Сегодня вторник 7 мая 2024 г. 23:47
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№32апрель 2009Спецтехника
Санитары городских улиц
Коммунальная спецтехника — один из самых легковесных сегментов тяжелого машиностроения. Чем обусловлена такая «легкость» и как она благоприятно может сказаться на коммунальном машиностроении?

Спецтехника для нужд коммунального хозяйства ничего не строит и не ломает, но это совсем не умаляет ее значения, поскольку важность ее в другом: эти машины представляют собой инструмент для поддержания города в ухоженном и опрятном состоянии. Как бы скромна ни была эта роль, именно от эффективности коммунальной спецтехники зависит то, каким мы будем видеть свой город каждый раз, выходя на улицу.
Прототип первых коммунальных машин родился практически одновременно с грузовиком. Собственно, это и был грузовик, оборудованный под сбор мусора. Без особых изысков мусор на платформу машины просто закидывали лопатой. Совершенствование шло своим чередом, и к началу прошлого века коммунальщики получили в свое распоряжение первую тележку для подметания улиц. И все же наибольший толчок развитию этого вида спецтехники дало широкое использование автомобилей и тракторов, начавшееся в 30-х гг. XX века.

Мобильный рынок
Современный модельный ряд техники для коммунальных нужд поражает своей многофункциональностью: уплотнители отходов, поливальные, аварийно-ремонтные, вакуумно-уборочные машины, машины для очистки канализационных сетей, техника для очистки дорог и распределения противогололедных веществ и многое другое.
Возможно, многогранность и мобильность большинства коммунальных машин делают рынок этого вида спецтехники, особенно уборочной, гораздо более гибким, чем, например, «тяжеловесное» экскаваторостроение. Все процессы происходят здесь намного быстрее, чем в целом по отрасли, и любые тенденции сразу улавливаются изготовителями, которые в свою очередь способны быстро реагировать принятием мер по изменению производственной политики.
Интересно, что еще несколько десятилетий назад о конкурентоспособности российской коммунальной спецтехники не было и речи. Отечественный производитель просто не выпускал того, что было востребовано коммунальщиками на тот момент: отечественные модели не отличались ни долговечностью, ни высоким качеством. Отсутствие инвестиций в собственный инжиниринг вынудило наши заводы прибегнуть к технологической помощи своих зарубежных коллег. Результат такого взаимодействия сегодня заметен в постепенном повышении конкурентоспособности российских машин. Так, несмотря на присутствие в этом сегменте итальянской компании Farid, практически все мусоровозы сегодня выпускаются в России, на шасси ЗИЛ, ГАЗ и КамАЗ.
Кстати, именно образ большого рыжего мусоровоза, степенно проезжающего поутру вдоль дворов, служит наиболее ярким и ассоциативным образом коммунальной спецтехники. С течением времени его применение не теряет своей актуальности, скорее, наоборот: с возрастанием уровня потребления, возрастает количество твердых бытовых отходов, сократить которые поможет только еще не прижившаяся в нашей стране переработка мусора.
Но не единственными мусоровозами живет коммунальное хозяйство. Другим важнейшим сегментом коммунальной техники являются подметально-уборочные машины. Наиболее применимы ПУМы летом, причем преимущество их в том, что они не только собирают с дорог и тротуаров мусор и подавляют пыль, но и доставляют все собранные загрязнения в специально отведенное место.
Наибольшую популярность среди подобных машин снискали ПУМ-99 и ПУ-94 (на базе Зил-433362), ПУ-93 и ПУМ-1 (на базе ГАЗ-3302). Из импортных ПУМов широко представлены такие бренды, как Johnston Sweepers, KROLL, Bücher Schorling, Schwarze, Hover, Farid и Multicar Spezialfahrzeuge GmbH.
Специфика российского климата такова, что одной только летней уборочной машины явно недостаточно. Холодное время года обеспечивает дорожно-коммунальные службы особенно тяжелой работой — уборкой снега. Важность присутствия на российских дорогах снегоуборочной техники наглядно показала рекордная по количеству выпавших осадков прошедшая зима. Как показала практика, заменить снегоуборочные машины человеческим трудом не удается, а между тем, неубранный снег в разы повышает аварийность на дорогах.
Помимо этого, в последние годы растет популярность коммунальных бульдозеров-погрузчиков на базе тракторов — благодаря невысокой стоимости, надежности и простоте в эксплуатации, они широко применяются для выполнения уборочных работ. Среди наиболее распространенных моделей — тракторы Беларус-320МК Минского тракторного завода. Такая уборочная машина, состоящая из базового трактора «Беларус» 320 и плужно-щеточного оборудования, весьма дешева и многофункциональна. Она предназначена для очистки улиц, площадей, дорог и тротуаров от свежевыпавшего снега и мусора, для планировки насыпного грунта и засыпки им траншей и ям.


Цена — решающий фактор
Основное потребление коммунальных машин приходится на долю подконтрольных государству организаций. И если управляющие компании могут самостоятельно распределять собранные с жителей домов коммунальные платежи, то муниципальные организации сегодня сталкиваются с существенными проблемами. Загнанные в рамки бюджетного финансирования, предприятия городских жилищно-коммунальных хозяйств и раньше имели не слишком широкий простор для выбора спецтехники. Теперь же сокращение региональных бюджетов вынуждает их или вовсе отказываться от покупки новых единиц, или приобретать максимально дешевые модели.
Как признаются специалисты, до недавнего времени многие российские модели можно было заменить более дешевыми и не менее качественными азиатскими образцами. Для сравнения, в первом квартале 2009 года американский мини-погрузчик Case стоил порядка 1,3 млн руб., российский аналог — 1,1 млн руб., а корейская модель — около 1 млн руб. Однако, генеральный директор ОАО «АСМ-Красноярск» Валерий Смирнов замечает: «Работая с южнокорейским брендом Doosan, мы столкнулись с тем, что эти производители в ожидании роста курса доллара подняли цены. Пока что мы продаем со склада то, что было закуплено еще до ценового скачка, иными словами, обладаем своеобразной «подушкой безопасности». Но как только остатки закончатся (а это произойдет через месяц, не больше), мы тоже будем вынуждены поднять цены пропорционально росту курса американской валюты».
При этом представитель компании «Транстех» отмечает: «Говорить, что покупатель заинтересован в покупке именно отечественного оборудования для уборочной техники нельзя. Для «Спецтрансов», ГУДСП, ДРСУ, ЖКХ-благоустройств (в каждом городе эти службы называются по-разному) предпочтительна техника зарубежного производства, и она действительно хороша. Но обслуживание таких машин, что называется, «кусается», и не каждая организация сможет позволить себе содержание такой техники. Дело здесь не только в финансировании, но и в наличии персонала, способного эффективно работать с этой техникой, и в длительных сроках поставки запчастей. Представительство производителя располагается в наиболее крупных городах, при этом необходимые детали не всегда оказываются на складе, из-за чего сроки поставки запчастей некоторых производителей могут достигать 2-4 месяцев. Ситуация сама подталкивает нашего покупателя к адаптации импортной техники под российские условия, впрочем, мы замечаем, что отечественная коммунальная техника тоже год от года прогрессирует, становясь более надежной и разнообразной, однако, увы, не унифицированной», — сетует он.

Россия в деталях
Степень унификации спецтехники, кстати, имеет весьма не последнее значение, особенно тогда, когда речь заходит об использовании навесного оборудования. В последние годы на российском рынке наметилась благоприятная тенденция: покупатель все чаще и чаще предпочитает устанавливать на приобретенную импортную уборочную технику щетки, ковши и другое навесное оборудование российского производства.
«Российские производители навесного оборудования научились делать действительно хорошую продукцию, которая ничуть не уступает импортным аналогам, — говорит Валерий Смирнов, — Технический уровень отечественного производства позволил таким компаниям привлечь своих покупателей, и мы часто слышим от наших клиентов пожелания по установке отечественного навесного оборудования на импортную коммунальную технику. Что касается самой установки, то наша компания своими силами научилась адаптировать щетки к машинам, поэтому здесь проблем не возникает».
«Основные преимущества наших щеток перед импортными — их доступная цена, хорошее качество, простота замены изношенных элементов и постоянное наличие продукции на складе. Качество российских и импортных сменных элементов практически равноценно, а если оно равноценно, зачем переплачивать за бренд? Если говорить о самом процессе адаптации, то этот процесс всегда сложен, и иногда легче сконструировать новую модель, чем подогнать ее под определенное оборудование. Вопрос лишь в экономической целесообразности изготовления новой оснастки», — объясняет представитель компании «Транстех».

Стимуляция роста
Как бы ни было тяжело отечественным машиностроителям в условиях, когда цена становится определяющим фактором, вполне возможно, что удорожание импортной коммунальной спецтехники создаст благоприятные условия, которых так не хватало российским заводам для полноценного развития. Трудности сегодня испытывают не только российские предприятия. Как уже было отмечено, свои проблемы есть и у покупателей, поэтому кризис дал менее качественной отечественной спецтехнике реальный шанс привлечь на свою сторону поклонников импорта, тем самым обеспечив себе почву для постепенной эволюции. Как бы то ни было, ряд компаний все-таки пострадает. «В первую очередь пошатнутся те фирмы, которые не имеют под собой достаточно твердой основы, устойчивых брендов и надежных дистрибьюторских соглашений», — комментирует ситуацию Валерий Смирнов с позиции поставщика
Наряду с изменениями на первичном рынке, в активную стадию входит рынок вторичный, ведь что может быть дешевле самой дешевой машины? Только такая же машина, но бывшая в употреблении. Впрочем, все не настолько драматично: на вторичном рынке сейчас можно найти единицы коммунальной техники, стоимость которых в разы меньше стоимости новых машин.
Вторичному рынку будет уделяться все большее внимание, считает Валерий Смирнов: «Сегодня многие компании, в том числе и мы, работают с лизинговыми компаниями по изъятым машинам, потому что на эту технику находится свой покупатель. Также за помощью в реализации к нам обращаются наши прежние клиенты, которые когда-то приобрели у нас коммунальную спецтехнику, а потом она им по какой-то причине оказалась не нужна. Поэтому мое мнение таково: в 2009 году вторичный рынок может стать приоритетным. На уборочную технику нагрузки, как правило, небольшие, поэтому даже подержанные машины могут быть еще в очень хорошем состоянии».

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru