Сегодня воскресенье 5 мая 2024 г. 09:33
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№27ноябрь 2008Спецтехника
Младший брат автокрана
По данным производителей и поставщиков грузоподъемного оборудования, каждый пятый грузовик в Европе оборудован краном-манипулятором. В России популярность этой техники еще не настолько высока, но даже текущее состояние обеспечивает манипуляторам определенную известность. Да, не все знают, как расшифровывается аббревиатура КМУ, не все знают, что такое гидроманипулятор, тем не менее, просторечное «воровайка» близко и понятно практически каждому русскому человеку.

Дело здесь даже не в том, что машина помогает максимально быстро и незаметно осуществить погрузочно-разгрузочные работы. Успешно совмещая в себе функции погрузчика и транспортировщика, машины, оснащенные манипуляторами, завоевали гораздо большую популярность у людей экономных, благодаря использованию не двух (автокран+грузовик), а одной машины. Это, безусловно, в значительной степени удешевляет стоимость работ: во-первых, сокращаются расходы на ГСМ, во-вторых, всю работу способен выполнить один оператор вместо двух, и наконец, в-третьих, отпадает необходимость согласования одновременного нахождения на рабочей площадке нескольких единиц техники, потому что здесь тандем грузовик-кран связан неразрывно.
Широкое применение такой схемы отнюдь не исключает замену компонента «грузовик» любой другой подходящей техникой. Это позволяет монтировать КМУ (крано-манипуляторную установку) на самосвал, железнодорожную платформу, трактор, корабль или любую другую подходящую площадку. При этом должно быть выполнено только одно основное условие: в зависимости от сертификации кранов, грузоподъемность машины, на которую устанавливается кран, должна строго соответствовать грузоподъемности самого крана. Но, увы, это самое условие оказывается оборотной стороной принципа «два в одном»: оснащение базовой машины манипулятором подразумевает снижение грузоподъемности и площади грузовой платформы всего комплекса практически на четверть.
Соразмерно грузоподъемности каждой модели определяется длина вылета стрелы, составляющая обычно от 8 до 18—20 м. Так, например, корейские манипуляторы могут поднимать до 15 тонн груза, при этом вылет стрелы достигает 23—25 метров.
Ниша для развития
По уровню грузоподъемности КМУ (краноманипуляторное устройство) не выдерживает никакого сравнения с полноразмерным автокраном. Но этого и не требуется, поскольку на долю манипуляторов приходится именно тот небольшой вес грузов (от 1 до 15? т), для которых применение автокранов в силу их масштабов зачастую оказывается экономически нецелесообразным.
В нише подъема и погрузки относительно небольших тяжестей краны-манипуляторы «чувствуют» себя более чем вольготно, шаг за шагом отвоевывая у более специализированных видов спецтехники свой сегмент применения. Фактически уже сейчас эта техника применима везде, где есть место грузовику — нередко можно встретить ее использование в лесозаготовке, нефтяной и добывающей промышленности. Но самое широкое применение краны-манипуляторы снискали в малоэтажном строительстве и при небольших, зачастую бытовых и единоразовых перевозках грузов.
Впрочем, именно разовая потребность в услугах манипулятора не только создала рынок аренды данного вида спецтехники, но и послужила толчком к развитию того вида частного предпринимательства, когда владелец универсального бортового грузовика с краном-манипулятором предоставляет свою машину и себя в качестве крановщика всем переезжающим и другим нуждающимся. При среднем уровне загруженности универсальная модель оправдывает вложенные в нее средства за 2-3 года. На каждый новый кран-манипулятор производитель дает гарантию от года до двух лет. На практике он достигает шести-семи, а порой и десяти лет. Ко всему прочему, принимая во внимание фактор аккуратного использования, вполне можно назвать кран-манипулятор достойным приобретением.
Нередко производители идут навстречу покупателям, выпуская манипуляторы, обладающие дополнительными функциями и комплектующими. Встречаются модели, оснащенные крановыми подвесками, специальными захватами для штучных грузов, грейферами для сыпучих стройматериалов и даже с пассажирскими люльками и платформами для подъема пассажиров. В этом случае кран-манипулятор уже становится максимально универсальной машиной, сокращая издержки владельца до минимума. Стоит, однако, отметить, что экспериментами с возможностями техники занимаются в основном корейские производители и никогда — японцы. Причиной тому специалисты называют менталитет японских машиностроителей, готовых увеличивать непосредственно качество, а не количество видов выполняемой работы.
Существующие модификации кранов-манипуляторов главным образом представлены полностью гидравлическими моделями и моделями, которые совмещают в себе гидравлический и канатный (тросовый) механизм. Одним из критериев выбора оказывается цена: клиенты выбирают, что дешевле.
Манипуляторы по паспорту
Существует масса параметров, которым выбираемая модель должна соответствовать: это и грузоподъемность, и структура материала, который предполагается поднимать, и наконец, даже та машина, на которую устанавливается манипулятор, играет далеко не последнюю роль. Между тем, клиент, решившийся на покупку манипулятора, зачастую оказывается более подготовленным и осведомленным, нежели в случае с выбором другой спецтехники. Грамотный покупатель подходит к покупке, имея перед собой ряд определенных задач, на решение которых и направлено приобретение манипулятора.
Иначе ситуация обстоит с «воровайками», объявления о предоставлении услуг которых в последнее время можно встретить где угодно. В данном случае будущий обладатель крана-манипулятора рассчитывает на коммерческую универсальность машины, поскольку на этапе покупки он не может предположить, с каким грузом ему придется столкнуться. В условиях неизвестности области применения, клиент, как правило, отталкивается от соотношения самых базовых характеристик: цены и грузоподъемности.
Однако далеко не все специалисты относятся к покупке КМУ на все случаи жизни одобрительно. Камнем преткновения в этом вопросе был и остается пресловутый человеческий фактор — далеко не все владельцы-водители машин с манипуляторами способны в полной мере выполнять функции и крановщика, и такелажника одновременно. Добавляет ответственности и то, что подобная техника относится к объектам повышенной опасности.
Все единицы спецтехники с установленными на них кранами манипуляторами должны сертифицироваться особым образом. Так, в управлении ими обязательно должен участвовать специально обученный человек, знакомый не только с принципом работы механизма, но и способный правильно соразмерить возможности оборудования и вес поднимаемого груза. Для техники, бывшей в употреблении, в техпаспорте машины необходимо поставить обязательную отметку о грузовом статусе спецтехники.
Для новых манипуляторов регистрация в органах Роспотребнадзора так же обязательна, но остается открытым вопрос о предоставлении производителем полного пакета технических документов на изготовленное оборудование. Все чаще среди поставщиков поднимается вопрос о необходимости сопровождения всей ввозимой техники специальным паспортом и регистрационным номером, как это уже принято в Японии. Кроме страны восходящего солнца, всем необходимым при ввозе в Россию сопровождаются и европейские Paifinger.
Характерной особенностью японского модельного ряда является отсутствие универсальных единиц манипуляторов «для всего». Это объясняется иным отношением законодательства к манипуляторам: использование крана без соответствующей технической документации или для подъема несоответствующих документам грузов попросту запрещено. Выходя за границы контроля техники, японцы не оставляют без внимания квалификацию оператора, который в свою очередь обязан иметь паспорт крановщика. Что и говорить, в Россию такой порядок придет не скоро.
Немногим более лояльно к стандартизации относится Корея. Здесь универсальность, как и в России, в чести, поэтому в модельном ряду вполне можно встретить манипуляторы грузоподъемностью 7,10 и 15 тонн. Кроме счет-фактуры и накладной от поставщика такое оборудование ничем не сопровождается, и органы Ростехнадзора при регистрации никаких документов соответственно тоже не требуют. Сейчас ведется речь о том, что такие краны должны сопровождаться разрешением от вышестоящих органов для постановки на соответствующий учет.
Рынок без Китая
Рынок восточносибирской части России традиционно насыщен игроками Юго-Восточной Азии, впрочем, не осталась в стороне и Европа. Во всем мире за лидерство соперничают японская марка Unic и австрийский концерн Palfinger, немногим опережая корейские компании. Причем потенциал корейских машиностроителей заметен уже сейчас — при том, что продукция ничуть не уступает по своим качественным характеристикам той же Японии, покупателя подкупает цена КМУ. Удивляет малое присутствие на российском рынке КМУ из Китая. Возможно, причина кроется в том, что российский рынок уже поделили между собой другие импортеры, конкуренцию которым китайские краны-манипуляторы пока составить не могут.
России в списке передовиков, к сожалению, нет. Единичные заводы по выпуску манипуляторов отстают не только технически, но и количественно. Даже обладая минимальной, по сравнению с другими предприятиями, ценой продукции, отечественные манипуляторы оказываются совершенно неконкурентоспособными. Сегодня манипуляторы в нашей стране выпускает ничтожное количество компаний: БАКМ, Велмаш, Инман и Майкопский машиностроительный завод. Новым российским кранам-манипуляторам покупатели предпочитают подержанную технику из Японии и Кореи, поскольку, даже отработав какое-то время у себя на родине, она сохраняет достойный рабочий ресурс.
Но и на этот счет нельзя судить однозначно. По мнению специалистов одной из красноярских компаний, срок службы купленного крана-манипулятора напрямую зависит от источника его покупки. Нет никакой гарантии, что купленный у неизвестной и не зарекомендовавшей себя компании манипулятор прослужит хотя бы год. Иначе дело обстоит со стоянками фирм, которые сами эксплуатировали предлагаемые манипуляторы — в течение нескольких лет эти краны использовались в соответствии со всеми нормами и техническим обслуживанием, поэтому и доверия к таким КМУ у покупателя должно быть намного больше.
Сможет ли когда-нибудь завоевать свою нишу Россия? Ответить сложно. Сейчас в стране для этого нет ни финансовых, ни технологических возможностей. Единственный выход — в создании так называемых отверточных производств, но где и кем бы ни был собран манипулятор, он все равно останется манипулятором иностранной компании.

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru