерных улучшений производители ЖБИ ждали от наступления весенне-летнего сезона — раньше в это время строительство кипело по 24 часа в сутки, но это «строительное лето» началось не только с запозданием, но и не принесло ожидаемых улучшений. Специалисты сетуют на то, что никаких резких скачков спроса не отмечалось даже в июле. Строители либо обходятся небольшими партиями, либо строят из купленных загодя материалов, либо не строят вообще. Но ведь когда строить, если не сейчас? Увы, исчерпывающего ответа на этот вопрос дать не берется никто.
«Мы имеем свой барометр — спрос на сваи. Будут закуплены сваи — пойдут этажи, а сваи уже год никто не берет, поэтому процесс восстановления, судя по всему, затянется. И я боюсь, что к концу этого периода мы можем растерять все то, что было накоплено за 50 лет работы, — говорит Александр Богатырев, — а ведь простой не проходит даром: не имея спроса на сборный железобетон, мы теряем время, деньги, мощности, возможности развития и, конечно, специалистов».
Специалисты — отдельная проблема. Отсутствие образовательных программ по подготовке кадров для производств ЖБИ подкрепляется отсутствием желания самих потенциальных работников учиться столь непрестижной специальности, тем более что на всех предприятиях отрасли массовые сокращения стали обычным явлением. Сокращают людей с опытом, стоит ли говорить о зеленой молодежи.

Замурованные технологии
В России и Красноярске с середины прошлого века железобетон по праву считается одним из самых экономичных, надежных, долговечных и, что немаловажно, экологичных материалов. Вот только большая часть технической и технологической производственной базы тоже осталась с того времени. Дело здесь даже не в отсутствии научных изысканий (разработки в этом направлении ведутся постоянно) — современные производители ЖБИ весьма осторожны в применении этих технологий.
«При внедрении новых для нас технологий, — комментируют представитель администрации предприятия «Базис-бетон» Светлана Авотина, — мы ориентируемся на методы, проверенные временем, описанные ГОСТами, ТУ и т.п., потому что, прежде всего, наша деятельность связана с большой ответственностью при поставках продукции, используемой в строительстве». Оно и понятно: основной приоритет при производстве ЖБИ отдается надежности продукта, поскольку от того, насколько надежна перегородка здания, напрямую зависят человеческие жизни, и любой производитель в этой ситуации дополнительному риску предпочтет многоступенчатый контроль качества.
Тем не менее, специалисты признают, что уровень нашей железобетонной промышленности еще более чем далек от уровня мировых стандартов. Как говорится, есть, к чему стремиться. Впрочем, вполне естественно, что и цена зарубежных производителей на порядок выше отечественных. Вообще технологические усовершенствования в этом деле — процесс бесконечный. До Японии, Германии и других более технологически развитых стран, нам конечно далеко. Даже то, что уже придумано, в России необходимо внедрять и осваивать. Но внедрение хорошо шло, когда у производителей ЖБИ была работа. Именно тогда, во времена свободных средств, стоило вести и модернизацию заводов, автоматизировать производственные процессы (подробнее об автоматизации строительных предприятий –на стр. 30). Теперь же любое описание отрасли носит пессимистичный характер.
Подсластить ситуацию может сокращение числа потенциальных конкурентов, но и это удовольствие спорное. Естественный рыночный отбор, конечно, укрепит позиции сильнейших, только вот даже сильнейшим сейчас от этого не легче. Конкуренция конкуренцией, но цена лидерства может оказаться слишком высока. Дело здесь даже не в том, что это затрагивает чисто человеческие эмоции сочувствия коллегам. Нет никаких гарантий того, что и сильнейшего успешно минует участь более слабого собрата.
Словом, уверенность в развитии сегодня в приоритете — лучше бы работы на всех хватало.

Ценам больше не скакать
Технологическая цепь изготовления ЖБИ весьма проста, поэтому и схема ценообразования на редкость прозрачна. Компании, производящие ЖБИ, никогда не могли свободно распоряжаться ценой — она привязана к относительно небольшому количеству компонентов: цемент, металл, энергозатраты и инертные материалы (гравий и песок). Благо производство железобетонных конструкций на местных заводах полностью обеспечивается «родными» краевыми ресурсами. Исключение может составить только металл. Так уж случилось, что его в Красноярский край завозят из других «металлургических» регионов. Но в остальном дорожные издержки не так велики: цемент ачинский, энергоресурсы красноярские.
По словам самих производителей, средняя рентабельность предприятий-изготовителей железобетонных конструкций не так уж и высока — 7-10 % — в нормальных условиях разжиться сложно. Хотя еще два года назад заводы позволяли себе выставлять тот ценник, который зависел не от объективных издержек, а от готовности покупателя отдавать практически любые деньги, лишь бы строительство его объектов не прекращалось. На волне процветания производители наслаждались дефицитом и вытекающей возможностью собственного регулирования цены в отрыве от реальной себестоимости. Сегодня хорошее время кончилось, самое время пересмотреть политику производства в сторону уменьшения издержек.
Ажиотаж спал, и даже минимальная наценка не привлечет клиента за новой партией ЖБИ, впрочем, в погоне за клиентом производители все-таки корректируют цену своей продукции в среднем на 10-15 %. И здесь изменения были вызваны не столько гибкостью ценовой политики, сколько удешевлением металла и цемента. Демпинг в ЖБИ-производстве, как и везде, тоже присутствует, но относиться к нему лучше спокойно. С одной стороны, большая скидка — это всегда приятно, тем не менее, каждый разумный заказчик должен понимать, что цена на ЖБИ легко контролируется, поскольку технология производства меняется совсем незначительно. И если производитель выставляет цену ниже среднерыночной, то здесь, скорее всего, имеет место низкое качество материалов, иначе как производителю удалось сэкономить?

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru