Сегодня четверг 28 марта 2024 г. 22:10
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№148апрель 2020Промышленная площадка
Грозит ли нам кадровый голод в сфере IT?
В нашей стране активно повышается спрос на цифровизацию производства. Всё больше и больше заводов, фабрик и других предприятий задумываются об увеличении количества цифрового оборудования. Так, внедрить в своё производство новые технологии готовы уже 60% организаций. Как известно, спрос рождает предложение. Только вот способны ли отечественные специалисты обслуживать такое оборудование? И готовят ли наши вузы IT-представителей для сферы промышленности?

div>

Интернет вещей

Итак, цифровое предприятие представляет собой виртуальную модель, связанную с реальным производством. И такая модель даёт специалисту возможность отслеживать все стадии работы производства, следить за работой конкретной детали, увеличивать нагрузку на предприятие или же, наоборот, останавливать. Это поможет снизить риск простоев на предприятии. Чтобы избежать разных нештатных ситуаций и связать всех работников, оборудование и компьютеры в единую сеть, необходим интернет вещей (IoT).

К сожалению, пока предприятия побаиваются внедрять новые цифровые технологии в жизнь. Один из главных «страхов» — передача данных на чужие серверы, что также может быть очень небезопасно.

Возникает много проблем с технологиями, которые использует в производстве искусственный интеллект. Но много ли у нас специалистов, самостоятельно работающих с искусственным интеллектом? 

Сразу на повестке дня встаёт вопрос о подготовке IT-представителей для области промышленности. Пока, как признают эксперты, в этой сфере у нас полный швах.


Другой важный вопрос — это то, что на заводах устаревшее оборудование, которое не всегда можно подключить к программному обеспечению. Иными словами, заводу проще работать с обычным станком, не завязанным на цифровых технологиях. Но, по мнению экспертов, этот фактор тормозит развитие производства.

Всё вышеперечисленное упирается в такой важный нюанс, как отсутствие квалифицированных кадров, способных справиться и с интернетом вещей, и с переходом на цифровое оборудование. А меж тем, отечественное станкостроение отстаёт от иностранного почти на десятилетие.

Айтишники в дефиците

Специалисты давно бьют тревогу: в нашей стране вообще наблюдается дефицит высококвалифицированных айтишников. В интервью «РИА новости» директор по направлению «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика» Андрей Сельский рассказал, что этот дефицит составляет около миллиона человек.

Кстати, зарплаты представителей этой ниши постоянно растут. Так, в 2019 году уровень заработной платы айтишников вырос на 5–10% и наверняка будет увеличиваться.

Как рассказывал в одном из своих интервью генеральный директор компании «Аурига» Вячеслав Ванюлин, в университетах студентам дают только основы. Меж тем современные технологии постоянно совершенствуются, идут вперёд. И нынешнему поколению нужно держать руку на пульсе. Самые активные молодые люди выбирают такие направления, как мобильные приложения и веб-разработки, где практически уже и так все места заняты.


А между тем самый высокий спрос на рынке именно на тех программистов, которые разбираются в конкретной области. Но таких насчитывается катастрофически мало. И готовят ли их в российских вузах?

Мы обзвонили несколько технических университетов, где имеется факультет «Информационные технологии». В Московском институте стали и сплавов нас заверили, что готовят айтишников широкого профиля, которые могут работать и в банковской сфере, и в дизайне, и в промышленности в том числе. Тот же самый ответ дали и ещё в паре вузов.

Как готовят специалистовВ 

Подробно рассказать о подготовке IT-специалистов для сферы промышленности согласились в Российском химико-технологическом университете им. Менделеева. Здесь, на факультете цифровых технологий и химического инжиниринга, на кафедре информационных компьютерных технологий готовят студентов по специальностям «Информатика и вычислительная техника» и «Информационные системы и технологии». В среднем на эти направления набирают свыше 60 человек.

Изначально факультет цифровых технологий назывался факультетом кибернетики химико-технологических процессов и его основал академик Виктор Кафаров. Именно он 60 лет назад организовал первое в России направление кибернетики в области химических производств.


При факультете кибернетики существовал «Высший колледж компьютерных систем», впоследствии он и преобразовался в кафедру информационных компьютерных технологий. В следующем году ей исполнится 20 лет.

«Иногда к нам приходят ребята, которые знают информатику, но у них совершенно нулевая химия. То есть они ориентированы на одно и не знают другое. Когда положение оставляло желать лучшего, мы взяли на свою кафедру преподавателя-химика и вроде бы выправили ситуацию», — рассказывает заведующая кафедрой информационных компьютерных технологий Элеонора Кольцова.

Студенты получают весь стандарт занятий, необходимый для информационных дисциплин, и в то же время изучают предметы, связанные с химией: органическую и неорганическую химию, физическую химию, процессы и аппараты, основы химической технологии. Кроме того, они знакомятся с корпоративной системой UniSim, методами искусственного интеллекта, математического моделирования, привязанного к химическим объектам, системами управления, проектированием аппаратов и химико-технологических схем.

«Сейчас мы совместно со студентами делаем цифровой завод. Он включает в себя тренажёр производства химического продукта (динамическую схему всего производства с управлением), а также его виртуальное представление (трёхмерный завод)», — поясняет Элеонора Кольцова.


Во время учёбы студентов знакомят с операционными системами на базе Unix, параллельными вычислениями, нейронными сетями, нелинейной динамикой.

«Химия — один из самых сложных процессов для моделирования, там существуют нелинейные модели. Наши студенты-бакалавры изучают нелинейную динамику, методы синергетики, а магистры — многомасштабное компьютерное моделирование. Кроме того, они знакомятся с методами технологии блокчейна, виртуальной реальностью, распределёнными базами данных, большими данными и машинным обучением, пакетами: Ansys-Fluent, AutoCad, SolidWorks и другими. Одна из наших студенток работает в Бостоне и входит в совет директоров. Она говорит, что когда к ним приходит выпускник, знающий пакет UniSim, а также пакет Fluent, то его уже трудоустраивают», — говорит г-жа Кольцова.

Гранты и проекты Российский химико-технологический университет им. Менделеева тратил на оборудование. На кафедре сейчас четыре компьютерных класса, которые оснащены не только компьютерами, но и рабочими станциями.

«Также у нас на кафедре есть гетерогенный суперкомпьютер, современное программное обеспечение, системы автоматизированного проектирования Autocad, SolidWorks. В общем, студенты выходят подготовленными к профессиональной жизни», — объясняет завкафедрой.

По её словам, в области химической промышленности работает треть выпускников, остальные трудятся в разных сферах.

«В Москве не так много предприятий, связанных с химией. Поэтому наши выпускники трудятся в разных организациях и сферах. Что касается крупных компаний, то это «Роснефть», «Татнефть», РЖД и т. д.», — перечисляет представитель вуза.

По данным сайта Superjob, выпускники Российского химико-технологического университета им. Менделеева, в среднем получают по 70 000–80 000 рублей. А по материалам сайта harb, выпускники, отработавшие 4 года, — от 150 000 рублей и больше.

Свою роль в этом процессе должны, конечно, сыграть не только университеты, но и организации, которые их принимают на работу. При том что эксперты говорят о том, что работодатель должен сама заниматься обучением будущих сотрудников, внедрять менторские программы.

И тут возникает резонный вопрос: а что легче, обучить работника завода основам программирования или программиста познакомить с заводским предприятием?

Центр «Становление»

Кроме вузов, в России работают центры повышения квалификации, помогающие как только получившим дипломы и попавшим в сферу промышленности, так и работникам, специально направленным от предприятия. Один из таких — это центр «Становление» в Перми.

«Наши обучающие программы направлены на внедрение цифровых технологий, на оптимизацию производственных процессов. И как следствие — на повышение производительности труда. Сейчас такие курсы очень востребованы», — объясняет коммерческий директор центра «Становление» Екатерина Леденцова.

Она говорит, что в плане оптимизации технологических процессов активным спросом сейчас пользуются программы по CAD/CAM модулям: «SprutCAM-пользователь (фрезерная и токарная обработка)»; «NX САМ. Разработка управляющих программ для станков с ЧПУ (токарная и фрезерная обработка)».


В первую очередь программы разрабатывают в техническом отделе, а уже потом внедряют на производство. Оператор-наладчик производит детали по готовой программе.

«Одна из наших программ «Анализ машинных данных» направлена на изучение работы станков. Она даёт полную картину того, почему один станок загружен на 100%, а у второго наблюдаются постоянные простои: играет ли роль человеческий фактор или всё дело в не вовремя поставленных инструментах и заготовках. И выявление этих причин даёт руководителю предприятия, главному инженеру, начальнику цеха инструменты для решения производственных задач», — поясняет г-жа Леденцова.

В первую очередь такие программы разработаны для технологов, топ-менеджеров производственных предприятий, главных инженеров и, конечно, IT-специалистов.

«Айтишники отвечают за свой блок по анализу машинных данных, по которому уже предлагают адаптацию этой программы. Они работают в программе «Цифра» и DPA», — говорит представитель центра «Становление».

Сотрудников, которым важно пройти обучение, выбирают сами предприятия. Так, около 20% всех слушателей курсов — молодые люди до 25 лет.

«Их уровень подготовки, конечно, оставляет желать лучшего. Но мы стараемся адаптировать курсы под запросы предприятия и делаем акцент на те навыки, которые им будут необходимы в производстве. В программе по анализу машинных данных уделяется внимание автоматизированной обработке машинных данных. Когда всё оборудование работает как единый механизм, мы можем проследить и усовершенствовать всю технологию механообработки и за счёт этого повысить эффективность машиностроительного производства. И наши станки на учебно-производственной площадке внедрены в эту систему и могут отследить, как работают эти механизмы, какие именно параметры можно проанализировать, чтобы уже представить какие-то аналитические отчёты», — обясняет Екатерина Леденцова.

По её словам, сейчас в России активно проходит модернизация производства.

И происходит процесс перехода от универсальных станков к станкам с числовым программным управлением. Поэтому спектр подобных образовательных программ очень актуален.

«При внедрении нового оборудования как раз необходимы специалисты, обладающие компетенциями работы на этом оборудовании. На некоторых производствах человеческий фактор минимизирован и внедрены роботы, которые выполняют те же функции, что и человек, например, перестановку деталей. Активно внедряются и сварочные роботы. Потенциально всю механическую работу может заменить искусственный интеллект. При внедрении робота в производственный процесс рассчитывается его стоимость и стоимость человеческой единицы. Так, мы разработали программы «Базовое программирование роботов», «Базовое программирование роботов плюс сварка роботов». Мы учим людей их программировать, и это становится всё более актуально», — рассказывает г-жа Леденцова.

Компания занимается и профориентацией детей школьного возраста.

«Для школьников очень важно сломать стереотип, что современное производство — это что-то страшное и тяжёлое. Наоборот, это интересно, там внедряются цифровые технологии. И после наших профориентационных модулей дети выбирают техническую специальность», — говорит эксперт.

За 2019 год было обучено 1 200 таких выпускников, всего за время существования Центра — более 4 200 выпускников. Организация находится в Перми, охватывает 52 региона и более 500 предприятий, в том числе таких крупных, как АО «Концерн «Калашников», ПАО «Корпорация ВСМПО — Ависма», ОАО «Авиационный комплекс им. Ильюшина», ОАО «Хабаровский судостроительный завод», ПАО «Северсталь» и др.

«Мы являемся одним из лидеров в области обучения специалистов машиностроительной отрасли. И все наши программы — практико-ориентированные. Если программа направлена на работу с конкретным станком или роботом, то у нас в центре представлено данное оборудование. Если это программы NX или «Анализ машинных данных», у нас в центре имеются лицензии на эти программы. И они уже непосредственно в рамках учебного процесса учатся в них работать.

И через учебный процесс получают навыки, необходимые для работы на предприятиях», — подчеркивает Екатерина Леденцова.



«Промышленные страницы Сибири» №4-5 (148-149) апрель-май 2020 г.


«Промышленные страницы Сибири» №4-5 (148-149) апрель-май 2020 г.




Текст: Ольга Храбрых.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru