Сегодня четверг 28 марта 2024 г. 15:55
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№159июнь 2021Нефтегазовая площадка
Малый газ
Развитие индустрии сжиженного природного газа связано с крупнотоннажным производством, которое, в первую очередь, ориентировано на экспорт. Однако всё большие обороты начинает набирать и малотоннажное производство СПГ, перед которым стоит задача удовлетворить нужды в топливе внутреннего рынка. Несмотря на то, что в нашей стране производство малотоннажного СПГ находится на начальном этапе, отрасль доказывает свою перспективность и важность развития.

div>

При поддержке государственных программ

Подтверждением перспективности СПГ может служить утверждённая в феврале этого года «Дорожная карта по развитию рынка малотоннажного СПГ». Согласно документу, мощность малых заводов по производству сжиженного природного газа к 2025 году планируется увеличить в 4 раза. Это более 400 тысяч тонн в год.

Целью «Дорожной карты» является увеличение объёмов производства и использования малотоннажного сжиженного природного газа для газификации и в качестве моторного топлива. Задачи не менее амбициозны: стимулирование инвестиционной деятельности в области малотоннажного производства и потребления сжиженного природного газа; снижение административных барьеров при реализации проектов по строительству объектов малотоннажного производства СПГ; повышение эффективности нормативно-правового регулирования; создание условий для внедрения наилучших доступных технологий; совершенствование системы управления в сфере использования сжиженного природного газа для газификации и в качестве моторного топлива.

Как указано в плане мероприятий по развитию рынка малотоннажного СПГ, в России действуют 11 мини-заводов общей производительностью 0,1 млн тонн в год и фактической загрузкой около 40%. Из них нужды внутреннего рынка пытаются покрыть 8 предприятий.

Между тем важность развития этой отрасли неоспорима. Потенциальные потребители газа находятся вдалеке от источников газоснабжения. Часть из них расположены в труднодоступной местности, и проводить туда трубопроводы нецелесообразно с экономической точки зрения. И вот как раз СПГ может не только решить проблему, но и даст развитие регионам в социально-экономическом аспекте, повысит эффективность энергообеспечения, благоприятно скажется на экологии за счёт отказа от угля в качестве источника энергии.

Кроме того, ставку делают и на развитие газомоторной техники. В «дорожной карте» прямо указано, что СПГ имеет экологические, технические и экономические преимущества перед традиционными видами топлива.

В марте 2021 годы вышел ещё один документ, направленный на поддержку СПГ, — Долгосрочная программа развития производства сжиженного природного газа в РФ, где малотоннажному сектору тоже нашлось место.

«Программа основана на комплексном подходе, направлена на диверсификацию источников поставок газа и, прежде всего, активное использование ресурсов арктического шельфа и Дальнего Востока.

За 15 лет мощности по производству сжиженного природного газа должны вырасти в три раза. Для этого будут созданы привлекательные условия для инвесторов, которые реализуют проекты в этой сфере, а также в смежных отраслях. Кроме того, будут усовершенствованы механизмы государственного регулирования, чтобы стимулировать более широкое использование отечественных технологий в газовой отрасли», — отметил премьер-министр Михаил Мишустин на мартовском совещании с вице-министрами.

В документе представлены мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности отрасли. В частности, предлагается выравнять условия господдержки СПГ-проектов, реализуемых в одинаковых климатических зонах, проводить регулярный мониторинг строящихся крупнотоннажных производств. Также будут разработаны стимулы для геологоразведки в Арктике, что, как ожидается, позволит открыть новые месторождения.

Важнейшей предпосылкой для развития станет расширение использования российских технологий. Речь идёт об оборудовании, предназначенном для сжижения и очистки газа, о специальных компрессорах, криогенных агрегатах, автономных СПГ-энергетических комплексах и интегрированных системах управления. Российским компаниям, которые могут производить такое оборудование, будут предложены меры господдержки.

«Одновременно с ростом производства СПГ планируется создать базу для увеличения его потребления, развивать инфраструктуру для автономной газификации территорий. Расширять меры господдержки для более эффективного и активного применения газомоторного топлива в транспортном комплексе. Всё это будет способствовать развитию газовой отрасли, промышленности, укрепит экономику регионов и ускорит их газификацию, поможет быстрее получить конкретные результаты для достижения национальных целей развития, поставленных президентом.

В целом выполнение программы поможет раскрыть ресурсный потенциал Ямала, Гыдана и севера Красноярского края, а также — в перспективе — арктического шельфа, привлечь новых инвесторов и нарастить экспорт российского СПГ. Это, в свою очередь, позволит создать тысячи рабочих мест, повысить уровень жизни на местах», — сказал премьер.


Большой потенциал

Малотоннажный СПГ является отраслью, которая может повысить эффективность газовой промышленности страны, изменить энергетический баланс отдельных регионов нашей страны и приграничных к ней районов зарубежных государств.

Развитие малотоннажного производства сжиженного природного газа в сравнении с крупными по объёму заводами даёт существенные преимущества и самим заводам. Помимо государственной поддержки и инвестиций, это:

  • низкие капитальные затраты;
  • возможность привлечения частных инвестиций, включая европейские и азиатские;
  • короткий срок реализации — 1-2 года;
  • поставки СПГ могут быть организованы разнообразными видами транспорта;
  • небольшой объём газа, требуемый для получения СПГ, позволяет разместить производство практически в любом месте;
  • гарантированное качество СПГ как газомоторного топлива.

Малотоннажный СПГ обеспечивает большую гибкость и скорость за счёт доступа к нескольким источникам сырья и отсутствия необходимости включать в один проект как добычу, так и переработку.

В отличие от крупнотоннажного, сегмент малотоннажного СПГ не имеет технологической зависимости. Приобретение технологий и оборудования возможно у большого количества поставщиков, что позволяет оптимизировать капитальные затраты и минимизировать санкционные риски.

Ряд компаний, в том числе частных, уже разрабатывают проекты по строительству малотоннажных СПГ в разных регионах нашей страны. Таковых в правительстве насчитали 65, и большую часть из них возведут в негазифицированных регионах. Правда, для конкуренции с существующими генерирующими теплоэнергию предприятиями новым заводам нужно учитывать ряд факторов. Например, транспортное плечо не должно превышать 200 км. В исключительных случаях при удовлетворении мер безопасности мирового уровня — 500-700 км. Кроме того, нужно, чтобы потребителями были не только здания, но и газомоторный транспорт.

Старт отечественным технологиям по сжижению природного газа дали в ЗАО «Сигам-Газ», где продукцию получали на базе автомобильной газонаполнительной компрессорной станции посредством дросселирования и предварительного снижения температуры. Сжиженный газ получали также и на газораспределительных станциях, где тоже применяют дросселирование в сочетании с вихревыми трубами.

Однако эти технологии не получили массового распространения.

Ещё одним пионером рынка малотоннажного СПГ в России является компания «Криогаз», которая входит в группу «Газпромбанк». На производстве эксплуатируют две малотоннажные установки в Пскове и Кингисеппе, реализуют проект в Калининграде и в порту Высоцк. Компания с 2016 года поставляет около 1 тыс. т/год СПГ в Мурманскую область для АО «Апатит» СПГ в качестве энергоносителя для получения тепла. Ковдорский ГОК использует СПГ для карьерной техники. Правда, доставлять приходится за 1500 км от завода.

В 2014 году в Пермском крае запустили комплекс для сжижения природного газа, где применяют зарубежную технологию, основанную на охлаждении с помощью азотного холодильного цикла. 

Развитию рынка малотоннажного СПГ проекта способствует и проект ОАО «РЖД» по переводу железнодорожных локомотивов на альтернативное топливо. На построенном на ГРС комплексе применяют процесс перепада давления между магистральной частью газопровода и газораспределительной сетью. Производимый здесь СПГ используют в качестве топлива для нескольких видов тепловозов, а также для двух небольших отопительных котельных.

Ещё одна отечественная разработка — мобильный регазификатор от ООО НПК «НТЛ», цель которого — обеспечение бесперебойного газоснабжения потребителей на период ремонтных работ. Источником питания для этого устройства является газораспределительная сеть, давление которой автоматически регулирует регазификатор.


Учитывая недостатки

Изучая мировой опыт, эксперты утверждают, что всё больше транспортных средств переводят на СПГ в качестве топлива. В первую очередь это объясняется ухудшающейся экологической обстановкой и ужесточением требований со стороны международных конвенций. По прогнозам экспертов, к 2035 году в России спрос на СПГ в качестве топлива вырастет до 5,5 млн тонн.

Увеличивающийся спрос на газомоторное топливо может внести коррективы в процесс товарооборота СПГ. Наибольшим интересом сегодня пользуются малотоннажные установки для производства топлива для транспорта. Это делает его вполне самостоятельным товаром. Кроме этого, мировые автопроизводители устанавливают на свои автомобили адаптированные топливные системы. По всему миру расширяется сеть заправочных станций для различного вида транспорта. В качестве успешного примера эксперты приводят опыт Испании, Норвегии, Швеции и других государств. Ряд европейских стран с целью улучшения экологической обстановки планирует в ближайшем будущем постепенно заменить дизельное топливо на СПГ для всего большегрузного автотранспорта. Для реализации этих планов рассматривают строительство сети соответствующих автозаправочных станций на всей территории Европы.


При этом большие газовые запасы не являются непременным условием развития малотоннажного СПГ. Так, Китай имеет колоссальные совокупные производственные мощности СПГ, превышающие мощности многих крупных мировых производителей газа. Страна демонстрирует, что малотоннажное производство СПГ может внести существенный вклад в развитие отрасли и технологий сжижения, подтянув, в свою очередь, машиностроительную промышленность.

Развитие малотоннажного производства СПГ в нашей стране имеет большое значение как в социальном, так и в экономическом плане. Именно поэтому важно создавать необходимую инфоструктуру, новые технологи и реализовывать программы, которые выведут малотоннажное производство СПГ на эффективный уровень.



«Промышленные страницы Сибири» №4 (159) июнь-июль 2021г.



Текст: Наталья Лысенко.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru