Сегодня суббота 27 ноября 2021 г. 14:43
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№150июнь 2020Техника и технология
Беспилотники в России не долетели до целей
Производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), казалось бы, из-за мировой пандемии должно взлететь, ведь коронавирус всерьез поставил вопрос о замене людей роботами в определённых сферах, да и в целом процессы роботизации уже постепенно входят в нашу жизнь. Но могут ли дроны действительно помочь человеку и облегчить его жизнь, в этом мы и попробуем разобраться.

Фото: pixabay.com/Lars_Nissen

БПЛА используют для разных целей. Как говорит директор по развитию доставки дронов ООО «UVL Robotics» Светлана Ягодинцева, «беспилотники» на данный момент в различных видах индустрии выполняют около 20 всевозможных задач. Самое широкое из них — мониторинг и инспекция различных объектов (строительных, географических). Также активно применяют дроны в индустрии добычи нефти и газа. А для логистики «беспилотники» решают задачи автоматизации и роботизации складских процессов, то есть выполняют учёт товара и выгрузку данных в ERP систему клиента. Это позволяет сократить ресурсозатраты на инвентаризацию складов практически в два раза, убыстряя при этом процесс считывания.

Руководитель ООО «Дронстрой» Фёдор Логинов рассказал и о вовсе удивительной задаче, которую способны решать «беспилотники»: «Был абсолютно сумасшедший проект — коптер для развеивания праха». Но обычно дроны «Дронстроя» решают такие задачи как контроль линейных объектов (трубопроводы, ЛЭП, дороги), поиск и спасение людей в лесных массивах и полях, доставка спасательных средств на высотные объекты.

Ну а самое интересное — сколько же стоит такое чудо-техники, которое может выполнять столь разные задачи? Однозначной цены здесь нет, так как все зависит от производителя и модели. Если говорить про модели, то принципиальна разница в их весе, скорости и различных дополнительных элементах. Исходя из этого, диапазон цен очень велик, начиная от нескольких тысяч и заканчивая миллионами рублей.

Особенности производства

В целом, для того чтобы производить «беспилотники», необходимо сначала определить цель их применения. Если говорить о полном цикле производства, то нужны композиты и участок, где для них будут производить матрицы. Необходимо металлическое производство, чтобы делать корпуса для изделий и различные металлические детали и соединения. Должны быть оборудование, где будут разрабатывать, производить и программировать дроны, а также отдельное производство двигателей — если их не покупать.

Фото: pixabay.com/Curioso_Photography

Что касается кадрового резерва, то для опытного образца может хватить десяти человек, но вопрос в периоде, за который нужно произвести дрон. Например, на мощностях компании ООО НПП «АВАКС-ГеоСервис» полное производство «беспилотника» с нуля займёт около полугода в зависимости от сложности. Фёдор Логинов говорит, что для небольшого производства хватит и вовсе четырёх специалистов, ведь немалую часть работы осуществляют машины, те же 3D-принтеры. На данный момент, говорит специалист, хотя уже и есть немало производителей БПЛА в России, полностью российского оборудования не существует.

«Как правило, электроника, двигатели — китайские. Полноценного российского производство добиться трудно и абсолютно невыгодно, однако кадры, разработка и инженерия у нас отечественные», — говорит Фёдор Логинов.

А, например, руководитель проектов ООО НПП «АВАКС-ГеоСервис» Игорь Нигруца заявляет, что в их компании комплектующие импортные на 95%. От этого, как он говорит, никуда не уйти совсем, хотя все протоколы и весь софт они пишут сами.

Сложности в создании БПЛА

В производстве БПЛА существует и ряд сложностей. Например, Тедор Куталия выделяет три основные проблемы: профильные компетенции сотрудников, оборудование для создания формы аппарата, а также разработку программного обеспечения для управления «беспилотником» и обработки полученных данных.

«Основная беда в том, что у всех всё разное, нет общих стандартов и взаимозаменяемости между различными компаниями. Это приводит к тому, что любая компания-производитель должна быть универсалом. Она должна все делать, допустим, по проводке, по стандартам передачи данных, контроллерам, парашютам и так далее. Каждому приходится делать всё с нуля, а так как у большинства нет таких технологий, то в основном все допускают те или иные огрехи либо в своих конструкциях, либо в документации», — говорит главный конструктор ООО «ПТЕРО» Альмир Валиев.

Фото: pixabay.com/ Herney

Нельзя, конечно, забывать и про конкуренцию. В сегменте малых БПЛА конкуренция весьма плотная. На сегодняшний день на отечественном рынке существует около 4-5 производителей беспилотных авиационных комплексов разработчиков и производителей, а на мировом рынке их около их 40-50.

Из-за конкуренции на рынке мелких «беспилотников» Игорь Нигруца считает, что их вообще бесполезно делать, так как нет шансов соревноваться Китаем и с их ценами. К тому же, необходимо набраться опыта, чтобы делать аппараты качественно, и они не падали. По его мнению, сейчас новым игрокам не имеет смысла выходить на рынок с аппаратом без какого-либо интересной идеи.

Развитие индустрии БПЛА встречает ряд ограничений и барьеров как правовых, так и технических. К правовым барьерам можно отнести вмешательство дронов в частную жизнь и коммерческую тайну. К тому же, «беспилотники» могут быть использованы не по назначению, например, с целью воровства, контрабанды или транспортировки запрещенных веществ. В России, к примеру, совсем недавно вступило в силу Постановление Правительства от 3 февраля 2020 г.

«О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации». Согласно новому закону, аппарат весом менее 30 килограммов получает больше прав и свобод на полёты, однако регистрировать воздушные суда всё же придется. Единственным изменением является тот факт, что для таких дронов больше не придётся согласовывать план полёта для получения разрешения у контролирующих воздушные полеты органов. Никаких вообще документов на полеты не нужно, если ваш беспилотник весит менее 250 г.

Законодательство, по мнению Игоря Нигруца, влияет сильно и может затруднять продажи. Потому что оно пытается нормировать использование «беспилотников» в воздухе при помощи различных сертификатов, а это накладывает дополнительные риски, работу и деньги для заказчика.

А техническим недостатком прежде всего является уязвимость каналов связи — сигналы GPS навигаторов, как и любые сигналы, принимаемые и отсылаемые летательным аппаратом, можно глушить, перехватывать и подменять. Для управления требуются каналы связи высокой пропускной способности, которые сложно организовать, особенно для загоризонтной (спутниковой) связи.

Спад интереса

Несмотря на активное внедрение дронов в различные отрасли, в конце августа 2019 года агентство Bloomberg опубликовало статью о падении интереса к «беспилотникам». Причиной стало расхождение ожиданий с реальностью — невзирая на прогнозы о взрывном росте технологий, БПЛА так и не завоевали рынок. Прогнозы о стремительном внедрении логистических дронов и аэротакси не сбылись, хотя число аппаратов продолжает расти. Амбициозные проекты буксуют: Amazon Prime покоряет небеса YouTube, а коммерциализация аэротакси Uber по-прежнему маячит за горизонтом. В начале 2010-х перспективы казались более радужными, и новые производители беспилотных летательных аппаратов привлекали огромные инвестиции. Венчурные капиталисты в период с 2012 по 2019 год вложили в беспилотники $2,6 млрд. Однако к 2018 году у стартапов, появившихся на пике ажиотажа, кончились деньги. Такие тенденции меняют рынок, и теперь вперед вышли компании, предлагающие обслуживание уже используемых аппаратов.

Фото: pixabay.com/ Herney

Впрочем, многие всё ещё видят в производстве БПЛА потенциал, поскольку компании оттачивают бизнес-модели, находят более гибкие решения и осваивают передовые технологии. Вопреки скептическому настрою российских инвесторов, показатели эффективности внедрения беспилотных решений впечатляют. В нефтегазовом секторе удалось сэкономить до 90% расходов, выделяемых на ликвидацию последствий разлива нефти. Аэросъёмка позволила на 55% снизить риски для здоровья рабочих и в 5-20 раз увеличить производительность работы за счёт более оперативного и точного анализа информации о площадке.

Говоря о статистике, в 2018 году объём глобального рынка коммерческих БПЛА составил $5 миллиардов, но, по прогнозам экспертов, к 2025 году этот показатель может вырасти до $130 миллиардов. В России использование дронов, считают эксперты, только началось. Так, из 18 тысяч официально зарегистрированных Росавиацией беспилотных воздушных судов только около 4 тысяч предназначены для применения в промышленности. К 2025 году над территорией России ожидается постоянное нахождение в воздухе не менее 100 тысяч беспилотных воздушных судов. Глобальный рынок беспилотников, по оценкам автора дорожной карты AeroNet, может составить более $200 млрд, из них на долю России может прийтись более $35-40 млрд.

Тенденции в производстве

В целом, как бы не влияла пандемия, кризисы и прочие трудности, в производстве наблюдается ряд тенденций. Главная тенденция — это оперативный сбор, распознавание и дешифровка данных, как заявляет Тедор Куталия. К тому же всё зависит от сегмента «беспилотников». Для малых БПЛА потребность заключается в увеличении продолжительности полёта и разработке программного обеспечения на базе интеллектуальной нейронной сети, чтобы «беспилотник» мог в полёте распознавать и изучать интересующие объекты.

В целом, все сейчас переходят на дистанционное управление и на полностью автономное обеспечение беспилотного авиационного комплекса. По мнению Альмира Валиева, коммерческие требования приведут к тому, что разнообразие сведётся к каким-то одним стандартам, которым все должны следовать.

«Основные задачи компаний, развивающихся в этом направлении найти самое большое применение, привлечь инвестиции и добиться разрешения на полеты над населенными пунктами», — говорит Светлана Ягодинцева.


В конце августа 2018 года японские автошколы начали обучать управлению дронами.
Это помогает автошколам остаться на плаву в условиях низкого спроса на водительскиеВ  курсы.
Плюс, так страна готовится к высокой востребованности операторов БПЛА в будущем.


Фёдор Логинов среди основных тенденций выделяет в первую очередь оптимизацию, а также пользование интеллектуальных систем и развитие систем внутренней навигации внутри помещения. Кроме того, формируется тренд на использование 3D-технологий, причем не только для проектирования, но также для их производства. Наиболее перспективными составляющими в производстве дронов называют — водород, компьютерное зрение и способность «беспилотников» «гнездиться» и заряжаться в автономном режиме.

Что касается стран, то мировой лидер в области разработки и производстве БПЛА — США, также можно отметить успехи Израиля, Англии и в последнее время Китая. Интерес к приобретению БПЛА выказывают Аргентина, Бразилия, Объединенное Королевство, Франция, Германия, ЮАР, Израиль, ОАЭ, Индия, Австралия, Япония, Южная Корея.

Согласно глобальному исследованию рынка коммерческих дронов DroneDeploy, во всём мире беспилотные технологии активнее всего применяют в строительной отрасли (в 2018 году скорость внедрения по сравнению с прошлыми годами выросла на 239%), горнодобывающей промышленности (198%), сельском хозяйстве (172%) и георазведке (171%). При этом главной областью применения беспилотников во всех отраслях остается аэросъёмка и мониторинг.

Перспективы развития

Всё будущее «беспилотников», как кратко заявляет Тедор Куталия, заключается в программном обеспечении и обработке полученных данных.

«Я бы сказал, все в поисках новых систем, которые позволят сломать законы физики.

В том смысле, что поднять больше, чем они весят сами в десятки или тысячи раз. В принципе, «беспилотники» уже приелись и у всех давно на слуху, доверия к ним минимум после, допустим, ситуации с «Почтой России», — считает Игорь Нигруца.

«Все прогнозы, сделанные аналитиками у нас в стране и на Западе, говорят о том, что уже идёт бурное развитие. Собственно говоря, если посмотреть на конкурсы, которые объявляются, объем работ растёт примерно в два раза по России, но и в мире тоже есть такая тенденция», — считает Альмир Валиев.

По его мнению, сейчас идет борьба не технологий, а результатов. Всё играет на соотношении цена/качество. То есть у нас может быть очень красивый обтекаемый самолёт, но если он при каждой посадке ломается, то он не будет пользоваться спросом. И если мы говорим про производство — это не «Ламборджини», который предназначен для поездок по гладкому асфальту в Европе, а это такая «Газель». Рынку сейчас нужна надёжно работающая модель, внешний вид которой вообще не важен. Лишь бы она выполняла те работы, которые на неё возлагают. Альмир Валиев предполагает, что через пять лет весь производственный рынок будет состоять из подобных «Газелей».

Индустрия в условиях пандемии

Пандемия не прошла мимо производителей БПЛА. Например, на ГК «Беспилотные системы» (ООО «Финко»), которая располагается в республике Удмуртия, пандемия повлияла негативно. Однако у них нет сокращения продаж. Но, как заявляет Тедор Куталия, на сегодняшний день говорить о какой-то макроэкономической тяжелой ситуации и её полном эффекте рано. Пока это кратковременные прогнозы и сказать, что будет через два или три месяца очень трудно, но активность их заказчиков не стала меньше.

Эксперты заявляют, что пандемия вряд ли окажет на рынок БПЛА какое-то особенное влияние по сравнению с другими рынками. Хотя появляются новые способы применения дронов, например, для распыления обеззараживающих агентов, но это единичные случаи. Самой перспективной на данный момент называют доставку грузов.

Однако на некоторые компании пандемия повлияла положительно. Так, Светлана Ягодинцева говорит, что их производство изменилось в лучшую сторону за счёт трендов роботизации, автоматизации бесконтактных услуг, а также с учётом людских ресурсов и процессов.


ИЗ ИСТОРИИ

В молодости Норма Джин Догерти (будущая Мэрилин Монро) работала на заводе по сборке БПЛА. Главной задачей девушки являлась проверка и покраска парашютов. Норма трудилась по 10 ч в сутки за 20$ в неделю.


ФАКТЫ

Во время пандемия коронавируса разработчики из США и России активно тестируют решения по доставке медицинских грузов и дезинфекции помещений, а в Китае, например, задействуют дроны для трансляции объявлений о правилах карантина, контроля за соблюдением гражданами социальной дистанции, патрулирования улиц, распыления дезинфицирующих средств и даже для измерения температуры тела.


ФАКТЫ

В июне 2018 года в Саудовской Аравии прошел модный показ, в котором вместо моделей использовали беспилотные летательные аппараты. В числе брендов одежды присутствовал модный дом Dolce & Gabbana. На подиум вылетали дроны, к которым были прикреплены платья, дамские сумки и различные украшения.


«Промышленные страницы Сибири» №6-7 (150) июнь-июль 2020 г.

скачать pdf


«Промышленные страницы Сибири» №6-7 (150) июнь-июль 2020 г.



Текст: Иван Шалгинов.

Новости
 
WorldSkills Russia 2021 и Sandvik Coromant тренируют профессионалов
Фото: worldskills.ruВ Уфе прошёл финал крупнейшего в......
 
 
SPOK перешёл в стадию пилотных испытаний
Фото предоставлено НПП «Темп» им. Ф. КоротковаКоманда......
 
 
Внесены изменения в условия предоставления субсидий
Фото: static.government.ru21 сентября резидент России Владимир Путин......
 
 
Объявлена дата выставки JIMTOF
Фото: jimtof.org5 октября в рамках EMOMilano 2021......
 
 
97,4 ГВт: мощность возобновляемых источников к 2050 году
Фото: minenergo.gov.ruДиректор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго Андрей......
 
 
Российский энергобаланс — пример для других
Фото: ukcop26.orgГлава российской делегации, вице-премьер Алексей Оверчук......
 
 
Программу модернизации ТЭС могут продлить на 10 лет
Глава Минэнерго Николай Шульгинов заявил о возможности......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru