Сегодня воскресенье 22 апреля 2018 г. 13:32
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№127март 2018Сектор И
Есть вакансия для робота?
Читая последние новости о развитии робототехники, можно подумать, что речь идёт о сюжете фантастического фильма — очередной части «Звездных войн» или «Бегущего по лезвию». Вот роботы заменяют людей на атомных станциях, вот они научились делать модель по схемам, а вот проверяют соответствие построек изначальным чертежам. К подобным выдающимся единичным достижениям присоединяются сообщения о развитии рынка промышленной робототехники, где поражает не полёт мысли, а темпы развития, которые взяло направление. В разных странах и в разных отраслях дела, конечно, идут по-разному. Мы решили взглянуть на этот рынок снаружи и изнутри, то есть глазами независимых аналитиков и экспертов — представителей производителей и интеграторов промышленных роботов.

Кому робота?
Для начала, давайте посмотрим, как обстоят дела с промышленными роботами «в мировом масштабе». Рынок этот сегодня видится очень перспективным. В связи с трендом на автоматизацию спрос роботизированные технологии растёт, а сами механизмы совершенствуются — процессы эти взаимосвязаны. По данным World Robotics, скачок потребления случился в 2010 году, и за последующие 4 года произошло увеличение поставок на 48%. В процесс, правда, включился не весь мир: 70% мировых продаж делают 5 стран. Самым крупным и быстрорастущим рынком является китайский, на втором месте — Япония, далее в рейтинге следуют США, Корея и Германия. Эксперты вообще делают ставку именно на азиатские рынки: здесь наблюдается и ожидается наибольший рост. На 6-м месте рейтинга всё того же World Robotics Тайвань, на 8-м — Тайланд.
Эксперты называют две отрасли, выступающих основными драйверами развития рынка: автомобильная промышленность и электрика/электроника. Автопром — это, безусловно, самый важный клиент в отрасли. Примерно 43% мировых поставок приходится именно на этот сегмент: создаются новые производства, модернизируются имеющиеся, что и объясняет рост продаж роботов.ВВВВВ 
«На сегодняшний день промышленные роботы можно встретить на самых различных предприятиях. Например, на автомобильных заводах, таких как «АвтоВАЗ», «ГАЗ», «КамАЗ», роботы занимаются сваркой кузовов, установкой кузовных деталей, вклейкой стёкол. Такова ситуация на российских предприятиях. На иностранных автомобильных заводах вы уже практически не встретите людей в цехах, где работают роботы», — подчёркивает директор по маркетингу «КУКА Роботикс РУС» Ольга Екатеринина.
«Автопром можно назвать флагманом применения робототехники: множество процессов здесь автоматизировано, и именно эта отрасль продолжает подгонять рынок роботов, подталкивать его к дальнейшему развитию. Так, например, появились коллаборативные роботы для выполнения операций вместе с людьми. Буквально несколько лет назад ученые только работали в этом направлении, старались создать систему, в которой роботы могут безопасно работать рядом с человеком, а сегодня уже многие производители выпускают такие машины», — добавляет директор ООО «Инкрафт» Юрий Завадский.
Под электрикой и электроникой эксперты подразумевают производство компьютеров, аппаратуры, радио, телевизоров, устройств связи. Спрос на такую продукцию растёт, значит, развиваются и мощности производителей, которые обеспечили 21% продаж робототехники.

Производители будущего
Закономерно, что при растущем спросе на промышленных роботов развиваются и компании, которые их выпускают. Интересно, что сразу несколько крупных предприятий представляют всё тот же Азиатский регион. Лидеры на рынке — компании известные и имеющие опыт работы в несколько десятков лет. Эксперты China.org.cn составили рейтинг производителей, взяв за основу количество созданных роботов и округлив значения. По этому критерию лидером была названа японская Yaskawa, которая установила более 300 000 роботов по всему миру, выйдя на рынок в конце 1980-х. Вторая строчка — у швейцарской ABB, которая за полвека выпустила более 250 000 железных работников. Аналогичные показатели у японской Fanuc. Далее расположились Kawasaki (более 120 000 роботов) и Nachi Fujikoshi Corporation (более 100 000). Обе компании представляют Японию. На шестой строчке — немецкий производитель Kuka (более 80 000 роботов).ВВВВВ 
Отдельное место на рынке занимают компании-интеграторы. Они проектируют, строят и устанавливают робототехнические системы, а также осуществляют перепродажу или дистрибуцию для других компаний. Некоторые интеграторы выступают партнёрами для производителей промышленных роботов, другие консультируют и предлагают робототехнические решения, после сравнения роботов от различных производителей и выбора наиболее подходящего для требуемого решения. По данным The Robot Report, по всему миру существует более 340 интеграторов. Авторы, правда, уточняют, что в данный список вошли не все российские компании, занимающиеся интеграцией промышленных роботов в производственный процесс.
Активнее всех в этом направлении работают американские бизнесмены: 6 из 10 крупнейших компания зарегистрированы в США: Wood Group Mustang, Prime Contols L.P, RedViking и другие (по данным рейтинга System Integrator Giants, ключевым критерием для распределения мест рейтинга стала годовая выручка компаний). Однако самый мощный интегратор — M+W Auromation — родом из Германии.

Что дальше?
В ближайшее время эксперты жду роста рынка промышленной робототехники. Аналитики International Federation of Robotics плагают, что в 2018 году количество установленных промышленных роботов во всём мире достигнет отметки 400000 единиц, увеличившись в среднем на 15% по сравнению с годом 2016-м. Причём произойдёт это при активном участии азиатских стран: на 10% вырастут показатели в Америке и Европе, на 18% — в Азии и Австралии. Активнее всех в развитие рынка вложатся Китай, Тайвань, Корея и Индия. По мнению экспертов, в текущем году более одной трети всех мировых поставок придётся конкретно на Китай: и производители, и правительство Поднебесной отмечают необходимость повышения уровня автоматизации. Автомобильная промышленность по-прежнему останется основным драйвером роста рынка, также эксперты допускают запросы на робототехнику в других областях, особенно в машиностроении, резиновой, пластмассовой и металлообрабатывающей промышленности, фармацевтике, индустрии пищевой продукции и напитков. Аналитики подчеркивают, что индустрия готова к выполнению подобных задач, тем более, что Китай и США расширяют производственные мощности.
Эксперты Tractica (компания специализируется на взаимодействии человека с технологиями) добавляют, что именно сейчас происходит перелом в отношении живых работников к металлическим. К робототехнике принято относиться настороженно, ведь таким образом удаётся автоматизировать производство, отказавшись от ручного труда. Отсюда и оправданные опасения: развитие направления может спровоцировать безработицу.
«Существует стереотип, что роботы заменят рабочих на предприятии, но тут палка о двух концах. Благодаря роботам на заводах появляются новые высокотехнологичные рабочие места, качество продукции увеличивается, растёт эффективность производства. Роботы заменяют человека и превращаются в помощников на самых ответственных и опасных участках, а сотрудники становятся операторами новейшего, инновационного оборудования. Количество брака существенно уменьшается, а выпускаемая продукция по своему качеству способна конкурировать с аналогами, что позволяет производству расширяться и создавать новые рабочие места. Там, где раньше производство было непременно связано с опасностью для человека, сейчас работают роботы. Многие производственные операции упростились и стали технологичнее, дешевле благодаря внедрению роботов и автоматизации в целом. Помимо этого, увеличивается время производственной смены, и предприятие даже может начать работать в несколько смен, что ранее было невозможно из-за человеческого фактора», — объясняет Ольга Екатеринина.Вот и Tractica считают, что буквально на наших глазах — к 2020 году — отношение к роботам изменится, и люди начнут воспринимать их как неотъемлемую часть жизни. По всей вероятности, это уже происходит. По данным PwC, 94% руководителей крупных предприятий, которые уже используют роботов в производстве, отметили, что продуктивность предприятия увеличилась. Так что объём рынка будет расти и достигнет $151.7 млрд к 2020 году (по прогнозам Tractica).

Родные просторы
Бросается в глаза, что во всех выводах и прогнозах аналитиков попросту отсутствует информация о России. Эксперты не смогли договориться о точном количестве роботов, которые приобретают промышленные предприятия нашей страны. Показатели колеблются от 300 до 500 в год — в последние 5 лет. Солидарны аналитики в одном: достижения эти весьма и весьма скромные. Скажем, в 2014 году Китай приобрёл 57 000 роботов, хотя это государство, как уже упоминалось, вообще выступает локомотивом отрасли. Но вот другая иллюстрация: Бразилия в том же году купила 1 300 единиц. На российскую ситуацию можно взглянуть с разных сторон. С одной, это, конечно, угроза технологического отставания, с другой же — огромные возможности модернизации производства и скачкообразного повышения его эффективности.
Есть у нас даже свои производители роботизированных систем. Например, компании BIT Robotics, которая разработала первого отечественного дельта-робота. Специалисты проводят собственные исследования, и на фоне импортозамещающих процессов работают над созданием максимально локализованного в России робота-манипулятора типа «рука». Екатеринбургская компания «Рекорд-Инжиниринг» также специализируется на производстве промышленных роботов — аналогах зарубежных продуктов и эксклюзивных экземпляров. Ведутся отдельные разработки: линейные промышленные роботы «Аркодим», роботы с параллельной кинематикой «Гексапод». Новосибирский завод АО «НПО НИИИП-НЗиК» тоже намеривается присоединиться к делу создания промышленных роботов. Заводу этому уже более века, его профильное направление — это радиотехника, и работает он, в том числе, с предприятиями ОПК. Так вот, это прославленное предприятие решило объединиться с Shanghai STEP Robot для создания универсальных 4- и 6-осевых промышленных роботов на собственной производственной базе. Но пока это только проект, партнёры намерены завершить дооснащение производственных участков оборудованием в этом году. До недавнего времени у нас был Волжский машиностроительный завод — он выпускал до 200 роботов в год для «АвтоВАЗа». Но два года назад он заявил о ликвидации направления — не было заказов. 
Прямо скажем, не густо. Наши эксперты — представители иностранных производителей роботов — на вопрос о российских профильных компаниях пожимают плечами: ни о каких серьёзных работах в этой области им неизвестно. Упоминался разве что проект «АвтоВАЗа», да и то в прошедшем времени. Национальная Ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР) насчитала на российском рынке 138 профильных компаний, но большинство из них — это интеграторы. Здесь же — научные центры, ведущие разработки в этой области. Справедливости ради, уточним, что в России есть производство роботов, и продукция идёт не только на внутренний рынок, но и за рубеж. Только это не промышленные, а сервисные роботы. Эксперты оптимистично ожидают, что наши компании в скором времени «подтянутся».
«Несколько лет назад в России был всплеск интеграторства: все вдруг решили, что это простое и прибыльное направление. Но рынок сам себя регулирует, и многие компании ушли, так и не заявив о себе. На самом деле, российский рынок достаточно сложный. Во-первых, он очень ограничен: реальных платёжеспособных проектов не так уж и много. Во-вторых, существует тендерная система, согласно которой решающим фактором является цена, а не профессионализм компании. На дальнейшую работоспособность систем внимание обращают уже во вторую очередь. В итоге с рынка вынуждены уходить даже крупные интеграторы. Так, недавно банкротом себя объявила компании, ставшая одним из пионеров отрасли в России», — рассказывает Юрий Завадский.
В целом же, на российских предприятиях работают иностранные роботы производства уже упоминавшихся компаний-лидеров. Но и таковых пока сравнительно немного. Эксперты НАУРР говорят, что плотность роботизации в России примерно в 70 раз ниже, чем в среднем по миру. Если в мире на 10 000 сотрудников приходится 69 роботов, то в нашей стране — только один.

Разруха в головах
Конечно же, желательно в кратчайшие сроки этот тренд преодолеть, а для этого важно разобраться, в связи с чем он возник. Аналитики, разумеется, эту задачу решают. Специалисты НАУРР провели опрос, и респонденты выделили несколько весьма вероятных причин невысокой активности российской роботизации. Главной из них респонденты называли отсутствие квалифицированных специалистов в области робототехники. И не похоже, что в ближайшее время ситуации изменится: вы видели учебную инфраструктуру современных вузов? Юрий Завадский также отметил этот момент: да, в некоторых российских вузах есть профильные направления, правда они обычно подразумевают тему искусственного интеллекта. Среди других важных причин были названы фактическое отсутствие собственных технологических решений, недостаточность финансирования отрасли, отсутствие понятных и прозрачных механизмов финансирования исследований, бюрократические препоны.
«В Европе процесс развития и внедрения робототехники шёл эволюционно. Росло производство, стояли задачи улучшения качества, снижения себестоимости продукции, что подготовило почву для автоматизации. У нас же предприятия не совсем точно представляют себе возможности, которые открываются благодаря промроботам. Во-первых, мы сталкиваемся с тем, что на первой волне интеграторства в России предприятия приобрели просто «железо» — без создания системы и отработки технологии. И сегодня мы можем наблюдать, что такие роботы просто стоят, превращаясь в металлолом, потому что робот сам по себе не даёт возможности автоматизации производства.
Во-вторых, наши предприятия работают на старой инструментальной базе, которая устарела как морально, так и физически. А запросы поступают примерно такие: у нас есть сложное изделие, люди не справляются, нужно поставить на это место робота. Мы можем поставить сложный комплекс, только функционировать так, как от него ждут, он не будет. Стоит идти от обратного, давать роботу простые задачи: согнуть, точно вырезать. И таким образом можно улучшить качество готового изделия. А предприятие таким образом сможет сформировать понятие о возможностях робототехники. Да, с такой операцией сможет справиться любой сварщик, да, это дешёвая операция. Но если накинуть ушедший процент брака, «социалку», то окажется, что робот быстро себя окупает. Экономическое обоснование внедрения робототехники у нас происходит непросто.
Правда, есть у нас частные компании, которые, как правило, находятся в одних руках, где робототехника спешно внедряется, где осознают перспективность направления. Такие компании даже у себя на предприятиях создают отделы автоматизации и сами становятся интеграторами», — рассуждает Юрий Завадский.
Об инертности российских компаний, равно как и о том, что далеко не всегда технический менеджмент в принципе осведомлён о возможностях промроботов, говорят и другие эксперты. Тем более, что многие наши крупные предприятия частично или полностью принадлежат государству — это фактор дополнительно тормозит процесс. В интервью «Ведомостям» руководитель робототехнического центра «Сколково» Альберт Ефимов объяснил, что в России пока слишком мало технологически развитых предприятий. Вопрос о возможности использования роботизированных технологий, по его словам, нередко встаёт уже в последнюю очередь, когда все кадры уже подобраны, а энергообеспечение налажено (это две важные задачи, которые могут решать роботы). Да и вообще, при нашей стоимости рабочей силы, человеческий труд оказывается дешевле. Правда, в скором времени аналитики ожидают в стране кадровый голод: «старая гвардия» уходит на заслуженный отдых, а молодые люди неохотно идут на работу, связанную с механизированным трудом. То есть на российских предприятиях должны появиться вакансии для роботов.

Юрий Завадский,

директор ООО «Инкрафт»

«Можно говорить о совокупности факторов, обусловивших развитие рынка робототехники. Роботы позволяют усовершенствовать работу производства там, где есть серийность — именно от этой функции они и развивались. Нам ещё в советской школе рассказывали, как изнуряет людей конвейер, и замена человека в этом монцотонном труде — идеальная для робота работа. Хотя сегодня многие компании разрабатывают такое программное обеспечение, которое позволяет спонтанно создавать программы для роботов, и речь уже идёт о малосерийный операциях. На сегодняшний день это один из трендов развития.Второй фактор — это возможность уменьшения себестоимости продукции. Автоматизация – это, безусловно, инвестиции, но разовые. Новые затраты не генерируются, как в случае с сотрудниками.И третий фактор — это, конечно же, гарантированное качество. Потому что робот одинаково работает и в начале, и в конце смены, и перед выходными, и после, и от состояния его здоровья и настроения итог не зависит. В России, да и во всём мире мы наблюдаем катастрофическую нехватку кадров для работ, где мало-мальски требуется качество. А удержать их ещё сложнее, чем найти, и дополнительные затраты впоследствии отражаются на стоимости конечной продукции».




Михаил Патрушев

генеральный директор ОООВВВ  "Альфа Инжиниринг"

«Я абсолютно уверен, что в ближайшие 10 лет мы станем свидетелями взрывного роста на рынке роботов всех классов, в том числе и промышленных роботов. С момента своего зарождения, вернее, с того момента, как робототехника перестала быть уделом энтузиастов, а начала обретать черты отрасли промышленности, она всё время развивалась поступательно. У неё не было серьёзных спадов, и всё это время она накапливала внутри себя качественные изменения, тот научный, технический и мировоззренческий потенциал, который сейчас должен вырваться наружу. Обратимся к цифрам, чтобы увидеть, что конкретно ждёт мир в следующие 5-10 лет. По мнению Boston Consulting Group, мировой рынок промышленных роботов достигнет в 2025 году 87 миллиардов долларов. По мнению же аналитической компании Tractica, объём рынка всех роботизированных технологий, который будет включать также искусственный интеллект, автономные автомобили и беспилотные летательные аппараты, составит 237 миллиардов долларов.

Давайте перечислим десятку лидеров на рынке промышленных роботов. Это FANUC (Япония), которую мы представляем на российском рынке, KUKA (Германия, Китай), ABB (Швеция, Швейцария), KAWASAKI (Япония), Motoman (Yaskawa) (Япония, США), OTC DAIHEN (Япония), Panasonic (Япония), KC ROBOTICS (США), TRITON MANUFACTURING (США), KAMAN CORPORATION (США).

«Промышленные страницы Сибири» №11 (124) ноябрь 2017 г.

скачать pdf

Кира Истратова.

Новости
 
Компании из России, Китая, Белоруссии и Японии продемонстрируют оборудование на Mashex Siberia 2018
С 27 по 30 марта в Новосибирске......
 
 
«КРАСНОЯРСК-ВОСТОК-СЕРВИС» приглашает промышленные предприятия для участия в квест-конференции
28 февраля 2018 года впервые в Красноярске......
 
 
«Бош Термотехника» подвела итоги 2017 года
2017 год для «Бош Термотехника» получился насыщенным......
 
 
Специалистов приглашают на выставку Aquatherm Novosibirsk 2018
С 13 по 16 февраля будет проходить......
 
 
KUKA открыла новый офис в Москве
Немецкий производитель промышленных роботов KUKA отпраздновал 10-летие......
 
 
Красноярску пообещали новый речной вокзал и метро
Новый министр транспорта Красноярского края утвердил транспортную......
 
 
Компания «Балканкар» осваивает новое направление
Красноярская компания «Балканкар» расширяет номенклатуру продукции. Своим......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru закажите установки рекуперации растворителей