Сегодня четверг 28 марта 2024 г. 18:15
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№30февраль 2009Автопром
Штиль грозит затянуться
Производство экскаваторов в России дублирует путь замедления машиностроительной отрасли в целом с той только разницей, что изменения на «крупногабаритном» выпуске этих землеройных машин оказываются заметнее. Будучи одним из важнейших орудий труда дорожно-строительного и сырьевого рынка, экскаваторостроение становится лакмусовой бумажкой текущего состояния этих рынков. И в последние месяцы цвет лакмуса становится все темнее.

Подъем остался позади
Между тем не так давно ситуация выглядела куда более безоблачно. Начиная с 2000 года отрасль начала «оттаивать» от периода 90-х, и уже с 2003 по 2007 год производство поворотных одноковшовых экскаваторов на российских заводах выросло почти в два раза. Справедливости ради стоит отметить, что не для всех заводов переход от плановой экономики к рыночной прошел удачно. Многие просто не смогли перестроиться на постоянное участие в конкурентной борьбе и остановили производство. Но те компании, которым удалось-таки остаться на плаву, за «докризисные» 5 лет сумели значительно нарастить объемы продаж.
Среди сегодняшних производителей отечественных колесных экскаваторов безусловным лидером является завод «Тверской экскаватор». В 2001 году предприятие вошло в «Группу ГАЗ» (именуемое на тот момент «Руспромавто»), дивизион «Спецтехника». В этот же период руководство завода приняло, как оказалось, верное решение о реструктуризации производства. Были внесены корректировки в модельный ряд, в результате чего «Тверской экскаватор» полностью отказался от выпуска машин на гусеничном ходу. В 2007 году эту роль принял на себя экскаваторный завод «Ковровец», вошедший в «Группу ГАЗ» в 2006-м.
Что касается гусеничных экскаваторов, то их, помимо уже указанного «Ковровца», выпускают ФГУП «ПО „Уралвагонзавод“« и ОАО «МК „Кранэкс“«. В прошлом году «Уралвагонзавод» и «Ковровец» даже выходили на уровень экспорта полноприводных гидравлических экскаваторов в страны СНГ — Казахстан, Украину, Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан. Также этот рынок делят ООО «Донецкий машиностроительный завод», ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод» и ОАО «Сарэкс» (г. Саранск).

Львиная доля за импортом
На волне роста продаж строительной спецтехники за эти годы удачно расширили свое влияние зарубежные экскаваторостроители. Несмотря на то что подъем наблюдался и в отечественном секторе, импортируемые экскаваторы сумели добиться в России большего успеха, чем произведенные здесь же: доля импорта в структуре рынка за это время увеличилась практически в полтора раза. Однако не во всех сегментах рынка экскаваторов доля импорта довлеет столь сильно. По информации Дмитровского завода, в отношении импортных траншейных экскаваторов доля импорта за 2008 год составляет 8,5—10 %. Страны-импортеры данного вида спецтехники — Германия (Wermeer), США (Case, Dynapec, Ditch, Witch). Наиболее популярные модели сегмента — это российские ЭТЦ-1609, ЭЦУ-150, ЭТЦ-75, БГМ-1и грунторез 2806.
Многочисленные маркетинговые исследования сходятся в определении крупнейших поставщиков экскаваторов в Россию. Прежде всего это японская компания Hitachi, которая еще в прошлом году предлагала российскому покупателю около 40 моделей. Следом за лидером с небольшим отрывом идет Komatsu японского происхождения. Замыкает первую тройку ставшая уже практически транснациональной и трансконтинентальной компания Caterpillar. Ее преимущество — самый широкий модельный ряд, представленный в России — около 60 моделей массой от 5 до 89 т. Причем фактическую родину той или иной машины в случае с Caterpillar назвать сложно: в восточную и западную части России экскаватор может приходить с абсолютно разных заводов, будь то производство в Бельгии, Японии или где-либо еще.
Другие иностранные производители экскаваторов, присутствующие на нашем рынке, имеют долю, которая не превышает одной десятой, но и это весьма сильные компании — такие как Hyundai, New Holland, Liebherr, JCB и Volvo. Нельзя не брать во внимание массивную китайскую экспансию. Здесь уже сформировались производители с достаточно устойчивой репутацией недорогой и вполне качественной марки, такие как, например, SANY и Jonyang. Но поскольку расчеты с Китаем были привязаны не к юаню, а к доллару, экономический кризис постепенно вычеркивает доступность из списка преимуществ экскаваторов Поднебесной.
Здесь мы можем наблюдать интересный момент. Еще несколько месяцев назад разборчивый покупатель был готов сполна оплачивать более совершенные модели из Европы и Японии. Несмотря на заметную разницу в цене, многие строительные и добывающие организации даже не рассматривали российские экскаваторы в качестве рабочего варианта. Сегодня, когда привязанный к доллару и евро импорт начинает неуклонно и быстро дорожать, потребители начинают подходить к вопросам цены более осторожно. Оптимисты даже выражают надежду на то, что сложившиеся условия смогут подтолкнуть родного российского производителя наверх именно благодаря рублевой цене.
Возможно, ситуацией удастся воспользоваться Дмитровскому экскаваторному. Он в настоящее время разрабатывает новую модель траншейного экскаватора ЭТЦ-1609Г с гидравлическим приводом рабочего органа, который имеет значительные преимущества перед экскаватором с механическим приводом и позволяет увеличить производительность на 30—50 % в зависимости от разрабатываемого грунта.
Машина оснащается российской гидравликой, сделанной по итальянской лицензии, повышается эксплуатационная надежность и долговечность, предохранение от превышающих моментов осуществляется гидравлически, что позволяет отказаться от предохранительных муфт и значительно снижает нагрузку на ведущий вал и мотор-редуктор. Кроме этого, новый экскаватор оснащен бесступенчатой плавной регулировкой скоростей вращения режущей цепи и возможностью включения реверсивного вращения, что немаловажно при попадании в режущую цепь посторонних предметов. Словом, новая модель завода вполне перспективна, и возможно, она действительно смогла бы завоевать потребителя. Однако, как признаются представители завода, «до кризиса рынок действительно рос, а теперь мы наблюдаем вялотекущие продажи техники. Этот год определенно будет одним из самых тяжелых, поэтому выживут только те заводы, которые смогут предложить более качественную и конкурентоспособную продукцию».


Залегли на дно
Пессимистам не нужно прогнозов — картина проблем налицо. При статусе «самого реального» сектора экономики российские и мировые экскаваторостроители более чем реально чувствуют обещавший пройти мимо них кризис. Стремясь оптимизировать работу, почти все производители экскаваторов с начала III квартала 2008 года перешли на сокращенный рабочий день и рабочую неделю. Около 20 % персонала попало под сокращение, а на складах тем временем скапливаются нереализованные экскаваторы.
Потенциальные покупатели либо не имеют кредитной поддержки, либо, перестраховываясь, откладывают покупку столь дорогостоящей машины на максимально возможный срок.
Не лучше обстоят дела и у их зарубежных коллег. Как сообщает ИК «Финам», производитель бульдозеров и экскаваторов Caterpillar заявил о падении квартальной прибыли более чем на 32 % ввиду снижения спроса на продукцию машиностроения и сокращении 17 тыс. рабочих мест в свете экономического кризиса. Так, прибыль компании в IV квартале 2008 года составила 661 млн долларов против 975 млн долларов за аналогичный период годом ранее. При этом компания предупредила о том, что прибыль в 2009 году также окажется под значительным давлением.
А ведь еще не так давно компания строила планы по расширению производства. В том числе звучали намерения о создании в России нового предприятия по производству комплектующих к дорожно-строительной технике. Но изменение экономической обстановки повлекло за собой изменение планов компании: несмотря на представленный местным властям в сентябре 2008 г. проект завода, строительство так и не было начато. С учетом того, что в конце января Caterpillar принял решение о сокращении пятой части сотрудников, ожидать инвестиций в новые проекты не приходится.
С теми же проблемами столкнулась Komatsu, которая в 2009 году ожидает снижения выручки на 9 %, что эквивалентно 190 млрд долларов. В текущем году компания планирует сократить инвестирование в развитие предприятий, производящих технику для нужд строительной отрасли. Также в ближайшее время не суждено сбыться радужным планам, которые вынашивал концерн Volvo. Он был намерен создать в Калуге сборочное производство экскаваторов мощностью тысяча машин в год, но этап их развития на данный момент неизвестен.


Модернизировать общими силами
Любопытно, что в качестве антикризисных мер руководство Komatsu приняло решение о замене старых производственных линий на новые. Столь затратное и нелогичное на первый взгляд решение имеет своей целью увеличение эффективности производства. Этот подход стоило бы взять на заметку отечественным экскаваторостроителям. Вместо этого складывается впечатление, что часть российских заводов уповает только на господдержку — самое сладкое для тонущего промышленника слово. Но получить деньги не главное — главное их потом окупить. Невольно вспоминается притча про рыбу и удочку. Многие миллионы «поддерживающих» рублей пойдут на погашение долгов по заработной плате и банковских кредитов, а не на модернизацию отрасли. Между тем именно этот процесс сейчас необходим как никогда. Инжиниринговая база наших заводов устарела настолько, что основные детали отечественных машин оказываются иностранными комплектующими. Обойдясь полумерами, экскаваторостроители поддерживают производство на более-менее конкурентоспособном уровне. Об экономической безопасности в отношении выпуска экскаваторов речи уже давно не идет — доля импорта превышает 50 %.
Другой подход к выходу из кризиса — консолидация предприятий. Плюсы работы в связке наглядно демонстрирует объединившиеся под крылом «Группы ГАЗ» «Тверской экскаваторный завод» и «Ковровец». Благодаря этому произошло слияние конструкторского потенциала двух предприятий, которое в конечном итоге вылилось в создание новой совместной модели под брендом «КиТ» КиТ-26. Предполагается, что объединив многолетний опыт в экскаваторостроении, заводы смогут расширить свой модельный ряд и закрепить таким образом свои лидерские позиции. Единственное но: вряд ли все эти планы будут реализованы в ближайшем будущем.

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru