Сегодня пятница 26 апреля 2024 г. 05:43
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№30февраль 2009Оборудование
В потоке воздуха
За несколько десятилетий из одного отбойного молотка ассортимент пневмоинструмента вырос до невероятного. Правильно организованная пневмосистема способна сделать бесплатный, доступный, экологически чистый и практически неисчерпаемый воздух мощным энергоносителем.

Начало промышленного применения такой системы в 70-х годах позапрошлого века сделало пневмопереворот. Применение пневматическому инструменту сегодня можно найти везде, где есть что покрасить, просверлить, прикрутить, отшлифовать, отпилить, раздробить и спрессовать. Легко конкурируя с электрическим, инструмент на пневмоприводе обладает меньшим весом, размером, простотой исполнения и в несколько раз большим рабочим ресурсом. Этот инструмент пожаробезопасен, неприхотлив и экологически чист. Применение сжатого воздуха давно вытеснило бы электроинструмент, если бы не одно очень важное «но»: работа отбойного молотка, гайковерта, перфоратора и многих других аппаратов сопряжена с работой целого ряда дополнительного оборудования, а значит, и с дополнительными затратами. Впрочем, приверженцы пневматики убеждены, что игра стоит свеч.


В сердце магистрали
Работа с пневмоинструментом может начинаться не только и не столько с приобретения, например, пневмодрели, она подразумевает определенный комплекс пневматического оборудования, объединенный в единую систему — магистраль. И в этой системе, прежде чем достичь непосредственного потребителя энергии сжатого воздуха, будь то наша пневмодрель или краскораспылитель, воздух проходит ряд этапов, которые, в свою очередь, превращают невесомый газ в движущую силу. Состав «звеньев» пневмоцепи — понятие скорее индивидуальное, чем регламентированное. Вполне естественно, что, опираясь на золотой баланс «цена — качество», покупатель волен выбирать количество и функциональность компонентов исходя из собственных параметров. Однако, как и в любой другой системе, здесь присутствуют свои базовые составляющие. Для пневмомагистралей это ресивер, компрессор, система подготовки воздуха и, наконец, сам инструмент на пневмоприводе.
Интересно отметить, что ядром цепи не является ее конечное звено — здесь главная роль отводится компрессору. Многообразие этих незамысловатых машин в конечном счете сводится к двум основным видам: винтовым и поршневым компрессорам. Не вдаваясь в описание принципов работы компрессоров (частичное представление об этих принципах дает само название видов), рассмотрим их эксплуатационные свойства.
Степень распространения поршневого компрессора выводит его на первое место, поскольку он широко применим для тех случаев, где необходима достаточно небольшая производительность аппарата — не более 0,5 м3/мин. Это, как правило, бытовые и полубытовые модели, встречающиеся на небольших предприятиях, в автомастерских или периодически применяемые там, где использование компрессора происходит от случая к случаю. Так, при малярных работах требуется всего 200 литров сжатого воздуха в минуту — винтового компрессора с такими параметрами будет попросту не найти. Промышленные поршневые компрессоры даже на российском рынке утратили свою конкурентоспособность еще несколько лет назад, проигрывая винтовым сразу по ряду показателей. В России поршневые компрессоры производят «Пензокомпрессормаш», «Борец», краснодарский «Компрессор», «Уралкомпрессор», «Бежецкий завод «АСО» и др. Среди импортных марок можно найти уже известную по другой технике компанию Atlas Copco (основные производство находится в США) и одну из старейших компаний на рынке пневмооборудования Ingersoll Rand (эти же производители играют наиболее заметную роль и на российском рынке винтовых компрессоров).
Устройство поршневого компрессора в чем-то похоже на устройство двигателя внутреннего сгорания. Эта аналогия, кстати, создает меньше проблем для ремонта, поскольку благодаря ей компрессор может быть отремонтирован в любом автосервисе. Кроме того, поскольку компрессор является самым дорогим компонентом пневмомагистрали, малая мощность превращается в достоинство, когда речь заходит о цене.
При одинаковой производительности аппаратов винтовой компрессор, напротив, оказывается дороже поршневого. Эта переплата впоследствии оправдывается серьезной экономией энергии: более современный винтовой компрессор потребляет на 30 процентов меньше энергии, чем поршневой. Другим не менее важным преимуществом является высокий рабочий ресурс винтовых аппаратов: без серьезного ремонта он прослужит хозяину верой и правдой до 10 лет. При условии своевременного техосмотра и эксплуатации согласно техническим требованиям, внимании к уровню масла и состоянию расходных деталей и материалов этот срок может быть увеличен до 15—30 лет.
«Полностью вычеркнуть из обихода поршневые компрессоры на сегодняшний день практически невозможно, — резюмирует Илья Фомин, инженер по комплектации компрессорного оборудования компании «Энергострой», — потому что они в некоторых случаях заменяют винтовые. В тех условиях промышленного производства, где к качеству вырабатываемого воздуха предъявляются высокие требования, использование винтовых компрессоров в связи с минимальным содержанием масла в воздушной струе на выходе предпочтительно». Но преимущества винтовых компрессоров на этом не заканчиваются. По уровню шума винтовой компрессор также оставляет своего соперника позади из-за улучшенной шумоизоляции, что, впрочем, является правилом со множеством исключений: дешевый винтовой компрессор может выдавать ровно те же децибелы, что и поршневой аппарат подороже. Но из-за отсутствия возвратно-поступательных движений поршня и благодаря прямой передаче вращающего момента от двигателя на рабочий вал в винтовом компрессоре выгодно сокращается вибрация. Это позволяет крупным промышленным агрегатам обходиться без фундамента.
Выбор электрического или дизельного привода компрессорного оборудования диктуется только возможностью подключения его к электросети и стоимостью топлива или электричества, и на работоспособности компрессора зачастую не сказывается. Поэтому вопрос привода касается скорее возможностей предприятия, а не оборудования.


Подготовительная работа
Система, работающая на воздухе, рано или поздно сталкивается с проблемами, которые этот воздух буквально несет в себе. Влага, пыль, копоть, микроорганизмы и многое другое — обратная сторона доступности воздуха, пагубно сказывающаяся на работе пневмомагистрали.
Но технология нашла способ бороться с каждым из видов загрязнений. Сегодня идеальная пневмомагистраль может подготовить к рабочему состоянию едва ли не любой воздух. В зависимости от ситуации в конкретном помещении система воздухоподготовки может требовать установки осушителей, охладителей, фильтров, маслоотделителей, влагоотделителей, регуляторов воздуха… Список можно продолжать дальше, но это именно то оборудование, которое в значительной степени определяет ресурс пневмоинструмента. Нелишним окажется и лубрикатор — устройство, распыляющее масло в сжатом воздухе для смазки пневмодвигателей.
Так гласит теория. На практике даже знающий покупатель часто приобретает только компрессор и непосредственно инструмент, в лучшем случае надеясь докупить систему очистки воздуха (чего иногда так и не происходит), а в худшем оставляет воздухоподготовку совсем без внимания, надеясь сэкономить. Собственно говоря, на первый взгляд, сэкономить действительно есть на чем. В зависимости от количества пропускаемого воздуха через оборудование ценовая категория системы воздухоподготовки колеблется от пары сотен до нескольких десятков тысяч рублей.
«Но скупой платит дважды, — считает Максим Булыга, инженер по комплектации оборудования, «Энергострой». — Конечно, в принципе можно обойтись и без всего этого, вот только оборудование может выйти из строя уже через несколько минут. Бывает и такое. Не каждый покупатель понимает, что установка дополнительных аппаратов находится в его же интересах. Действительно, стоит сразу потратиться еще на 10—20 тысяч рублей, но и дорогой компрессор будет работать не полгода, а значительно дольше».
«Компрессорное оборудование, воздухоподготовка и сам пневматический инструмент — это та система, которая должна быть сведена воедино и работать в связке, — соглашается Илья Фомин, — чего в реальности, увы, не происходит. Особенно это заметно сейчас, когда покупатели стали обращать большее внимание на цену и склоняться к более дешевым вариантам комплектации. При этом в процессе эксплуатации расходов получается больше только из-за того, что инструмент превращается в расходные материалы». В пользу покупки дополнительного оборудования говорит тот факт, что ремонт того или иного звена системы подготовки воздуха довольно-таки прост. Здесь практически нечему ломаться — требуется лишь регулярная смена фильтроэлементов фильтра. Что опять же несложно. Большая часть ремонтных работ может быть осуществлена своими силами, непосредственно на предприятии, куда компания-продавец может поставить необходимый ремкомплект. Задачи посложнее решаются уже в сервисе, но и с этим, как заявляют профессионалы, проблем возникнуть не должно.
По словам Максима Булыги, в России основными поставщиками подготовки воздуха являются «Пневмоаппарат» и «Пневматика». И есть буквально четыре серьезные компании мирового масштаба, которые также присутствуют на нашем рынке. Страны-лидеры здесь Италия и Япония. Если же говорить о марках, то наиболее популярны SMC Pnevmatic, Festo и Camozzi. В целом рынок достаточно интересен тем, что если оборудование японских фирм производится исключительно в Японии, Англии и Германии, то по итальянским технологиям системы полготовки воздуха изготавливаются на территории СНГ, что, конечно, оказывает влияние на уровень качества. Китай в этом сегменте практически не присутствует, — добавляет он, — его основная ниша — непосредственно пневмоинструмент. Единственный путь попадания к нам китайской продукции — это поставка систем подготовки воздуха в комплекте с другим пневматическим оборудованием».


Инструментальные заводы
Широк ассортимент техники, импортируемой с Запада. Несмотря на существенное снижение объемов продаж европейского и американского пневмоинструмента из-за его более высокой цены, активную позицию на нашем рынке занимают уже упомянутые Ingersoll Rand, Festo (Festool), Allas Copco, а также Jonnesway, National Detroit и многие другие. Продавцы не устают сетовать на слабость отечественного производителя, который уже значительно потеснил импорт из Поднебесной. Ряд российских заводов по-прежнему держится на плаву. Так, стойкость демонстрируют Томский электромеханический завод им В. В. Вахрушева (по многим показателям он выходит в российские лидеры), «Пневмостроймашина» (Москва), заводы в Конаково и Екатеринбурге. Специалисты с иронией отмечают, что часть инструмента производится в России только номинально — на деле ярлык «Сделано в России» попросту приклеивается к китайским шуруповертам и дрелям. Нельзя сказать, что китайский пневмоинструмент существенно ниже по качеству — в последние годы уровень компаний этой восточной страны существенно возрос. Как возросла и привязанная к доллару цена. Ценник российского пневмооборудования в сегодняшних условиях оказывается весьма привлекательным, и если отечественные компании смогут правильно воспользоваться ситуацией, перспектива высокой конкурентоспособности нашей продукции покажется не такой и далекой.

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru