Сегодня понедельник 10 августа 2020 г. 22:11
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№147март 2020Энергетика и электротехника
Светить – и никаких гвоздей...
На космическом корабле «Энтерпрайз» из «Звёздного пути» 1966 года с помощью света автоматически воссоздаётся смена дня и ночи для комфортной жизни в условиях вечной темноты. У звездолёта «Золотое сердце» из «Автостопом по галактике» свет, реагируя на движение, не только зажигается, но и распахивает двери. А в космической саге «Звёздные войны» лучи света выступают как средство связи, воссоздавая реалистичные голограммы. Эти произведения созданы в промежутке с 1966 по 2000-е годы, но авторы всех времён сходятся в одном — свет станет умным и больше не будет ограничиваться одной функцией.

Фото: concreteconstruction.net

Любители фантастики любят сравнить реальность с вымыслом творца из недалёкого прошлого. Не зря многие фанаты «Назад в будущее» хорошенько посмеялись, не увидев на улицах гравитационных летающих досок и самошнурующихся кроссовок в 2015 году. А что же насчёт освещения? Стартовало второе десятилетие XXI века — какими возможностями обладает современный свет? Насколько ближе мы стали к фантастическому будущему?

Ситуация в истинном свете

Реальность, к сожалению, далеко не столь радужная. В максимальной освещённости Москвы и Санкт-Петербурга сомневаться не приходится, но две столицы — это далеко не вся Россия.

«Сегодня для многих городов России по-прежнему остро стоит вопрос модернизации уличного освещения. В 25 субъектах уровень электрификации на 2019 год составил около 40%, и лишь в шести регионах она ниже 10%. Лидеры рейтинга наиболее освещённых городов и регионов — Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург и Москва, а наименее электрифицированные — республики Ингушетия, Северная Осетия — Алания, Саха (Якутия)», — перечислил генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов.

Неплохая ситуация в городах-миллионниках и некоторых промышленных центрах. 

А если затронуть удалённые населённые пункты, деревни и посёлки, то выяснится, что там порой нет даже классического освещения — один старый фонарь на всю улицу.

«Нужно понимать, что Россия всё ещё находится в стадии догоняющего развития в контексте модернизации осветительных систем, потому что во всём мире уже переходят к следующему этапу — интеллектуализации таких систем и встраивание их в «умный город», — уточнил руководитель департамента развития новых направлений бизнеса ООО «Тошиба Рус» Владимир Максимов.

Чтобы сократить этот разрыв, выровнять ситуацию и повысить конкурентоспособность российских городов, с 2018 года вступил в силу проект цифровизации городского хозяйства «Умный город» под патронажем Минстроя. Его реализуют в рамках национальных проектов «Цифровая экономика» и «Жильё и городская среда».

Фото: victronenergy.com

Согласно паспорту проекта, к 2024 году в российских городах должны появиться умное ЖКХ с интеллектуальным учётом ресурсов и умные счётчики, системы распознавания лиц, автоматизированного контроля работы дорожных служб и коммунальной техники, а также энергоэффективное городское освещение.

Более того, все мероприятия должны реализовать в том числе в населённых пунктах с численностью населения свыше 100 000 человек и административных центрах субъектов. Воплотить в жизнь цели планируют с помощью новых технологий освещения — инновационных энергосберегающих ламп, фонарей и светодиодов.

Фото: twitter.com/fareast690018

Одно из главных преимуществ световых инноваций в том, что переход на них сулит значительную экономию городского бюджета, что особенно важно для регионов. Это доказали другие страны мира, которые уже давно вовсю применяют «умные световые решения»: зарубежным коллегам остаётся только подсчитывать сэкономленные средства. Причём выгоду получает не только город, но и бизнес.

«Умные системы освещения городов экономически выгодны не только муниципалитету, но и бизнесу. Например, мэрия Чикаго заменяет на улицах города 270 000 устаревших осветительных приборов на светодиодные, что экономит 10 млн долларов ежегодно. При этом поставщики светодиодов также получают заказ на несколько миллионов зелёных.

Компания Philips Lighting в 2016 году оборудовала системой адаптивного освещения туннель Сорнес в норвежском городе Алесунд: 236 метров пути освещаются исключительно светодиодами, которые управляются автоматическим устройством», — привёл пример Олег Шевцов.

За чей счёт экономим?

Во первую очередь за счёт того, что «умные фонари» горят не постоянно, а включаются в определённых ситуациях. Специалисты также называют эту систему «динамическим освещением».

«Это автоматическая система управления параметрами в соответствии с изменениями в освещаемой среде: интенсивностью, оттенком, цветовой температурой и другими. Самый простой пример — светильники с датчиками движения, которые отключаются при отсутствии в зоне видимости движения и включаются при его появлении.

Динамическое освещение может быть антропоцентричным, то есть подразумевает определённые световые сценарии, создающие комфорт для человека. К примеру, утром на прилегающих территориях делового центра может быть яркий и холодный оттенок, а в конце рабочего дня — приглушённый и тёплый. Первый сценарий освещения настраивает на работу, а второй — на отдых. Иными словами, система воспроизводит дневной солнечный цикл. Работать она может как по часам (умное освещение опирается на текущее время), так и на основе фотоавтоматики, когда датчики реагируют на изменения естественного освещения», — рассказал Владимир Максимов.

Фото: griven-russia.com

Кроме того, инновационные лампы, фонари и светодиоды более долговечные: менять их нужно куда реже, а значит, меньше платить за замену и обслуживание.

«При модернизации городского освещения экономия затрат на электроэнергию происходит по двум причинам. Первая — старое оборудование со ртутными или натриевыми лампами заменяют на технологически новые LED-светильники, более энергоёмкие.

Вторая — удалённое управление светильниками делает более гибким диммирование светом, световое зонирование. Например, на разрешённых участках в вечернее и ночное время снижать уровень освещения до минимально допустимого (дворы жилых домов), оставляя стратегически важные участки яркими (пешеходные переходы). Первые итоги проекта в Иванове показали суммарную экономию расходов на электроэнергии до 40%.

Интернет вещей передаёт информацию о параметрах работы с каждого светильника и шкафа управления наружным освещением (ШУНО). В таком случае можно использовать предиктивное обслуживание — по состоянию, а не по расписанию. В режиме онлайн можно увидеть изменение параметров работы светильника и, не дожидаясь поломки, оперативно приехать на обслуживание.

Если же светильник «сгорел» внезапно, технической службе Горсвета больше не нужно ждать звонка от жителей и объезжать всю улицу. Бригада выезжает целенаправленно по координатам конкретного устройства, что, естественно, сокращает время и затраты», — заметил директор по маркетингу и монетизации инноваций АО «ЭР-Телеком Холдинг» Виктор Мазурик.

Фото: dovganteam.ru

Специалисты отмечают, что в помощь особо бережливым градоправителям существует такой инструмент, как энергосервисный контракт (ЭСКО). Иногда используют синонимичное понятие – энергосервисный договор. Опыт заимствовали за рубежом: контракты особо активно использовали как для организации освещения на улицах, так и в офисных зданиях и жилых высотках.

Простой пример: в многоквартирном доме требуется модернизировать устаревшие системы тепло-, водоснабжения и освещения, чтобы снизить затраты. Собственники, ТСЖ или управляющая компания отказываются, главный аргумент: на замену устаревших устройств нет средств.

В случае заключения энергосервисного договора не нужно будет сразу платить немалую сумму целиком: его срок действует 4–5 лет. Поэтому после обновления оборудования жильцы продолжают платить в прежнем режиме, но количество потреблённых ресурсов снижается. По сути, заказчик оплачивает услуги ЭСКО из сэкономленных денег — эдакая рассрочка.


«Интеллектуальные системы освещения в России пока не сильно развиты и часто ограничиваются лишь внедрением беспроводного управления. Например, в городе Иваново контроль производят по сети LoRaWAN, хотя существует также возможность внедрения диммирования (плавной регулировки яркости света) и интеграции его с датчиками движения, реального времени, фотореле и создание любых алгоритмов работы.

Хотелось бы верить, что при проектировании систем освещения и планировании закупок муниципальные органы руководствовались пятилетними и десятилетними, а не однолетними планами, приняв во внимание лишь сиюминутную экономию.

Тем более, используя такой инструмент, как энергосервисный контракт, это можно сделать без дополнительной нагрузки для бюджета. 

И если бы наши населённые пункты полностью перешли на светодиодные системы освещения с интеллектуальной системой управления, это окупилось бы уже через 2–3 года благодаря экономии на электроэнергии, обслуживании и замене ламп», — высказал мнение директор ООО «СПК» (Светотехнический завод «СПЕКТРА») Михаил Челноков.

Эксперты отмечают: Россия сделала первый шаг на пути к модернизации света. Конечно, не обойтись без препятствий. Например, процесс тормозит нехватка знаний в этой области.

«Многие города начинают считать свои деньги и понимают, что при текущей цене светодиодов стоимость проектов по замене освещения может окупиться за пару лет. Но учитывая низкий уровень знаний, недостаточный контроль реализации и довольно широкий диапазон вольностей, замена происходит хаотично. Например, даже в Москве можно встретить улицы, где с одной точки видно все возможные цвета белого света: от янтарно-жёлтого (2700 К) до светло-голубого (6500 К)», — считает руководитель проектов ООО «Вершина» Максим Смирнов.

Больше возможностей

Выгода становится существеннее, когда системы освещения не ограничиваются одной функцией. Только представьте: обычный фонарь может зарядить электрокар, а линия освещения имеет точку доступа к бесплатному интернету или контролирует работу светофоров. И это далеко не все примеры того, как привычный свет может значительно «осовременить» город и любой другой населённый пункт.

Тем более что свет необходим абсолютно всем общественным пространствам и объектам — от автострад до частных квартир. Будет куда проще и доступнее встроить дополнительные устройства в массовые источники света, чем строить новую сеть с нуля.

«Есть примеры частичного внедрения систем умного города на базе модернизации сети освещения. Речь идёт о встраивании модулей интернета вещей (IIoT) в новые городские светильники. Каждый из таких модулей создаёт вокруг сетевую экосистему на основе LPWAN (в радиусе до нескольких километров), куда могут свободно подключаться другие технологичные элементы — датчики автоматизированного учёта электроэнергии или других коммунальных систем города, экологическая телеметрия. Подобная инфраструктура была создана, к примеру, при модернизации уличного освещения в небольшом городе Питкяранта в Карелии в 2017 году», — привёл пример Владимир Максимов.

«Пилотные проекты в области «умных городов» сегодня запускают в разных регионах России. К примеру, в сентябре 2019 года «Эр-Телеком Холдинг» объявила: совместно с СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» и СПб ГБУ «Ленсвет» представила пилотный проект инновационного пешеходного перехода.

Суть идеи в том, чтобы плавно увеличить яркость освещения над зеброй в автоматическом режиме и включить информационный знак «Впереди пешеход», и тем самым помочь водителям заранее увидеть людей, которые переходят дорогу. Такой «умный перекрёсток» на базе платформы AWADA и управляемых светильников есть у одного из наших ключевых партнёров — компании Varton.

AWADA также предлагает современные решения для управления уличным и праздничным освещением, архитектурной подсветкой, рекламными конструкциями, контроля парковочных мест, оценки качества воды и воздуха и любые другие приложения, требующие сбора данных с сети распределённых датчиков», — перечислил генеральный директор компании-поставщика светотехники и электротехники ООО «ГК ПрофЭлектро» Николай Титков.


«Существующие сети уличного освещения мы рассматриваем как полноценную городскую инфраструктуру, которая может быть расширена дополнительными функциями, такими как измерение качества воздуха, интенсивности движения, мониторинг и управление загруженностью парковок, управление отходами, измерение видимости на городских дорогах, замер концентрации вредных веществ в воздухе: аллергенов и других выбросов. Многофункциональные интеллектуальные столбы освещения позволят решить многие городские проблемы благодаря способности включать программные средства управления, электронику и датчики, способные принимать и передавать данные. Столбы уличного освещения могут быть снабжены устройствами зарядки электромобилей, видеокамерами и кнопками SOS, а также информационными панелями», — подметил генеральный директор ООО «Интелвижен» Виталий Фёдоров.

«Уличный фонарь — это уже не просто источник света, а многофункциональный коммуникационный портал, часть интеллектуальной городской инфраструктуры. Например, компании Infineon, Еluminocity и Intel создали усовершенствованное высокоэффективное светодиодное уличное освещение, позволяющее автомобилистам, в том числе при помощи встроенных бесконтактных детекторов, обнаружить близлежащие свободные парковочные места», — дополнил Олег Шевцов.

«Осенью 2019 года наша компания совместно с СПб ГУП «Ленсвет» представила первый пешеходный переход, оборудованный специальными светильниками с возможностью удалённого управления и мониторинга. Цель — обеспечить максимально безопасное пересечение проезжей части и снизить количество дорожных транспортных происшествий на данном участке. По сравнению с обычными светильниками специальные LED-устройства с настроенной диаграммой свечения и интенсивностью светового потока создают визуальный контраст пешехода с фоном (проезжей частью) и не ослепляют водителей в тёмное время суток, для этого используют асимметричное светораспределение. Светильники размещают перед переходом по отношению к приближающемуся транспорту, свет направлен на пешехода со стороны водителя, при этом подсвечен и подход к зебре», — разъяснил Виктор Мазурик.

«Умное освещение» с дополнительными функциями помогает не только в городах, но и на различных предприятиях, в том числе с непростыми условиями работы.

«На базе светодиодных светильников можно реализовать практически любые автоматизированные системы, например, интегрированные с охранным видеонаблюдением. Такой вариант используют на некоторых угольных разрезах: там освещение двухрежимное. В дежурном режиме светильник использует 30% мощности и даёт освещённость около 2–3 Лк, а аварийный позволяет сделать видеофиксацию проникновения на объект. При срабатывании датчиков системы «Багульник» подаётся сигнал на нужный участок — светильник разжигается на полную мощность и даёт свет 10–20 Лк», — рассказал Михаил Челноков.


ЭКОЛОГИЧНОСТЬ

LED-светильники, которые используют при модернизации систем освещения, сами по себе более экологичные, чем ртутные или натриевые. Система удалённого мониторинга позволяет в режиме онлайн контролировать температуру светильников и своевременно выключать оборудование.

Так возможно избежать перегрева и выхода из строя светильника, который может привести к началу горения элементов и, как следствие, выбросу вредных веществ в атмосферу.


К СЛОВУ

Исследовательская организация McKinsey Global Institute оценила, как современные решения «умного города» влияют на качество жизни людей. Анализ показал, что инновационные инструменты позволяют:

  • снизить смертность на 8–10%;
  • повысить оперативность реагирования на ЧС на 20–35%;
  • сократить среднее время в пути на работу и с работы на 15–20%;
  • сократить выбросы парниковых газов на 10–15%


ЦИТАТА


Олег Шевцов,
генеральный директор АО «Трансэнерком» 

«В 2018 году в России анонсировали создание комплексной интегрированной системы освещения, которая поможет российским городам получить статус «Умный город», сэкономит муниципальный бюджет, упростит работу городских служб и сделает жизнь горожан безопаснее и комфортнее».



ЭКСПЕРТ


Михаил Челноков, 
директор ООО «СПК» (Светотехнический завод «СПЕКТРА») 

«Современные сети освещения — актив, который позволяет экономить до 80% электроэнергии по сравнению со ртутными и газоразрядными лампами. Компания «Спектра» недавно реализовала проект по замене мачтового освещения: вместо 8 КВт светильники потребляют 1 КВт, при этом уровень освещённости остался прежним.

Кроме того, благодаря новым возможностям в уличном, фасадном и ландшафтном освещении появляются комфортные общественные пространства: качественно освещённые бульвары, набережные, парки. Такие рекреационные зоны привлекают жителей и гостей города, создают новые возможности для бизнеса в этих местах.

Сегодня многие федеральные и региональные производители светильников занимаются автоматизацией освещения. Проекты по автоматизации можно реализовать с помощью интеграции с системами АСУНО, например «Кулон» или «Гелиос». Системы автоматизации на рынке также предлагают некоторые производители источников питания. Существует и возможность разработать проект индивидуально под каждый объект на программаторах, реализовав взаимодействие с любыми интерфейсами.

Если использовать такие системы совместно с диммируемыми блоками, сетью датчиков и беспроводной передачей данных, возможности управления ограничены лишь фантазией проектировщиков и бюджетом. Это может быть мобильное приложение на смартфоне либо полностью автоматизированная система.

Например, можно реализовать:

  • включение/отключение каждого отдельного светильника или группы светильников;
  • регулировку мощности отдельных светильников в диапазоне 0–100%;
  • сбор информации об энергопотреблении с каждого светильника, счётчиков, построения АСКУЭ;
  • интеграцию с системами дорожного движения;
  • динамическое освещение на нерегулируемых пешеходных переходах и так далее».


ЭКПЕРТ


Евгений Быков, 
директор ООО «Лидер Электро Прибор» 

«Наша компания занимается техническим обслуживанием шкафов автоматического управления наружным освещением и систем верхнего уровня в городе Владивостоке на аутсорсинге. Высококвалифицированные специалисты обеспечивают стабильность работы систем в режиме 24/7: проводят профилактические работы и быстро устраняют неполадки в системе, вызванные нештатными ситуациями.

Мы создали свою уникальную систему верхнего уровня для мониторинга состояния шкафов управления и регулярно обновляем её. Модернизация добавляет новые функции и аналитические инструменты для более удобной работы операторов и инженеров.

За более чем 10 лет работы мы зарекомендовали себя как надёжный подрядчик. Благодаря нашим услугам муниципальным хозяйствам, которые эксплуатируют наружные сети освещения, не нужно самостоятельно обслуживать автоматизированные системы управления наружным освещением (АСУНО)».


«Промышленные страницы Сибири» №3 (147) март 2020 г.

скачать pdf


«Промышленные страницы Сибири» №3 (147) март 2020 г.


Текст: Мария Бобова.

Новости
 
«Weldex: Роботизация сварки. Кейсы реализованных решений» состоится 13 августа
В преддверии выставки Weldex 13-16 октября 2020......
 
 
Промышленность вернется к объёмам прошлого года только в 2021 году
Фото: nafta.codelayers.netКак рассказал министр промышленности и торговли......
 
 
Первый рост производительности с мая 2019 на фоне ослабления ограничений по COVID-19
Фото: g.foolcdn.comПо данным исследования индекса деловой активности......
 
 
Трубы проверят по полной
Фото: tmk-ru.pwТрубная Металлургическая Компания запустила исследовательский комплекс......
 
 
«ДС-Роботикс» стал одним из 16 крупнейших интеграторов промышленных роботов в России по данным рейтинга TAdviser
Рейтинг «Топ-30 интеграторов промышленных роботов в России»......
 
 
Потребление электроэнергии в России за июнь уменьшилось на 6%
Фото: g.foolcdn.comПо данным АО «СО ЕЭС», потребление......
 
 
Переход на собственную генерацию не будет массовым
Фото: sibur.photas.ruОпасность массового перехода промышленных потребителей на......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru Смотрите детский матрас кокос у нас.