Сегодня четверг 25 апреля 2024 г. 19:35
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№29январь 2009Тема номера
Новый промышленный рай
В 2006 году проекту «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», наконец, дали старт. Его масштабы вызывают уважение — многие годы в России не видели ничего подобного, и сегодняшнее строительство обещает превратить богатый ресурсами регион едва ли не в главный индустриальный район Зауралья.

Несмотря на возросший за последние несколько лет интерес к развитию Нижнего Приангарья, идея промышленного освоения этого региона отнюдь не нова. В далекие 20-е годы прошлого века комиссия ГОЭЛРО рассматривала широкие возможности по использованию гидроэнергетических ресурсов Ангары. Перспектива получения дешевой электроэнергии подтолкнула проектные организации к идее строительства алюминиевого завода мирового масштаба. Так, в 30-е годы, предвещая эпоху строек века, родились первые планы по комплексной индустриализации Восточной Сибири. Тогда претворению этих планов в жизнь помешала Великая Отечественная война. Приступить к строительству Богучанской ГЭС удалось только в 1980 году, но уже в 1994-м строительство за неимением средств было остановлено. 1997 год ознаменовался подписанием Федеральной целевой программы освоения Нижнего Приангарья, однако ее реализация тогда так и не началась. Лишь в течение нескольких последних лет громкий проект наконец начал
воплощаться не на бумаге.
Сырьевая кладовая
Предпосылками к развитию промышленной инфраструктуры такого уровня близ берегов Ангары явились, во-первых, богатые ресурсы Нижнего Приангарья, во-вторых, мощный электроэнергетический потенциал Богучанской ГЭС. Район обладает значительными запасами бокситов, железной руды, золота, магнезитов, ниобия, сурьмы, свинца, талька и нефтегазовыми месторождениями. Более того, исторически за Приангарьем закрепился статус региона с богатейшими запасами леса и обширными земельными ресурсами. Единственное, что служило препятствием для постепенного освоения территории в течение прошлых десятилетий, это отсутствие достаточно развитой дорожной инфраструктуры — проблема, которой при формировании нового облика Приангарья, тоже уделяется немало внимания.
Как заявлено в паспорте инвестиционного проекта «Комплексное освоение Нижнего Приангарья», основная цель программы — укрепление промышленного потенциала территорий на востоке страны на основе создания и развития транспортной и энергетической инфраструктуры, освоения природных ресурсов и строительства промышленных объектов на принципах государственно-частного партнерства. Совет администрации Красноярского края принял на себя роль государственного координатора этого проекта, а участниками выступили четыре организации: ОАО «Русгидро», ОАО «Русал», Внешэкономбанк и ОАО «Корпорация развития Красноярского края». Отдельного внимания заслуживает последняя — она была сформирована в 2006 году четырьмя акционерами: администрацией Красноярского края, ОАО «Русгидро» (бывший «ГидроОГК»), ООО «Базовый элемент» и Внешэкономбанком. Основное направление деятельности корпорации — реализация и внедрение в экономику края крупных инвестпроектов на принципах частно-государственного сотрудничества, и именно она была разработчиком «Комплексного развития Нижнего Приангарья», чуть позже выступив с инициативой подачи заявки на финансирование проекта из средств Инвестиционного фонда РФ.
Напомним, проект комплексного развития выиграл федеральный конкурс на финансирование крупных региональных программ российским инвестфондом, при этом он был назван одним из самых дорогостоящих проектов, когда-либо предлагавшихся к рассмотрению. Благо, срок окупаемости вложенных инвестиций для таких масштабов невелик — 17 лет, да и рентабельность основных производств в среднем выше по отрасли. Так, Богучанский алюминиевый завод еще до окончания строительства назывался и самым дорогим, и самым рентабельным предприятием по производству алюминия в России.
Партнерские обязательства
Частно-государственное партнерство в реализации проекта вылилось в распределение усилий и финансовых обязательств таким образом, что формирование развитой транспортной сети будет целиком зависеть от государства, в то время как промышленные предприятия, в строительстве которых так заинтересован бизнес, и будут построены на привлеченные средства крупных инвесторов. Сумма инвестиций в проект — 179,769 млрд рублей, которые составят как собственные, так и привлеченные средства. Из них 34,41 млрд рублей — это государственная поддержка, деньги Инвестфонда. Они пойдут на реализацию этапа создания инфраструктуры:
строи­тельство авто­­дороги Канск — Абан — Богучаны — Кодинск, мостового перехода через
Ангару на автодороге Богучаны — Юрубчен — Байкит в районе деревни Ярки и железной ветки Карабула — Ярки в Богучанском районе. Также за счет государственного финансирования будет
осуществлено строительство линий электропередачи от подстанции Камала-1 до строящейся Богучанской ГЭС через пос. Карабула.
На плечи Русала и Русгидро, в свою очередь, легли все работы, связанные с проектом БЭМО (достройка ключевого энергетического звена Нижнего Приангарья — Богучанской ГЭС и возведение Богучанского алюминиевого завода). Финансирование по целлюлозно-бумажному комбинату в Богучанском районе взял на себя Внешэкономбанк.
И специалисты, и далекие от экономики жители края опасаются, что с серьезными трудностями проект может столкнуться в результате пресловутого экономического кризиса — сообщения о повсеместном сокращении финансирования слышны все чаще. Впрочем, губернатор Александр Хлопонин уверяет, что такие проекты, как освоение Нижнего Приангарья, не будут остановлены ни в коем случае. Связанные с госструктурами инвестиционными соглашениями, частные компании не могут отказаться от выполнения своих прямых обязательств, даже если выполнение этих обязательств оказывается не под силу. В этом случае государство может предложить изменение доли участия в предприятии или проекте в свою пользу.
Энергия, металл и лес
Первое направление реализации инвестиционного проекта в Нижнем Приангарье подразумевает создание необходимой инфраструктуры для последующего развития промышленности региона. В течение 2009—2010 годов будет продолжено строительство и реконструкция многих участков автодороги Богучаны — Кодинск. Что касается строительства мостового перехода через Ангару, то здесь в 2009 завершится строительство промежуточных опор, изготовление мостовых металлоконструкций и после этого подрядные организации должны приступить к началу монтажа пролетных строений. На текущий год также намечена сдача в эксплуатацию железной дороги, тогда как открытие моста и большей части автодорог запланировано на 2010 г.
Вторая линия проекта рассчитана на создание объектов промышленности с целью освоения природно-ресурсного потенциала Нижнего Приангарья. Фактически развитие региона предусматривает объединение в одну индустриальную зону двух промышленных кластеров: энергометаллургического и лесоперерабатывающего. На данный момент строительство как металлургических, так и лесоперерабатывающих мощностей сдерживается дефицитом энергии, поэтому на первый план выходит сдача в эксплуатацию БоГЭС — на конец 2009 года намечен пуск первых трех гидроагрегатов (1, 22 и 30 декабря соответственно). Одновременно продолжится строительство гидротехнических сооружений и начнется наполнение водохранилища. В 2010 году продолжится запуск гидроагрегатов и будет осуществлен пуск первой серии электролизеров алюминиевого завода. Этот же период ознаменуется на Богучанском ЦБК выпуском первой продукции. Предполагается, что к концу 2011 года оба промышленных гиганта смогут выйти на свои проектные мощности, в то время как строительство ГЭС завершится только к 2012 году.
В рамках развития энергосети проектом предусматривается продолжение строительства воздушных линий электропередач от строящейся Богучанской ГЭС до подстанции «Ангара» и от подстанции «Ангара» до подстанций «Тайшет-2» («Озерная») и «Камала-1». В этом же году ожидается завершение проектирования полного комплекса объектов электросетевого хозяйства, необходимых для выдачи мощности Богучанской ГЭС. 2010 год отведен под расширение подстанций «Тайшет-2» и «Камала-1» в части подключения линий электропередач, а завершить все работы энергетики планируют к декабрю 2011 года.
На территории Нижнего Приангарья находится около 30 млн га ценных лесных ресурсов. Однако ограничение на ускоренное развитие
деревопереработки на Ангаре накладывает невозможность круглогодичной переправы на правый берег реки, где сосредоточены основные запасы лесных ресурсов. Как только мост и участок дороги, ведущий к нему, будут-таки построены, развитие лесной промышленности Нижнего Приангарья должно выйти на принципиально новый уровень перерабатывающих мощностей. Мы неоднократно писали о том, что в регионе реализуются приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов. Один из таких проектов — «Создание в Богучанском районе Красноярского края лесоперерабатывающего комплекса по производству беленой хвойной крафт-целлюлозы, крафт-лайнера, продукции лесопиления и деревообработки, МДФ». Проектная мощность Богучанского лесоперерабатывающего комплекса по хвойной беленой крафт-целлюлозе — 732,7 тыс. тонн в год, по пиломатериалам — 700 тыс. тонн и по плитам MDF —
250 тыс. тонн, на что заводу потребуется 5 116 тыс. куб.?м леса ежегодно. Запуск лесопильного комплекса назначен на 2010 год, целлюлозного завода — на 2012 год, а суммарные инвестиции составят 72,3 млрд руб. 30,747 млрд рублей будет также вложено в проект «Строительство Лесохимического комплекса «Ангара-Пейпа» в Енисейском районе Красноярского края» под Лесосибирском. Начиная с 2011 года, этот завод будет ежегодно производить 900 тыс. тонн беленой целлюлозы, 220 тыс. тонн химико-термомеханической массы (ХТММ, береза), 320 тыс. тонн коробочного мелованного картона и многое другое.
Две стороны медали
Создание промышленного комплекса призвано решить сразу несколько проблем региона. Помимо экономической выгоды от открытия доступа к запасам сырья и энергии, территория должна получить серьезный толчок к формированию благоприятной социальной среды. Благодаря строительству автодорожной сети, до некоторых ранее отрезанных от круглогодичного транспортного сообщения населенных пунктов уже построены дороги. Остается только надеяться, что по этим дорогам люди не будут уезжать на заработки поближе к краевому центру, ведь уже в следующем году местные жители получат сразу несколько градообразующих предприятий, которые смогут обеспечить район более чем шестью тысячами рабочих мест. Не должны заставить себя ждать и отчисления в региональный бюджет.
25 ноября 2008 года на заседании
правительства Красноярского края был рассмотрен проект Схемы территориального планирования Нижнего Приангарья, выполненный Санкт-Петербургским ФГУП, институтом «РосНИПИУрбанистика». И, как заявила главный инженер института Джамиля Шалахина, «в основу проектных решений заложена одна из важнейших задач — интеграция Нижнего Приангарья в экономическое пространство края». Но при всей широте экономических и индустриальных перспектив, туманной остается экологическая сторона дела. Как водится, этот аспект при разработке новых земель рассматривается в последнюю очередь. Так и здесь — при комплексном освоении региона разработчикам по разным причинам не удалось провести комплексную оценку воздействия будущих предприятий на экологию Нижнего Приангарья. Правительство края, конечно, заявило о своем решении решить эту проблему, но поскольку строительство большинства объектов уже ведется, вряд ли стоит ожидать каких-либо серьезных изменений.

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru