Сегодня четверг 28 марта 2024 г. 17:15
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№127март 2018Энергетика и электротехника
Своими глазами
Неприятная тенденция сложилась в российской сетевой и генерирующей инфраструктуре. Вот красноречивые показатели: в 1990-х годах износ составлял 30-40%, в 2000-х — 50-60%. Сегодня цифры износа в некоторых регионах достигают 90%. В списке таких «некоторых», например, Кемеровская область и Новокузнецк. В одном из интервью замглавы города по ЖКХ заявил, что распределительные сети населённого пункта изношены на 92%. Как итог — частые сбои в энергоснабжении, и городов таких в нашей стране предостаточно. Для того чтобы «оживить» сухие статистические данные, мы обратились к директору ООО «Энергомонтажсервис Сибирь» Анатолию Филимонову. Себя Анатолий Демьянович называет «энергетиком старой закалки», а также уточняет, что работать с различными проектами ему доводилось на территории от Калининграда до Владивостока. В связи с этим мы попросили эксперта поделиться «взглядом изнутри»: охарактеризовать реальное положение дел в отрасли и рассказать о возможных причинах сложившейся ситуации.

div>

— Вам доводилась работать с энергетическими объектами в различных российских регионах. Оцените состояние отечественного электросетевого хозяйства.
— Как вы знаете, сети делятся на магистральные и распределительные. Так вот, магистральные — они являются федеральной собственностью — сегодня, можно сказать, в удовлетворительном состоянии — за исключением, может быть, ремонта фундамента, покраски опор, замены изоляции. А вот распределительные сети — 10/0,4 кВ — по всей стране чувствуют себя очень плохо. Здесь не проводится замена опор, перетяжка провода, замена его на провод большего сечения. А это необходимо делать, поскольку несколько десятилетий назад, когда линии строились, просто не было таких нагрузок, какие есть сейчас. Посмотрите на любую квартиру — насколько она насыщена электротоварами. Конечно, энергосети на такие объёмы не рассчитаны.
Проблема в том, что распределительные сети, в отличие от федеральных, принадлежат энергетическим компаниям находятся в муниципальной собственности. Владельцы не хотят вкладывать деньги в развитие сетей. Они заинтересованы в том, чтобы покрыть необходимые затраты за счёт новых потребителей. И даже прописывают это в выдаваемых техусловиях, что, на самом деле, неправильно. По закону мы платим за киловатт присоединённой мощности, а собственники сетей должны подвести их до границ объекта.

— Одинакова ли ситуация, например, в Сибири и в европейской части России? Какие факторы оказывают влияние на состояние электросетевого хозяйства?
— Здесь есть очевидная закономерность. Чем короче плечо обслуживания, тем эффективнее работают сети, тем лучше их состояние и тем проще их обслуживать. Понятно, что эти факторы взаимосвязаны. В городах и посёлках плечи обслуживания короткие — 2-3 км. Но у нас в Сибири плотность населения низкая, между населёнными пунктами могут быть десятки километров, а это увеличение протяжённости сетей. В связи с этим увеличиваются и потери, а надёжность электроснабжения снижается. Если плечо короткое, то, в случае аварии, и работы будут проведены быстро, и автоматика, скорее всего, сработает. А чем севернее регион, тем сложнее ситуация. Если ехать на Север, по дороге, скажем, до Нижневартовска, можно невооружённым глазом увидеть, как запущены энергосети. Вроде бы и инвестиции здесь большие, а до конца дело не доводится. Плановый ремонт, замена проводов, опор, обходы линий своевременно не проводятся. Потому что линии могут идти и через леса, и через болота, и к ним не всегда можно подобраться. А аварии всегда бывают: сбили, скажем, нефтяники своей проходимой техникой опору. И материалы туда приходится доставлять вертолётом.
Ну а европейская часть России значительно плотнее населена, то есть там таких проблем не возникает.

— Вы ведь работали с северными объектами, расскажите об этом опыте.
— Северные объекты всегда обходятся дороже, да и работы длятся дольше. Климатические условия, о которых я говорил выше, осложняют не только обслуживание, но и строительство энергообъектов. Приходится использовать более дорогостоящие опоры (деревянные, например, на болотах не поставишь), применять спецтехнологии монтажа: сначала бьются сваи, а потом на них уже ставятся опоры. Прокладка сетей тоже проходит по своей методике, не обойтись без работы специализированной техники. 
Да и доставка оборудования на север — это всегда большая проблема. Основной транспорт — это ведь железнодорожный, а он охватывает не все регионы. Скажем, в Ханты-МансийскВ  по железной дороге из-за её отсутствия ,материалы не доставить, и дальше Нижневартовска железной дороги нет — приходится возить автотранспортом. А если объект в Салихарде, то туда можно доставить только по воде и только летом. А в некоторые регионы, наоборот, только по зимнику. В результате стоимость оборудования и материалов возрастает. И может получиться так, что строительство трансформаторных подстанций мы выполняем в более тёплый период, опоры ставятся зимой, а монтаж проводов, изоляции — уже летом.

— А «электрификация всей страны» у нас на сегодняшний день завершена? Те же северные районы обеспечены электричеством? 
— На юге страны — да, завершилась. А на севере многие населённые пункты ещё живут с дизель-генераторами. И альтернативы, по сути, нет: сети туда тянуть нерентабельно, а ветровая или солнечная энергетика у нас присутствует в таких мизерных количествах, что в масштабах страны и говорить не о чем.

— Какие положительные изменения, произошедшие в отрасли на Ваших глазах, можно отметить?
— В отрасли я работаю с 1985 года. Могу сказать, что заметны большие изменения по подстанционному оборудованию, релейной защите и телемеханике. Появилось больше возможностей управлять коммутационным аппаратом дистанционно, следить за состоянием оборудования. Больше потребителей теперь имеют два, а то и три питания, которые позволяют автоматически включать резерв. Всё это влияет на важнейший показатель — надёжность энергоснабжения, количество бесперебойных потребителей. В случае аварийных ситуаций переподключение происходит оперативно, а значит, рабочий процесс нигде не останавливается. Ведь сегодня мы уже не мыслим жизни без электричества: это работа и станков, и компьютерной техники. Кроме того, когда сети закольцованы, снижаются затраты на обслуживание оборудование. Я думаю, именно это направление мы и должны развивать.

— Как же возможно такое функционирование электросетевого хозяйства в системе, появившейся после реформы энергетики?
— В том-то и проблема. Я энергетики старой закалки и сторонник централизованного подхода. Раньше все сети – от 750 до 0,4 кВ — относились к РАО «ЕЭС России», управление было в одних руках. Сегодня сети разделены между разными собственниками. И вот, что получается. ГЭС, ГРЭС или большая трансформаторная подстанция вырабатывают электроэнергию. Но помимо выработки есть ещё и транспортировка по магистральным и распределительным сетям, которые порой имеют очень большую протяжённость. Из-за несвоевременной реконструкции или замены сетей возникают потери — это, конечно, никому не выгодно. И если собственник один, он разрабатывает годовые или, если угодно, пятилетние планы, куда включает плановые капитальные ремонты линий всех напряжений, замену проводов, замену или реконструкцию трансформаторных подстанций и так далее. Собственнику выгодно поддерживать оборудование в работоспособном состоянии, потому что чем оно надёжнее, тем больше он получает прибыли. В нынешней же ситуации такую планомерную работу организовать очень сложно. О результатах я говорил выше.

— Из организационных нововведений последнего времени нельзя не назвать тендерную систему. Наверняка компании доводилось участвовать в торгах. Как Вы думаете, удалось ли достигнуть поставленных разработчиками целей?
— В моём понимании, тендерная система себя не оправдала. Да, наша компания несколько раз выходила на торги, но я думаю, надо с этим «завязывать». Во-первых, выигрывают всё время одни и те же компании, которые хорошо изучили «правила игры» и имеют выработанную систему. Выигрывают они за счёт выставления меньшей цены, хотя, согласно ФЗ, больше 20% падать нельзя: всё, что свыше, уже за свой счёт. Только правило это не соблюдается.
Во-вторых, по закону любой подрядчик, выигравший торги, должен за свой счёт купить материалы, за свои же деньги выполнить работы, сдать объект, а уж только потом заказчик платит. Причём сумму за вычетом 5%, которые выдаются по окончании гарантийного периода. В теории отличная идея, но на деле оказывается, что работать по такой схеме могут только крупные компании, а малый бизнес просто душат. Для небольших предприятий система тендеров невыгодна, вот мы и стараемся от неё уходить.
В-третьих, я бы сказал, что процесс организован нелогично. Компания заявляется на торги, падает в цене, выигрывает лот, и только потом оказывается, что работать на объекте она по каким-то причинам не может — нет соответствующих допусков. А другие-то участники торгов с ними конкурируют, тоже начинают цену снижать, а для чего? Я считаю, что уже на первом этапе нужно проверять всю необходимую документацию, допускать только компании, которые реально могут с этим работать.
На самом деле, уже давно идут разговоры о том, что ФЗ 44 и ФЗ 223 несовершенны. Когда претензии появились в первый раз, как раз и возник ФЗ 223 — вроде бы, учли прошлые недоработки. Только по итогу немногое изменилось, потому что за соблюдением законодательства никто не следит. Мне кажется, что нам нужна ещё одна реформа нормативной документации по реформированииВ  тендерной системы торгов. 

Анна Кучумова .

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru