Сегодня понедельник 29 апреля 2024 г. 05:34
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№31март 2009Автопром
Правило буровика
Несмотря на экономические трудности в сфере тяжелого машиностроения, производители бурового оборудования и инструмента сохраняют оптимизм — область снабжения стратегически важной добывающей отрасли необходимым оборудованием упрочила свои позиции и с уверенностью смотрит в завтрашний день.

Акцент на русскую специфику
Cегодня многие производители и поставщики бурового оборудования и инструмента отмечают, что отечественной техники на российском рынке пока больше, но это явление недолговечно — уже через два-три года пропорция может сместиться в сторону зарубежного производителя.
Большая часть буровых машин российского производства — оборудование, закупленное едва ли не в эпоху Советского Союза, и его использование диктуется не столько патриотизмом, сколько невозможностью покупки нового. Крупные добывающие компании, способные обновить свой парк техники, уже давно это сделали. Обновление произойдет рано или поздно и в предприятиях поменьше. Вопрос, чью продукцию они выберут через год или два, должен озадачить машиностроителей уже сегодня.
«Сегодняшний покупатель более грамотно и основательно подходит к вопросу о выгоде, — считает директор по развитию ООО «ЮНИТУЛЗ» Евгений Ростилов, — более низкая цена российских буровых машин, конечно немаловажный фактор, но параметр надежности и функциональности зачастую оказывается важнее. Приведу пример: при бурении нефтяной скважины на 2-5 км, выход из строя бурового става выльется в значительную сумму. Даже без учета дополнительных трат на ремонт и отладку, процедура подъема бурового снаряда наверх очень затратная как по деньгам, так и по времени. Поэтому при выборе производителя техники в последнее время перевес идет в сторону пусть и более дорогого, но более надежного оборудования. К сожалению, по уровню надежности зарубежные производители пока оказываются гораздо выше, чем отечественные. Хотя, стоит отметить, что тенденция вполне может измениться».
На сегодняшний день крупные добывающие компании, как правило, не скупятся на приобретение оборудования зарубежного производства. В области геологоразведки — это прежде всего Boart Languear, оборудование для буровзрывных работ представляет Atlas Copco и Sandwick. Эти же компании удерживают значительную долю и в других сегментах. Говорить о полноценной конкуренции этих гигантов с российскими лидерами, как например, «Уралбурмашем» и «Волгабурмашем» весьма сложно.
Подобное мнение выразили и в компании «Горные машины» — «Надежность зарубежных буровых машин неоспорима и давно проверена, однако некоторых покупателей пугает тот факт, что стоимость одной импортной буровой установки эквивалентна стоимости двух российских машин. Другой спорный нюанс зарубежных машин, — иронично добавляет менеджер ЗАО «Горные машины» Дмитрий Шокуров, — их чувствительность к «российским условиям». Отечественная техника не столь прихотлива: она выдерживает даже удары кувалды. Что касается импортных буровых установок, то значительный вред им можно нанести даже простой заменой масла на менее качественное».
Кстати, справедливости ради стоит упомянуть, что у российских производителей буровых машин есть вполне реальный шанс сохранить за собой рыночное лидерство. Причина тому — знание специфики климатических и эксплуатационных условий российских буровых работ. Даже именитые западные бренды не могут порой предоставить российскому клиенту именно то, что подходило бы под его требования. До поры до времени, а именно, до 2003-2004 гг. это даже позволяло российским машиностроителям сохранять на внутреннем рынке буровой техники свой паритет. В 2004 году популярность буровой установки 3900 ЭК-БМ, созданной на заводе «Уралмаш — буровое оборудование» привлекла внимание немецких машиностроительных компаний. Правильно оценив нужды российских добытчиков, западные поставщики сумели прийти на наш рынок в полной боеготовности, отвоевав себе тем самым до 30 % от общего объема продаваемой буровой техники.
«Мы часто слышим от покупателей если не желание, то готовность приобретать отечественную технику максимально приближенную по своим параметрам к западным моделям. Хотелось бы, чтобы наш российский производитель в ближайшее время смог пойти навстречу, этому желанию», — говорит Дмитрий Шокуров.

Дело тонкое
В разговорах о зарубежных машиностроителях Китай часто стоит особняком. Продукция по своему качеству, выпускаемая в данной республике весьма противоречива и покупатели пока только формируют свое отношение к китайским брендам.
Тем не менее, уже сейчас слово «Китай» неизменно вызывает у каждого свои ассоциации и в определенной степени они не всегда отрицательные. Хотя наш восточный сосед все еще пока не воспринимается как бескомпромиссная марка качества — и это справедливо.
Китайский завод может выпускать и выпускает оборудование для внутреннего потребления США и Европейских стран — эта продукция соответствует всем техническим параметрам, там четко представлена система контроля качества и дальнейшего совершенствования продукции. Но конкуренцию подобным предприятиям составляют их же коллеги, производящие товары под тем же брендом, но гораздо низкого качества, т.е. подделки. Но никто не застрахован от брака и надежного производителя.
Как признается Михаил Верхотуров, руководитель ООО «ЮНИТУЛЗ», «Случается порой, что первая партия оборудования оказывается на высоком уровне и соответствует всем требованиям заказчика, но уже вторая может оказаться значительно хуже. Мы к этой ситуации приспособились только благодаря постоянной экспертной проверке и на китайских предприятиях, и здесь, по пришествии оборудования в Россию. И сделка совершается с нашими клиентами только после того, как мы убеждаемся в высоком качестве представленного оборудования. Иногда мы организуем для деловых партнеров непосредственно посещение самого завода в Китае, чтобы у клиента была возможность самому увидеть технологический процесс и уже на месте при необходимости внести коррективы».
Между тем стоит отдать должное, 3-5 лет назад вопросов к китайским буровым машинам возникало гораздо больше. Мы замечаем определенные улучшения в технологическом процессе, и надеемся, что в будущем положительные изменения будут только крепнуть. В то же время, сейчас совершенно ясно, что до европейского уровня Китаю еще далеко, но ведь и цену китайские машиностроители предлагают куда более интересную.
Что касается цены, то здесь Михаил Верхотуров отметил, что в «докризисный» период разница между российскими и китайскими буровыми установками доходила до 50 %, причем не в пользу России. В последние месяцы благодаря валютным скачкам ситуация, по признанию экспертов, стала менее предсказуемой. Несмотря на то, что изменение курса юаня было не столь значительным, как колебания доллара, цена на китайское оборудование поднялась пропорционально росту именно американской валюты.
«Кризис в Китае чувствуется, как и везде, но здесь он проявляется в меньшей степени, чем в России, — утверждает руководитель китайского филиала ООО «ЮНИТУЛЗ» в Шанхае, Михаил Кривых, — Отчасти экономический спад на крупных рынках сбыта, таких как Россия и Казахстан, и повлек за собой падение спроса на китайское буровое оборудование. Многие заводы лишились своих постоянных заказчиков, объемы продаж существенно снизились, но пока ситуацию можно назвать стабильной — продолжается отгрузка крупных партий оборудования в США, а правительство Китая дает своим предприятиям всю необходимую поддержку».
Кстати, специалисты отмечают, что китайское буровое оборудование имеет весьма интересную особенность — азиатский подход к самому процессу бурения. Показателен пример отношения китайских бурильщиков к буровым коронкам: российские промышленники пытаются использовать коронки по максимуму, продлевая срок их службы заточкой и бережным обращением. В Китае же, в связи с тем, что процесс производства этих коронок намного проще и дешевле, бурильщики рассматривают их как расходный материал, даже не обращая внимания на заточку и прочие способы продления срока службы коронки.
Другой восточный игрок — Корея. Буровые установки корейского производства во многом копируют шведские модели, но покупателям это оказывается только на руку, поскольку надежность таких копий ненамного уступает качеству своих шведских аналогов, тогда как цена соизмерима с китайской продукцией.

С верой в светлое будущее
Интересно, что кризис повлиял не на все направления рынка бурового оборудования. Среди всех добывающих компаний намного меньше проблем сегодня у газовиков — эти предприятия отрасли хоть и снизили темп развития, ощутимых трудностей не испытывают. Иначе дело обстоит с покупателями бурового оборудования для добычи строительных материалов, например, щебня. А вот представители золотодобывающих компаний признаются, что в полной мере с экономическими проблемами они столкнулись с полугодовым опозданием. Но сильнее всего экономический спад почувствовали на себе нефтедобывающие компании.
«Продажи сократились в 2,5 раза. Но мы отмечаем хорошее оживление, которое началось с приходом весны. Крупные компании, наконец, начали размещать большие заказы и проводить тендеры на поставку бурового оборудования. Немного активизировалась мелкая геологоразведка. Можно выделить закономерность: в лучшем положении сейчас находятся те компании, которые на зиму приостанавливали свои работы. Те же, кто этого не сделал, оказались между молотом и наковальней: с одной стороны, они не могут получить денег со своих клиентов, с другой стороны, им необходимо рассчитываться с поставщиками оборудования, и как будут развиваться события в этих компаниях, пока судить сложно, — заметил Дмитрий Шокуров, — Мы надеемся на стабильное улучшение. К лету рассчитываем закончить «работу в долг» и начать возвращение к прежним объемам», — добавляет он.
Словом, не так страшен черт, как его малюют. Падение цены на нефть для многих оказалось действительно шокирующим событием. Соответственно, сокращение объемов добычи скорректировало планы участников рынка на бурение новых скважин. Однако, нефтяная зависимость на то и зависимость, чтобы никуда от нее не деться. Это дает весомые основания предположить, что текущая «тишина» — скорее ожидание, нежели падение в пропасть. Крупные добывающие компании — основной покупатель бурового оборудования — достаточно прочно стоят на ногах и если российские машиностроители сумеют предложить им достойные буровые машины, к 2010 году отрасль выйдет на свои прежние темпы работы.
Несмотря на кризис, правительство намерено не сворачивать крупные инвестиционные проекты, как например, «Развитие Нижнего Приангарья». И для разработчиков месторождений, и для поставщиков горнодобывающего оборудования эти проекты также рисуют картину светлого будущего. Кроме них, широкие перспективы всей отрасли открывают начинания по добыче углеводородного сырья на шельфе северных морей.

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru