Сегодня пятница 29 марта 2024 г. 06:25
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№146январь 2020В центре внимания
Живая «мёртвая земля»
Богатый ресурсный потенциал Арктики выглядит следующим образом: в российской её части сосредоточена четверть запасов нефти и газового конденсата страны и более 70% газа. На отечественном арктическом шельфе есть запасы нефти и газа, стоимость которых составляет около 20 трлн долларов. Какова сегодня стратегия развития Арктики?

div>

В цифрах

Экс-замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков в ходе ПМЭФ-2019 озвучил сумму инвестиций в Арктическую зону РФ, его слова подтвердил тогдашний вице-премьер Юрий Трутнев: в течение следующей пятилетки Заполярье получит порядка 15 трлн рублей капиталовложений. 

На что будут потрачены эти деньги?

По словам экспертов, прежде всего речь идёт о средствах, которые привлекут в Арктическую зону с помощью новой системы преференций, разработанной правительством и «пристёгнутой» к новой Стратегии развития региона.

В 2020 году истекает срок действия предыдущего документа, определяющего основы государственной политики в Арктике. Новая стратегия очерчивает ключевые направления развития АЗРФ на до 2035 года.

«Эти инвестиции, как государственные, так и частные, пойдут на сотни новых проектов, которые могут быть реализованы на Севере благодаря вновь представленным благоприятным условиям работы.

Наибольший объём финансов придётся на большие сырьевые, перерабатывающие и инфраструктурные инициативы. Например, развитие одного только углеводородного кластера «Восток Ойл» предполагает вложение порядка 5 трлн рублей, примерно 1 трлн будет израсходован на сооружение газохимического комплекса на базе Бованенковских месторождений, более триллиона рублей пойдёт на строительство и запуск завода «Арктик СПГ-2». Серьёзный объём капиталовложений будет направлен на строительство и модернизацию транспортной инфраструктуры Заполярья: железных и автомобильных дорог, портов и так далее», — заявил генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Александр Стоцкий.


В документе много говорится о том, что необходимо делать. Что скажут специалисты на вопрос «как?».

«Хороший практический шаг — создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Они уже довольно неплохо проявляют себя на Дальнем Востоке, поэтому такой опыт вполне можно распространить и на Арктическую зону. Тем более что в Арктике уже успешно функционируют ТОР на территориях, которые одновременно относятся и к ДФО: Якутия и Чукотка. И сейчас озвучивают конкретные планы по созданию ТОР и в других регионах Арктики, прежде всего в Мурманской области», — отвечает глава экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, заместитель директора НОиКЦ «Логистика и управление цепями поставок» Моисей Фурщик.

Специфика и потенциал

Насколько экономически целесообразно развитие инфраструктуры и хозяйственной деятельности Арктики и превращение её территории в пригодную для проживания? Единства мнений в отношении того, как именно осваивать Север — вахтовым способом или обживанием, нет ни в экспертной среде, ни в политическом руководстве страны.

«Полагаю, универсального «рецепта» не существует, а ответ на данный вопрос надо искать в каждом конкретном случае. Например, вполне логично применять вахту для организации добычи полезных ископаемых в наиболее труднодоступных, климатически проблемных и слабозаселённых районах, малоперспективных для постоянного заселения. С другой стороны, грех не использовать уже существующий человеческий потенциал северных городов и сёл для производства добавленной стоимости во всех доступных сферах деятельности. Активно изучают и промежуточные варианты: например, постоянные жители полярных населённых пунктов могут выезжать на вахту в отдалённые местности АЗРФ.

В целом не стоит забывать, что наше северное население — это своего рода гибкий демографический резерв дальнейшего освоения Арктики», — рассуждает координатор программ ПОРА Андрей Иванов.

О целесообразности комбинированного подхода говорит и Моисей Фурщик.


«Неперспективные мелкие поселения могут быть переселены и закрыты.

А существующие крупные населённые пункты с населением от 5 000 человек, за редким исключением, необходимо развивать. Создавать там более комфортные условия жизни, внедрять энергосберегающие технологии, улучшать транспортное сообщение, развивать дистанционное образование, телемедицину и так далее. Здесь должны быть размещены социальные объекты, обрабатывающая промышленность, опорные туристические функции, логистика», — комментирует эксперт.

Коммерческий интерес

Взаимодействие бизнеса и власти в арктических регионах России, по мнению экспертов, зависит от множества факторов: конкретного региона, бизнес-игрока и «контекста». Так, в некоторых арктических субъектах значительная часть базы налогообложения формируется буквально несколькими компаниями, в большинстве своём — добывающими или перерабатывающими.

«В экономике многих арктических регионов тон задают крупнейшие федеральные корпорации. Часто их политический ресурс значительно превышает возможности того или иного губернатора. По ряду причин в последние годы эти корпорации всё реже используют подобное влияние для того, чтобы посадить в губернаторское кресло своего человека.

Скорее бизнес и власть действуют в параллельных мирах. То есть крупный бизнес на федеральном уровне решает свои ключевые вопросы: недропользование и строительство инфраструктуры. И часто в «своих» городах ведущие корпорации обеспечивают гораздо более высокое качество жизни. 

А в это время ситуация в остальной части региона развивается по своей логике, и именно за это отвечает губернатор», — говорит г-н Фурщик.

«Логично, что между региональными властями и такими предприятиями существуют давно налаженные и, как правило, достаточно конструктивные отношения. Подобным образом ситуация обстоит и в плоскости диалога крупных компаний с федеральным центром: последний, будучи заинтересованным в форсированном развитии российской Арктики, хорошо идёт на контакт, обсуждая конкретные проблемы и вызовы, с которыми сталкивается большой бизнес на Севере. Яркий пример — вопрос о льготах для инвесторов АЗРФ, рассматриваемый сейчас в верхнем эшелоне принятия решений. Государство в целом положительно отнеслось к запросам бизнеса в области преференций и подготовило соответствующий пакет мер, который будет принят в течение года», — объясняет Александр Стоцкий.


С малым и средним бизнесом ситуация заметно сложнее — МСП не имеет таких возможностей контактировать с властью всех уровней, за исключением, пожалуй, местных. В то же время однозначно говорить о том, что камень с мёртвой точки не сдвинуть, не совсем верно. Так, проект послаблений для бизнеса в полярных широтах подразумевает и льготы для МСП. Как представители малого и среднего бизнеса могут быть задействованы в освоении Арктики?

«Сейчас МСП в Арктической зоне развито относительно слабо. Люди больше ориентируются не на организацию собственного дела, а на работу в крупнейших корпорациях, в бюджетном секторе или даже на социальную поддержку.

Но в случае общего экономического подъёма в Арктике перспективными сферами для малого бизнеса будут туризм, производство продуктов питания, сервисные функции для крупных промышленных предприятий, информационные технологии, образование и здравоохранение», — подметил Моисей Александрович.

«Многим это может показаться парадоксальным, но МСП играет в Арктике исключительно важную роль. Она проявляется сразу в нескольких сферах. Во-первых, именно на плечах малого и среднего бизнеса зачастую лежит выполнение задачи снабжения отдалённых северных районов продуктами питания и товарами первой необходимости: ни государство, ни крупные сети не будут этим заниматься, поскольку для первого это непрофильная деятельность, а для вторых — заведомо неприбыльно. В ряде случаев это позволяет банально выживать населению наиболее труднодоступных, но важных с точки зрения освоения местностей, в том числе потенциально.


Во-вторых, МСП создают занятость для населения — даже если речь идёт о трудоустройстве самого индивидуального предпринимателя, тем самым частично снимая социальную нагрузку с государства.

В-третьих, обладая гибкостью и инициативой, присущей частному бизнесу вообще, предприниматели способны самостоятельно открывать новые направления, тем самым содействовать и развитию своих территорий в целом. Яркий пример из этой области — рост туристического бизнеса в Заполярье. Кроме того, именно под эту категорию зачастую попадают традиционные занятия представителей коренных малочисленных народов севера: оленеводство, заготовка дикоросов и другие, которые необходимо сохранять», — считает г-н Иванов.

Где взяться энергии в холоде?

Какие сферы несырьевой промышленности будут задействованы? Тут знатоки отрасли сходятся во мнении: задачи «второй волны освоения Арктики» — на десятилетия. Поэтому прежде всего необходимо комплексное развитие энергетической инфраструктуры в условиях вечной мерзлоты. Экономически невыгодно строить крупные энергообъекты при малой плотности населения. Подключить Крайний Север к общероссийской энергосистеме сложно, дорого и нецелесообразно, поэтому желательно максимально ориентироваться на возобновляемые источники: ветер, солнце, приливы и развитие атомных станций.

Так, по информации международного экологического объединения Беллона, на Мысе Желания (остров Северный архипелага Новая Земля) летом 2015 года запустили гибридную электростанцию. Она аккумулировала энергию от солнечных панелей и ветрогенераторов. Её успешно эксплуатировали в 2017 и 2018 годах: генераторы на традиционных источниках энергии не использовали.

«Для развития генерации на основе ВИЭ в Арктике на законодательном уровне предусмотрены все меры поддержки предприятий, использующих восполняемые источники энергии. Соответствующий федеральный закон предполагает компенсацию технологического присоединения к электрическим сетям генерирующих объектов ВИЭ из бюджета государства. Также сетевые компании обязаны приобретать электроэнергию генерирующих объектов ВИЭ по регулируемым тарифам. Благодаря закону «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» объекты, работающие на восполняемых источниках энергии, могут окупиться в течение 8–12 лет и исключить рост тарифов», — отмечает представитель АО «Трансэнерком».

О производствах

Трудность развития Арктики резко возрастает из-за нехватки квалифицированной рабочей силы и сложных климатических условий. Многие технологические операции людям крайне тяжело осуществлять при сверхнизких температурах, мощных снегопадах, обледенении, заболоченности. Поэтому одно из самых перспективных направлений — робототехника.

Также задействованы будут в первую очередь общее и специальное строительство. В перспективе должны развиваться такие направления, как центры обработки данных, сектор беспилотных транспортных средств различных типов.

«Сложнейший климат, предполагающий не только низкие температуры, но и подчас непростые погодные условия, требует особого подхода к организации промышленного производства.

В частности, необходимы специальные материалы — более устойчивые к износу, экстремальному холоду и перепадам температур. Строительство на вечной мерзлоте также диктует необходимость увеличивать срок изысканий и применять более дорогие и энергоэффективные решения. Серьёзный нюанс связан с удалённостью и логистической изоляцией арктических районов. В разрезе промышленных решений данное обстоятельство рождает потребность в большей, чем на «материке», автономности предприятий, их способности справляться с перебоями в снабжении — в том числе электроэнергией», — отмечает г-н Стоцкий.

«Пищевая промышленность может не только ориентироваться на местное потребление, но и выпускать значительное количество специфических продуктов на основе оленины, дикоросов, рыбы и так далее для поставки в другие регионы и страны. Металлообработка должна сконцентрироваться преимущественно на локальных потребностях, включая сборку различной техники и оборудования для ресурсных проектов, а также производство запчастей и технологический сервис», — перечисляет Моисей Александрович.

Так, весной 2018 года металлурги «Уральской Стали» (входит в компанию «Металлоинвест») совместно с учёными ЦНИИТМАШ занялись разработкой технологии производства толстолистового проката новых никельсодержащих марок стали типа 0Н6. Он подходит для изготовления оборудования, предназначенного для получения, перевозки и хранения СПГ в арктических условиях. Осенью того же года выплавили первую сталь и прокатили опытную партию листов толщиной от 12 до 50 мм.

Речь идёт и о развитии химической промышленности для нужд Арктики. Это не только создание новых материалов для жилищного строительства, но и улучшение функционирования техники в условиях экстремально низких температур, а также создание лекарств и биодобавок, которые усилят защитные свойства организма в высоких широтах. Говорят эксперты и о промышленных пенополиуретановых технологиях.

«Применяемые в этом направлении композитные технологии основаны на новых методах армирования ППУ стеклом для создания особых прочностных характеристик. Это новации, которые сегодня разрабатываются для арктических проектов. Разработки могут использоваться в дальнейшем в целом ряде отраслей и проектов. Большинство из этих разработок сегодня уникальны и созданы специально для применения в России.

Зарубежные аналоги требуют доработки и адаптации для арктических условий применения. Пенополиуретановые технологии дадут старт созданию устойчивых к климатическим условиям площадей различного назначения, в том числе жилых домов», — дополнил коммерческий директор ООО «Регент Балтика» Руслан Крылов.

«Начинают реализовывать и крупные проекты в области газохимии, где возможно создание производств продукции малотоннажной органической химии. Интересные разработки есть у Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (г. Якутск), они проводятся совместно с корейскими и китайскими исследователями и российским бизнесом. В СВФУ разработаны самосмазывающиеся полимерные нанокомпозиты для экстремальных условий эксплуатации. Это и эластомерные материалы, полученные на основе новых видов каучуков путём модификации природными минералами и наноалмазами — они работоспособны при температуре до -50 °С. Учёные работают над созданием новых технологий изготовления полимерных композитов. АО «ГК Титан» уже сейчас производит смазочные материалы, сохраняющие свои свойства при -60 °С», — сообщает координатор программ ПОРА.

Что касается транспортно-логистической инфраструктуры, желательно обратить большее внимание на внутренний водный транспорт: это относительно дёшево и экологично. Но здесь потребуются немалые инвестиции в дноуглубление рек, береговую инфраструктуру и обновление флота, включая суда «река-море».

Попутно реализуют и железнодорожный проект «Северный широтный ход». Сегодня завершены инженерные изыскания, в активной фазе — проектные работы, которые также включают прохождение государственных экспертиз. В 2019 году были проведены изыскательские работы для строительства моста через Обь, уже вбили несколько испытательных свай. На горизонте до 2025 года должны быть построены и другие ключевые участки.

Экология

Каковы угрозы для климатической обстановки земного шара? Значит ли обеспечение устойчивого состояния нефтегазовой отрасли в долгосрочной перспективе нарушение природного баланса нетронутой Арктики?

«К сожалению, современная наука не может дать точного ответа на вопрос о том, что же именно влияет на глобальное изменение климата. Есть как сторонники, так и противники теории о его антропогенной природе. Более того, нет единства мнений даже в том, существует ли стабильное потепление, или это часть кратковременного цикла изменений. При этом существует политический консенсус, в том числе в России, в отношении того, как человечество может предотвратить потепление, связанное с антропогенным воздействием на среду. Поэтому говорить о том, что само по себе развитие нефтегазовой отрасли напрямую угрожает климату, я бы не стал — для этого нет достаточных данных.


Сейчас Арктика даёт около 400 тыс. баррелей нефти в день


В рамках упомянутого консенсуса предпринимаются глобальные усилия к тому, чтобы сократить потребление ископаемого топлива, сжигание которого ведёт к образованию ряда веществ, оказывающих потенциально отрицательное воздействие на экологию, например, сажи — «чёрного карбона». Однако это вовсе не означает отказа от нефтегазовой отрасли — напротив, речь идёт о её более глубоком развитии и внедрении НДТ. На повестке дня стоит вопрос постепенного перехода на газовое топливо, в том числе СПГ, в сфере энергогенерации и транспорта, поэтому востребованность газа будет только расти. Нефть тоже не потеряет актуальности: даже по мере возможной утраты топливных функций она сохранит свою роль в качестве критически важного сырья для химической промышленности, как ингредиент смазок и так далее.

Иными словами, работа над противодействием климатическим изменениям и улучшением экологии не находится в видимом противоречии с развитием нефтегазового сектора», — размышляет генеральный директор ПОРА.

Действительно, экспертное сообщество всё чаще выносит на повестку проблему выбросов чёрного углерода: однако пока Россия не поддерживает решение Международной морской организации IMO отказаться от использования и транспортировки судового остаточного топлива (СОТ) в Арктических акваториях. Но это, по словам экспертов, вопрос времени, поэтому на первых порах возможно «проседание» транспортной активности в высоких широтах.

«Реализация решения ИМО о запрете СОТ в Арктике сразу, буквально и в полном объёме способна достаточно болезненно ударить по АЗРФ как минимум в части темпов её освоения. Тем не менее не следует думать, что для смягчения последствий этого решения ничего не делается. Так, будут приняты меры, чтобы ограничения не касались судов, курсирующих по нашим внутренним магистралям (напомню, согласно действующим нормам, СМП определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике»). Параллельно продолжится работа по переводу крупнотоннажного флота на более экологичные виды топлива, такие как СПГ, а также по доукомплектованию судов соответствующими фильтрами. В целом это вызов, но страна вполне способна с ним справиться», — уверен Андрей Иванов.

Опыт иностранцев в Арктике

Александр Стоцкий считает Россию первопроходцем и во многом «законодателем мод» освоения Заполярья. Тем не менее опыт скандинавских соседей подсказывает множество идей для обеспечения комфорта. Мы вполне могли бы позаимствовать подход Швеции, Финляндии и Норвегии к обустройству городской среды, улучшению социальной обстановки на Крайнем Севере. Интересны западные наработки в сфере использования холода для размещения дата-центров. Нельзя не упомянуть и о таком ноу-хау, как «норвежская модель» добычи на шельфе, которую наша страна собирается применять для привлечения частных инвесторов.

«На арктических территориях Канады большой акцент делается на выпуске широкого спектра товаров для удовлетворения потребностей местного населения. То есть «северный завоз» в значительной степени замещён локальным мелкосерийным производством. И для этого введены очень серьёзные налоговые льготы и другие преференции.

Кроме того, стоит отметить высочайший уровень развития на севере США и Канады малой авиации, в том числе частной. Это позволяет сократить расходы на дорогую наземную инфраструктуру», — приводит пример Моисей Фурщик.


ЭКСПЕРТ

Моисей Фурщик,
глава экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, заместитель директора НОиКЦ «Логистика и управление цепями поставок»


Экспансия Китая

«Арктические ресурсы — очень дорогие в освоении. Поэтому серьёзной гонки за ними сейчас нет, несмотря на активное обсуждение этой тематики. Пока в мире достаточно и более дешёвых ресурсов.

Также преувеличением является и тезис о большом интересе и сильных позициях Китая в освоении Арктики. Ведь основная часть этой территории поделена между достаточно серьёзными государствами — Россией и странами НАТО. Они вполне в состоянии защитить свои суверенные права на ресурсы от экспансии Китая. Другое дело, что излишняя спешка с освоением тех или иных месторождений логично приводит к стремлению пригласить китайскую сторону к участию в соответствующих проектах. Но это уже совершенно добровольное решение каждой страны и конкретной корпорации-недропользователя. И пока такие решения в серьёзном масштабе принимали только по российской части Арктики. Да и сам Китай больше интересуется ресурсной базой на более доступных территориях, включая Африку».


ЭКСПЕРТ

Александр Стоцкий,
генеральный директор Проектного офиса развития Арктики

Мировая гонка за ресурсами

«Соображения геополитики играют немалую роль в освоении Арктики. За Полярным кругом стратегия и экономика, военная безопасность страны и развитие ресурсного потенциала сплетаются в единый клубок. Нам требуется сильное военное присутствие в Заполярье, чтобы обезопасить себя и в то же время иметь возможность воспрепятствовать попыткам иностранных игроков претендовать на наши естественные активы. Это не только месторождения полезных ископаемых, но и, например, наши транспортные возможности, прежде всего, Северный морской путь. В то же время освоение арктических богатств необходимо для поддержания темпов развития страны, наполнения её бюджета, развития промышленности, технологической перестройки экономики. Все эти объективные факторы в комплексе будут и в дальнейшем подстёгивать наше продвижение на Север.

В настоящее время Китай является крупным мировым игроком, интересы которого распространяются далеко за пределы Юго-Восточной Азии. Арктика для КНР также важна. Её значение обуславливается рядом обстоятельств, из которых выделю два: энергетическую безопасность и большую логистику. Во-первых, Пекин заинтересован в том, чтобы в его распоряжении имелись устойчивые и надёжные каналы получения ресурсов, прежде всего топливных. Эти факторы определяют выживание страны как лидирующей промышленной и, соответственно, весьма энергоёмкой экономики мира. Именно поэтому КНР выказывает готовность активно инвестировать в наши арктические проекты, крупнейшими из которых на данный момент являются «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Во-вторых, Китаю интересен российский СМП как альтернативный маршрут для доставки товаров из Поднебесной в Европу. Это тема на дальнюю перспективу, однако таков и подход китайцев к планированию. Кроме того, Севморпуть видится ими как резервная транспортная артерия, которую можно использовать в случае военно-политического кризиса на традиционных, южных путях».


СПРАВКА

Международная морская организация IMO — специализированное учреждение ООН, созданное для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством.


СКАЗАНО

Замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков в ходе ПМЭФ-2019 озвучил сумму инвестиций в АЗРФ, подтвердил его слова вице-премьер Юрий Трутнев: в течение следующей пятилетки Заполярье получит порядка 15 трлн рублей капиталовложений.


К СЛОВУ

В апреле 2018 года на 72-м заседании Международной морской организации (IMO) восемь стран предложили изменить принципы судоходства в Арктике: Германия, США, Нидерланды, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия и Исландия.


Акционерное общество «Центральное конструкторское бюро «Геофизика»
г. Красноярск, ул. Киренского, 89
тел.: (391) 256 03 32
fax. (391) 298 48 10
www. geockb.ru
е-mail: adm@geockb.ru
Отдел сбыта:
тел. (391) 290 02 19
тел. (391) 290 31 12


«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (146) январь-февраль 2020 г.


«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (146) январь-февраль 2020 г.



Текст: Нина Бойко.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru