Сегодня воскресенье 5 мая 2024 г. 14:36
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№27ноябрь 2008Тема номера
Борьба тяжеловесов
Необходимость наращивания горнодобывающих мощностей в связи с увеличением объемов потребления ископаемых природных ресурсов неустанно подталкивает российские горнодобывающие компании к расширению и обновлению технического парка.

Возможность выбора
В свою очередь, горнодобывающая отрасль давно вышла из стадии выживания и сейчас, если не процветает, то, по крайней мере, может себя обеспечивать и приносить прибыли. Главное, в отрасли появились деньги, а значит, и возможность полноценного выбора горнодобывающего оборудования, с учетом не только его дешевизны, но и эффективности. Сложившаяся ситуация обнажила острые проблемы в сфере горного машиностроения, связанные с многолетним отставанием в кризисную эпоху девяностых. Накапливаясь год за годом, в конечном итоге эти проблемы привели к тому, что свой осознанный и взвешенный выбор покупатель все чаще и чаще делает в пользу не российской, а зарубежной горнодобывающей техники.
В первые годы восстановления российская конкурентоспособность держалась на плаву отчасти благодаря прежнему потенциалу, отчасти же все шло по инерции. Привыкшие к отечественным образцам оборудования добытчики на первых порах не имели возможности для достоверного сравнения с импортными продуктами. Сейчас ситуация радикально изменилась, причем далеко не в лучшую для России сторону: рынок открыт для всех желающих иностранцев, он свободен от искусственных барьеров, а главное — на нем всегда присутствует потребитель, потому что столь богатая недрами страна не может оставаться без инструментов для добычи этих самых богатств.
Государственная поддержка в виде ввозных пошлин не может сыграть решающую роль. Потребитель в первую очередь всегда выбирает качество, поскольку даже незначительная поломка техники и ее последующий простой может привести к большим убыткам.
Насколько разнообразны виды деятельности на угледобывающих и рудных месторождениях, настолько же разнообразен и «технический минимум», подходящий для конкретных целей каждой компании. Согласно различному функциональному назначению, спецтехнику, применяемую для добычи полезных ископаемых, принято делить на стационарные, горно-транспортные и собственно горные машины, которые в свою очередь подразделяются на бурильное, выемочное (добычное и проходческое) и погрузочное оборудование. Но есть и определенная группа такого оборудования, без которого не обойтись ни одной горнодобывающей шахте или карьеру вне зависимости от специализации добычи.
Барьеры каждого этапа
Основной инструмент геологоразведки — буровые установки. Доля отечественных производителей этой техники на сегодняшний день весьма нестабильна. На сегодняшний день выпуск этого оборудования налажен на «Алтайгеомаше», «Бузулукском заводе тяжелого машиностроения» и на мощностях петербургской компании «Ижорские заводы», входящей в холдинг «Объединенные машиностроительные заводы».
Соглашаясь с тем, что российские буровые машины добросовестно выполняют свои геологоразведывательные функции, специалисты расходятся во мнении относительно их эффективности на угольных разрезах, где буровое оборудование для открытой добычи также имеет место быть. Одни оставляют контроль этого сегмента рынка за российской техникой, другие, напротив, настаивают на лидерстве иностранных производителей. Как бы то ни было, горно-машиностроительной отрасли России в этом плане есть к чему стремиться, хотя бы потому,
что одни из самых передовых образцов нашей буровой спецтехники соответствуют уровню некоторых американских станков середины прошлого века.
Что же касается производителей буровых установок из-за рубежа, то лидерство в сегменте, в целом, и особенно среди универсальных буровых станков легкого и среднего класса, бесспорно принадлежит компаниям Atlas Copco и Sandvik-Tamrock-Driltech; немного отстают от лидеров Bucyrus Harnischfeger P&H. При этом мировая тенденция этого сектора такова, что конечная буровая машина получается в некотором роде интернациональной из-за использования при ее создании запасных частей разных, порой даже конкурирующих на рынке готовой продукции, фирм.
В условиях открытой добычи главное место отводится карьерным экскаваторам, бульдозерам, ковшовым погрузчикам и большегрузным самосвалам, но давайте рассмотрим все по порядку.
Позиции производителей экскаваторов в России выглядят весьма неустойчивыми: такие крупные машиностроительные предприятия, как «Уралмаш» и «Ижорские заводы», теоретически вполне способны удовлетворить значительную часть спроса на экскаваторы для карьерных работ и, по некоторым оценкам, даже действительно удовлетворяют. Однако слишком медленное освоение своей доли рынка (практически штучный выпуск машин) приводит к тому, что постепенно эта доля переходит в руки более динамичных Komatsu (Япония) и Liebherr (Германия). Это приводит к ситуации прямо противоположной той, что могла бы быть — из перспективного современное экскаваторостроение превращается в ослабевающее. Даже при условии отсутствия у ОМЗ серьезных конкурентов-производителей в России, серьезным вопросом остается конкурентоспособность российской горнодобывающей техники на внутреннем рынке.
Кажущаяся простота выбора экскаваторов на деле приковывает к себе пристальное, даже щепетильное внимание покупателей. Именно от их производительности напрямую зависит скорость добычи угля, поэтому так важно для разработчиков месторождений обеспечить себе бесперебойную работу основной «рабочей» спецтехники.
Иную картину демонстрирует сегмент производства тяжелых грузовиков. Признанному лидеру мирового рынка, американской компании Caterpillar, в тяжелом весе приходится бороться пусть не с отечественным, но братским БелАЗом, продукции которого на угледобывающих предприятиях России предостаточно. Справедливости ради стоит отметить, что российская техника появилась на этих месторождениях не вчера и не сегодня — встречаются единицы, отработавшие не один десяток лет. С одной стороны, такое долгожительство доказывает высокую износоустойчивость российских машин, но с другой — демонстрирует катастрофическое старение парка оборудования эксплуатирующей его компании.
Если говорить о бульдозерах и ковшовых погрузчиках, то объединяет два вида одно — недостаточно широкий по своей функциональности модельный ряд, предлагаемый на суд потребителя отечественными предприятиями. И если бульдозеры в России выпускают два завода — чебоксарский «Промтрактор» и челябинский «Уралтрак», то погрузчики выпускает только один из них, «Уралтрак». Естественно, отечественное предложение ни качественно, ни количественно не способно обеспечить хотя бы малую толику всероссийского спроса. Этим фактором успешно пользуются все те же Komatsu, Caterpillar Liebherr и многие другие экспортеры, при этом сложно ожидать от ситуации каких-либо положительных изменений даже в долгосрочной перспективе.
Относительно благоприятно обстоятельства складываются на этапе переработки добытых материалов. Здесь используются сита, дробилки и другое оборудование преимущественно российского прооизводства. Кстати, именно на развитие отрасли «мелкого» горноперерабатывающего оборудования и делают сегодня ставку многие предприниматели. Такие компании значительно мобильнее, прогрессивнее «тяжеловесов» и способны осуществить своевременное эффективное техническое и технологическое сотрудничество с западными компаниями, закупая у них новое оборудование и отдельные детали для собственного производства.
Россия в плюсе
Между тем российский рынок имеет свои неоспоримые преимущества, среди которых специалисты отмечают непосредственную близость к самому покупателю, а значит, более персональный подход. На размещенных в России заводах выполнить и проконтролировать индивидуальный заказ намного удобнее, нежели на фабрике за океаном. Как рассказал Данил Молчанов, представитель компании «Горные машины», зачастую завод-изготовитель, соответствующий проектный институт и предприятие заказчика тесно взаимодействуют друг с другом, благодаря чему изготовитель может оперативно отреагировать на мнение покупателя и модернизировать выпускаемую продукцию. «У отечественного производителя намного удобнее изготовить на заказ и в максимально короткие сроки получить расходные материалы или же сменныйинструмент. В случае с импортной техникой такое взаимодействие практически невозможно. Именно поэтому и сервисное обслуживание отечественной техники оказывается наиболее комплексным. Конечно, принято считать, что импортная техника реже выходит из строя, но в любом случае, сервисное обслуживание импортной техники на данный момент развито значительно слабее.
Особенно это касается техники и оборудования китайского производства. Так, качество китайской продукции с каждым годом растет, и цена остается по-прежнему очень привлекательной, но обеспечение поставленной в Россию техники запасными частями пока отсутствует».
Выход есть
«Сегодня отрасль в значительной степени переживает последствия кризиса, — добавляет Данил Молчанов. — С одной стороны, банки изменили условия «длинных» кредитов, а с другой, падает цена на уголь, нефть, металлы. Многим горнодобывающим компаниям приходится приостанавливать свои инвестиционные проекты и освоение новых месторождений. Они уменьшают объем производства, соответственно падает и потребность в технике, и финансовая возможность ее приобретения. О каких-либо последствиях кризиса говорить пока рано, но при этом не стоит забывать, что экономика страны в значительной степени основывается на добывающей отрасли, и последующий выход из этого кризиса будет зависеть, в том числе, и от способности быстро восстановить прежние объемы».
Одним из вариантов вывода российского горнодобывающего машиностроения на конкурентоспособный уровень является повторение, увы, традиционной перспективы размещения на территории страны производств промышленной сборки спецтехники. Совсем недавно компания Caterpillar уже объявила о своем намерении открыть в Новосибирске совместное с «Ростехнологиями» производство строительной и горнодобывающей техники. На первом этапе проекта предполагается выпускать крупнотоннажные самосвалы, тракторы и бульдозеры, а после укрепления позиций компания начнет осваивать новые машины.
Другим подходом к развитию отрасли может стать не «отверточное», а совместное производство оборудования, когда, начав с импорта ключевых деталей машин, российские производители через несколько лет смогут постепенно заменить этот импорт выпущенными в России запчастями.
И, наконец, самый тернистый, но и самый эффективный путь развития – самостоятельный, за счет развития научного компонента отрасли. Как заявляют ученые, разработок в этой сфере, как и во многих других, достаточно. Главное – своевременное финансирование и создание испытательных площадок на базе новых технопарков.

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru