Сегодня четверг 18 апреля 2024 г. 22:39
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№132сентябрь 2018Сектор И
Не можешь найти специалиста — воспитай его сам
Насколько насыщен сегодня сектор машиностроения грамотными специалистами? Крупнейшие представители отрасли сходятся в одном: уже несколько лет рынок труда не может предоставить машиностроению необходимое количество квалифицированных кадров – рабочих и сотрудников инженерно-конструкторской службы. С чем это связано? В первую очередь, автоматизация процессов на производстве предъявляет повышенные требования к людям, которые этими процессами управляют.

div>

Ожидания — реальность

Специфика ситуации в том, что предприятиям требуются рабочие, которых на рынке сейчас найти довольно сложно: уникальное оборудование, которое устанавливают на заводах, требует специальных навыков. К примеру, «Уралмашзавод» в партнёрстве с «Газпромбанком» реализуют инвестпрограмму, которая предполагает масштабную модернизацию станков и установку новых обрабатывающих центров с современными системами управления, что значительно повышает требования к интеллектуальному уровню тех, кто будет с ними работать.
«Ситуация с конструкторами похожая: несмотря на то, что в Екатеринбурге есть сильные технические вузы, в реальности найти специалистов, соответствующих нашим требованиям, достаточно непросто. В настоящее время на «Уралмашзаводе» происходит реорганизация инженерно-технического блока, основная цель которой — усилить вовлечение конструкторского подразделения фактически во все производственные процессы. Так, мы создали отдел расчётов и инженерного анализа, в задачи которого входят и анализ качества создаваемых конструкций, и оптимизация металлоёмкости, и прогнозирование необходимого ресурса и т. д. Нам требуются уникальные специалисты — высококвалифицированные расчётчики, которые должны знать базовые дисциплины (сопромат, теоретическая механика), владеть методиками расчётов и на уровне продвинутого пользователя работать в нашем программном обеспечении. Инженеров, обладающих такими навыками, на рынке единицы», — констатирует директор по персоналу ПАО «Уралмашзавод» Лариса Куприна.

Станок или прилавок?

Специалисты отмечают: прежде всего, оказывает влияние социальный фактор. Так называемая кадровая яма образовалась ещё в 1990-е, когда людям на заводах не платили — и машиностроители вынуждены были перепрофилироваться. Тогда и произошёл разрыв преемственности поколений, которая существовала раньше. Кроме того, в девяностые профтехучилища переориентировались на подготовку автослесарей вместо токарей и фрезеровщиков. Всё потому, что в автосервисах в то время неплохо платили.
Сейчас, к примеру, в Москве и ближнем подмосковье станочники получают не меньше 100 000 рублей в месяц. Работу с такой зарплатой даже в столице найти не так-то просто. Но, тем не менее, всё чаще молодые люди отдают предпочтение сфере торговли или общепита, что не может не печалить.
«У нас у самих проблемы: не хватает грамотных станочных токарей, фрезеровщиков, сварщиков — всех людей рабочих профессий, как их называют в простонародье. Тех, кто что-то создаёт. Ну, и, собственно, грамотных инженеров тоже не хватает в наших машиностроительных отраслях. Но самые грамотные идут туда, где больше платят — например, в сферу IT-технологий. Мало кто хочет работать у станка — это физически очень тяжело. Не знаю, почему — может, непрестижно среди нынешней молодёжи. С другой стороны, почему-то стоять торговать на рынке за меньшую зарплату молодёжь идёт, или в ресторан быстрого питания какой-нибудь, где ничуть не проще. Хотя станочники в Москве получают очень приличные зарплаты, и найти работу вообще не проблема: постоянно требуются, требуются, требуются», — отмечает главный инженер УКМ «Синтез» Олег Сеньков.
Однако, как говорит Олег Владимирович, эта тенденция характерна в основном для столицы и Подмосковья — в провинции таких проблем нет.
«В небольших городах, где функционируют в основном оборонные градообразующие предприятия, найти работу даже хорошим станочникам не так-то просто. Потому что это единственные заводы, где платят приличные деньги.. А в Москве все ищут работу, где работать надо поменьше, а платят побольше. Хотя таких мест уже не особо много, особенно если нет связей. В тот же «Газпром» с улицы не возьмут», — считает Олег Сеньков.

Где взять специалистов?

В Сибирском Федеральном университете машиностроителей готовят две кафедры: собственно, машиностроения и конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных процессов.
«Бакалавриат у нас учится по системе CDIO. Официально сообщество CDIO появилось в 2000 году в Массачусетском технологическом университете. Её основатель сейчас — почётный президент Сколтеха. Если очень коротко, то это обучение заключается именно в практикоориентированности. У нас, в отличие от многих специальностей, все проекты: курсовые, дипломные и так далее, студенты выполняют не на бумаге, а, что называется, в железе. Вообще, наши выпускники могут идти работать не только на машиностроительные предприятия, которых, кстати, хватает. Они могут также пойти в любую организацию, где есть сварочная техника. Много наших выпускников работает, например, на «Ванкоре» или в разных горнодобывающих компаниях. С чем у нас проблем нет, так это с трудоустройством. К нам на защиту приходят представители производства, чтобы, так сказать, «завербовать» себе выпускников», — говорит заведующий кафедрой машиностроения Политехнического института СФУ, кандидат технических наук, доцент Александр Демченко.
Вербуют чаще всего тех, кто проходил производственную практику на предприятиях. Вообще, трёхсторонняя схема сотрудничества выгодна всем: учебным заведениям, предприятиям и самим выпускникам.
«С начала 2017 года на «Уралмашзаводе» совместно с Уральским Федеральным университетом и Уральским горным университетом действует программа «Стажёр». Суть — полное погружение в работу над конкретным проектом с самого первого дня. Сначала стажёры работают по 20 часов в неделю, к 4-5 курсам — уже полноценную 40-часовую неделю. Что примечательно, учёбе практика не мешает: все дипломы по итогам первого выпуска защищены на отлично. Кстати, их наши работающие студенты пишут по темам, которые мы им даём. За полтора года мы в итоге трудоустроили 15 человек. Конечно, в программе «Стажёр» участвовало гораздо больше студентов, но мы выбрали лучших. На мой взгляд, опыт оказался удачным», — делится начальник технического службы дивизиона «Горное оборудование» ПАО «Уралмашзавод» Виталий Фурин.
Некоторые крупные компании не ждут, когда учебные заведения выучат новых специалистов, а готовят их сами, причем имеющееся образование и прежняя профессия значения не имеют. Среди учеников Уралмашзавода, которые проходят обучение по программе «Производственный инкубатор», есть и бывшие юристы, и повара, и водители трамваев. Эта программа длится 5-6 месяцев. Всё это время «студенты» получают стипендию — 10-13 тысяч рублей. Иногородним предоставляется общежитие, есть возможность частичной компенсации оплаты за аренду жилья. Сам процесс учёбы состоит из двух этапов: теории и практики — работы непосредственно у станка. После успешной сдачи экзамена выпускникам инкубатора сразу присваивается третий разряд. В настоящее время на «Уралмашзаводе» работают более 30 выпускников.


По стандарту

Значительную роль в последние годы играет Национальная система оценки квалификаций и внедрение профессиональных стандартов. Эти процессы позволят наладить сотрудничество государства, профессионального образования и бизнеса в подготовке кадров. По словам экспертов, колоссальное значение имеет участие работодателя, который, в первую очередь, и катализирует рынок к пересмотру квалификаций. Как понять, каких специалистов готовить? Зачастую работодатель сам не знает, кто ему нужен, — отмечает кандидат психологических наук, доцент кафедры «Экономика и управление бизнес-процессами», заместитель директора по научным и грантовым проектам АНО «Центр стратегических инициатив по развитию трудовых ресурсов и профессионального образования» Ирина Багдасарьян.
«В нашей стране система образования слишком подконтрольна, чтобы не реагировать на вызовы времени. В 2015 году мы в рамках грантового проекта начали исследовать рынок труда Красноярского края, его потребности. В 2016 году мы более активно перешли к реализации проекта «Внедрение профессиональных стандартов в практическую деятельность организаций». Мы проводили обучающие семинары, советы по профессиональным квалификациям из разных отраслей экономики, привозили коллег из Москвы, в том числе, представителей Министерства труда, наладили прямой контакт с работодателями, практиками в части работы с представителями реальных секторов экономики. Таким образом, установили активное сотрудничество в части согласования образовательной программы», — рассказывает Ирина Сергеевна.
Как может измениться ситуация с кадрами по мере внедрения профессиональных стандартов и системы оценки квалификаций?
«Во-первых, студенты могут сами посмотреть стандарт по своему направлению и понять, какие требования к знаниям и навыкам предъявляются и смогут ли они соответствовать им на выпуске. Во-вторых, образовательные программы, по которым происходит подготовка обучающихся в ВО и СПО, должны не только разрабатываться с учётом профстандартов, но и сами эти программы могут пройти профессионально-общественную аккредитацию (ПОА), что будет означать их соответствие требованиям работодателей. Таких программ у нас в регионе на данный момент 14. Крупные работодатели включаются в образовательный процесс для лучшейподготовки студентов, тем самым формируют свой кадровый резерв, но этого не достаточно для системы образования. В дальнейшем, когда повсеместно произойдёт внедрение профстандартов,образовательные программы пройдут ПОА, выпускники будут обладать знаниями, умениями и практическими навыками соответствующими требованиям работодателей, и как следствие, массово подтверждать это, успешно проходя независимую оценку квалификации», — уверен заместитель директора КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций» Александр Пугач.

ЭКСПЕРТ



Михаил Петрович Головин, 
исполнительный директор, заведующий кафедрой конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств СФУ АО «НИИ Экологического и Генерального проектирования»

«Я связан с машиностроительной отраслью уже сорок с лишним лет . Такой опыт даёт мне понимание того, как много мы должны сделать, чтобы стать вровень с ведущими странами мира.
Мы должны понимать, что те, кого мы готовим, через пять лет должны быть не просто востребованы, а ориентироваться в тех развивающихся условиях, которые сформируются на тот момент. Мы уже сегодня должны понимать, каким мир машиностроения будет завтра. Он сможет вырасти только из цифровых технологий проектирования, цифровых технологий анализа отказоустойчивости изделий, почти безлюдных цифровых технологий производства машин и даже их утилизации.
Мир создал систему подготовки и переподготовки кадров, адекватную смене оборудования и технологий через пять-семь лет. Значит и нашим предприятиям нужно будет переучивать свой кадровый состав, закупать новое оборудование, а старое суметь максимально окупить за этот период.
Мягко говоря, мы можем оказаться вновь, в каком–то смысле, в «лапотной» России. Я не говорю о предприятиях ОПК. Но в целом машиностроение пытается делать современную технику старыми технологиями. Потому что даже в НПО «Энергия» не расстались с кульманами и карандашами. Материалы, технологии стали другими, и произошло это не сегодня, а уже лет 30-35 назад. По долгу службы мне приходится регулярно посещать иностранные крупные предприятия, университеты в Германии, Великобритании, Китае. И там я вижу тотальные перемены каждые пять лет. Темпы роста у нас несоизмеримы с тем, что происходит на западе. Это не просто современное программное обеспечение — это другой образ мышления и жизни.
Сегодня мир устроен так, что для того, чтобы производить что-то конкурентоспособное, необходим полный перевод жизненного цикла изделий на цифровые технологии, как единственная идеология, обеспечивающая конкурентоспособность продукции. Полная цифровизация всего процесса — от задумки до утилизации. А это значит, никаких карандашей, ручек и кульмана. Сегодня никто в мире не делает изделия с помощью этих предметов. Так, на предприятии, с которым я сотрудничаю уже много лет — АО «Радиосвязь», точность изделий во многих случаях измеряется микронами. Спроектировать, рассчитать, изготовить что-либо в микронах можно, только используя цифровые технологии. Эта проблема — глобальная для России, от её решения будет зависеть наше место и положение в мире».



«Промышленные страницы Сибири» №9 (132) сентябрь 2018 г.




Надежда Гесс.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru