Сегодня пятница 29 марта 2024 г. 14:40
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№148апрель 2020Энергетика и электротехника
Путь энергетического машиностроения в России
Современное российское энергетическое машиностроение находится на перепутье. Нередко специалисты используют наработки советского производства. Но уже вовсю пробиваются ростки нового, современного машиностроения, и ключевые игроки на этом рынке могут похвастать новыми разработками. Так считает профессор кафедры «Промышленные теплоэнергетические системы» НИУ «Московский энергетический институт» Ильдар Султангузин.

div>

Развитие энергетического машиностроения в нашей стране ведёт свою историю с начала XIX века, когда в России стали выпускаться первые машины и паровые котлы. А уже к концу столетия начали производить двигатели внутреннего сгорания. Несмотря на то, что в стране активно развивалась данная сфера, большая часть продукции имела иностранное происхождение.

Так, доля импорта энергомашиностроительного оборудования в то время составляла 92%. Но отечественный производитель, конечно, тоже не отставал.

В России стали активно развиваться заводы, которые выпускали энергомашиностроительное оборудование.

Ключевые иностранные игроки

По прошествии многих лет ситуация практически не изменилось. Как поясняет председатель совета директоров АО «Ротек» и АО «Уральский турбинный завод» Михаил Лившиц, сегодня 80% рынка принадлежит таким крупным импортным игрокам, как Siemens и General Electric.

Вместе с тем специалисты отмечают, что по сравнению с периодом до 2014 года влияние иностранных компаний на сферу энергетического машиностроения заметно уменьшилось. Вполне понятно, что такой поворот связан с западными санкциями и курсом на поддержку отечественного производителя.

Кстати, по словам Ильдара Султангузина, еще в 1990-х-начале 2000-х годов иностранные организации использовали все возможные методы, чтобы вытеснить российских производителей, в частности, вводили демпинговые цены и кредитование потребителей на выгодных для них условиях.

Так, они предоставляли кредиты только на покупку оборудования своей фирмы. Нередко это отражалось и на качестве покупаемого оборудования.

Однако сейчас в связи с введением санкций сузились возможности использования иностранного оборудования, что существенно влияет на вопросы модернизации. Что вообще сейчас происходит на рынке отечественного энергомашиностроения? Какие компании занимают ключевые позиции? Какие новые разработки предлагают?

Как известно, энергетическое машиностроение подразделяется на следующие отрасли: производство турбин разных мощностей, выпуск электрических машин и электротехнического оборудования, изготовление трубопроводов, выпуск насосного оборудования, комплексное производство разных электроэнергетических объектов.

Турбины бывают разные

Однако начнём по порядку. Сегодня поставкой, сервисным обслуживанием и производством паровых и газовых турбин мощностью свыше 300 МВт занимается крупный промышленный холдинг «Ротек». Также организация нацелена на развитие высокотехнологических проектов в различных секторах экономики. В 2018 году выручка от деятельности компании составила 2,8 миллиарда рублей.

Если говорить о заводах, то на рынке паро- и газотурбинного оборудования представлены такие гиганты, как ПАО «Силовые машины» «Ленинградский металлический завод» (ЛМЗ), Уральский турбинный завод, ПАО «ОДК-Сатурн», «Калужский турбинный завод».

Поскольку на Урале выпускается более половины теплофикационных паротурбинных установок, логично, что одним из ключевых игроков на российском рынке является Уральский турбинный завод.

Сегодня эта организация выпускает турбины разных видов, например, турбины для морских судов с атомной энергоустановкой, паровые установки для парогазовых энергоблоков, конденсационные и теплофикационные агрегаты для паросиловых установок и другое турбинное оборудование. На заводе реализуют семь проектов ДПМ - 2. Напомним, что эта программа нацелена на то, чтобы модернизировать мощности предприятий до 41 ГВт. В техническую модернизацию завода вложено два с половиной миллиарда рублей.

Ильдар Султангузин считает, что газовые турбины — это самый больной вопрос отечественного энергетического машиностроения. По его словам, в России практически нет производителей данного вида оборудования.

«Исторически так сложилось, что разработкой газовых турбин занимался ЛМЗ. И ГТ-100-750-2 — одна из его основных наработок. Я видел остатки одной из двух таких машин на Краснодарской ТЭЦ. Самой газовой турбины уже не было, а остался только электрогенератор, работавший в режиме компенсации реактивной мощности. Буквально пару месяцев эта турбина ещё работала, а потом её лопатки приходили в негодность», — поясняет Ильдар Султангузин.

Газовые турбины привозили в Ленинград, где их на протяжении полугода восстанавливали. И это касалось многих отечественных агрегатов.

«ЛМЗ сейчас работают совместно с Siemens, в частности, разработали газовые турбины ГТЭ-65 и ГТЭ-160.В  Хотя и эти агрегаты — разработки примерно 30-летней давности», — добавляет Ильдар Султангузин.

Ещё одна газотурбинная организация — ПАО «ОДК-Сатурн» — производит газовые турбины ГТД-110М большой мощности —больше 100 МВт.

По словам г-на Султангузина, на Краснодарскую ТЭЦ при поддержке Европейского банка реконструкции развития поставили газовую турбину Mitsubishi Heavy Industries M701F4 (Япония) с температурой горения в камере сгорания 1400 градусов и мощностью 304 МВт в составе ПГУ-410. И это, по мнению эксперта, одна из лучших газовых турбин.

«На Верхнетагильской ГРЭС при поддержке того же банка реконструкции развития мы выступали в качестве консультантов проекта и получили поддержку на финансирование совместно с немецкой компанией Vattenfall PowerConsult GmbH.

Там установили газовую турбину Siemens STG5-4000F в составе ПГУ-440», — говорит Ильдар Султангузин.

По словам эксперта, достойную внимания модель турбины во Владивосток привезла компания General Electric. Эта энергетическая установка интересна тем, что состоит из двух частей: авиационной и стационарной турбины. Эти же двигатели установлены на самолетах Airbus 340.

Продолжая разговор о турбинном оборудовании, Ильдар Султангузин пояснил, что отечественные авиационные турбины мощностью 25 МВт и более давно используют для газоперекачивающих агрегатов. Такие установки, как правило, необходимы магистралям «Северный поток», «Южный поток», «Сила Сибири».

«Можно было пойти по пути General Electric и создать комплексные турбины.

Но, к сожалению, я о таких наработках больше не слышал. Чем интересна эта турбина? Там большое давление и высокий КПД до 42%.

А меж тем, КПД большинства установленных газовых турбин Mitsubishi и Siemens составляет менее 40%. Этот путь сочетания авиационной и стационарной турбины General Electric отработал на турбинах LM-6000PF мощностью 45 МВт. Ещё более мощные агрегаты — LMS-100 мощностью 100 МВт и КПД до 46%», — поясняет Ильдар Султангузин.

По его словам, вслед за Mitsubishi и Siemens необходимо разрабатывать газовые турбины мощностью 350 МВт и комбинированные авиационные и стационарные газовые турбины мощностью 50-100 МВт.

А вот председатель совета директоров компании «Ротек», заслуженный машиностроитель России Михаил Лившиц, напротив, уверен в том, что будущее не за большими газовыми турбинами, а, напротив, за их маленькими «собратьями».


Он уверен, что на сервисное обслуживание крупных установок уходят очень большие деньги — до 10% от стоимости, что экономически невыгодно. В интервью журналу «Эксперт» он рассказал, что только в прошлом году компании Simens и General уволили около 10 000-15 000 сотрудников, обслуживающих газовые турбины, озаботившись вопросами рентабельности.

Если брать во внимание не только турбины, то ещё одной крупной энергомашиностроительной компанией является компания ОАО «ЭнергоМашиностроительный Альянс» («ЭМАльянс»), которая занимается проектированием, изготовлением и комплектной поставкой оборудования котельного острова для тепловой энергетики. Также организация работает над технологиями в сфере возобновляемых источников энергии, систем очистки дымовых газов, газификации, угля, ЦКС.

Несмотря на огромные успехи, о которых рапортуют представители энергомашиностроительных компаний, по неофициальным данным, уровень износа их основных фондов составляет 60%.

И на многих ТЭЦ нужно разработать «национальную программу» с заменой устаревших турбин на современные.

«Когда мы проводили обследование Красноярской ТЭЦ-3, то выяснили, что там ставили только один агрегат в течение 20 лет. Хотя станция рассчитана на 6. Там скапливаются токсичные вещества, выпадающие на город. ТЭЦ–3 находится на северо-востоке, а ветер дует с юго-запада. И он выдувает вредные вещества из города. А если бы стояли шесть агрегатов, они могли бы остановить устаревшие агрегаты ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 и переключили бы эти блоки на теплоснабжение. В частности, ТЭЦ-2 находится практически в центре Красноярска. Прибавьте сюда ещё 1000 МВт электрических котлов. Безусловно, для крупного города стоит вопрос замены электрических котлов на тепловые насосы», — считает Ильдар Султангузин.

А вот каким образом развивается ситуация в Москве. С одной стороны, по словам эксперта, на столичных ТЭЦ находится много устаревшего оборудования. А с другой, в связи с тем, что в столице перестали активно работать многие промышленные предприятия, тепловая нагрузка существенно уменьшилась. В столице строят более энергоэффективные здания, с меньшим энергопотреблением.

«Введён учёт тепла, который показывает, сколько энергии нужно на самом деле, благодаря чему эти ТЭЦ не дозагружены. Однозначно устаревшее оборудование нужно выводить из эксплуатации. Например, стоит заменять какую-то определённую часть агрегатов 130 атмосфер, 240 атмосфер.

А какую-то часть сделать на базе теплофикационных парогазовых установок, их доля должна расти. А турбины 90 атмосфер — однозначно выводить из строя», — поясняет спикер.

Также Ильдар Султангузин привел ещё один пример.

«На одной московской котельной стоят 4 котла, вырабатывающие по 120 Гигакалорий в час. В декабре работало только 2 из них, а еще 2 оказались не нужны. Остальные 11 месяцев работает один котел. Сколько было затрачено ресурсов на строительство таких агрегатов? А ведь их можно перевести на ТЭЦ «Мосэнерго», которые работают с избыточной мощностью. А потом по программе реновации необходимо строить энергоэффективные здания, и энергопотребление может существенно уменьшиться. Сейчас нормативы энергоэффективности зданий постоянно повышаются. И если будут строить новые энергоэффективные здания, то тогда не нужно будет столько мощностей. Таким образом, можно экономить средства и распределять их на ключевых направлениях. Получается, что развитие энергетического машиностроения, и строительство зданий оптимизируют бюджет всей страны», — говорит эксперт.

Доля экспорта

Меж тем, наши энергомашиностроительные компании не хотят вариться только в собственном соку, а наращивают свое присутствие на иностранных рынках.

Как рассказал Михаил Лившиц изданию «Умное производство», 50% своей выручки компания «Ротек» получает именно от экспорта. Сегодня организация успешно осваивает рынки Белоруссии, Казахстана и Восточной Европы.

«Я общался с конструкторами и техническими директорами некоторых организаций, которые выпустили по своим разработкам книги. Они достаточно активно участвуют и в зарубежных тендерах. Кто-то в Европе, но в большинстве случаев речь идёт об азиатских и латиноамериканских странах. Безусловно, есть поддержка со стороны государства, но в основном они рассчитывают на собственные силы», — говорит Ильдар Султангузин.



«Промышленные страницы Сибири» №4-5 (148-149) апрель-май 2020 г.


«Промышленные страницы Сибири» №4-5 (148-149) апрель-май 2020 г.





Текст: Ольга Храбрых.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru