Сегодня пятница 14 декабря 2018 г. 14:40
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№126январь 2018Энергетические страницы
Турбины наши!
Скандал с крымскими газовыми турбинами Siemens, кажется, наконец, затих. Завершилась история, можно сказать, благополучно: полуостров обрёл энергонезависимость, немецкий поставщик обошёлся без санкций, а «жертвы» с российской стороны были предсказуемыми и, по сути, оправданными (под расширенные санкции Евросоюза попали три компании и три физлица).

Но остался путешествующий по интернет-форумам разного уровня профессионализма вопрос: «А почему Siemens? Мы что, сами не можем произвести необходимое оборудование?». В каком состоянии сегодня находится российское турбиностроение, и как эксперты оценивают перспективы развития отрасли?
Дела крымские
Для начала имеет смысл расставить все точки на «i» в крымской истории. Как вообще могло получиться так, что огромная промышленно развития страна попала в зависимость от немецкого производителя, да ещё в энергетике – стратегической отрасли? На самом деле, антипатриотические рассуждения вроде «Отдали страну басурманам!» и «Да как же вы допустили…» нуждаются в серьёзных уточнениях. Газовые турбины в России успешно выпускают сразу несколько заводов, эти предприятия развиваются, и продукция их востребована. Её используют для нужд родной страны и поставляют за границу. Только вот это турбины мощностью до 27 МВт (за некоторым исключением, об этом — ниже). Крымским станциям же потребовались механизмы более серьёзные, и немцы продали нам турбины на 157 МВт каждая. Такие агрегаты мы в настоящий момент не производим: эксперты объясняют это тем, что потребность в них крайне низкая.
В Крыму просто наложились несколько факторов: станцию надо было построить быстро, воды при этом наблюдался дефицит, а итоговая стоимость энергии должна была быть максимально низкой. Примерно так сегодня объясняется выбор в пользу немецких турбин: дескать, нет экономических резонов организовывать производство подобных механизмов, зато есть полуторавековой опыт сотрудничества с Siemens и локализованное производство компании. Крымский проект исключительно важен — с какой точки зрения не посмотри. Речь идёт не просто о создании новых энергетических мощностей, но и о престиже государства. Ведь за российский поведением на вновь обретённом полуострове сегодня пристально наблюдает весь мир. Так вот, провалить такое мероприятие было ни в коем случае нельзя, поэтому важно, чтобы оборудование было многократно проверенным — а не с шильдиком «сделано в России», но недоработанным. Да и вообще, такие ли «сименсовские» турбины немецкие? Ведь изначальная локализация продукции составляет 50%. Да, в текущих условиях подобная сделка была небезопасной, но об этом было известно заранее, так что участники постелили соломки.
Организация собственного производства такого оборудования — дело не одного дня. Для иллюстрации: на создание турбины SGT5-8000H у Siemens ушло целых 10 лет. Проблема требует серьёзных организационных и финансовых решений. Принимать их надо было не когда жареный петух уже клюнул, а много лет назад. Вряд ли можно считать достижением тот факт, что в настоящее время 48 электростанций России оборудованы газовыми и паровыми турбинами Siemens (по информации самой компании). Это оборудование обеспечивает 17% установленной мощности ТЭС в России, а суммарная мощность электростанций, где задействовано оборудование концерна, достигает 27,9 ГВт. Конечно, из «иностранцев» у нас не только Siemens, есть ещё и турбины GE, Mitsubishi, Kawasaki и других производителей. Все они в сумме выпустили для российских энергообъектов 244 газовых турбины (по данным Минэнерго), что составляет 63% от общего количества. Эксперты объясняют ситуацию тем, что российская энергетика развивалась в переходный период отечественной истории, как раз когда наши машиностроительные предприятия переживали не лучшие времена. Руководство молодой постсоветской России решило велосипед, то есть энергооборудование, не изобретать, а закупить за рубежом, и сегодня мы имеем закономерные последствия подобной недальновидной политики. Кажется, что сегодня за решение проблемы всё-таки взялись — крымская история явилась хорошим драйвером.

Сохранить овец и накормить волков
Примечательно, что Siemens с хлебного российского рынка уходить не собирается. Немецкого гиганта ни пугают ни санкции, ни скандалы, ни российские планы массового импортозамещения.
«Несколько компаний сейчас проводят большие конкурсы с теми же турбинами, Siemens в этих конкурсах участвует», — цитирует ТАСС слова заместителя министра энергетики РФ Андрея Черезова (чиновник стал одним из троих, кто попал под расширенные санкции Евросоюза).
Эксперт, в частности, сообщил, что Siemens проявляет интерес к участию и в конкурсе на поставку турбин на ТЭС на Тамани, который объявят в скором времени. В этом нет ничего удивительного: рынок этот узкий и конкурентный. Чиновник добавил, что в настоящее время на мировом рынке пошёл на спад объём строительства энергообъектов, и с ходу назвал несколько компаний, которые могли бы заменить Siemens в том числе и в Крыму. То есть интерес немецкого производителя к российской энергетике вполне оправдан, что и объясняет поведение компании в сложившейся ситуации. Да и вообще, у Siemens в нашей стране многомиллионные контракты не только, а точнее, не столько в энергетике. Из крупного можно вспомнить железнодорожное направление, где немцы приложили руку и к «Сапсанам», и к «Ласточкам» — к созданию и сервисному обслуживанию. Так что компания в «стране берёзового ситца» обосновалась всерьёз и надолго.
Уже работаем
То, что перспектива решать собственные энергетические проблемы в гордом одиночестве перед Россией не стоит, это, конечно, замечательно. Но всё-таки: что с нашим собственным производством?
Как уже упоминалось, наша страна всерьёз настроилась на импортозамещение, и производители грозятся довести до ума многообещающий проект. Речь, конечно же, о ГТД-110М НПО «ОДК-Сатурн», доработать которую обещают вот уже пять лет. В 2012-м энергетики начали жаловаться на турбины «Сатурна» предыдущего поколения (между прочим, это были первые российские газовые турбины мощностью более 100 МВт), и производитель заключил соглашение с Роснано и «Интер РАО» на разработку новой, более совершенной модели. В этом году прошли первые испытания разработки, которые подтвердили эффективность первоочередных НИОКР проекта.
«Проведённая «Инжиниринговым центром «Газотурбинные технологии» и НПО «Сатурн» работа показала верность выбранных решений, направленных на устранение «детских болезней» ГТД-110. В результате по ключевым технико-экономическим параметрам ГТД-110М конкурирует с лучшими зарубежными аналогами. В ближайшее время мы будем готовы предложить потенциальным заказчикам конкурентоспособный двигатель большой мощности», — сказал заместитель генерального директора АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» — руководитель дивизиона «Энергетические и промышленные программы» Сергей Михайлов.
Чем же наши установки лучше импортных, помимо того, что своя рубаха ближе к телу? Разработчики, а вместе с ними и курирующие проект чиновники обещают настоящее чудо инженерной мысли. Пресс-служба «ОДК-Сатурн» сообщает о высоком КПД новой турбины — 36,5% (ISO), что сделает белее выгодной стоимость жизненного цикла изделия. Кроме того, в компании подчёркивают, что среди других особенностей будущей турбины «хорошая динамика по росту и сбросу мощности при переходных процессах, высокие показатели топливной эффективности, низкая себестоимость выработки электрической и тепловой энергии». Независимые эксперты также говорят, что российские разработчики предусмотрели много оригинальных решений, благодаря которым ГТД-110М не просто заменит, а превзойдёт импортные аналоги. Например, в конструкции новой турбины используются пустотелые валы – идею позаимствовали у кораблестроителей. В результате изделие станет и дешевле за счёт снижения металлоёмкости, и легче. У той же Siemens, например, такой технологии нет.
А как же история о том, что на подобное оборудование нет спроса? А это, оказывается, как посмотреть. Выпуск турбин высокой мощности — это, конечно, не конвейерное производство, но возникла же потребность для тех механизмов, которые у нас уже работают, и которые для наших предприятий выпустили иностранцы. За 20 лет, но возникла. И стране потребуются новые турбины, по словам Андрея Черезова, 2-3 единицы в год. А это 53 штуки до 2035 года — отличный производственный план для предприятия. В НПО «Сатурн» потребность в энергетических установках и вовсе оценивают в 80 штук до 2030 года.
«На долгосрочный период, с учётом прогнозного прироста потребляемой мощности до 2035 года на 24 ГВт, а также потребности в замене устаревших турбин с наработкой свыше 300 000 часов (турбины типа К-300) спрос на турбины большой мощности в России должен составить порядка 53 единиц. При отсутствии в стране проектов, требующих резкого прироста мощности, 53 единицы — это значительный рынок», — цитирует чиновника ТАСС.
Чем богаты
Как уже упоминалось, в России есть и другие турбиностроители, которые занимают свою долю рынка. По тем же данным Минэнерго, в 2017 году у нас работали 147 собственных газовых турбин – 37% от общего количества. Правда, надо сказать, что газовые турбины — это не совсем «наша тема». В СССР ставка больше делалась на уголь и нефть, так что турбины активнее создавались паровые, а первые газовые агрегаты у нас стали делать уже в 1950-х. Причём эта технология использовалась всё больше в авиастроении, поэтому ряд современных предприятий, представляющих сегодня эту отрасль, являются ещё и производителями авиадвигателей. Тот же «Сатурн» изначально создавал двигатели для самолётов, а уже на их базе появились энергетические турбины. И всё-таки направление это в нашей стране развивается, да при том представители отрасли — предприятия известные и опытные: их возраст обычно начинается от 50 лет. Опять же, «Сатурн»: завод в этом списке старожилов, решение о его создании было принято ещё до революции.
А «Ленинградский металлический завод» свою историю отсчитывает ещё со времён императора Александра II. Вот уже 12 лет предприятие является филиалом ОАО «Силовые машины». Есть у него свои интересные разработки, одна из недавних — газотурбинная установка ГТЭ-65 мощностью 65 МВт. Она представляет собой одновальный агрегат, предназначенный для привода турбогенератора и способный нести базовую, полупиковую и пиковую нагрузку как автономно, так и в составе парогазового блока. Правда, активно используется и чужой опыт. С часто упоминаемой в «турбинной истории» компанией Siemens «ЛМЗ» подписал договор на право производства и продажи в РФ и Белоруссии газотурбинной установки ГТЭ-160. Две таких турбины отправились на российско-китайскую Хуадянь-Тенинскую ТЭЦ, которую ввели в эксплуатацию в прошлом году. Всего же за свою историю завод выпустил более 150 газовых турбин — и в разы больше паровых и гидравлических. Продукция завода активно уходит и на экспорт.
«Уральский турбинный завод» (входит в холдинг РОТЕК, находится в Екатеринбурге) в 2017 году завершил изготовление 900-й паровой турбины. Юбилейной машиной УТЗ стала К-65-12,8, выпустили её для энергосистемы Калининградской области — второй из трёх машин для Приморской ТЭС. А вообще, это предприятие многопрофильное: оно проектирует и производит паровые теплофикационные турбины средней и большой мощности, конденсационные турбины, паровых турбины с противодавлением, турбины мятого пара, газоперекачивающих агрегатов, энергетические газотурбинные установки. По информации самой компании, половина российских установок такого рода создана именно ими. Турбины УТЗ также идут «в мир» — эксплуатируются в 24 странах.
Омский завод «Салют» (АО «НПЦ газотурбостроения «Салют») вообще-то специализируется на производстве газотурбинных авиационных двигателей, но спускается и на землю: разрабатывает и выпускает наземные промышленные ГТУ (газотурбинные установки), ядром которых являются снятые с производства и вооружения двигатели АЛ-21. Например, газотурбинные двигатели производителя работают на электростанции Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения предприятия ООО «Газпром добыча Надым» — «газпромовской» «дочки». Есть и другие объекты — посёлки или городские микрорайоны — чьё энергообеспечение «организовано» омичами.
А ведь есть ещё самарский ПАО «Кузнецов», Казанское МПО, Пермский моторный завод, ОДК — Газовые турбины» в Рыбинске, Невский завод в Санкт-Петербурге и другие производители. И в этом списке — лишь создатели газовых турбин. Так что совершенно необоснованно общественность записала отечественное турбостроение в умирающие отрасли — направление это развивается и чувствует себя очень неплохо. Тем более, что регулярно появляются новости о создании и реконструкции российских энергообъектов с использованием российских агрегатов. Просто истории эти значительно менее популярны, чем крымский скандал.
 
Турбина в будущее
Вот и эксперты рисуют нашей турбиностроительной отрасли неплохие перспективы. Аналитики международной консалтинговой компании Frost & Sullivan оценили текущую ситуацию и подготовили экспертный прогноз развития рынка энергетических турбин до 2025 года. Эксперты нарисовали следующую картину.
По их мнению, объём продаж газовых турбин увеличится до 78,7 ГВт или 23,7 млрд долларов, в то время, как популярность паровых, напротив, будет снижаться. Российским продуктам к этому времени будет принадлежать 4,1% мирового рынка газовых турбин, остальную часть поделят между собой США, Канада, Китай и государства ближневосточного региона. Америка так и останется лидером отрасли, ещё больше увеличив свою долю — до 22,2%. К слову, так «любимый» Россией Siemens в общемировом рейтинге занимает не первую, а только вторую строчку (31,8% рынка). В лидерах же — американская GE, занимающая 40% рынка. Понятно, что с такими гигантами тягаться мало кому удаётся, поэтому доля остальных производителей, в том числе и российских, «в мировом масштабе» очень невелика.
Любопытно, что, согласно тому же источнику, доля России в структуре мировых продаж паровых турбин будет расти — при том, что аналитики говорят об общем грядущем снижении продаж. Frost & Sullivan констатируют, что угольная генерация вряд ли уступит рынок кому бы то ни было, поскольку только этот ресурс способен удовлетворить спрос на энергию на развивающихся рынках. Да и те станции, что уже работают по всему миру, тоже вряд ли начнут массово закрываться. А ведь часть из них построено полвека назад, а некоторые объекты даже старше, а значит, им предстоит реконструкция. В России этот процесс уже идёт, и примеров замены турбинного оборудования найдётся очень много. К тому же, в целом ряде стран развивается атомная энергетика, где также могут пригодиться паровые турбины. В том числе и турбины российского производства.


Крыма выдачи нет!

Коротко напомним «основные вехи» истории крымских турбин. Три года назад совместное российско-немецкое предприятие (немецкую сторону представлял Siemens) получило крупный заказ – 4 турбины для таманской ТЭЦ. И сразу появились предположения, что оборудование такой мощности Краснодарскому краю не нужно, а агрегаты на самом деле изготавливаются для Крыма. Siemens инсинуации отвергал: дескать, как мы можем пойти на нарушение международных санкций? Потом, конечно, оказалось, что оборудование изначально создавалось для поставки на полуостров, а строительство таманской ТЭЦ и вовсе не начиналось. Турбины для подстраховки пытались купить через иранского партнера Siemens, но сделка так и не состоялась – немецкий производитель испугался и запретил её. Время поджимало, и через компанию «Техноэкспорт», которая то банкротилась, то воскресала, турбины в Крым всё-таки поставили – предварительно в России они были модернизированы с помощью собственных технологий. И тут взорвалась бомба, поскольку информация о сделке стала достоянием общественности. Начались страшилки о том, что Siemens разорвёт с Россией отношения, потребует «вертать взад» турбины, а нас накроют новые санкции. Последние состоялись, под них попали три компании, которые, по всей вероятности, с этим расчётом и создавались, и три физических лица. А вот Siemens в опалу не попал, руководство компании дало уклончивые комментарии, из которых можно сделать вывод, что и уходить с российского рынка они вовсе не собираются. Да и турбины у нас забирать, по всей вероятности, никто не собирается. Надо полагать, что теперь, когда буря улеглась, стороны договорятся полюбовно.


«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (126) январь-февраль 2018 г.

скачать pdf

Кира Истратова.

Новости
 
На форуме расскажут, как данные космомониторинга могут использовать районы края
В рамках VII Международного инновационного форума пройдет......
 
 
Технологии для успешного развития Енисейской Сибири презентуют на Сибирском энергетическом форуме
С 21 по 23 ноября в Красноярске......
 
 
Роспотребнадзор зафиксировал превышение ПДК взвешенный веществ в нескольких городах Красноярского края
12 000 исследований на наличие загрязнений провели......
 
 
Минприроды предлагает решать «мусорную проблему» централизованно
Озвученная ещё летом идея создания государственной управляющей......
 
 
Новое рабочее колесо установили на Красноярской ГЭС
Фото: kges.ruНа гидроагрегате №5 Красноярской ГЭС продолжается......
 
 
Новосибирский «ЭЛСИБ» выпустил генератор для Красноярской ТЭЦ-3
Фото: sibgenco.ruНа Красноярской ТЭЦ-3 состоялась плановая замена......
 
 
IEK расширяет ассортимент продукции для тяжёлых кабельных трасс
В 2018 году IEK GROUP объявила о......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru заказать саморегулирующий греющий кабель здесь . Купить сейф. На сайте http://privatsafe.ru можно посмотреть сейф для хранения документов в Москве.