Сегодня суббота 4 мая 2024 г. 21:34
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№26октябрь 2008Тема номера
Лесной кодекс строит рыночные отношения
1 января 2007 года в силу вступил один из самых противоречивых документов Российской Федерации — новый Лесной кодекс, главный закон лесопромышленного комплекса.

Главным образом он направлен на решение двух основных задач: развитие рыночных механизмов и привлечение в отрасль серьезных инвестиций, обеспечивая при этом сохранение и воспроизводство леса как основного природного богатства страны. Новый Лесной кодекс в широком его понимании призван «связать» лесное и земельное законодательство. Этот нормативный акт вводит в лесные отношения рыночные механизмы, добиваясь при этом определенного объема оборотоспособности и расширяя имущественные отношения. С этой целью понимание леса как единого целого было разделено на два понятия: «лесные насаждения» и «лесные участки».
Одним из основополагающих изменений стала смена разрешительного порядка лесопользования на заявительный. Если раньше право на лесопользование осуществлялось путем выписки лесорубочных билетов, то теперь лесопользователю необходимо подавать декларацию. По мнению специалистов Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, новые правоотношения заставляют его более ответственно относиться к использованию лесного ресурса. Теперь лесопользователь сам, путем составления проекта освоения лесов, обязан заботиться об охране, защите, восстановлении леса, а также о рациональном и законном использовании. Следуя общей тенденции в законодательстве, новый Лесной кодекс, по сравнению с прежним, имеет большую экологическую и природоохранную направленность.
При отражении изменений лесного законодательства через статистические данные мы увидим следующую картину. В 2006 году на территории Красноярского края было проведено 316 аукционов по продаже лесных насаждений, продано 1?418 лесосек объемом 1?826,8 тыс. кбм. В 2007 году — 76 аукционов, продано 912 лесосек, объемом 1?379,2 тыс кбм. Снижение объема продаж обусловлено тем, что аукционы начали проводиться только с октября 2007 года. Это связано с тем, что с вступлением в силу нового Лесного кодекса РФ процедура проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений изменилась. По состоянию на 17 октября этого года проведен 231 аукцион, продано 1?809 лесо­сек объемом 1?983,2 тыс. кбм.
К собственности через аренду?
Процедура передачи лесных участков в аренду, по сравнению с 2006 годом, стала более «прозрачной»: по новому ЛК РФ вместо конкурсов проводятся аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесных участков. При приеме заявок на участие в данных аукционах существенно уменьшился пакет необходимых для участия в аукционе документов. Аукцион проводится в виде устных торгов, где договор заключается с тем участником, который предложил более высокую цену.
Однако более чем туманным остался вопрос частной собственности на лес и лесные земли. С одной стороны, ЛК РФ говорит, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8), и может быть заключен только договор аренды лесного участка на срок от 1 года до 49 лет или, при других условиях, от 10 до 49 лет. Но с 22 июля, со времени внесения в Кодекс последних поправок, статья 9 ЛК стала выглядеть следующим образом: «Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».
А, как известно, в 624 статье уже Гражданского
кодекса говорится о возможности выкупа арендованного имущества. Конечно, чиновники на всех уровнях власти заявляют, что к лесу это будет неприменимо, но существует вполне реальное опасение, что это противоречие будет воспринято некоторыми лесопользователями как лазейка в законе.
Инвестиционная приманка
Принцип аукциона тоже имеет своих противников. Мелкие лесопромышленники боятся остаться при такой системе не у дел, поскольку обладающие большими финансовыми возможностями иностранные инвесторы грозят получить в свое распоряжение все зеленое золото России. Но законотворцы успокаивают: бояться здесь нечего.
Как говорит депутат Законодательного собрания Красноярского края, член комитета по природным ресурсам, земле и экологии, Сергей Шахматов, ошибочно представлять то, что ЛК направлен только на крупных инвесторов. «Сегодня, благодаря Кодексу, мы имеем возможность резервировать участки под крупные инвестпроекты, которые потом по договору субаренды на конкурсной основе предлагаются мелкому и среднему бизнесу. Если бы власти не резервировали эти участки, то ,возможно,
и пришли бы зарубежные инвесторы», — говорит депутат.
Остается открытым вопрос передачи лесных участков в пользование нескольким арендаторам для различных, не взаимоисключающих друг друга видов пользования.
Каждый лесной участок, согласно действующему законодательству, является отдельным объектом недвижимости с четко определенными границами. Соответственно, невозможно предоставление для использования разным лицам лесных участков, границы одного из которых пересекают границы второго либо полностью входят в его границы.
В рамках реализации комплексного проекта развития Нижнего Приангарья, других федеральных и краевых программ ведется активная работа в крае по созданию линейных объектов (ЛЭП, автодорог), проводится геологоразведка и добыча полезных ископаемых. Нередко приведение объектов в соответствие с проектной документацией требуется по уже переданным в аренду лесных участкам и иным лесопользователям.
В результате, возникает проблема с невозможностью передачи в аренду лесных участков организациям, ответственным за создание вышеуказанных объектов, так как они уже обременены арендными отношениями. Уже сейчас в агентстве лесной отрасли находятся более 50 заявок на заключение договоров аренды, которые не могут быть реализованы из-за сложившейся ситуации. Это ставит под угрозу срыва реализацию программ развития Красноярского края, связанных с созданием различного рода инфраструктуры в лесном фонде, добычи полезных ископаемых. Для решения этой проблемы необходимо принципиально пересмотреть действующее гражданское и лесное законодательство в части предоставления возможности передачи разным лицам под разные невзаимоисключающие виды использования лесов одних и тех же площадей лесного фонда.
Три месяца на работу
Не менее «узким» остается документ в части лесных деклараций. Как уже упоминалось, лесным законодательством предусмотрена смена разрешительного порядка использования лесов на уведомительный. Если раньше лесхоз оформлял лесорубочный билет на основании приказа агентства лесной отрасли Красноярского края для лесопользователей, который давал им право приступить к использованию лесов в определенный период времени на определенных участках, то в рамках нового лесного кодекса лесопользователь самостоятельно оформляет Лесную декларацию, которую в установленные сроки подает в агентство лесной отрасли края.
Порядок подачи лесной декларации установлен Приказом МПР, однако он не полностью отражает процедуру подачи и заполнения лесной декларации. Исходя из утвержденного порядка, орган исполнительной власти при получении лесной декларации фактически может только получить и хранить ее, даже в случае, если она не соответствует законодательству.
В этом отношении ведомство Андрея Гнездилова видит такие проблемы, как отсутствие порядка рассмотрения лесной декларации органом власти субъекта, сроков ее приемки. По мнению министра, лесная декларация должна оформляться на основе достоверных данных отвода лесных участков, намеченных для проведения работ и описания их товарной структуры. Однако, проверить достоверность представляемых в декларации сведений орган власти не может, так как лесопользователь не обязан представлять, а орган власти соответственно требовать — исходных материалов, легших в основу
декларации.
Такая ситуация может повлечь массовые нарушения лесного законодательства со стороны недобросовестных субъектов лесных отношений.
Кроме того, в Кодексе не отражен механизм по отказу в приемке или отмене декларации, в том случае, если в ней отражены неверные данные и не обозначены порядок и сроки внесения изменений и дополнений в лесную декларацию. И, например, с учетом возникновения таких ситуаций, как лесные пожары, труднодоступность лесосек в связи с погодными условиями, потребуется оперативно произвести замену задекларированных для работы лесосек на другие, чего новый закон просто не позволит сделать. Помимо этого, необходимо предусмотреть возможность продления срока действия лесной декларации при возникновении обстоятельств, препятствующих освоению лесосек.
Олег Дзидзоев, председатель Союза лесопромышленников Красноярского края: «По новому Лесному кодексу арендатору выписывают декларации, которые фактически действуют не более трех месяцев. Но прежде чем провести декларацию, этому арендатору необходимо совершить огромную бумажную работу. И, если лесозаготовитель получит ее в октябре, уже к концу календарного года срок действия бумаги иссякнет. В том же случае, когда за этот срок предприниматель по сезонным причинам не успел завершить свою деятельность, чтобы подать декларацию повторно, ему снова придется ходить по бюрократическим лестницам. По моему мнению, декларация должна выписываться минимум на год, с правом продления. То, что, реформировав лес­хозы, все права передали теперь краевым агентствам или комитетам — это тоже не правильно, — сетует лесопользователь, — надо было оставить хоть какие-либо права за руководством лесничества, чтоб людям не приходилось ездить для подписания каких-то мелких бумаг за 300-500 километров из районов в краевой центр».
Почти два года работы нового Кодекса показали, что до полной отладки еще далеко. Бизнесмены в один голос твердят о поспешности принятия столь «сырого» документа. Между тем, чиновники надеются на положительный эффект и весьма благополучную перспективу Кодекса, ставшего поистине переломным.
«Мы окончательно и бесповоротно навели в отрасли порядок. Сегодня мы четко понимаем, кто какими функциями наделен, — уверен Сергей Шахматов. — Благодаря введению аукциона, мы добились увеличения бюджетных поступлений. Но нельзя в таком основополагающем, стержневом законе прописать ситуации на все случаи жизни. На самом деле, это стратегически правильный документ, однако нельзя получить идеальный документ на-гора — меняются обстоятельства, меняется социально-экономическое положение страны. Исходя из этого, в Лесной кодекс со временем будут вноситься соответствующие изменения».

 

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru